• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная образовательная программа Музыкально-ритмическое развитие детей

Дополнительная образовательная программа Музыкально-ритмическое развитие детей

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дополнительной общеобразовательной программе

«Музыкально- ритмическое развитие ребенка»


Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкально- ритмическое развитие ребенка» направлена на коррекцию слухового внимания и чувства ритма у детей, занимающихся хореографией.

Вид программы-модифицированная.

Данная программа разработана на основе:

- Боромыкина О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением, С-П.,1999.

- БеликИ.С. Музыка против глухоты, М.: Владос. 2000.

-Волкова М. Логоритмика,М.: Просвещение, 1984.

- Сурдопедагогика, под ред. Е.Г. Речицкая, М.:Владос, 2004.

-Хризман Т., Еремеева В., Лоскутова Т. «Эмоции, речь и активность ребенка». М., 1991.

-Чистякова М.И. Психогимнастика, М. Просвещение,Владос, 2004,

-Программа отредактирована в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ и с примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей /приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06 - 1844.

-Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений», М.: Просвещение, 2005.

-Яхнина Е.З.Методика музыкально - ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха, под ред. ПузановаБ.П., М.:Владос, 2003.

Актуальность, педагогическая целенаправленность программы:

Система дополнительного образования призвана помочь ребенку найти себя во взрослой жизни, определив свои способности, вкусы, развить их. Получить и коммуникативные навыки, стать культурной, творческой личностью.

Идея синтеза музыки и движения пришла с Древней Греции. Наряду с гармонией звуков стали развиваться поэзия,танец,философия, творчество, что послужило расцвету целой воспитательно-образовательной системыдуховно - нравственного,эстетического, культурного развития греков. Эта система распространилась на всю Европу и стала мировым достоянием. Швейцарский педагог-музыкант Эмиль-Жак-Далькроз, внесший свой вклад в разработку системы музыкально-ритмического воспитания, подчеркивал великую пользу таких занятий для детей. Это развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения, эмоционального состояния, физического развития- биосоциального воспитания.

Прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Ж. Далькрозалегла в основу работ российских педагогов. Профессор Н.Г.Александрова, закончившая польский Институт музыки и ритма местечко Хеллерауставила ритмику в «центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, художественного развития» и т.д. Н.Г. Александрова совместно с российскими педагогами организовала Московскую Ассоциацию ритмистов. Они разработали учебные программы для школ, училищ, консерваторий, систематизировали практический материал.

Члены Московской ассоциации ритмистовВ.А. Гринер, Ю. А. Двоскина, У.В.Конорова и Н. Г. Александрова справедливо утверждали: «Кем бы не вырос ребенок, ему необходимо потренироваться в ритмических упражнениях, оказывающих благоприятное воздействие на него во всех планах. Для нас педагогов это очень важно и актуально…».

Специальные типовые программы по данной проблеме формирования музыкально-ритмического слуха для занятий хореографии - отсутствуют.

Опыт работы с хореографическими коллективами показал, что некоторые дети обнаруживают неспособность в 6-летнем, 7-летнем возрасте воспроизвести темп, ритм, рассредоточены, рассеяны и невнимательны, испытывают неуверенность, неловкостьв процессе обучения из-за неспособности успешно выполнить задание, данное педагогом. Возникла идея проведения коррекционных занятий, помогающих ребенку адаптироваться, подтянуться до осуществления целей и задач, ставящихся педагогом - хореографом в учебной деятельности, Грамотная организация педагогического процесса позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ребенка, содействует успешному развитию личности.

Занятия носят личностно-ориентировочный характер и являются комплексными.

Цель:

Целью данной программы является:развитие личности ребенка, его творческого потенциала через формирование слухового внимания и чувства ритма.

Задачи:

  1. Формирование музыкальности ребенка: слуха, ритмического, темпового,динамического, ладового восприятия.

  2. Развитие интеллектуальных процессов: память, речь, внимание, способность к анализу.

  3. Формирование и развитие психических процессов: умение сосредоточиться, выдержка, терпение, сила воли, трудолюбие, обретение уверенности в себя, комфортного и полноценного пребывания и труда в хореографическом коллективе.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 6-10 лет.

Учитывая возрастные особенности этого возраста: непоседливость, импульсивность, недостаточность воли, непроизвольное неустойчивое внимание-подвигло избрать основной формой обучения на занятиях- игру. С ее помощью взрослый успешно может строить ценнейший детский мир. В процессе игры повышается подвижность и гибкость целей, расширяется сфера ожидаемого результата. Игра оказывает прямое влияние на развитие личности, всех сфер психики: интеллектуальной, мотивационно-эмоциональной, волевой. Устраняя либо резко снижая стрессовость неблагоприятных ситуаций, повышается общий положительный тонус.

Формы и методы обучения

Ведущее место отводится задаче формирования полноценно развитой личности ребенка в процессе обучения разнообразным видам деятельности. Это музыкально-дидактические, музыкально - ритмические игры, упражнения, этюды, задания, наглядность, работа с музыкальными инструментами, использование художественного слова, слушания,объяснений, вопросов,использования материально-технической базы, применения ИКТ-технологий. В программе имеет место задача овладения музыкальной терминологией; способностью сравнивать, анализировать, определять; знание азов музыкальной грамоты.

Программа выстроена по дидактическим принципам: от простого к сложному, доступность, последовательность, системность и систематичность.Предусмотрена проверка овладения программных задач путем выполнения срезовых диагностических заданий на занятиях в теченииучебного года: входящая /сентябрь/, промежуточная/декабрь/, итоговая/май/. Методами контроля могут быть игровые, тестовые задания; выполнение муз-ритм. заданий, этюдов; работа с раздаточным дидактическим материалом; беседы, викторины, успешная работа на занятиях хореографии, концертные выступления, ежегодные отчетные концерты хореографического коллектива.

Овладев программным содержанием, ребенок становится смелее, обретает уверенность в себе, становится равным в танцевальном коллективе, готовым успешно развиваться и далее овладевать хореографической деятельностью: участие в танцевальных постановках, успешные выступления в концертных, конкурсных, фестивальных мероприятиях любого уровня. В этом и состоит педагогическая целесообразность данной программы.

Формы занятий: групповая, индивидуальная. При работе с дидактическим материалом, каждый ребенок имеет свой индивидуальный пакет игровых заданий, отдельный музыкальный инструмент. Во время обучения учитываются индивидуальные и возрастные особенности и способности каждого ребенка. ИКТ используются на протяжении учебного года.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

Для сохранения работоспособности учащихся, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Возможны изменения периодичности и продолжительности занятий, их варьирования в подгруппах.Курс рассчитан на 72 часа.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Учащийся должен знать:

Термины: жанр, марш /военный, спортивный, сказочный, траурный/, колыбельная, танец /хоровод, полька, вальс /, колыбельная; веселая, радостная, озорная, игривая, плясовая; грустная, печальная, тоскливая; страшная, грубая, тяжелая, злая; смелая, храбрая, боевая, сильная, твердая; нежная, ласкова, светлая, легкая; торжественная, решительная, торжественная, четкая, бодрая; сказочная, волшебная, загадочная; сдержанная, неторопливая, спокойная; стремительная, быстрая, живая, темп. Музыкальное произведение, вступление, часть. Окончание, музыкальная фраза. Звуки музыкальные, шумовые; высокий, очень высокий, тонкий, средний, низкий, очень низкий; тембр голоса, музыкальных инструментов: ксилофон, металлофон, фортепиано, колокольчик, ложки, барабан, трещотка, бубен; дирижер, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр; шумы. Длительность, звук, нота /целая, половинная, четвертная, восьмая/.

Учащийся должен уметь:

-начинать и оканчивать движения под музыку после вступления;

-исполнять музыкально- ритмическое задания в характере, темпе музыкального произведения или фрагмента;

- исполнять ритмические задания, прохлопывая и протопывая в заданном ритме, темпе, характере;

-определять музыкальные инструменты, разновидности оркестра, шумы по тембру;

-определять музыкальные звуки по длительности звучания, по высоте;

-определять по ритмическому рисунку песню, пьесу, танец;

-самостоятельно придумывать элементарные ритмические этюды; участвовать в танцевальных постановках, разучиваемых на занятиях хореографии, концертных программах.

Методическое обеспечение программы:

Для организации учебного процесса используются многообразные методические и дидактические средства:

Методическая литература, современные разработки, пособия

Музыкально - дидактические игры /используется раздаточный материал/:

«Слушай музыку», «О чем рассказывает музыка», «Разноцветная музыка»,

«Мы дирижеры», «Музыкальное яблоко», «Построй пьесу», «Угадай, на чем играю», «Весело - грустно», «Музыкальная лесенка», «Рисуем шумы», «Хлопки - образы».

Музыкально - ритмические игры /используется раздаточный материал/:

«Послушные ножки», «Охотники и собаки», «Прогулка», «Угадай мелодию», «Веселые ладоши», «Топаем - хлопаем», «Музыкальный мяч», «Придумай танец», «Кубик - рубик», «Музыкальное лото», «Игра со стульями».«Эхо», «Игра с мячом», «Танцующие тряпочки-куклы», «Мячи», «Шары», «Не зевай», «Прыжок через ручей», «Мы танцуем», «Приключение», «Путешествие к морю», «Пильщики», «Игра с бубном», «Колокольчики», «Музыкальный архитектор».

Мимические задания, упражнения, этюды: «Правильное решение», «Праздничное настроение», «Вкусные конфеты», «У меня жила кошка», «Приключения в Шишкином лесу», «Победитель» .

Учебный процесс сопровождается музыкой в исполнении педагога, на аудиозаписи. Используется классическая: русская, зарубежная;народная, современная, танцевальная, песенная музыка.










Учебно-тематический план

По дополнительной общеобразовательнойпрограмме

«Музыкально-ритмическое развитие ребенка»

Перечень разделов

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1111

Вводное занятие. Инструктаж

2

1

1

2

Музыкальные жанры

4

1

3

3

Характер музыки

6

2

4

4

Темп

4

1

3

5

Строение музыкальной речи

8

3

5

6

Музыкальный звук:

Тембр

6

2

4

Высота

6

2

4

Длительности

6

2

4

Ноты

4

2

2

Ритм

12

4

8

7

Занятия, закрепляющие знания и умения, полученные в процессе овладения программы.

8

2

6

8

Мимические упражнения.

Танцевальные движения.

Элементы экзерсиса.

6

1

5

Итого

72

23

49


Содержание программы

1.Вводное занятие. Инструктаж.(2 часа)

Правила безопасного поведения и пребывания в здании.

Правила дорожного движения, пожарной безопасности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Правила на занятиях.

Знакомство с программным содержанием занятий на учебный год.

Режим работы учреждения.

Расписание занятий.

2.Музыкальные жанры (4 часа)

Знакомство с понятием жанра и его разновидностями.

Учить слушать, определять жанр, учить анализу музыкального произведения. Знать, обогащать словарь музыкальными терминами:

Марш: спортивный, военный, праздничный, траурный.

Колыбельная.

Танец: полька, хоровод, вальс, народный плясовой.

3.Характер музыки.(6 часов)

Развивать навык слушания. Учить различать музыкальные нюансы.

Уметь рассказывать о музыкальном образе произведения. Обогащать словарь музыкальными терминами: веселая, грустная, страшная, смелая, торжественная, нежная, стремительная, спокойная, серьезная, сказочная, т.д.


  1. Темп (4 часа)

Знакомить с разновидностями темпа. Формировать навык слушания.

Самостоятельно определять темп, рассказывать о нем.

Обогащать словарь: быстрый, скорый, живой, очень быстрый; умеренный, неторопливый; медленный, сдержанный, очень медленный.


  1. Строение музыкальной речи.( 8 часов)

Формировать навык слушания. Учить, слушая, распознавать структуру произведения: вступление, части, фразы. Обогащать кругозор ребенка и речевой словарь.

6.Музыкальный звук:(34 часа)

Познакомить с понятием « музыкальный звук», его характеристика : тембр, высота, длительность, ритм

Формировать навык слушания

Учить сравнивать, анализировать, определять на слух, прохлопывать, протопывать, проигрывать простейшие ритмические задания

Развивать, обогащать кругозор и речевой словарь.

7.Занятия, закрепляющие знания и умения, полученные в процессе овладения программы.(8 часов)

Закреплять навык слушания, пользоваться полученными знаниями, через игровые задания демонстрировать обретенные умения.

Формировать музыкально - образное мышление: придумывать простейшие ритмические композиции, танцевальные этюды

Самостоятельно рассказывать, обосновывать, анализировать выполнение своих заданий

Помогать преодолевать неуверенность, стеснение. Способствовать успешности, веры в свои силы.

8.Элеиенты экзерсиса, танцевальные движения, мимические упражнения. (6 часов)

Учить использовать полученные навыки слушания в экзерсисных и танцевальных движениях, композициях

Развивать эмоциональную сферу, выразительную моторику, воображение.

Материально - техническое обеспечение.

- учебный класс, фортепиано, станок, зеркало, стол, тумба под ТСО, стул для педагога.мольберт; детская мебель на младший школьный возраст: столы - 4, стулья - 8 ;

- детские музыкальные инструменты:металлофон,ксилофон, барабан, дудки,свистульки,трещотки, маракасы, гармошки, арфа, музыкальные молоточки,колокольчики, колокольчики волдайские в наборе / большой, средний, малый/ ,гусли, балалайка,бубен, музыкальная лестница.

- музыкальный центр CD, DBD диски, аудиокассеты, компьютер с доступом в Интернет, телевизор, видеомагнитофон.

- дидактический и раздаточный материал: шахматная доска, шахматы, мячи, наборы кубиков, ручки, карандаши, альбомы, тетради.

Список используемой литературы:


  1. Барышникова Т., Рольф М. Азбука хореографии, М., 1999.

  2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движения: упражнения, игры, танцы для детей 6-7 лет: М., Просвещение, 1984.

  3. Белик И.С. Музыка против глухоты., М., Владос. 2000.

  4. Буренина А.И., Ритмическая мозайка. - программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, С-П,1997.

  5. Ваганова А.Я. Основы классического танца: методическое пособие, С-П, 2001.

  6. Ветлугина Н.А. Обследование музыкальных способностей, М. 1984.

  7. Иващенко И.С. Психология воспитания школьников.-учебное пособие. Минск, 1996.

  8. Ивлева Л.Д. История преподавания танца: учебное пособие, Челябинск, 2011г.

  9. Карл Орфф, Музыкальное творчество, М, 1981.

  10. Комиссарова Е., Костина Т. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников и младших школьников., М., Просвещение, 1986

  11. Кононова Н.Г. Музыкально - дидактические игры, М., 1982.

  12. Новицкая Г.П. Урок танца: методическое пособие для хореографов и концертмейстеров, специалистов широкого круга, С-П, 2003.

  13. Радынова М. Слушаем музыку: программа. М.. Просвещение. 1990.

  14. Ричард Уокер. Анатомия человека. М. Оникс.1997.

  15. Хореографическая педагогика: учебное пособие. - С-П, 2006.

  16. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: азбука музыкально - творческого саморазвития. М. 1997.

  17. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов: методическое пособие, М., РПА, 1997.

Интернет - источники

nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2011/09/24/osobennosti-diagnostiki-i-korrektsii

top-bal.ru/psihologiya/30836/index.html?page=11

xreferat.ru/71/7321-1-vliyanie-logopedicheskoiy-ritmiki-na-muzykal-noe-razvitie-i-korrekciyu-rechevyh-narusheniiy-u-deteiy-doshkol-nogo-vozrasta.html

bestreferat.ru/referat-184400.html

muratmusicant.narod.ru/music_ear_programs/music_ear_programs.html

bibliofond.ru/view.aspx?id=37681



© 2010-2022