Средне срочное планирование к урокам музыки 4 класс

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Силич Наталья Евгеньевна Портфолио учителя

Группа № 4 3-го уровня

Город Павлодар 18. 04. 2014г.








Среднесрочное планирование серии последовательных уроков



Город Экибастуз

Школа № 24

Учитель Силич Наталья Евгеньевна

Предмет Музыка

Класс 4 «А»

Тема исследования «Как групповая работа влияет на развитие коммуникативных навыков учащихся 4 класса на уроках музыки»

Учебная программа по образовательной области «Искусство» уровня начального образования (1-4 классы). МОН РК национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина. Астана 2013 год.

Учебник - «Музыка», авторы С.Елеманова, Р. Валиулина, А. Маханова: Атамура 2011г. Разрешенного к использованию в организациях образования, определенных приказом Министерства МОН РК №146 от 22 апреля 2013 г.



1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

Тема урока

Русская плясовая

Музыкальные традиции украинского народа

Музыкальная культура грузинского народа

Музыкальная культура немецкого народа

Цель обучения

Выявление связи профессиональной музыки с народными танцами славянской группы через музыкальную культуру русского народа

Систематизация знаний о народных танцах в профессиональной музыке славянской группы и через музыкальную культуру украинского народа

Ознакомление с народными танцами кавказских народов через анализ раннее изученной информации.

Оценивание значимости полученных знаний о народных танцах в профессиональной музыке через музыкальную культуру немецкого народа.

Цели личностного развития обучаемых

Создание условий развития коммуникативных навыков (умение работать в команде, выполнение ролей и правил работы в группе) в процессе совместного обучения.

Создание условий развития практических навыков диалогового общения при работе в группе (тема диалоговое об.)

Развитие коммуникативных навыков в паре (умение задавать вопросы и отвечать на них).

Развитие умения сравнивать, соотносить новые и имеющиеся знания, делать выводы, применять полученные музыкальные знания в оценке музыкальных произведений в процессе совместного обучения.

Результаты обучения

А. Учащиеся знают, что такое танец

В. Учащиеся умеют объяснить связь народного танца с профессиональной музыкой.

С. Учащиеся могут соотносить народную и профессиональную музыку, совместно обучаться в группе.

А. Учащиеся знают особенности славянской музыки, примеры связи народного танца с профессиональной музыкой

В. Учащиеся умеют классифицировать народную и профессиональную музыку.

С. Учащиеся могут соотнести русские народные инструменты и украинские, слушать собеседника, вступать в дискуссию, участвовать в коллективном обсуждении вопросов, объясняют значение слов: а капелла (a kapella), солист, партия, анализировать прослушанное произведение и делать выводы.

А. Учащиеся знают особенности музыки кавказских народов, музыкальных инструментов, композиторов, которые использовали народный танец в своих произведениях.

В. Учащиеся умеют применять полученные знания при прослушивании музыкального произведения, выполнении музыкально - ритмических движений.

С. Учащиеся могут творчески подойти к выполнению задачи: показать движения танца, изобразить настроение музыкального произведения, объяснить однокласснику отличие народного танца от профессионального произведения.

А. Учащиеся знают названия народных танцев, композиторов и их произведения.

В. Учащиеся умеют сравнивать танцы разных народов, составлять таблицу соответствия.

С. Учащиеся могут оценивания значимости полученных знаний о народных танцах в профессиональной музыке

Формы работы

Вопросы высокого уровня: Объясните смысл слов «танец» и «плясовая»

1.Беседа при помощи побуждающий вопросов (первоначальные ответы детей).

2. Просмотр видеоролика.

3. Беседа (сравнение имеющаяся знаний с полученными в ходе просмотра видеоролика).

4. Работа по стратегии «Карусель».

- чтение ресурсов

- работа в паре (оценивание своей работы по образцу).

Т и О выступают в роли консультантов.

Оценивание по стратегии «Светофор»

  • Я знаю материал

  • Я умею работать в группе

  • Я могу оценивать свою работу.

Музыкальная пауза

Разучивание песни (распределение по ролям: солист, хор, зрители, дирижер).

Т и О выступают в роли - дирижера

Индивидуальная (учащиеся самостоятельно записывают уже знакомую информацию: танцы, музыкальные инструменты русского народа).

Работа в парах (вспоминают и фиксируют украинские народные танцы и музыкальные инструменты).

Групповая работа. (Сравнивают народную и профессиональную музыку)

Индивидуальная (учащиеся самостоятельно записывают уже знакомую информацию: танцы, музыкальные инструменты русского народа).

Работа в парах (вспоминают и фиксируют украинские народные танцы и музыкальные инструменты).

Групповая работа. (Сравнивают народную и профессиональную музыку)

Музыкальная пауза

Разучивание песни (распределение по ролям: солист, хор, зрители, дирижер).

Т и О выступают в роли - дирижера

Индивидуальная (учащиеся самостоятельно записывают уже знакомую информацию: танцы, музыкальные инструменты русского народа).

Работа в парах (вспоминают и фиксируют украинские народные танцы и музыкальные инструменты).

Групповая работа. (Сформулируйте определение музыкальным жанрам «лендлер», «вальс».

Обобщают свои полученные знания о музыкальной культуре других народов

Барьеры в обучении

Недостаточно развиты коммуникативные навыки (указать после результатов диагностики)

Неумение формировать развернутые ответы.

Неумение учащихся вести диалог.

Недостаточно развиты коммуникативные навыки (указать после результатов диагностики)

Неумение формировать развернутые ответы.

Неумение учащихся вести диалог.

Недостаточно развиты коммуникативные навыки (указать после результатов диагностики)

Неумение формировать развернутые ответы.

Неумение учащихся вести диалог.

Недостаточно развиты коммуникативные навыки (указать после результатов диагностики)

Неумение формировать развернутые ответы.

Неумение учащихся вести диалог.

Пути преодоления барьеров

Создание условий для социальной коммуникации и взаимодействия в паре, в группе.

Создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся.

Похвала ученика даже за малые достижения в работе.

Создание благоприятной психологической обстановки.

Способствовать взаимодействию учеников на уроке при работе в группе через организацию исследовательской деятельности.

Создание благоприятной психологической обстановки, работа в паре, групповая работа. Формирование групп с использованием метода мозаика.

Создание благоприятной психологической обстановки, работа в паре, групповая работа. Формирование групп с использованием стратегии ВАК.

Методики стимулирования саморегулируемого обучения

Выбор стратегии «Использование новых знаний».

Самооценка.

Использует и применяет знания.

Выбор стратегии «Использование новых знаний».

Самооценка.

Использует и применяет знания.

Выбор стратегии «Использование новых знаний».

Самооценка.

Использует и применяет знания.

Выбор стратегии «Использование новых знаний».

Самооценка.

Использует и применяет знания.

Стратегии обучения тому, как учиться

Стратегия «Использования прежних знаний»: учащиеся пишут то, что они уже знают о жанре «танец».

Стратегия «Использования прежних знаний»: учащиеся делятся с уже знакомой информацией.

Стратегия «Использования прежних знаний»: учащиеся делятся с уже знакомой информацией.

Стратегия «Использования прежних знаний»: учащиеся делятся с уже знакомой информацией.

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Самооценивание

Комфортно ли вы чувствовали себя при работе в группе. Почему?

Оценивание по технике «Две звезды - одно желание».

Взаимооценивание

  • Что было сложным при оценивании работ ваших одноклассников? Почему?

  • Что у вас получилось? Почему?

Оценивание по готовому образцу.

Формативное оценивание:

- аплодисменты, комментарии;

- взаимооценивание в парах, группах. При помощи открытых вопросов учащиеся самостоятельно оценивают свои знания.

Оценивание: Две звезды, одно желание.

Самооценка в оценочном литке по готовому образцу.

Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы

Формативное оценивание:

- аплодисменты, комментарии;

- взаимооценивание в парах, группах. Взаимное оценивание в парах. Ученики заполняют форму с вопросами и передают на проверку соседу по парте.

Самооценка в оценочном литке по готовому образцу.

Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы

Формативное оценивание:

- аплодисменты, коммента-рии;

- взаимооценивание в парах, группах.

Самооценка в оценочном литке по готовому образцу.

Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы

Содействие выявлению и развитию талантливых и одаренных учеников

Консультирование, углубление и обогащение знаний.

Обогащение знаниями, получение консультаций, проверка знаний у учащихся.

Обогащение знаниями, получение консультаций, проверка знаний у учащихся.

Обогащение знаниями, получение консультаций, проверка знаний у учащихся.

Методы активного обучения и преподавания

Диаграмма Венна

Диаграмма Венна,

Методика 5 пальцев

Синквейн

Две звезды, одно желание.

Две звезды одно пожелание

Вовлечение учеников в диалог

Работа в парах и в группах, ответы на простые и сложные вопросы

Работа в парах и в группах, ответы на простые и сложные вопросы

Работа в парах и в группах, ответы на простые и сложные вопросы

Работа в парах и в группах, ответы на простые и сложные вопросы

ИКТ

Просмотр видео, слушание музыкального произведения

Просмотр видео (для выхода на тему), слушание музыкального произведения (для активизации познавательного процесса), флипчарты ActivInspire (для рефлексии).

Просмотр видео (вовлечь в учебный процесс), слушание музыкального произведения (расширение музыкального кругозора), флипчарты ActivInspire (для рефлексии).

Просмотр видео (повысить мотив у учению), слушание музыкального произведения (расширение музыкального кругозора), флипчарты ActivInspire (для рефлексии).

Рефлексия

Инструктаж по заполнению таблицы

Рефлексивный дневник

Плюс

Минус

Интересно

Трех минутное Эссе, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответ.

Запись в бортовом журнале:

- Что мне известно по данной теме?

- Что нового узнал?

Методика «5 пальцев»

Используемые ресурсы

Учебник, видео, раскраски.

Учебник, видео, флипчарт.

Учебник, видео, презентация.

Учебник, презентация, видео, справочник.


Матрица заданий и вопросов согласно таксономии Блума

№ урока

Уровни мыслительных умений

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Урок № 1

Написать, что вы уже знаете об этом жанре.

Как бы вы назвали песни, под которые хочется плясать?

Какие русские народные танцы вы уже знаете.

И что вы хотели бы ещё узнать?

Изобразите «Плясовую» в цветовых оттенках на эскизах рисунков.

Подбирают движения подходящие к увиденному и прослушанному произведению

В диаграмме, на основе знаний заполняют сходства и различия двух музыкальных произведений.

Выберите из предложенных рисунков инструменты, которые исполняли народную песню и профессиональное произведение и какой состав?

Написать эссе «Каковы мои собственные выводы на основе изученного материала?»

Урок № 2

Напишите, русские народные танцы и русские народные инструменты.

Назовите украинские народные инструменты.

Назовите плясовые песни украинского народа.

Прочитайте и переведите слова украинской народной песни. Придумайте название к этой песне.

Соотнесите русские народные инструменты и украинские.

Проанализируйте прослушанное произведение.

Урок № 3

Расскажите о народной музыке украинского народа

Послушайте грузинскую народную песню

«Сулико».

Определите признаки музыки кавказских народов

Исполните песню «Сулико» передавая различное настроение: нежное, печальное; веселое, игривое; торжественное, величественное.

Подбери к настроению песни соответствующий музыкальный инструмент.

Соотнеси высказывания о музыке Грузии с их авторами.

Сгруппируйте изображения по групповой принадлежности.

Сравните грузинскую народную песню «Сулико» и грузинский народный танец «Лезгинка».

Докажите, что Лезгинка - сердце Грузии.

Урок № 4

Опишите своими словами танцы грузинского народа.

Прочитайте информацию о немецких композиторах.

Сформулируйте определение музыкальным жанрам «лендлер», «вальс».

Создайте Кластер по прочитанной информации.

Обобщите свои полученные знания о музыкальной культуре других народов



Вопросы низкого порядка

Вопросы высокого порядка

Урок № 1

Произведение какого жанра прозвучало при в ходе в класс?

Как бы вы назвали песни, под которые хочется плясать?

Какие русские народные танцы вы уже знаете?

По каким признакам вы узнали это жанр?

Что вы хотели бы ещё узнать?

Урок № 2

Как называются шуточные песни украинского народа?

Как называется эпос украинского народа?

Как называются музыкальные жанры украинского фольклора?

Объясните значение слов: а капелла (a kapella), солист, партия.

Послушай, и сравни украинскую народную песню «Щедрик» в обработке Н. Леонтовича и «Гопак» М. Мусоргского.

Объясните почему в украинском танце Гопак раскрывается украинская душа?

Урок № 3

Как называется грузинский народный танец?

Объясните почему Лезгинку называют сердцем Грузии?

Урок № 4

Какие музыкальные жанры используются на празднике Кирмес? Выбери правильный ответ.

Как называется немецкий народный танец?

По каким признакам вы узнаете немецкий танец?

Запись о среднесрочном планировании.

При составлении среднесрочного планирования я составила план, где приоритетным являлось изучить «Руководство для учителя», так как именно оно дает толчок к постижению нового в организации приобретения учащимися новых знаний. (щелчок) Для того, чтобы не было расхождения в практике с основным планом по проведению уроков, я опиралась на нормативные документы: Государственный стандарт образования Республики Казахстан, учебная программа в образовательной области «Искусство» уровня начального образования (1-4 классы) составленной Министерством образования и науки Республики Казахстан национальной академией образования имени Ыбрая Алтынсарина в 2013 году, город Астана, и составленное мною календарно - тематическое планирование.

Обратившись к «Руководству для учителя» мне стало понятно для чего требуется составление среднесрочного планирования, а именно «… для прочного усвоения учебного материала через процесс активного взаимодействия учитель + ученик, ученик + ученик и для развития критического мышления через способность к синтезированию, к суждению достоверности и относительной важности информации, идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других…». Среднесрочное планирование имеет свои цели, которые включают в себя: организацию последовательной работы, интегрирование всех модулей на уроках, определение цели и обучения на каждом уроке, измерение результатов преподавания, достижение ожидаемых результатов, вовремя всего обучения следить за положительной динамикой, вовлечение в процесс обучения всех учащихся.

Ознакомившись, таким образом с Руководством для учителя и обращая внимание на нормативные документы я определилась с аутентичным классом с целью планирования серии последовательных уроков. Свой выбор я остановила на 4 «А» классе (гимназический).

Для определения мотивации к учению, психологического климата в классе и о существовании барьеров я планировала провести следующие диагностики:

  1. Диагностика самооценки «Какой Я».

  2. Мотивация. Лусканова Н.В.

  3. Тревожность. Модифицированный тест Филлипса

  4. Социометрия.

Все диагностирования будут направлены на определение мотивации к занятиям в школе, межличностных отношений в классе. Диагностика тревожности - это определение уровня тревоги у учащихся и следовательно необходимо будет направить внимание на учеников с повышенной тревожностью. С помощью диагностики самооценки определится место каждого ребенка в классе, отношение к самому себе. Все эти исследования помогут мне лучше узнать психологический климат в классе; у кого из ребят высокая мотивация к учению, а у кого - низкая; у кого из учащихся слишком завышенная обеспокоенность в чем - либо, кто лидер, а кто - отверженный. Результаты этих исследований помогут мне в успешной организации и проведении уроков. Так как на современном этапе одной из важных задач для обучения учащихся является научить ясно и грамотно говорить, излагать собственные мысли, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться я определилась с темой исследования «Как групповая работа влияет на развитие коммуникативных навыков учащихся 4 класса на уроках музыки», Таким образом определившись с классом и опираясь на перечисленные выше документы я определилась с темами уроков, сформулировала общую цель и составила ССП, учитывая тему исследования и внедрения идеи Программы через использование семи модулей.

Так как «… Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений …» у учащихся будет развиваться способность к суждению о достоверности и важности информации и ее синтезировании, при этом учащиеся сделают выбор в получении новых знаний (обучении), сумеют ставить под сомнение идеи других через использование «Диаграммы Венна» при сравнении двух произведений, написание синквейна при выражении своего отношения к грузинскому народному танцу «Лезгинка», визуальные свидетельства для того, что бы сгруппировать фото по единым признакам.

Так как талантливые и одаренные нуждаются в предоставлении условий, то использование модуля «Обучения Талантливых и одаренных» будет проходить с применением консультирования, углубление и обогащение новыми знаниями, которые способствуют удовлетворению потребностей всех учащихся использовав при этом задания такого плана как: исполнить песню на грузинском языке, показать ритмические движения для русской пляски, грузинского танца, провести консультирование в помощи выполнения задания. Конечно при выполнении этих и других заданий я надеюсь на помощь талантливых и одаренных ребят Машу, Данияра, Катю, Алину, Аню, так как именно у них и раньше наблюдалась высокая мотивация в обучении. Аккумулируя модуль «Новые подходы в обучении» ребята научатся вести диалог работая в парах, группах, научатся составлять простые и сложные вопросы, используя методику Блума, и отвечать на них полным ответо. Используя модуль «Оценивание для обучения» учту, тот факт, что данный модуль направлен на определение возможностей улучшения обучения через формативное оценивание (Сигналы рукой, аплодисменты, «Две звезды, одно пожелание», словестное поощрение, использование стикеров) и критериальное оценивание (Листы самооценки, Листы с критериями оценки работы в группе); Модуль «Использование Информационных коммуникационных технологий» будет способствовать развитию информационной компетенции у учащихся, позволит обеспечить знаниями через работу с флипчартами в программе ActivInspire и презентаций в программе PowerPoint, а просмотр видео применяя программу KMPlayer, слушание аудио записей в программе jetAudio или AIMP3 пробудит еще больший интерес к уроку, расширит музыкальный кругозор и творческую активность учащихся. Через наблюдение за возрастными особенностями будут развиваться способности учиться и решать проблемы, то есть будет проходить когнитивное развитие, а именно прогрессировать способность к обучению, улучшатся внимание, речевые навыки, обдумывание, обоснование и творчество. И все эти качества проявятся при создании коллаборативной среды в начале урока и проведении валеологических минуток, индивидуальных заданий. А вот модуль «Лидерство и управление» тесно связан с «Обучением критическому мышлению» и направлен на изменения в практике самого учителя. Проектируя на себя этот модуль стоит задуматься о своем вкладе в деле апробации новых идей данной Программы.

Составленное мною Среднесрочное планирование способствовало проследить все ли ключевые идеи 7 модулей Программы были включены в него. Я научилась прогнозировать формы оценивания успешности обучения; подбирать активные формы и методы обучения для развития коммуникативных навыков, критического мышления; проектировать виды заданий для выявления талантливых и одаренных.

А ученики научатся: выявлять связь профессиональной музыки с народной; сотрудничать в паре, группе; анализировать и оценивать собственную деятельность; рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

В перспективе надеюсь, что буду использовать данный вид среднесрочного планирования для усовершенствования образовательного процесса, что в результате повысит качество обучения.

Для завершения своего сообщения я взяла слова Аристотеля «Если Вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет». Почему именно эти слова? Да потому, что при написании среднесрочного планирования я постаралась продумать все «за» и «против» учитывая все нюансы связанные с комфортом класса и личностями учащихся, не забыла о Талантливых и одаренных. Проследила, что бы все 7 модулей нашли свое место в составленном плане и поэтому будет хороший результат в апробировании Программы при проведении серии последовательных уроков.

12


© 2010-2022