- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки Картинки с выставки
Урок музыки Картинки с выставки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Скоркина С.И. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок музыки для 5 класса.
Учитель: Скоркина С.И.
г.Геленджик. МБОУ СОШ №5.
"Картинки с выставки"
Тема четверти: Можем ли мы увидеть музыку?
Тип урока: углубление темы четверти.
Цели урока: углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.
Задачи:
-научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
-закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;
-учить сопоставлять произведения музыки и живописи;
-познакомить с творчеством М.П.Мусоргского
Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.
Оборудование:
DVD-проектор.
-Оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки).
Музыкальный материал:
« Богатырские ворота» М.П. Мусоргский.
« Баба-Яга» М.П. Мусоргский.
«Балет невылупившихся птенцов» М.П.Мусоргский.
Мультфильм « Картинки с выставки».
« Маленький принц» сл. Н.Добронравова, муз. М Таривердиева.
Форма работы: групповая.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
ХОД УРОКА
Вход: « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.
Приветствие в тональности «до мажор»: "Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!".
Учитель: Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти «Можем ли мы увидеть музыку»
У нас необычный урок. Мы с вами совершим экскурсию по выставке картин, но не одни, а вместе с известным русским композитором М.П.Мусоргским.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
-На прошлых уроках мы уже познакомились с творчеством этого композитора. Давайте вспомним с вами , что мы уже знаем об этом композиторе.
Ответы учащихся :
- Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.
Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзья с трудом удалось поместить его в военный госпиталь.
Учитель:
- В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского - умирающего, но не сломленного страданиями. Когда этот портрет поразил посетителей Девятой передвижной выставки величием духовной мощи великого композитора, самого М.П.Мусоргского уже не было в живых. Он умер утром 16 марта 1881 года. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера. Эти образы живут не только в его операх « Борис Годунов» и « Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных пьесах.
Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов, а благотворная роль музыки сказывается на работе художников. Нередко музыканты опираются на какие-то совершенно определенные произведения изобразительного искусства, как это сделал М.П.Мусоргский, создав музыкальный цикл "Картинки с выставки" под впечатлением работ В.А.Гартмана.
Сообщение уч-ся о художнике В.А.Гартмане.
Художник был человеком веселым, живым, быстрый на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку его работ.
В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана:
…бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. На рукописи «Картинок» есть надпись «К печати. Мусоргский. 26 июля 74 г. Петроград»[5], однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение. С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии - такие пианисты, как Святослав Рихтер и Владимир Ашкенази.
Учитель.
-Мусоргский не раз обошел выставку, всматриваясь в картины друга. Он захотел запечатлеть « картины « в музыке. Из множества экспонатов он отобрал всего лишь 10. Именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске. В «Картинках с выставки» проявился дар Мусоргского, превращать зримые картины, мысли и переживания персонажей в звуковые фигуры. Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение ,а вы мне после ответе:
-Что можно представить или кого можно представить, слушая это произведение?
-Можно ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?
Можно даже нарисовать. Свои музыкальные впечатления можно отразить цветовыми пятнами, линиями, завитками. Ребята, мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства. Давайте вспомним, какие бывают звуки? какие цвета вы знаете? А есть ли между ними какая-нибудь связь?
Слушание пьесы «Богатырские ворота».
(Ответы учащихся, рассматривание рисунков)
Учитель: Мусоргский творец разных музыкальных портретов. Сегодня мы познакомимся с одним музыкальным портретом, только сказочным. Ваша задача представить и постараться нарисовать этого сказочного персонажа.
Слушание « Баба-Яга»
(Ответы учащихся, рассматривание рисунков, словесное рисование образа. Музыкальная характеристика. )
Учитель: Вы правильно заметили, что это сказочный герой.
Данное произведение называется « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с выставки».
«Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук - несколькими штрихами показана ночная природа.
И еще одно произведение из этого цикла. Слушаем, сравниваем характер, рисуем.
Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов»
(Ответы учащихся, рисунки, словесное рисование образа. Музыкальная характеристика. )
Мусоргский был превосходным пианистом и создал новаторский фортепианный цикл, отличающийся яркой конкретностью, характеристичностью. У Гартмана это были рисунки и акварели прикладного характера, т.е. не настоящие: «Избушка на курьих ножках» - часы, «Балет невылупившихся птенцов»-это балетные костюмы, «Богатырские ворота»- макет декораций к спектаклю. Но при помощи своего художественного видения композитор создал эти произведения, в которых сочетаются зловеще-мистические краски с одной стороны и светлые с другой.
. Ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?
Вывод:
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках? Что помогло вам в этом?
Дети: Музыка, картины.
Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?
Дети: Песней.
Учитель: Тогда давайте споем все вместе споем песню «Маленький принц» сл. Н.Добронравова, муз. М.Таривердиева.
Учитель: Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.
Выставка
В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана:
…бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. На рукописи «Картинок» есть надпись «К печати. Мусоргский. 26 июля 74 г. Петроград»[5], однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение. С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии - такие пианисты, как Святослав Рихтер и Владимир Ашкенази.