Урок «Искусства различны, тема едина»

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Урок музыки

5 класс

Тема урока: «Искусства различны, тема едина».

Программа: «Музыка 5-8 классы»

Т.И. Науменко, В.В. Алеев.



Выполнила Григорян Ольга Юрьевна

учитель музыки, I квалификационная категория

МОУ СШ №43 г. Волгоград





г. Волгоград 2016год

Тема урока: Искусства различны, тема едина.

Проблема:

Как композиторы, поэты, художники раскрывают художественные образы осени.

Цель: Научить выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью на примере осени.

Задачи:

1. Научить определять настроение произведения в различных видах искусства;

2. Сформировать чувство личной ответственности за результат совместной деятельности;

3. Побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов осени.

Ведущий метод: Объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация по теме, видеоряд, учебники.

Межпредметные связи: литература, природоведение, живопись.

Содержание и ход урока:

1 этап

Звучит песня "Улетели листья" (фрагмент). На фоне музыки учитель показывает видеоряд (сентябрь, октябрь, ноябрь) и зачитывает четверостишья к каждому месяцу.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Ученики: об осени.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики: на картинах изображена осень, стихи об осени, песня об осени.

Учитель: что объединяет сегодня на уроке различные виды искусства?

Ученики: тема осени.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока: Искусства различны, тема едина. Сегодня на уроке мы выявим особенности осеннего настроения в различных видах искусства, выявим художественные связи между музыкой, живописью, литературой.

Обратимся к карте мыслей. Назовите особенности осени.

(На проекторе слайд, ученики постепенно составляют карту-схему)

Учитель: теперь попробуем озвучить нашу карту мыслей. (Учитель показывает на дождь, ветер...).

Ученики: озвучивают карту мыслей, затем учащиеся делают обобщение - особенности осени.

2 этап.

Учитель: Поэты, художники, композиторы часто обращаются к теме осени.

Учитель: сколько месяцев у осени? Назовите их.

Ученики: три - сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель: откройте свои учебники на стр. 30. Посмотрите на изображенные картины художников И.Левитана, И. Бродского. Как вы думаете, какой месяц изобразили художники на картинах? Почему?

Ученики: предположительные ответы детей.

Учитель: какое настроение у этих картин?

Ученики: предположительные ответы детей (грусть, одиночество...)

Учитель: хорошо, а сейчас послушайте два стихотворения. (Стихи читают учащиеся, заранее подготовленные. Стихи об осени, только с разным настроением). На слайде - стихи.

Алексей Плещеев

«Осень»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Иван Бунин

«Листопад»


Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
то там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной…

Учитель: настроение, какого стихотворения соответствует, на ваш взгляд, настроению картин - И.Левитана, И. Бродского?

Ученики: предположительные ответы

Учитель: выделите слова, которые использовал поэт для того, чтобы передать настроение октября.

Хорошо.

Слайд: ребята, кто изображен на слайде?

Ученики: П.И. Чайковский.

Учитель: что мы знаем о нем?

Ученики: предположительные ответы

Учитель: композиторы также в своих произведениях, обращались к временам года. Послушайте, как об осени рассказал композитор П.И. Чайковский. Определите, какое настроение передает музыка П.И. Чайковского. Близко ли настроение музыки, ранее рассмотренными нами произведениям искусства?

Слушание: видеоклип П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь».

Ученики: предположительные ответы учащихся

Учитель: с помощью чего композитор передает настроение октября?

Ученики: плавная мелодия, медленная, грусть, слышаться интонации дождя.

Учитель: Ребята, мы рассмотрели различные виды искусства. Каждый вид искусства использует свои художественные средства. Но что их объединяет?

Ученики: тема.

Учитель: конечно, тема - это то, что присутствует во всех видах искусства. Это их главная мысль. Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, схожие образы и настроения.

3 этап

Учитель: Сегодня у вас есть уникальная возможность представить себя творцами - художниками, поэтами, композиторами.

Учитель: в начале урока мы с вами говорили - что у осени три месяца. Представьте себя художниками - подберите краски, которые вы бы использовали для изображения сентября в своей картине.

Ученики: предположительные ответы.

Учитель: вы предложили яркие, сочные краски, для изображения сентября. Почему?

Ученики: предположительные ответы.

Учитель: первый месяц осени - сентябрь. Сегодня он будет нас объединять как художников, композиторов, поэтов.

Представьте себя писателями-сказочниками и попробуйте передать словами настроение сентября. У вас на партах лежат листы и фломастеры, возьмите лист, выберите фломастер, которым вы будете работать. (На листах задание: Сочини сказку на тему: "Музыка сентября". Эту работу мы будем выполнять в группах по 4 человека. Каждый из вас цветом, который он выбрал, начинает писать предложение, по моей команде (хлопок в ладоши) вы передаете по часовой стрелке листы друг другу и дополняете к написанному, то, что считаете необходимым. Время выполнения ограничено. (У ребят получается 4 сказки.) Выберите в своей группе сказку, которая, по вашему мнению, ярче других передает настроение сентября. Выберите главные слова, которые передают настроение сентября. Прочитайте.

Учитель: Молодцы!

Учитель: выберите одну из сказок, которую вам хотелось бы озвучить.

Ученики: выбирают.

Учитель: представьте себя в роли композиторов, подберите инструменты, для озвучивания этой сказки. (При выборе учитель направляет деятельность учащихся).

Учитель: а теперь мы с вами музыканты оркестра, которые изобразят осеннюю сказку с помощью звучания.

Ученики: исполняют музыкальную сказку. (Листы - ветер; металлофон - капли дождя; гусли - солнышко; звучащие жесты и т.д.)

Учитель: ребята, какое у нас настроение?

Ученики: радостное, веселое, светлое.

Учитель: говоря об осени, художники И.Левитан, И. Бродский, в своих картинах передали иное настроение? Почему?

Ученики: осенние месяцы разные, каждый имеет свое неповторимое звучание, у каждого свое особое настроение.

Учитель: конечно, осень может то плакать, то смеяться. И все искусства на сегодняшнем уроке, говорили об одном времени года - осени, но о разных состояниях осени.

Домашнее задание:

Учитель: ребята, мы с вами на уроке рассмотрели два месяца осени - сентябрь и октябрь. Дома, попробуйте передать с помощью подходящих красок, слов, звуков настроение ноября - последнего месяца осени.

Вокально- хоровая деятельность.

1. Распевание.

2. Работа над произведением «Осень золотая»

В. Квач

Светл. Ранда.

I куплет.

Белая береза проснулась на рассвете,

последние листочки унёс бродяга - ветер,

падают снежинки, землю укрывая,

заискрились льдинки, хрусталём сверкая.

Припев:

Кап, кап, кап, кап, кап - капают дождинки.

Кап, кап, кап, кап, кап - превращаясь в льдинки.

Кап, кап, кап, кап, кап, катятся слёзы.

Кап, кап, кап, кап, кап - плачет берёза.

II куплет.

Ягоды рябинки огоньком пылают,

птички с облаками к югу улетают,

кружатся листочки, с ветерком играя,

осень золотая снова расцветает.

Припев:

III куплет.

Осень золотая, скучно нам немножко,

потому что лето унесло в окошко,

но и ты красива, осень золотая,

землю украшаешь, красками играя.

Припев:

Спасибо за урок.





© 2010-2022