Конспект по музыке на тему Вторая жизнь песни (5 класс)

Вот что говорил  о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные  произведения, ком...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».

Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

  • Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

  • Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;

  • Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

  • Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты изучения:

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный материал:

«Камаринская» рус.нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4»

П.И. Чайковский,«Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский - Корсаков.

Ход урока.


  1. Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,

Песни без слов - это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.

Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.

2. Формулирование темы урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

- Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».

- Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.

Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке.Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • Послушать произведения П. Чайковского;

  • Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;

  • Послушать сцену из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова;

  • Анализировать музыку Римского-Корсакова.

III. Работа над новым материалом.

Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.

Слушание русской народной песни «Камаринская»

(ответы уч-ся)

Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.

Задание 1, 2.Послушать произведения П. Чайковского.

Слушание «Камаринская» П. Чайковский.

- Давайте послушаем произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

Слушание «Концерт №1» П. Чайковский.

(ответы уч-ся)

Охарактеризуйте это произведение.

Скажите, в чем отличие этих произведений?

(ответы уч-ся)

Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?

Слушание «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский.

(ответы уч-ся)

- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?

(ответы уч-ся)

- Какой вывод можно сделать?

- Песням композитор дал вторую жизнь.

М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только
её аранжируем»
Композитора Римского-Корсакова называли музыкантом - сказочником. В своем творчестве он использовал народныйфольклор.

Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

Слушание.

Беседа по характеру.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.

IV. Подведение итогов.

-Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

-Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания?(самооценка, взаимооценка).



© 2010-2022