- Преподавателю
- Музыка
- Урок «Искусства различны, тема едина»
Урок «Искусства различны, тема едина»
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Григорян О.Ю. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок музыки
5 класс
Тема урока: «Искусства различны, тема едина».
Программа: «Музыка 5-8 классы»
Т.И. Науменко, В.В. Алеев.
Выполнила Григорян Ольга Юрьевна
учитель музыки, I квалификационная категория
МОУ СШ №43 г. Волгоград
г. Волгоград 2016год
Тема урока: Искусства различны, тема едина.
Проблема:
Как композиторы, поэты, художники раскрывают художественные образы осени.
Цель: Научить выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью на примере осени.
Задачи:
1. Научить определять настроение произведения в различных видах искусства;
2. Сформировать чувство личной ответственности за результат совместной деятельности;
3. Побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов осени.
Ведущий метод: Объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: презентация по теме, видеоряд, учебники.
Межпредметные связи: литература, природоведение, живопись.
Содержание и ход урока:
1 этап
Звучит песня "Улетели листья" (фрагмент). На фоне музыки учитель показывает видеоряд (сентябрь, октябрь, ноябрь) и зачитывает четверостишья к каждому месяцу.
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ученики: об осени.
Учитель: Почему вы так решили?
Ученики: на картинах изображена осень, стихи об осени, песня об осени.
Учитель: что объединяет сегодня на уроке различные виды искусства?
Ученики: тема осени.
Учитель: Правильно. Тема нашего урока: Искусства различны, тема едина. Сегодня на уроке мы выявим особенности осеннего настроения в различных видах искусства, выявим художественные связи между музыкой, живописью, литературой.
Обратимся к карте мыслей. Назовите особенности осени.
(На проекторе слайд, ученики постепенно составляют карту-схему)
Учитель: теперь попробуем озвучить нашу карту мыслей. (Учитель показывает на дождь, ветер...).
Ученики: озвучивают карту мыслей, затем учащиеся делают обобщение - особенности осени.
2 этап.
Учитель: Поэты, художники, композиторы часто обращаются к теме осени.
Учитель: сколько месяцев у осени? Назовите их.
Ученики: три - сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель: откройте свои учебники на стр. 30. Посмотрите на изображенные картины художников И.Левитана, И. Бродского. Как вы думаете, какой месяц изобразили художники на картинах? Почему?
Ученики: предположительные ответы детей.
Учитель: какое настроение у этих картин?
Ученики: предположительные ответы детей (грусть, одиночество...)
Учитель: хорошо, а сейчас послушайте два стихотворения. (Стихи читают учащиеся, заранее подготовленные. Стихи об осени, только с разным настроением). На слайде - стихи.
Алексей Плещеев
«Осень»
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
Иван Бунин
«Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
то там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной…
Учитель: настроение, какого стихотворения соответствует, на ваш взгляд, настроению картин - И.Левитана, И. Бродского?
Ученики: предположительные ответы
Учитель: выделите слова, которые использовал поэт для того, чтобы передать настроение октября.
Хорошо.
Слайд: ребята, кто изображен на слайде?
Ученики: П.И. Чайковский.
Учитель: что мы знаем о нем?
Ученики: предположительные ответы
Учитель: композиторы также в своих произведениях, обращались к временам года. Послушайте, как об осени рассказал композитор П.И. Чайковский. Определите, какое настроение передает музыка П.И. Чайковского. Близко ли настроение музыки, ранее рассмотренными нами произведениям искусства?
Слушание: видеоклип П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь».
Ученики: предположительные ответы учащихся
Учитель: с помощью чего композитор передает настроение октября?
Ученики: плавная мелодия, медленная, грусть, слышаться интонации дождя.
Учитель: Ребята, мы рассмотрели различные виды искусства. Каждый вид искусства использует свои художественные средства. Но что их объединяет?
Ученики: тема.
Учитель: конечно, тема - это то, что присутствует во всех видах искусства. Это их главная мысль. Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, схожие образы и настроения.
3 этап
Учитель: Сегодня у вас есть уникальная возможность представить себя творцами - художниками, поэтами, композиторами.
Учитель: в начале урока мы с вами говорили - что у осени три месяца. Представьте себя художниками - подберите краски, которые вы бы использовали для изображения сентября в своей картине.
Ученики: предположительные ответы.
Учитель: вы предложили яркие, сочные краски, для изображения сентября. Почему?
Ученики: предположительные ответы.
Учитель: первый месяц осени - сентябрь. Сегодня он будет нас объединять как художников, композиторов, поэтов.
Представьте себя писателями-сказочниками и попробуйте передать словами настроение сентября. У вас на партах лежат листы и фломастеры, возьмите лист, выберите фломастер, которым вы будете работать. (На листах задание: Сочини сказку на тему: "Музыка сентября". Эту работу мы будем выполнять в группах по 4 человека. Каждый из вас цветом, который он выбрал, начинает писать предложение, по моей команде (хлопок в ладоши) вы передаете по часовой стрелке листы друг другу и дополняете к написанному, то, что считаете необходимым. Время выполнения ограничено. (У ребят получается 4 сказки.) Выберите в своей группе сказку, которая, по вашему мнению, ярче других передает настроение сентября. Выберите главные слова, которые передают настроение сентября. Прочитайте.
Учитель: Молодцы!
Учитель: выберите одну из сказок, которую вам хотелось бы озвучить.
Ученики: выбирают.
Учитель: представьте себя в роли композиторов, подберите инструменты, для озвучивания этой сказки. (При выборе учитель направляет деятельность учащихся).
Учитель: а теперь мы с вами музыканты оркестра, которые изобразят осеннюю сказку с помощью звучания.
Ученики: исполняют музыкальную сказку. (Листы - ветер; металлофон - капли дождя; гусли - солнышко; звучащие жесты и т.д.)
Учитель: ребята, какое у нас настроение?
Ученики: радостное, веселое, светлое.
Учитель: говоря об осени, художники И.Левитан, И. Бродский, в своих картинах передали иное настроение? Почему?
Ученики: осенние месяцы разные, каждый имеет свое неповторимое звучание, у каждого свое особое настроение.
Учитель: конечно, осень может то плакать, то смеяться. И все искусства на сегодняшнем уроке, говорили об одном времени года - осени, но о разных состояниях осени.
Домашнее задание:
Учитель: ребята, мы с вами на уроке рассмотрели два месяца осени - сентябрь и октябрь. Дома, попробуйте передать с помощью подходящих красок, слов, звуков настроение ноября - последнего месяца осени.
Вокально- хоровая деятельность.
1. Распевание.
2. Работа над произведением «Осень золотая»
В. Квач
Светл. Ранда.
I куплет.
Белая береза проснулась на рассвете,
последние листочки унёс бродяга - ветер,
падают снежинки, землю укрывая,
заискрились льдинки, хрусталём сверкая.
Припев:
Кап, кап, кап, кап, кап - капают дождинки.
Кап, кап, кап, кап, кап - превращаясь в льдинки.
Кап, кап, кап, кап, кап, катятся слёзы.
Кап, кап, кап, кап, кап - плачет берёза.
II куплет.
Ягоды рябинки огоньком пылают,
птички с облаками к югу улетают,
кружатся листочки, с ветерком играя,
осень золотая снова расцветает.
Припев:
III куплет.
Осень золотая, скучно нам немножко,
потому что лето унесло в окошко,
но и ты красива, осень золотая,
землю украшаешь, красками играя.
Припев:
Спасибо за урок.