- Преподавателю
- Музыка
- Методическое сообщение Музыкальная педагогика
Методическое сообщение Музыкальная педагогика
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Салтыкова Т.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическое сообщение по теме
«Музыкальная педагогика»
Салтыкова Татьяна Анатольевна, преподаватель.
Разделы: Музыка
Слово «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях. Для того, чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем, примем однозначную трактовку: педагогика означает «педагогическая наука».
Музыкальная педагогика относится к гуманитарной области и наукой только еще становится. Испытывая жгучий интерес ко всякому доказательному методу, она обращается к социологии, физиологии, философии и психологии. Более всего могла бы помочь ей музыкальная психология, когда была бы сама зрелой областью исследования. Но и музыкальная психология еще молода.
А время не ждет. Каждый выпуск студентов музыкального учебного заведения более говорит о потерях, нежели о расцвете культуры. Музыканты все еще стремятся стать безупречными специалистами и все меньше среди них художников-просветителей, способных взять на себя заботу о музыкальном воспитании народа. Нам все более достаточно одного профессионализма. За личность и ее судьбу в музыке никто уже не ручается.
Мы часто имеем дело с халатными, а то и преступными методами и установками. Воздвигнуты целые бюрократические педагогические системы, подгоняемые горячкой планов, лауретоманией, чиновничьей амбицией. Здесь и сеется халтура…
В угоду экстенсивности мы отказались от интенсивности развития. Мы стали использовать музыкантов, особенно молодых, для укрепления престижа, «для поддержания нашей чести». Маленькое произведение - судьба ученика. Оно может быть сыграно настолько хорошо, что вызовет такой же трепет и восторг у слушателей, как и большая соната, исполненная мастером. Мы нетерпеливо движемся по названиям и количествам, растекаясь, не давая созреть личности. Нам нужны новые завоевания в форме, сложности, программах и т.д. Это и есть экстенсивность - тонкий слой расширения.
Ординарная педагогика берет пример с вундеркиндов, с их интенсивного развития. Завидуя скорости продвижения, педагоги, очевидно, не вполне понимают, что для одаренного ребенка быстрое усвоение - процесс естественный и собственно интенсивный. А менее способным такое движение не по плечу, и педагог невольно начинает дрессуру. Это негатив педагогики.
Адекватная, то есть правильная педагогика может позволить начинающему ученику двигаться интенсивным путем, по-другому. Например, в первые месяцы играть много пьес примерно одинаковой трудности. Ученик не сбежит от таких занятий, если менять образные задачи. В этом все дело. В недрах этой примитивной техники созреет вся его будущая виртуозность. Здесь мы имеем дело с законом развития художественного сознания.
Все музыканты-педагоги знают, что:
- главное - это играть музыкально, художественно, осознанно, выразительно, убедительно и органично, чувствуя форму. Педагог музыкальной школы может это сконцентрировать в двух словах - играй правильно и хорошо;
- ученику хорошо бы быть наслышанным о композиторе, его эпохе, жанрах и формах (но для этого педагоги зачастую отсылают учеников к специалистам-теоретикам);
- надо стараться играть безошибочно, по возможности выполняя все указания и обозначения, в соответствующем темпе, и этого, считают они, уже не мало…
Так ли это плохо? На самом деле это важно. Но многие педагоги этим и ограничиваются.
Между тем некоторые искушенные (то есть одаренные) педагоги знают еще многое. Например, что:
- ученику надо научиться чувствовать и находить кульминации;
- надо отталкиваться в своей игре от настроения и скрытой от глаз идеи произведения;
- форма всякой вещи - это нечто живое и глубоко запрятанное, но помочь ученику можно тем, что научить его соотносить темпы с кульминациями - это и будет формой. А меру соотнесения и пространство, куда он все это поместит, ученик должен создать сам.
Что же понимают выдающиеся музыканты и лишь некоторые, редкие педагоги?
Настоящие художники умеют воскресить музыку, отнестись к ней, как к живому явлению - одухотворить. Их внутренний мир связывается в одно целое с музыкой; в момент игры он наполнен событиями и героями. Художник умеет пространство, то есть видимую им внутренним взором картину, перевести в разворачиваемое музыкальное время.
Назначение музыканта - быть «вертикальным» человеком. Стремясь к высоте, он не имеет дело с грубыми, неповоротливыми материями. Музыкант касается тонкой цельности звукового искусства, которая откликается с той большей мерой совершенства, чем ближе сам музыкант к духовному началу. Духовная вертикаль - понятие не внешнее, а внутреннее.
В противоположность вертикали можно поставить «горизонталь». Здесь мы имеем в виду видимое и объяснимое расширение возможностей, обязанностей, проблем, которое идет не вглубь, а вширь. Например, расширение сети учебных заведений, а в них аппарата, введение новых дисциплин, уважение к количественным показателям, планам в обучении, навязывание критериев, оценок, методик.
В творческом классе по специальности «горизонталь» и ее проблемы не так существенны. Педагог делает ученика предметом своих забот, он думает о его судьбе, росте культуры. Ученики становятся частью личности педагога.
Отношение в классе - заинтересованные и пристрастные. Педагог искренне хочет воспитать в каждом своем ученике такую личность, которая в них заложена. Он стремится развить уникальность каждого.
В классе яркого творческого педагога отношения учеников между собой бывают, как правило, хорошими. Если педагог, объединив своей личностью класс, совершает это бескорыстно, не думает специально о чести мундира «школы» - о внешних мотивах успеха, - он минует опасности «высоких ошибок» штампов, клише в исполнительских средствах. Его чувствительность к личностной неповторимости и самобытности ученика достаточно тонка, чтобы каждый новый ученик вызвал и новый приём, новый способ отношения к его исполнительским и творческим проблемам. В такой ситуации всякий ученик, сев за инструмент, будет играть одну и ту же пьесу по-другому. Он по-иному поймет и образ, подсказанный педагогом, воплотит его по-своему.
Педагогу даже с маленькими учениками надо действовать на уровне больших проблем, которые могут уместиться в любое «измерение», в любую музыку и в любой вид искусства.
Список литературы:
1. В. Игонин, М. Говорушко «Вопросы музыкальной педагогики».
2. В. Рахминов «Диалоги о музыкальной педагогике»
3