- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке
Рабочая программа по музыке
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимошенко И.И. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом требований следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21. 12. 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26. 12. 2012 года (с последующими изменениями и дополнениями);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10.2009 № 373 года, зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, рег. № 17785, с последующими изменениями);
-
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067, зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);
-
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 года, зарегистрированного Министерством юстиции РФ 03.03.2011 года, рег. № 19993);
-
Концепция УМК «Перспективная начальная школа» / научный руководитель Р.Г. Чуракова;
-
Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы». Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. УМК «Перспективная начальная школа»;
Структура программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
6. Содержание учебного предмета, курса.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:
7.1 Тематическое планирование
7.2 Календарно-тематическое планирование
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа разработана на основе Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.
УМК «Перспективная начальная школа».
Авторы-составители программы Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова.
Учебник «Музыка» 1 класса М.: Академкнига / Учебник, 2011.
Хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия.
Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
-
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
-
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
-
Актуальной задачей программы является формирование у учащихся интереса и уважения к своим истокам. Включение в учебный процесс регионального компонента: изучение лучших музыкальных, художественных произведений, народных песенных напевов, культурных ценностей - изучение лучших музыкальных, художественных произведений, народных песенных напевов, культурных ценностей региона - темы: «Композиторы Урала»; «Наш край».
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач.
Личностное развитие обучающихся направлено на:
-
реализацию их творческого потенциала;
-
выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
-
формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
-
проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно- нравственных оснований
Познавательное развитие обучающихся связано с:
-
активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
-
формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
-
познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
Коммуникативное развитие школьников определяет:
-
умение слушать, уважение к мнению других;
-
способность встать на позицию другого человека;
-
готовность вести диалог;
-
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:
-
в формировании у него целостной художественной картины мира;
-
в воспитание его патриотических чувств;
-
в сформированности основ гражданской идентичности;
-
в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
-
приобщение к эстетическим ценностям;
-
формирование эстетического отношения к действительности;
-
развитие эстетических чувств;
-
развитие потребности жить по законам красоты;
-
формирование эстетических идеалов и потребностей;
-
воспитание художественного вкуса;
-
выработку стремления быть прекрасным во всем-в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка».
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально - чувственной, так и абстрактно - логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его познанию себя в современном культурном пространстве.
Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется:
-
в опоре на жизненный опыт детей;
-
в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания;
-
в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников;
-
в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса;
-
в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.
То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского - оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций.
Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.
Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:
-
в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2-4 классах;
-
в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2-4 классах; определении художественно-педагогического замысла каждого класса: 2 класс - «Музыка как вид искусства», 3 класс - «Музыка - "искусство интонируемого смысла"», 4 класс - «Музыка мира»;
-
в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским - автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.
Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.
Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по курсу «Музыка»
Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства методических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».
«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обусловлено сопряженностью их принципов и методическими особенностями проведения занятий.
Принцип непрерывного общего развития ребенка:
-
обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;
-
он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни - сверхзадачей музыкального воспитания;
-
проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.
Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания - отношение к действительности, инструмент познания - музыкальный образ, способ познания - проживание содержания музыки).
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:
-
увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;
-
активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;
-
доступности, связанный с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.
Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого-к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.
Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.
Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).
Ведущими методами освоения учебной программы являются:
метод музыкально-педагогической драматургии, естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);
метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий - патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской); неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и прочее;
метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Количество часов за год в 1 классе - 33 часа.
Количество часов в неделю - 1 час в каждом классе.
Уровень обучения - базовый.
Учебно-тематический план
№
Содержание
Количество часов.
1
Звуки вокруг нас
9
2
Музыкальные встречи Маши и Миши
7
3
Так и льются сами звуки из души!
9
4
Волшебная сила музыки
8
5
Итого
33
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря:
- наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
- воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
- игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- импровизации в разнообразных видах музыкально-творчес- кой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Учащиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России, народов мира и своего региона,
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально- пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально- личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
5. Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально- учебной, художественно творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Содержание примерной программы обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций; разучивание и исполнение вокально - хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие. Развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов, интерес к музыкальной культуре Вологодской области; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Учащиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокальнохоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.
У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.
Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
-
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
-
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
-
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
-
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
-
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
-
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
-
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
-
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
-
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-
оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
-
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
-
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Личностными результатами изучения музыки являются:
-наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
-участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Формирование ИКТ - компетентности учащихся
Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения
По итогам освоения программы 1 класса учащиеся должны
знать/понимать:
-смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
-названия изученных жанров (песня, танец, марш);
-названия изученных произведений и авторов;
-названия музыкальных инструментов: рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа - профессиональные. Гармонь, баян, балалайка - народные.
-названия нот;
-основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;
уметь:
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
-определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
-определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
-вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицировании на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
6. Содержание тем учебного курса.
Темы программы по четвертям и смысловое содержание тем.
1 класс
«Мир музыки в мире детства»
1-я четверть - «Звуки вокруг нас»
Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
2-я четверть - «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.
3-я четверть - «Так и льются сами звуки из души!»
Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.
4-я четверть - «Волшебная сила музыки»
Темы: Композитор - исполнитель - слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.
В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, СМ. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.
Содержание тем раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.
7.1. Тематическое планирование уроков музыки
№ урока
Тема
Количество часов
1 четверть (9 часов) «Звуки вокруг нас»
1
Звуки в доме Маши и Миши
1
2
Рождение песни. Колыбельная.
1
3
Колыбельная в сказке. «Кикимора». Симфоническая картинка.
1
4
Поющие часы.
1
5
Кошкины» песни
1
6
«Кот в сапогах»
1
7
О чём «поёт» природа
1
8
Изобразительность в музыке.
1
9
«Сарафан надела осень» Обобщающий урок I четверти
1
II четверть. (7 часов) Тема: «Музыкальные встречи Маши и Миши»
10
Музыка про разное.
1
11
Музыкальный портрет.
1
12
Звучащий образ Родины
1
13
Картина в музыке и живописи
1
14
Композиторы Урала
1
15
Здравствуй, гостья-зима
1
16
Обобщающий урок II четверти.
1
III четверть (9 часов) «Так и льются сами звуки из души! »
17
Зимние забавы
1
18
Движение мелодии
1
19
Карнавал животных. Сюита.
1
20
Музыкальные картинки
1
21
Мелодии жизни
1
22
Мелодии жизни (развитие темы)
1
23
Весенние напевы
1
24
«Поговорим» на музыкальном языке.
1
25
Опера - игра по мотивам сказки К. Чуковского « Муха - Цокотуха» Обобщающий урок
1
IV четверть (8 часов) Тема: «Волшебная сила музыки»
26
Композитор, исполнитель, слушатель
1
27
Дирижёр
1
28
Музыка в стране «Мульти-пульти»
1
29
Сказка в музыке
1
30
Всюду музыка живёт
1
31
Малая Родина
1
32
Обобщающий урок
1
33
Урок - концерт
1
Итого
33
7.2. Календарно-тематическое планирование
№ урока и страница учебника
Тема урока
Цели урока
Музыкальный материал урока
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Дата
1 четверть «Звуки вокруг нас»
1.
Стр. 4-5
Звуки в доме Маши
и Миши
Знакомство с музыкальными звуками, начало большого путешествия в мир музыки от родного порога.
«Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка». С.С. Прокофьев Д.Кабалевский
«Песня о школе»- разучивание.
Правила пения.
Личностные:
- воспринимать произведение, его характер и настроение
Регулятивные:
-принимать учебную задачу
Познавательные:
- размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
- что изображает музыка?
Коммуникативные:
- способность встать на позицию другого человека, вести диалог.
09
2.
Стр. 6-7
Рождение песни. Колыбельная.
Обсудить значимость колыбельных песен.
Дать понятие: колыбельная песня, мелодия.
Е. Тиличеева. « Колыбельная» «Песня о школе»- разучивание до конца.
Мелодия. Правила пения.
Знать музыкальные термины: колыбельная, композитор, исполнитель, слушатель.
Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, настроение произведения.
«Колыбельная самим себе». -
Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой - слушание- начало разучивания.
Научить детей узнавать характер колыбельной песни
Познавательные:
- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей
Коммуникативные:
- участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни
Личностные:
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений
09
3.
Стр.8-11
Колыбельная в сказке.
«Кикимора». Симфоническая картинка.
Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать открывать переживать, следить различать, познавать. Дать понятие: музыкальная тема.
«Кикимора». Симфоническая картинка - слушание анализ.
«Колыбельная самим себе». -
Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой - слушание,
разучивание.
Знать музыкальные термины: мелодия, музыкальная тема,
Личностные:
- наблюдение за использованием музыки в жизни человека
Регулятивные:
- удержание целей урока.
Познавательные:
- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях
09
4.
Стр.12-14
Поющие часы.
Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения.
Дать понятие: ритмический рисунок пауза.
Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.
«Часы». Музыка Н. Метлова.
«Тик-так». Музыка А. Островского, слова Петровой; - слушание, анализ подпевание под фонограмму
Личностные:
- осуществление первого опыта сочинения- подражания звукам
Регулятивные:
- принимать учебную задачу
Познавательные:
- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
Обратить внимание на перерывы, остановки в звучании - паузы.
Коммуникативные:
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.
09
5.
Стр.15-16
«Кошкины» песни
Вовлечь учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения
Знать музыкальные термины: интонация, ритм.
«Киска». Музыка Г. Курина, слова В. Стоянова.слушание и исполнение.
«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.
Импровизации в характерных звуках подражания.
Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения. Рассказывать о прослушанном произведении
Личностные:
- воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей
Познавательные:
- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Коммуникативные:
-участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
10
6.
Стр.17-19
«Кот в сапогах»
Проникнуть в суть характеров, создаваемых в музыке персонажей.
Закрепить понятие: композитор, исполнитель, слушатель.
Учить рассказывать о прослушанном произведении «Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова. Слушание и исполнение.
«Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский
Познавательные:
- учиться понимать учебную цель.
Регулятивные:
развивать умение удерживать цель урока
Личностные:
- учиться работать с учебником
Коммуникативные:
-эмоциональное хоровое пение.
10
7.
Стр.20-22
О чём «поёт» природа
Показать способность музыки передавать движение, звуки природы;
Дать понятие: музыкальная пьеса.
темп, динамика, характер.
«Кукушка». Швейцарская народная песня - слушание и обсуждение.
Начало разучивания.
Исполнение ритмического рисунка песни на шумовых инструментах.
Подпевание в ансамбле с учителем.
Регулятивные:
- адекватно воспринимать предложения учителя
Познавательные:
- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музы
- размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков
- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях
Коммуникативные:
- исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.
10
8.
Стр22-23
Изобразительность в музыке.
Показать способность музыки передавать звуки птиц;
дать понятие: интонация.
«Кукушка в глубине леса». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.
«Полет шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков
«Кукушка». Швейцарская народная песня- вокальная работа
Личностные:
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Регулятивные:
- адекватно воспринимать предложения учителя
Познавательные:
- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыку.
- размышлять об истоках возникновения музыкальных звук
- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
10
9.
Стр.24-27
Обобщающий урок.
«Сарафан надела осень»
Обобщить темы 1 четверти.
Закрепить названия музыкальных произведений и знания музыкальных терминов.
«Сарафан надела осень». Музыка Т. Попатенко, слова И. Чернецкой.-слушание
Повторение певческого репертуара по выбору учащихся и учителя.
Познавательные:
- анализ и обобщение
Личностные:
- эмоциональный отклик на музыку.
Коммуникативные:
- коллективное, групповое участие в исполнении музыки.
10
2 четверть «Музыкальные встречи Маши и Миши»
10.
Стр.28-30
Музыка про разное...
Познакомить детей с названиями нот, нотным станом, звукорядом.
«Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной- слушание, обсуждение, начало разучивания
«Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский
«Сарафан надела осень»-.исполнение в ансамбле с учителем.
Повторение певческого репертуара.
Личностные:
- осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.
Регулятивные:
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
Познавательные:
- сравнивать разные музыкальные произведения.
11
11.
Стр.31-32
Музыкальный портрет
Показать способность музыки описывать характер.
«Сарафан надела осень» -исполнение в ансамбле с учителем.
Повторение певческого репертуара.
Баба-Яга в музыкальной пьесе П. Чайковского- слушание обсуждение.
Личностные:
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Регулятивные:
- умение оценивать себя и сверстников
11
12.
Стр.33-34
Звучащий образ
Родины.
Дать детям почувствовать себя причастным к своей национальной культуре;
дать понятия: звонница, звонарь, созвучие.
Музыка про разное.
Колокольные звоны.
«Вечерний звон». Русская народная песня - слушание, обсуждение.
Послушай и передай движениями рук характер звучания колоколов в разных регистрах.
Личностные:
- выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки
- выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
Регулятивные:
-принимать учебную задачу
Познавательные:
- находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
Коммуникативные:
- исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
13.
Стр.35-36
Картина в музыке и живописи
Сравнить картину в музыке и живописи;
Показать способность музыки воспевать родные просторы.
«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.
В. Гартман обсуждение картины и музыки.
Родина - Отчизна муз. А. Киселёва-слушание, обсуждение
Познавательные:
- находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
Коммуникативные:
- исполнять различныепо характеру музыкальные произведения с группой одноклассников.
Регулятивные:
- развивать умения составление плана урока, используя знаки символы.
11
14.
Стр.36
Композиторы Урала
Познакомить учащихся с творчеством уральских композиторов:
В. Кобекин,
Е. Родыгин,
М. Басок
«Уральская рябинушка» муз. Е. Родыгина - слушание, начало разучивания.
В. Кобекин- «Сапожки» - слушание и участие в обсуждении.
М. Басок- «Некогда солнышку на небе лениться»слушание и разучивание. Региональный компонент.
Познавательные:
- находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
Регулятивные:
- возвращение к цели урока
Коммуникативные:
- работа в парах: перечисли знакомые песенки
12
15.
Стр.37-39
Здравствуй, гостья-зима
Развивать музыкальность детей, вокально - хоровые навыки
«Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой «Про Деда Мороза - разучивание до конца пластические движения.
Познавательные :
- нахождение особенностей музыкального отражения жизненных ситуаций.
Личностные :
- умение слушать в пении свой голос, голоса соседей справа и слева
12
16.
Обобщающий урок II четверти.
Закрепить названия музыкальных произведений и знания музыкальных терминов
Показать успехи детей.
Повторение музыкального материала по выбору учителя и детей.
Выразительное исполнение.
- оценивать эмоциональный характер музыки с учётом музыкальных терминов
Коммуникативные:
- исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.
12
3 четверть: «Так и льются сами звуки из души!»
17.
Стр.40-42
Зимние забавы
Помочь детям почувствовать, что музыка может «заморозить и завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло»
«Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок». К. Дебюсси.
«Как на тоненький ледок». Русская народная песня- начало разучивания.
Личностные:
- импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
Регулятивные:
- осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
Познавательные:
- выявлять выразительные возможности музыки
Коммуникативные:
- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
01
18.
Стр43-46.
Движение мелодии
Развивать образно- игровое восприятие музыки
«Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.
«Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса - иполнение. «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко - разучивание.
«Как на тоненький ледок». Русская народная песня - разучивание до конца, драматизация.
Личностные:
- размышлять, рассуждать об отражении в музыке картины зимней природы
Познавательные:
- выявлять выразительные возможности музыки
01
19.
Стр.47
Карнавал животных.
Сюита
Поникнуть в суть характера создаваемых в музыке персонажей;
Дать понятие: сюита
Музыкальные картинки.
«Персонажи с длинными ушами». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.
«Журавель». Украинская народная песня-знакомство.
Личностные:
- размышлять, рассуждать об отражении в музыке
Коммуникативные:
- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях
01
20.
Стр.48-51
Музыкальные картинки
Проникнуть в суть характера создаваемых в музыке персонажей
«Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский:
«До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.
Р.Н.П. «Уж как шла лиса по травке»- исполнение, драматизация.
Личностные:
- размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей
Познавательные:
- обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки
Коммуникативные:
- способность встать на позицию другого человека, вести диалог.
02
21.
Стр.53-55,
60-61
Мелодии жизни
Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и его окружающей жизни
Мелодии жизни.
«Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.
«Азбука». Музыка А: Зарубы, слова Б. Заходера- разучивание.
Личностные:
- выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках к музыкальным произведениям.
Регулятивные:
-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
02
22.
Стр.56-59
Мелодии жизни
(развитие темы)
Помочь детям почувствовать безграничные возможности симфонической музыки
дать понятие: симфонический оркестр
«Пятнашки»; Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев. «Журавель». Украинская народная песня
Симфония №2 П. Чайковский . слушание обсуждение.
«Рыжий пес». Музыка Г. Струве, слова В. Степанова. Начало разучивания
Личностные:
- осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в пении.
Регулятивные:
- удержание целей урока
Коммуникативные:
- выразительное пение в ансамблях
02
23.
Стр.62-66
Весенние напевы
Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу
«Перед весной». Русская народная песня в обработке П.И. Чайковского.
«Весной». Э. Григ.
Симфонии № 2 П. Чайковского
«Самая, самая», Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова- разучивание
Регулятивные:
- осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
Познавательные:
- выявлять выразительные возможности музыки.
- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
03
24.
Стр.67-71
«Поговорим» на музыкальном языке.
Формировать у детей знания о закономерном обновление жизни и природы и как это состояние выражает в музыке композитора;
дать понятие: выразительность и изобразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии
«Самая, самая», Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова- разучивание до конца.
«Последний снег». Музыка 3. Компанейца, слова А. Толстого.- слушание, пластические движения.
Личностные:
- импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация)
Регулятивные:
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно прослушанной музыки) от сверстников
03
25.
Стр.72-79
Опера - игра по мотивам сказки К. Чуковского « Муха - Цокотуха»
Обобщающий урок
Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре;
Обобщить темы четверти.
Слушание и обсуждение фрагментов оперы - игры « Муха- цокотуха» муз. М. Красева.
Закрепление тем, повторение репертуара»
Хор из оперы - «Бом- бом»-слушание и подпевание.
Личностные:
- импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки
Коммуникативные:
- инсценировать песни, фрагменты опер.
03
4 четверть «Волшебная сила музыки» (8 часов)
26.
Стр.80-83
Композитор, исполнитель, слушатель
Способствовать осознанию обучающимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем)
Композитор - исполнитель - слушатель
«Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко - знакомство, исполнение.
«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.
Познавательные:
- размышлять о значении слов композитор, исполнитель,
слушатель
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, при
восприятии образов геро-
ев музыкальных сказок
04
27.
Стр.82-86
Дирижёр
Создать условия для разучивания песни» Дирижёр»
Дать понятия: хор, дирижёр, куплет, припев, запев.
Композитор - исполнитель - слушатель
«Дирижер». Музыка Д. Запольского, слова Е. Руженцева.
«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.
Познавательные:
- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях
Личностные:
- эмоциональный отклик на музыку.
04
28.
Стр.86-87
Музыка в стране «Мульти - пульти»
Повторить знакомые песни из мультфильмов
«Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.
«Колыбельная Медведицы»,
«Песенка мамонтёнка»- исполнение.
«Игра воды». М. Равель.- слушание
Личностные :
- умение слушать в пении свой голос, голоса соседей справа и слева
Познавательные:
- выявление выразительных особенностей музыки
Коммуникативные:
-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
04
29.
Стр.88-90
Сказка в музыке
Вспомнить сюжет сказки «Дюймовочка»; познакомить детей с трёхчастной формой
«Мульти-пульти».
«Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
«Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями». С. Слонимский
Личностные:
- выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках к музыкальным произведениям
04
30.
Стр.91-93
Всюду музыка живёт
Показать способность музыки передавать движение
«На лесной тропинке». Музыка А. Абрамова, слова Л. Дымовой.
«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.
Познавательные:
- находить в музыкальном тексте разные части
Коммуникативные:
- разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками
05
31.
Стр.92-95
Малая Родина
Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости и патриотизма к родному краю
«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
«Это для нас»- слушание, пластическое интонирование. Региональный компонент Волшебная сила музыки
Личностные:
- разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
05
32.
Обобщающий урок
Обобщить темы года, обобщить изученный материал
Составить программу на урок- концерт.
Повторение народных и композиторских песен и музыки.
Музыкально - ритмические упражнения, пластическое интонирование.
Определение на слух музыкальных фрагментов.
Познавательные:
- обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки
Коммуникативные:
-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
05
33.
Урок - концерт
Показать успехи, достижения детей
Повторение музыкального материала в концертном исполнении.
Коммуникативные:
- исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.
05
8. Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение:
УМК: «Перспективная начальная школа»
Челышева Т.В. Музыка. 1 класс. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013.
Хрестоматия, музыкального материала, фонохрестоматия.
Хрестоматии с нотным материалом, Музыкальная энциклопедия, Энциклопедический словарь юного музыканта.
Таблицы: средства музыкальной выразительности, виды искусства, музыка и театр.
Портреты композиторов.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы о Глинке, Мусоргском, Римском-Корсакове, Григе.
Видеофильмы: балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского,
Детские музыкальные инструменты: ксилофон, колокольчики, кастаньеты, барабаны, дудочки, деревянные ложки, бубны, треугольники.
Список научно-методической литературы:
-
Музыка. Изо. МХК. Содержание образования (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов). - М.: ИЦ «Вентана - Граф», 2008.
-
Сборник нормативных документов. Искусство. - М., Дрофа, 2005.
-
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2002.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Академия, 2002.
-
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. - М.: Современник, 1999.
-
Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. - М.: Просвещение, 1982.
-
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1989.
-
Кленов А. Там, где музыка живет. - М.: Педагогика, 1986.
-
Музыкальное образование в школе / под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников». - М.: Академия, 2001.
-
Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. - М.: Просвещение, 2000.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе». - М.: Владос, 2003.
-
Смолина Е.А. Современный урок музыки. - Ярославль: Академия развития, 2006.
-
Челышева Т.С. Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, 1993.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
Песенные сборники.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
-
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
-
Примерная программа основного общего образования по музыке.
-
Авторская программа по музыке.
-
Хрестоматии с нотным материалом.
-
Сборники песен и хоров.
-
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
-
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
-
Учебники по музыке.
-
Книги о музыке и музыкантах.
-
Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1. Атласы музыкальных инструментов.
2. Портреты композиторов.
3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/.
8.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/.
9.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
-
Музыкальный центр.
-
Фортепиано.
-
Синтезатор.
-
Компьютер.
-
Экран.
-
Проектор.
-
Телевизор.
31