• Преподавателю
  • Музыка
  • «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»

«Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».



Горбунова Лариса Владимировна,

преподаватель теории музыки

МКУ ДО ДМШ№1 г.Тайшета


Иллюстраторы: обучающиеся 1 класса


Цель: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.

Задачи:

  • Образовательные:

    1. Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.

    2. Привить детям начальные навыки сольфеджирования.

    3. Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.

    4. Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.


  • Развивающие:

    1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

    2. Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.

    3. Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

    4. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.

    5. Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».


  • Воспитательные:

    1. Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.

    2. Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.

    3. Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.

    4. Воспитывать в детях любовь к искусству.

    5. Формировать в детях коммуникативные качества.

Этапы урока:


  1. Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).

  2. Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).

  3. Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).

  4. Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).

Используемые методы:


  • импровизационно-вариативный;

  • сценарно-игровой;

  • эвристический;

  • информационно-рецептивный;

  • проблемный;

  • накопление знаний;

  • наблюдение;

  • контроль;

  • самоконтроль;

  • поиск;

  • репродуктивный;

  • убеждение;

  • стимулирование;

  • создание ситуации успеха.

Используемые инновационные формы работы


  • Личностно - ориентированное обучение

  • Информационно - коммуникационные технологии

  • Проектно - исследовательская технология

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Коллективно - индивидуальная мыследеятельность

  • Игровые технологии

  • Технология экологического воспитания

Оборудование и наглядные материалы:


  • Демонстрационый материал - клавиатура, столбица, красочные иллюстрации;

  • Раздаточный материал: карточки с изображением длительностей, пуговицы;

  • Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, металлофон;

  • Фонограммы на внешнем жестком диске.

План урока:

Введение.

  1. Сольфеджирование:

а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией.

б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы Ре - мажор.

в) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей.

г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней.

д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности Ре - мажор.

е) Определение понятия «Тоника».

ж) Определение понятия «Опевание».

з) Упражнения «Веселые ноты».


  1. Метро - ритмические упражнения.

а) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей, ритмических групп с их использованием.

б) Ритмическая импровизация.

в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато».

г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.


  1. Итоговое обобщение урока.

а) анализ выполненных заданий;

б) повторение и закрепление полученных знаний;

в) создание ситуации успеха и поощрение участников.


«Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».


Урок №8 по развитию ритмического и мелодического слуха в первом классе.

Тип урока: закрепление изучаемого материала.

Вид урока: традиционный с применением атрибутов и дидактических материалов.

Цель урока: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    1. Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.

    2. Привить детям начальные навыки сольфеджирования.

    3. Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.

    4. Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.

  • Развивающие:

    1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

    2. Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.

    3. Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

    4. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.

    5. Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».

  • Воспитательные:

    1. Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.

    2. Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.

    3. Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.

    4. Воспитывать в детях любовь к искусству.

    5. Формировать в детях коммуникативные качества.

Этапы урока:


  1. Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).

  2. Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).

  3. Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).

  4. Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал - клавиатура, столбица, красочные иллюстрации;

  • Раздаточный материал: карточки с изображением длительностей, пуговицы; ножницы, цветные карандаши.

  • Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, бубны, барабан;

  • Грамзаписи;

  • Рисунки по содержанию песни;

План урока:

Введение.

  1. Сольфеджирование:

2. Метро - ритмические упражнения.

3. Итоговое обобщение урока.

Ход урока

  1. Сольфеджирование:

а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией.

б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы Ре - мажор.

в) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей.

г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней.

д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности Ре - мажор.

е) Определение понятия «Тоника».

ж) Определение понятия «Опевание».

з) Упражнения «Веселые ноты».

  1. Метро - ритмические упражнения.

а) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей, ритмических групп с их использованием.

б) Ритмическая импровизация.

в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато».

г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.

  1. Итоговое обобщение урока.

а) анализ выполненных заданий;

б) повторение и закрепление полученных знаний;

в) создание ситуации успеха и поощрение участников.

Используемая литература:

  1. Ж.Металлиди, А.Перцовская, «Сольфеджио» 1 кл.

  2. Б.Л.Цейтлин «По ступенькам музыкальных знаний»

  3. Е.Резникова «Музыкальные задачки» 1 кл.

  4. Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио» ч.1

© 2010-2022