Творческое развитие личности как психолого-педагогическая проблема

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО -

ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Воспитание творческих установок начинается с раннего детства. Поэтому когда речь идет о приобщении к искусству, в частности к музыке, как одному из ярких средств эстетического воспитания, именно творческое начало приобретает решающее значение. Ведь музыкальное искусство по своей природе синтезирует воображение, эмоции, образное мышление и другие важные психологические процессы, развитие которых способствует более полному раскрытию творческого потенциала.

Проблема творческого развития в процессе обучения музыке не нова. Эмоциональная жизнь человека стала предметом размышления уже в трудах философов Древней Греции: Аристотеля, Гиппократа, Зенона, Платона.

В эпоху Возрождения эта тема получила отражение в произведениях Гельвеция, Декарта, Дидро, Локка, Спинозы, которые говорили, что в большей степени нужно развивать не разум, а душу человека.

В России большой вклад в изучение творческих процессов внесли революционные демократы(В.Г.Белинский,A.M.Герцен,М.Я. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский). В их произведениях, посвященных различным проявлениям человеческой личности, освещается развитие моральных и эстетических чувств, формирование убеждений и мировоззрения, особенности переживания прекрасного в связи с творческим восприятием явлений жизни и искусства.

А.В.Луначарский также писал о том, что «... под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее»1.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский придавал очень большое значение месту и роли эмоциональной жизни в развитии и формировании человека. Кардинальной для воззрений К.Д.Ушинского является его мысль о том, что воспитание, исключительно заботящееся об образовании ума, делает большой промах, так как человек, по его мнению, более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает.

«История наших чувствований, - писал Ушинский, - есть самая интимная история нашей души». «Ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не сдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»2. Большое значение музыкальному воспитанию в духовном развитии ребенка придавал В.А.Сухомлинский. Особое значение он придавал учету индивидуальных особенностей при воспитании эстетических чувств у ребенка. Основными средствами воспитания и развития личности он считал природу, художественное слово, музыку и живопись. Сухомлинский создал оригинальную методику воспитания, в основе которой лежит использование эмоциональных переживаний ребенка как необходимое условие творческого развития.

_____________________

1Луначерский А.В. Основные принципы единой трудовой школы. // О народном образовании. - М.: Политиздат,1982.-С.529-530.

2 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т1. // Собр.соч..-М.-Л.: Акад.пед. наук РСФСР,1950.-С.118

«Музыка - могучий источник мысли, - писал он, - без музыкального воспитания не возможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы»1.

Проблема изучения процесса творческого развития ребенка являлись предметом пристального внимания не только ученых- психологов, но и педагогов, в первую очередь педагогов- музыкантов. Они касались творческого развития детей в русле проблем музыкального воспитания личности.

Во второй половине XIX века в трудах А.Н.Красева, С.И.Миропольского, где довольно широко определялись задачи музыкального воспитания детей, единодушно защищалось всеобщее музыкальное образование на основе церковного хорового пения. О том, что русская православная церковь придавала большое значение музыкальному воспитанию детей, как средству развития их эмоционально-духовной культуры говорит тот факт, что в конце XIX - начале XX веков было издано много материалов, рассчитанных на овладение школьниками духовным пением (некоторые были адресованы для семейного музицирования). Многие известные композиторы специально для детей писали духовные сочинения (Д.Бортнянский, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков, П.И.Чайковский и др.).Творческое развитие детей связывалось с хоровым пением, стимулированием музыкально- эмоциональной активности детей.

__________________________

1 Сухомлинский В.А. О воспитании. // Сост. и автор всупит. Очерков С. Соловейчик. - М..: Политиздат, 1982.- С.270.

В музыкальной педагогике появляются работы, в которых

««пример, в работе преподавателя пения Московской первой мужской гимназии Д.И. Зарина «Методика школьного хорового пения» задачами хорового искусства объявляются - «пробуждение и развитие через хоровое пение эстетического чувства»1.

Постановка проблемы организации творческой деятельности связано с именами прогрессивных деятелей отечественной музыкальной культуры

конца XIX столетия, создателей Московской Народной консерватории в 1906 году - С.И.Танеева, Е.Э.Линевой, Б.Л.Яворского.

Дальнейшее развитие и углубление идеи музыкального воспитания детей в творческих видах деятельности, было осуществлено виднейшими представителями музыкальной педагогики 20-х годов. Именно в те годы БЛ.Яворским и Б.В.Асафьевым были разработаны основополагающие принципы музыкального обучения, не потерявшие своего значения и сегодня. В своих системах музыкального воспитания они особое внимание уделяли роли детского и юношеского музыкального сочинительства в массовом музыкальном обучении.

Б.Асафьев настойчиво доказывал, что в занятии музыкой не надо включать готовых определений тех или иных понятий, а, напротив, следует подходить к ним путем живых наблюдений над музыкой. Он считал, что единственным выходом, по существу воспитывающим детский музыкальный инстинкт, является «вызывание творческого дара»: способности изобретения и комбинирования материала.

________________________

1 Зарин Д.И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом. - М.: Университетская типография, 1907.-С. 1.

Рядом с развитием полезных слуховых навыков через музыкально-исполнительскую работу в хоре и через восприятие музыки путь развития музыкально-творческих навыков составит, по его мнению, «необходимейший этап эволюции»1 .

Важной для музыкальной педагогики также является система Б.Л.Яворского, который стремился объединить все факторы музыкально-художественного воздействия и воспитать активную творческую личность в исполнении, в сочинении, в восприятии музыки. В его представлении ребенок - юное существо, осуществляющее поиск истинного и правдивого в жизни. Поэтому Б.Л.Яворский ставит целью музыкального воспитания развитие общехудожественных, интеллектуальных и других данных, заложенных в ребенке природой, создание основы для развития художественно-творческого мышления, формирования музыкальной культуры. Он писал, что необходимо ввести в программы школ элемент творчества. Задача состоит не в воспитании всех детей композиторами, а в необходимости творческого развития каждого человека. Б.Л.Яворский в своих высказываниях о воспитании детей музыкально-творческого начала подчеркивал необходимость охранения за ребенком способности творить звуки, этими звуками выражать свои жизненные потребности и жизнеощущения2.

В своей работе Б.Л,Яворский использует 3 вида музыкальной

деятельности (слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку), неразрывно связанные между собой и составляющие единый метод, который служит развитию эмоциональной отзывчивости детей.

________________________

1 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. //2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - С.91-92.

2 Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. Т 1. -М.: Музыка, 1964. -С.670.

Соблюдая единство эмоционального и рационального , Б.Л.Яворский вызывал у учащихся стремление к познанию, к творческим открытиям в сочетании с непосредственно - эмоциональным восприятием, глубоким переживанием музыкального образа. Зрительно-ассоциативное мышление у детей завивалось таким образом не только в художественном творчестве или графическом изображении музыкальной ткани, но и в оформлении спектаклей, ярких костюмах . Этому же способствовали и инсценировки песен, фортепианных миниатюр. В системе Б.Л.Яворского значительную роль играло не только хоровое пение, им был создан детский оркестр. Яворский всячески поощрял стремление детей к собственной оркестровке, к сочинительству. Основанная на глубоком знании детской психологии, имеющая народные истоки музицирования, где пение, танец, жест, мимика

составляют единое целое, а основой является импровизация, педагогическая система Б.Л.Яворского доказала ошибочность бытовавшего мнения, что музыкальное творчество и музыкальное сочинительство недоступно детям.

А.Н.Сохор тесно связывал музыкально-социологические вопросы с музыкально-эстетическими. Он утверждал: « Творчество как деятельность рождает ( а «блок» творчества вбирает в себя ) ценности двоякого рода: духовно-материальные ( музыкальные произведения или отдельные выразительные средства) и чисто духовные (творческие идеи, нормы стиля и жанра, музыкально-эстетические идеалы)»1.

Изучая проблемы творчества, он большое внимание уделял анализу интересов и потребностей, художественных вкусов и идеалов как отдельной личности, так и общества в целом. Связывая эти понятия с

________________________

1Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. В 3 ч.Ч.1.Л.:Советский композитор,1980.С.75.

Восприятием музыки и мышлением, А.Н.Сохор говорил об их единстве и целенаправленности, считал, что нельзя смешивать воедино музыку серьезную и легкую, так как у них разные сферы применения, степень распространения, показатели и критерии оценки, и что без глубоких теоретических знаний нельзя верно оценить музыкальное произведение. Он рассматривал музыкальную социологию как науку о воздействии музыки на общество в целом и как отражение этого воздействия в музыкальном творчестве и исполнительстве конкретного человека1.

Важное значение для обоснования психологических закономерностей детской художественной деятельности и развитии творческих музыкальных способностей имеют исследования одного

из крупнейших русских психологов XX века Б.М.Теплова, показавшего взаимосвязь обучения и воспитания детей с развитием детского художественного творчества и значение его в познании действительности, в формировании эстетических суждений и оценок.

По мнению Б.М.Теплова, - «...раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую, а не только воспринимающую деятельность, очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает потребностям и возможностям...»2. Автор отмечает, что для детей естественнее продуктивная деятельность, чем воспринимающая. Поэтому формирование детского музыкального творчества на начальном этапе обучения должно проходить параллельно с развитием творческих

_______________________

1Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве: Монография.-М.: Альма-Матер;Академический прспект,2008, с 146-147.

2Теплов Б.М. Психологическое восприятие художественного воспитания. - М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. - С.17.

способностей в других видах художественной деятельности: изобразительной, литературной и т.д. По Б.М.Теплову, важной чертой детской творческой деятельности является «синтетичность» творческих действий, то есть для ребенка все искусство не распадается на отдельные жанры, а является средством эмоциональной передачи целостного мироощущения.

Идеи Б.Л.Яворского, Б.В.Асафьева, Б.М.Теплова реализуются в деятельности таких педагогов-музыкантов, как О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, Л.А.Баренбойм и др. Их исследования посвящены совершенствованию музыкальных программ, формированию музыкальных интересов и вкусов детей, расширению их музыкального кругозора, поиску наиболее эффективных путей музыкально-эстетического воспитания школьников и дошкольников.

Огромное внимание творческому воспитанию учащихся, как одному из важнейших принципов формирования современного человека уделяет Н.А.Ветлугина, которой разработаны вопросы музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста. В трудах автора обосновывается новый подход к использованию заданий на музыкальных занятиях, которые рассматриваются ею в определенной последовательности, образуя стройную систему творческих форм работы. Их главное назначение, по мнению «вызвать строи соответствующих чувств, готовность к поискам способов новых действий и помочь ребенку войти» в воображаемую ситуацию»1.

Роль и значение творческого развития детей в их музыкальном воспитании убедительно показаны русским музыковедом, известным специалистом в области фортепианной музыки Л.А.Баренбоймом,

_______________

1 Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика,1972.-С.44

посветившим этим вопросам специальные исследования. В одной из своих книг, ценной и необходимой для педагогов-музыкантов в работе с детьми «Путь к музицированию» автор пишет: «...Методика формирования и стимулирования музыкального творчества на любом уровне развития ребенка или подростка должно опираться на две диалектически взаимосвязанные и одновременно проводимые установки: одна из них усвоение каких-то норм, типов творчества, музыкальных структур и их вариантов, другая - организация обстановки для преодоления инерции и пассивности, для творческих неожиданностей»1.

Понимая значение музыки в воспитании детей, многие известные композиторы и педагоги стремились создать свои системы развития музыкально-творческой культуры ребенка.

В современном мире наиболее популярны 5 систем массового музыкального воспитания, которые используются в работе Д.Кабалевского, Э Кодая, А.Лехнер, К.Орфа. Каждая из этих систем одной из основных своих задач ставит помимо воспитания любви к музыкальной культуре именно художественно-творческое развитие детей.

Система швейцарского педагога и композитора 3. Жак-Далькроза ставит своей задачей воспитание «целостного» музыканта с помощью

трех взаимосвязанных сфер обучения сольфеджио, импровизации и ритмики. В рамках одной своей системы он стремился совместить задачи массового и специального музыкального воспитания, разделив ее как бы на два уровня: первый (элементарный) ставит своей целью пробудить и развить природную эмоциональную отзывчивость детей, воспитать любовь к музыке. На этом уровне осуществляется массовое музыкальное воспитание. Задача второго уровня - профессиональное обучение (база подготовки музыканта-профессионала).

___________________

1 Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л.: Сов. композитор, 1979. - С.38.

Система массового музыкального воспитания венгерского композитора и педагога 3. Кодаи сформировалась к началу 1920-х годов.1 Основной элемент его системы - сольфеджио. Система ориентирована на: массовое музыкальное воспитание, развитие певческо-хоровых традиций музыкальной педагогики XVII - XIII зеков; построение музыкальной грамоты на национальной ннтонационноладовой и метроритмической основе. Для нас эта система интересна тем, что подтверждает мысль о нужности и важности массового музыкального воспитания детей, основываясь на таком доступном всем виде музыкального искусства как хоровое пение.

Родственная системе 3.Кодая программа А.Лехнер («Венский метод») . Она основывается следующих принципах: музыкальный опыт должен предшествовать обучению (этот опыт ребенок может приобрести в художественной самодеятельности); формировании музыкального мышления осуществляется параллельно интеллектуально-эмоциональному и творческому развитию; музыкальные занятия должны основываться не столько на теоретических знаниях, сколько на опыте ребенка; конечной

целью музыкального воспитания должна быть не подготовка музыканта, а привитие любви к музыке; слух и голос нужно развивать систематически и во взаимосвязи (т.е. на каждом занятии должны присутствовать как элементы сольфеджио, так и вокала).

В России система музыкального воспитания детей (а затем на ее основе и новая Программа по музыке в общеобразовательной школе) была разработана Д.Б.Кабалевским в 1970-х годах. Новая программа была ориентирована на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей

_______________________

1 Венгерская музыкальная система воспитания. Концепция Кодая З.-FK.: Lovas Gyorgy Zenemunyomba, Budapest, 1974.-С.11.

к музыке. Кабалевский считает, что «проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету», - пишет он в Книге для учителя «Воспитание ума и сердца», « но особое значение приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов,

сколько бы ни отдавать этому сил и времени»1.

Программа Д.Б.Кабалевского ставит перед учителем музыки 3 основные педагогические задачи:

- развитие у школьников интереса к музыке;

- формирования способности творческого размышления о ней;

- привитие учащимся навыков выразительного исполнения.

Автор в своей работе говорит, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее. Все эти качества, выработке которых очень способствуют

занятия искусством, окажут свое положительное влияние не только на все другие занятия школьника, но и на их будущую деятельность, в

какой бы области она не протекала.2 Далее Д.Б.Кабалевский пишет, - в ребенке обязательно надо поддерживать любое его

стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

_______________________

1 Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. // Сб. трудо, сост. и отв. Ред. Берлянчик М.М.- Новосибирск.: Музыка, 1989.

2 Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. // Книга для учителя. -М.: Просвещение,1981.-С.10-35

... Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей"1.

Кабалевский подчеркивает, что творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов, стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предложениях о характере исполнения музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, в сочинении маленьких пьесок, в импровизаци

Система музыкального воспитания детей выдающегося австрийского композитора Карла Орфа сложилась в 30-х годах ХХ века и представляет для нас особый интерес. Методика Орфа и учебный материал к ней были оформлены в пяти томах "Шульверка", который вышел в свет в американском, английском, греческом, французском и других вариантах.

Пьесы, которые включены в него, предназначены для того ,чтобы стимулировать музыкальное творчество детей , даровитых и менее

способных, вызвать к жизни детское музицирование, в первую очередь - коллективное: « Собственно само творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность»1. В основу его методики положена идея музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе которого у детей пробуждаются творческие способности. Музыкальные инструменты, которыми пользовался Карл Орф, - барабаны, разного рода металлофоны, блок-флейты, бубны,

_______________________

1 Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. // Книга для учителя. - М.: Просвещение,1981.-

тарелки, трещотки, губные гармоники, - имели красивый тембр.

Детский оркестр Орфа импровизировал музыку в различных ритмах, использование которых характерно для того или иного народа (хабанеры, тарантеллы и др.). Ритму и музыкально-творческому воспитанию отводится первостепенная роль (на основе движения и игры на элементарных инструментах, опираясь на речь и пение). Анализируя систему детского музыкального воспитания Карла Орфа, Л.Баренбойм подчеркивает, что значение творчества в развитии ребенка состоит в том, чтобы дети могли узнать и убедиться в своей способности создать что-либо в музыке, чтобы они поверили в свои собственные силы и почувствовали радость творческой деятельности. Сам же К.Орф говорил, что:

1. «Надо поставить ученика в такие условия, в которых он

оказывается вынужденным сам творить музыку» 2 .

2. Ребенок до того, как начать обучение на сложных музыкальных инструментах, должен быть с дошкольного возраста приучен к музицированию на элементарных музыкальных инструментах, не требующих специальной подготовки

3. Следует опираться, особенно на начальном этапе, на так называемую «элементарную музыку», потому что она связана с жестом, танцем, словом. Ее нужно самому создавать и быть не столько «слушателем», сколько «участником».

4. Детская «элементарная музыка» должна опираться на фольклорный материал той страны, в которой живет ребенок.

_______________________

1 Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания К.Орфа.-Л.:Музыка,1970.

2 Там же.

«Шульверк», благодаря разнообразию заданий, представляет детям простор для того, чтобы проявить и испытать свои способности, а так же вызвать «ту радость, которая возникает при плодотворном взаимодействии индивидуального и коллективного творчества». Развитие творческих способностей в одной области обязательно отразится на другой. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом; ученым или

рабочим, - пишет К.Орф, - задача педагога состоит в том, чтобы

воспитывать в нем творческое начало... Привитые желания и умения творить скажутся в любой сфере будущей деятельности» 1.

Основываясь на опыте и системах выдающихся педагогов- музыкантов разных стран, о которых упоминалось выше, в последние годы в русской музыкальной педагогике появились - новые работы, затрагивающие различные аспекты творческого развития. Большой интерес представляют работы Д.В.Зариня, Г. С.Ригиной, Д.В.Дябло, Н.А.Садояна.

В работе Д.В.Зариня «музыкально-творческое развитие учащихся», которая выполнена на материале уроков фортепиано в детской музыкальной школе, анализируются задачи музыкально-творческого развития детей. Автор выделяет три основных компонента развития творческих способностей:

  • формирование потребности в активном музицировании;

  • развитие способности эмоционального переживания и осознанного осмысления музыки;

- формирование умения импровизировать как исходного момента творческого музицирования.

_____________________

1 Баренбойм Л.А. система детского музыкального воспитания К.Орфа. - Л.: Музыка,1970. - С.30.

Автор правильно выделяет в качестве одного из важнейших компонентов музыкального развития формирование у детей потребности в активном музицировании, так как творческий процесс невозможно осуществить по принуждению. Творчество в любой области требует устойчивого стремления личности заниматься данной деятельностью2.

Большой вклад в методику вокальной импровизации внесла Г.С.Ригина в своей работе "Уроки музыки в начальных классах". По ее мнению вокальная импровизация творчески активизирует детей и развивает вокально слуховые способности. При этом большую роль автор отводит учителю, его исполнительским возможностям, педагогическому мастерству, умению создать эмоциональный настрой и т. д. Успех импровизации, считает Г.С.Ригина, зависит от умения педагога создать на занятии проблемную ситуацию, которая максимально активизирует творческое мышление детей и развивает их творческий потенциал.3

В работе Т.Дябло разрабатываются вопросы активизации разносторонней музыкальной деятельности первоклассников, определяются содержание методы музицирования, а так же рассматриваются различные пути формирования навыков продуктивного творчества учащихся. Говоря о разнообразных видах музыкальной деятельности, автор имеет ввиду пение, игру на детских музыкальных инструментах и движение под музыку. По мнению Т.Дябло, наиболее ощутимые результаты дает инструментальное музицирование, раскрывающее потенциальные возможности всех детей. Автор пишет, что

_____________________

1 Баренбойм Л.А. система детского музыкального воспитания К.Орфа. - Л.:С.21-30. 2 Заринь Д.В. Музыкально-творческое развитие учащихся.- Рига, 1981.-С.6-45 3 Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

творческие проявления в пении даются не всем детям в силу их возрастных особенностей, хотя дальше отмечает, что этот вид творчества вызывает эмоциональный отклик, стимулирует увлеченное отношение к музыкальным занятиям.1

Н.Садоян использует в обучении певческую импровизацию. Автором анализируются вокально-импровизационные способности детей младшего школьного возраста. Большое внимание автор уделяет стихотворной

импровизации, как наиболее близкое к детскому творчеству, и считает, что умение сложить маленький стишок важно и необходимо.

В стихах, отмечает Н.Садоян, часто отражается конкретно-образное мышление детей и поэтому развитие поэтического слуха способствует воспитанию вкуса к красоте и формированию эстетического восприятия искусства2.

Многие отечественные и зарубежные педагоги последних лет приходят к выводу, что развивать детей надо с помощью творчества самих же детей . Примером использования детского творчества для развития способностей к импровизации является разработанная Г.И.Шатковским оригинальная методика творческого преподавания, основанная на следующих принципах:

а) все могут заниматься художественным творчеством, так как музыкальные данные имеются практически у всех людей;

б) всем необходимо заниматься художественным творчеством. Это нужно, чтобы:

_________________________ 1 Дябло Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкального развития первоклассников. // Автореферат на соискание ученой степени канд.пед.наук.-М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1978.-С.14

2 Садонян. Н.А. О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией младших школьников. -М.: Музыкальное воспитание в школе,1976.- С 58-70

  • во-первых, воспитать человека, так как ничто не раскрывает так полно и рельефно душу человека, как то, что он творит;

во-вторых, для воспитания культурного слушателя, ибо «тот, кто сам ощутил радость творчества в какой-либо области искусства, способен лучше воспринимать и оценивать то, что делают другие»;

- в-третьих, «для воспитания профессионального музыканта, музыканта-художника, ибо полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто прошел через творчество».1

У детей обнаруживается достаточно раннее стремление к творчеству. Наблюдения ( Н.А.Ветлугина , И.Л.Дзержинская, А.Е.Волосова, Н. Левитов и др.) показали не только разную степень, но и разный уровень проявления интересов к художественно-творческой практике. Следовательно, необходимо помогать ребенку накапливать разнообразный опыт во всех видах художественной практики, поддерживать ранние творческие устремления детей, независимо от их конкретных

художественных склонностей. Это обуславливает учет индивидуальных особенностей ребенка.

Рассматривая вопросы детского творчества, Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, А.А.Люблинская, Л.П.Печко и др. выделяли в качестве основных две формы творческой деятельности детей: продуктивную и репродуктивную. Известно, что в художественной деятельности творчество детей может проявляться : в исполнении художественных произведений, созданные мастерами; в выразительной передачи их содержания и настроения; в создании нового - рисунка, лепки, импровизации попевок и плясок, в сочинении сказок и в стремлении выразить в них свои отношения и переживания. В процессе обучения в

_________________

1 Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.-М.: Музыка,1986.-С.3

зависимости от того, относительно какой позиции педагог организует занятия, возможно формирование определенного типа творческих продуктивных и репродуктивных видов эстетической деятельности.

Итак, анализ исследований ведущих психологов и педагогов музыкантов показывает, что они придают большое значение музыкальному воспитанию детей в развитии творческого потенциала ребенка. Все русские демократы, а вслед за ними и русские педагоги, призывали не учить искусству специально, а давать всем детям общеэстетическое развитие.

Все авторы отмечают важность занятий художественным творчеством для развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста, так как основой эволюции чувств является эмоциональный фонд, заложенный в детстве. Таким образом, музыкально-творческое развитие ребенка - прежде всего развитие его эмоциональной сферы в процессе освоения им основных видов музыкальной деятельности: восприятие (эмоциональная отзывчивость на музыку), выразительное эмоциональное исполнение и сочинение (импровизация).






© 2010-2022