Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СDreamLair

Словарь элементарных понятий по теории музыки для юных пианистов.

Составила Вантеева Татьяна Анатольевна, преподаватель фортепиано СОШ-ГЭН г.Уральска

ттир

[Выберите дату]

Фортепиа́но - собирательное название класса клавишно-ударных музыкальных инструментов - роялей и пианино. Название произошло от итал. forte - «громко» и piano - «тихо».

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало динамику (изменение громкости).

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) - клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано - 7 ⅓ октав (88 клавиш). Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Изобрел фортепиано клавесинный мастер Бартоломео Кристофори ди Франческо (1655-1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата - ок.1709 г). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), - пианофорте - а впоследствии закрепилось название фортепиано.

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме. Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна - для нижнего. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

В современных фортепиано присутствуют две или три педали. Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие - звёздочкой.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие - пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора. Средняя (или третья) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Клавиатура фортепиано состоит из семи с половиной октав. Каждая октава имеет свое название. Октава, находящаяся посередине клавиатуры, называется ПЕРВОЙ ОКТАВОЙ. Вправо от нее находятся: ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ (неполная) ОКТАВЫ. Влево от первой октавы расположены: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА и СУБКОНТРОКТАВА (неполная).

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Если двигаться по клавиатуре в направлении слева направо, то каждая следующая клавиша будет издавать более высокий звук, чем предыдущая. Между двумя соседними клавишами одинаковая разница в высоте звука.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Минимальное расстояние между двумя звуками на клавиатуре называются полутоном. Два полутона образуют тон.

Клавиатура делится на одинаковые по расположению клавиш отрезки, каждый отрезок содержит 12 клавиш (7 белых и 5 черных). Эти отрезки называются октавами.

Названия белых клавиш: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание, что черные клавиши всегда расположены группами по две и по три. Черным клавишам дали имена ближайших белых клавиш, только с небольшой добавкой: слово диез добавляется к названию черной клавиши, находящейся справа (выше) от белой клавиши, слово бемоль добавляется к названию черной клавиши, находящейся слева (ниже) от белой клавиши. У каждой черной клавиши есть два разных имени. Например, черная клавиша, находящаяся справа от белой клавиши До, называется До-диез, эта же клавиша называется Ре-бемоль, поскольку справа от нее находится белая клавиша Ре.



Для обозначения высоты звука пользуются нотоносцем, состоящим из пяти линеек:

Нижняя линейка считается первой, а верхняя - пятой. Ноты пишутся на линейках и между линейками, а также на верхних добавочных и на нижних: Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Чтобы записать большее количество разных по высоте звуков, пользуются двумя нотоносцами, соединенными чертой:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистовСловарь музыкальных терминов для юных пианистов

На верхнем нотоносце, как правило, ставится скрипичный ключ (ключ соль), на нижнем - басовый (ключ фа).Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Басовый (ключ Фа). Он обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.

Слово «нота» в переводе с латинского языка обозначает «знак», «обозначение». Так выглядит полный звукоряд фортепиано:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Этот рисунок помогает быстрее запомнить, как расположены ноты на верхнем и нижнем нотоносцах:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Все музыкальные звуки имеют не только свою собственную высоту, но и определённую длительность. Пауза - знак молчания. Паузы имеют такие же длительности, как и ноты.


Нота

Длительность

Пауза

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Целая

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Половинная

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Четвертная

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Восьмая

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Шестнадцатая

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Тридцатьвторая

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Шестьдесятчетвёртая

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Стодвадцатьвосьмая

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Эта схема показывает соотношение длительностей.

Точка увеличивает данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты, объединяет их длительности:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

В начале каждого музыкального произведения, сразу после ключа и ключевых знаков, (если они имеются), ставятся цифры, которые называются размером. Размер принято изображать простой дробью, то есть двумя числами, одно над другим. Эти цифры пишутся так, чтобы средняя линия нотоносца служила для них разделителем дроби. В числителе пишется количество долей, то есть, сколько ударов метронома должно прозвучать в каждом такте. В знаменателе - длительность, которая будет служить единицей измерения. Например:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.

Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.

Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Действие знаков альтерации на высоту нот такое: Диез - повышает высоту ноты на полтона
Бемоль - понижает на полтона Дубль-диез - повышает на целый тон
Дубль-бемоль - понижает на целый тон
Бекар - отменяет действие предыдущего знака на той же линейке.

Каждый палец на руке пианиста имеет свой номер. Обозначение номеров пальцев в нотах называется аппликатурой.

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой -
Называется большой.

Палец второй -
Указчик старательный,
Не зря называют его указательный.

Третий твой палец как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,
Братец младший - любимец.
По счету он пятый,
Зовется мизинец. (Л. Хереско "Про пять пальцев")

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Скорость исполнения в музыке называется темпом. Темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.

Медленные темпы: Largo - широко, Lento - протяжно, Adagio - медленно, Grave - тяжело.

Умеренные темпы: Andante - спокойно, не спеша, Andantino - подвижнее, чем анданте, Moderate - умеренно Sostenuto - сдержанно, Allegretto - оживленно, Allegro moderato - умеренно скоро.

Быстрые темпы: Allegro - скоро, Vivo - живо, Vivace - живо, Presto - быстро Prestissimo - очень быстро.

Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto - очень, assai - весьма, con moto - с движением, commodo - удобно, non troppo - не слишком, non tanto - не столь, sempre - все время, meno mosso - менее подвижно, piu mosso - более подвижно, tranquillo - спокойно.

Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

а) Для замедления: ritenuto - сдерживая, ritardando - запаздывая, allargando - расширяя, rallentando - замедляя

б) Для ускорения: accelerando - ускоряя, animando - воодушевляя, stringendo - ускоряя, stretto - сжато, сжимая

Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения: a tempo - в темпе, tempo primo - первоначальный темп, tempo I° - первоначальный темп, l'istesso tempo - тот же темп.

Динамические оттенки обозначают относительную громкость исполняемых звуков.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Piano pianissimo [Пиано пиани́ссимо] или Pianississimo [Пианисси́ссимо]
Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Pianissimo [Пиани́ссимо]
Очень тихо.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Piano [Пиа́но]
Тихо.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Mezzo-piano [Меццо-пиа́но]
Умеренно тихо.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Mezzo-forte [Меццо-фо́рте]
Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Forte [Фо́рте]
Громко.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Fortissimo [Форти́ссимо]
Очень громко.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Forte fortissimo [Форте форти́ссимо] или Fortississimo [Фортисси́ссимо]
Обозначение максимально возможной громкости звука.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Sforzando [Сфорца́ндо]
Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрячь силы»).

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Crescendo или cresc. [Креще́ндо]
Постепенное увеличение силы звука.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декреще́ндо])
Постепенное уменьшение силы звука.

Rinf., rf., rfz.

Rinforzando или rf. [Ринфорцандо]
Внезапное усиление звука.

Артикуляция (штрихи).


Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Стаккато
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Стаккати́ссимо
Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Акцент
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот.

Легато

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Плавное, связное, певучее исполнение.

Нон легато (non legato- не связно) - прием игры, при котором звуки извлекаются полными длительностями, указанными в нотах, но не связываются, то есть исполняются раздельно. Нон легато обозначается лигой и точками (как стаккато) или обозначения не указываются.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Тену́то
Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.

Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Трель
Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Мордент
Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором - нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Группетто
Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Форшлаг (долгий)
Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)
Длительность дополнительной ноты - очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.

Знаки сокращения нотного письма

Перенос на октаву. Знаки переноса октав - октавные пунктиры - повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Выше на октаву
Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Ниже на октаву
Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Тре́моло (знак повторения ноты или группы нот)
Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Повтор. Обозначает повтор долей или целого такта. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Реприза
Обозначает повторяющуюся часть произведения.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Вольта (используется совместно с репризой). Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку. При повторном исполнении ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Da capo (с начала) Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine - до конца, или al coda - до знака «кода».

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Dal segno (со знака сеньо) Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine - до конца, или al coda - до знака «кода».

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Coda (кода) Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.



Расстояние между двумя звуками называется ИНТЕРВАЛОМ. Интервал между двумя звуками, имеющими одинаковое наименование, называется октавой. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний - вершиной интервала.

Каждый интервал определяется двумя величинами - количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.

Всего - восемь простых интервалов:

Прима - 1, первая (звучание двух звуков в унисон) Секунда - 2, вторая
Терция - 3, третья
Кварта - 4, четвертая
Квинта - 5, пятая
Секста - 6, шестая
Септима - 7, седьмая
Октава - 8, восьмая

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

В музыкальном произведении некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков. Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой. В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения, как бы притяжения, к ближайшим устойчивым. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Система взаимоотношения звуков по высоте называется ЛАДОМ (лад). В классической музыке наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.

Мажорным (мажор, в буквальном смысле слова, означает больший) называется лад, устойчивые звуки которого образуют большое или мажорное трезвучие. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция - между нижним и средним звуками, и малая - между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней. Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов

Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень - тоника (Т),
II ступень - нисходящий вводный звук,
III ступень - медианта (средняя),
IV ступень - субдоминанта (S),
V ступень - доминанта (D),
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень - восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, (I, IV и V - главные ступени).

Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Мажорный аккорд звучит более "бодро", а минорный более лирически (помните выражение: "минорное настроение"?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор - и наоборот. Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора - До-минор, Ля-мажора - Ля-минор и т.п.).

В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа:Словарь музыкальных терминов для юных пианистов




- в таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Словарь музыкальных терминов для юных пианистов


КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Словарь музыкальных терминов для юных пианистов









Элементы музыкальной теории

для юного пианиста



© 2010-2022