- Преподавателю
- Музыка
- Разработка открытого урока «Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне»
Разработка открытого урока «Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне»
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Леонтьева Л.М. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБО ДО «Алькеевская
Детская музыкальная школа»РТ
Разработка открытого урока
«Развитие технических навыков
на начальном этапе обучения на аккордеоне»
Работу выполнила
преподаватель
по классу аккордеона
Леонтьева Л. М.
2015 год
Открытый урок
2 класс
Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на аккордеоне.
Задачи урока:
Обучающая: освоение и накопление игровых навыков игры на инструменте.
Развивающая: развивать технические способности, слуховое восприятие музыка, эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения.
Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием.
Тип урока: закрепление полученных навыков.
Форма: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Оборудование: аккордеон для ученика, аккордеон для педагога, стол, стулья, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.
Критерии оценки результативности работы учащегося.
Высокий уровень -творческая оценка, самостоятельность. Инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его исполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень - мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к музыкальной деятельности.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Применение знаний и умений.
4.Обобщение занятия, подведение итогов.
Организационный момент.
Приветствие, диалог об успеваемости ученицы, оглашение темы урока.
Тема урока: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне.
Урок проводится с ученицей 2 класса по специальности аккордеон.
Актуализация опорных знаний.
Много литературы написано о развитии всех видов техники - так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и т. д. Работая в музыкальной школе с учениками я пришла к выводу , что развитием технических навыков необходимо заниматься с первых занятий на инструменте.
В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. Именно этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Тренировочный материал приносит действительную пользу только в том случае, если приобретённые навыки применяются в художественных произведениях.
Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, одновременно осваивала приёмы исполнения легато - по два звука, по три звука с различными интонационными ударениями, по пять звуков с динамикой « крещендо» и «диминуэндо».
Ход урока.
Упражнение №1. Урок начинается с проигрывания гаммы Соль мажор правой рукой в две октавы восьмыми длительностями на легато и стаккато (легато - «гладкое, ровное», стаккато - острое и в половину длительности нот).Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.
Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным прикосновением - над художественной техникой. Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, так как считаю необходимым, чтобы любое освоенное учеником упражнение можно было заменить в художественных произведениях. Затем левой рукой отрабатываем произношение, движение смены мехом на расжим и сжим.
Работа гад динамикой(восходящее движение на крещендо, внизходящее движение на диминуэндо), сменой меха, посадкой и постановкой рук.
Упражнение №2. Гамма Соль мажор по 2 ноты легато, две стаккато, восьмыми нотами. Проговариваем с ученицей слоги с ударением «ма-ма»(«добрая» на легато), «па -па» («строгий» на стаккато).Соблюдение верной аппликатуры, динамических оттенков. Подкладывание пальцев прозвучало ровно, без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Такое упражнение выполняется вначале в умеренном темпе, затем в оживлённом темпе.
Упражнение №3. Ученица исполняет упражнение в октаву. Чтобы палец достал нужный звук, ученица как бы «потягивается», как на гимнастике, и делает замах кистью к пятому пальцу при движении вверх , а затем к первому пальцу при движении вниз. Необходимо следить за постановкой руки, не опускать локоть, ровно держать спину. Важно контролировать аппликатуру, смену меха.
В конце упражнений делаем физическую разминку: повороты руками в сторону вверх, вниз. Повороты кистями рук. Ученица с удовольствием выполняет разминку.
Применение знаний и умений.
С первого дня обучения игре на аккордеоне педагог должен следить за правильностью посадки учащихся, постановки инструмента и рук на клавиатуре, подборе инструмента по возрасту. Ученице удобен аккордеон три четверти, ремни подобраны. Всё должно быть рассчитано на то, чтобы ученик чувствовал себя комфортно. Успехи учащегося зависят также от формы строения рук. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Процесс упражнения - это процесс творческих исканий. Поэтому надо всегда помнить о психологических факторах: внимании, сознании, воображении, эмоциях. Не следует забывать о том, что внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна. Очень важно, чтобы ученик мог определить, в чём состоит трудность, разбить на отдельные элементы, над которыми следует поработать , педагог ему в этом помогает. При каждом повторении надо ставить перед собой определённую задачу, каждый раз изменяя и усложняя.
1.Г. Беренс Этюд соль мажор
Работа по фразам, предложениям, затем по частям.
Ученица применяет подмену пальцев (подкладывание и перекладывание как упр. 2)
В репетиции пальцев - распределяем ударение, проговариваем по слогам. Ученица пытается отработать аппликатурную гибкость Ярче исполнить динамические оттенки, особенно крещендо и диминуэндо. Педагог предлагает послушать Этюд в темпе аллегретто в своём исполнении. Затем ученица старается исполнить Этюд в оживлённом темпе.
2.Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
Ученица исполняет пьесу в разных темпах, медленно, затем подвижно. Отрабатывает трудные мотивы, затем фразы, предложения, выделяя темп в мелодии.
Преподаватель исполнила пьесу.
Уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, связана с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в определённое движение меха - сжим или разжим. Добиваясь художественности и музыкальности исполнения следует сначала проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения ( нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов прибавлять партию аккоманемента.
В партии левой руки прослушиваем тему, во время исполнения двымя руками правильно меняем мех. Ученица отрабатывает исполнительское мастерство.
Обобщение занятий и подведение итогов.
Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание.
В упр.1 - необходимо отрабатывать плавную подмену пальцев.
В упр.2 - контролировать звукоизвлечение и плавную смену меха.
В упр 3 -движение кистью от 1 пальца к 5
В Этюде поработать над динамикой, сменой меха по фразам.
В р. н. песне « Пойду ль я, выйду ль я» - прибавить темп, кисть освободить. Плавные повороты кистью руки. Поработать над выразительностью и динамикой.
Оценить работу ученицы и поставить оценку. По критериям оценки результативности работы ученица относится к среднему уровню. Эмоциональный интерес, а также желание включиться в музыкальную деятельность у ученицы есть. Однако она затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.
Вывод: роль и значение техники исполнения нельзя переоценить. Если музыкант прекрасно осознаёт первичную задачу своего исполнительского искусства ( создание художественного образа конкретного произведения средствами своего инструмента), то ему должно быть понятно, какой большой труд требуется для достижения нужного звукового образа. Речь идёт о целенаправленной технической работе, которая предшествует конечному результату - публичному выступлению.