- Преподавателю
- Музыка
- «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»
«Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбунова Л.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок
по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».
Горбунова Лариса Владимировна,
преподаватель теории музыки
МКУ ДО ДМШ№1 г.Тайшета
Иллюстраторы: обучающиеся 1 класса
Цель: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.
Задачи:
-
Образовательные:
-
Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
-
Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
-
Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.
-
Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
-
-
Развивающие:
-
Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
-
Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.
-
Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
-
Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
-
Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
-
-
Воспитательные:
-
Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
-
Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.
-
Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
-
Воспитывать в детях любовь к искусству.
-
Формировать в детях коммуникативные качества.
-
Этапы урока:
-
Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).
-
Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).
-
Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).
-
Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).
Используемые методы:
-
импровизационно-вариативный;
-
сценарно-игровой;
-
эвристический;
-
информационно-рецептивный;
-
проблемный;
-
накопление знаний;
-
наблюдение;
-
контроль;
-
самоконтроль;
-
поиск;
-
репродуктивный;
-
убеждение;
-
стимулирование;
-
создание ситуации успеха.
Используемые инновационные формы работы
-
Личностно - ориентированное обучение
-
Информационно - коммуникационные технологии
-
Проектно - исследовательская технология
-
Здоровьесберегающие технологии
-
Коллективно - индивидуальная мыследеятельность
-
Игровые технологии
-
Технология экологического воспитания
Оборудование и наглядные материалы:
-
Демонстрационый материал - клавиатура, столбица, красочные иллюстрации;
-
Раздаточный материал: карточки с изображением длительностей, пуговицы;
-
Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, металлофон;
-
Фонограммы на внешнем жестком диске.
План урока:
Введение.
-
Сольфеджирование:
а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией.
б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы Ре - мажор.
в) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей.
г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней.
д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности Ре - мажор.
е) Определение понятия «Тоника».
ж) Определение понятия «Опевание».
з) Упражнения «Веселые ноты».
-
Метро - ритмические упражнения.
а) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей, ритмических групп с их использованием.
б) Ритмическая импровизация.
в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато».
г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
-
Итоговое обобщение урока.
а) анализ выполненных заданий;
б) повторение и закрепление полученных знаний;
в) создание ситуации успеха и поощрение участников.
«Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».
Урок №8 по развитию ритмического и мелодического слуха в первом классе.
Тип урока: закрепление изучаемого материала.
Вид урока: традиционный с применением атрибутов и дидактических материалов.
Цель урока: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
-
Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
-
Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.
-
Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
-
-
Развивающие:
-
Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
-
Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.
-
Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
-
Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
-
Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
-
-
Воспитательные:
-
Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
-
Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.
-
Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
-
Воспитывать в детях любовь к искусству.
-
Формировать в детях коммуникативные качества.
-
Этапы урока:
-
Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).
-
Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).
-
Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).
-
Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).
Средства обучения:
-
Демонстрационный материал - клавиатура, столбица, красочные иллюстрации;
-
Раздаточный материал: карточки с изображением длительностей, пуговицы; ножницы, цветные карандаши.
-
Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, бубны, барабан;
-
Грамзаписи;
-
Рисунки по содержанию песни;
План урока:
Введение.
-
Сольфеджирование:
2. Метро - ритмические упражнения.
3. Итоговое обобщение урока.
Ход урока
-
Сольфеджирование:
а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией.
б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы Ре - мажор.
в) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей.
г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней.
д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности Ре - мажор.
е) Определение понятия «Тоника».
ж) Определение понятия «Опевание».
з) Упражнения «Веселые ноты».
-
Метро - ритмические упражнения.
а) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей, ритмических групп с их использованием.
б) Ритмическая импровизация.
в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато».
г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
-
Итоговое обобщение урока.
а) анализ выполненных заданий;
б) повторение и закрепление полученных знаний;
в) создание ситуации успеха и поощрение участников.
Используемая литература:
-
Ж.Металлиди, А.Перцовская, «Сольфеджио» 1 кл.
-
Б.Л.Цейтлин «По ступенькам музыкальных знаний»
-
Е.Резникова «Музыкальные задачки» 1 кл.
-
Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио» ч.1