Рабочая программа по музыке

учебная рабочая программа по музыке на 2014-2015 учебный год по программе Т.В.Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК "Перспективная начальная школа" к учебнику для 1 класса. Программа содержит  пояснительную записку,учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с прописанными универсальными учебными  действиями. Актуальной задачей программы является формирование у учащихся интереса и уважения к своим истокам. Включение в учебный процесс регионального компонента: изучение лучших музыкаль...    
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом требований следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21. 12. 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26. 12. 2012 года (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10.2009 № 373 года, зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, рег. № 17785, с последующими изменениями);

  • Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067, зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 года, зарегистрированного Министерством юстиции РФ 03.03.2011 года, рег. № 19993);

  • Концепция УМК «Перспективная начальная школа» / научный руководитель Р.Г. Чуракова;

  • Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы». Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. УМК «Перспективная начальная школа»;

Структура программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

6. Содержание учебного предмета, курса.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:

7.1 Тематическое планирование

7.2 Календарно-тематическое планирование

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа разработана на основе Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.

УМК «Перспективная начальная школа».

Авторы-составители программы Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова.

Учебник «Музыка» 1 класса М.: Академкнига / Учебник, 2011.

Хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия.


Цели и задачи учебной программы «Музыка»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).


  • Актуальной задачей программы является формирование у учащихся интереса и уважения к своим истокам. Включение в учебный процесс регионального компонента: изучение лучших музыкальных, художественных произведений, народных песенных напевов, культурных ценностей - изучение лучших музыкальных, художественных произведений, народных песенных напевов, культурных ценностей региона - темы: «Композиторы Урала»; «Наш край».

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач.

Личностное развитие обучающихся направлено на:

  • реализацию их творческого потенциала;

  • выработку готовности выражать свое отношение к искусству;

  • формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;

  • проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно- нравственных оснований

Познавательное развитие обучающихся связано с:

  • активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;

  • формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;

  • познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;

Коммуникативное развитие школьников определяет:

  • умение слушать, уважение к мнению других;

  • способность встать на позицию другого человека;

  • готовность вести диалог;

  • продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется:

  • в формировании у него целостной художественной картины мира;

  • в воспитание его патриотических чувств;

  • в сформированности основ гражданской идентичности;

  • в овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развитие учащихся направлено на:

  • приобщение к эстетическим ценностям;

  • формирование эстетического отношения к действительности;

  • развитие эстетических чувств;

  • развитие потребности жить по законам красоты;

  • формирование эстетических идеалов и потребностей;

  • воспитание художественного вкуса;

  • выработку стремления быть прекрасным во всем-в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка».

Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально - чувственной, так и абстрактно - логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его познанию себя в современном культурном пространстве.

Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется:

  • в опоре на жизненный опыт детей;

  • в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания;

  • в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников;

  • в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса;

  • в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.

То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского - оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций.

Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.

Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:

  • в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2-4 классах;

  • в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2-4 классах; определении художественно-педагогического замысла каждого класса: 2 класс - «Музыка как вид искусства», 3 класс - «Музыка - "искусство интонируемого смысла"», 4 класс - «Музыка мира»;

  • в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским - автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.

Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.

Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.

Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по курсу «Музыка»

Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства методических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».

«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обусловлено сопряженностью их принципов и методическими особенностями проведения занятий.

Принцип непрерывного общего развития ребенка:

  • обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;

  • он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни - сверхзадачей музыкального воспитания;

  • проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.

Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания - отношение к действительности, инструмент познания - музыкальный образ, способ познания - проживание содержания музыки).

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:

  • увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;

  • активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;

  • доступности, связанный с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.

Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого-к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.

Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.

Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).

Ведущими методами освоения учебной программы являются:

метод музыкально-педагогической драматургии, естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);

метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий - патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской); неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и прочее;

метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Количество часов за год в 1 классе - 33 часа.

Количество часов в неделю - 1 час в каждом классе.

Уровень обучения - базовый.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов.

1

Звуки вокруг нас

9

2

Музыкальные встречи Маши и Миши

7

3

Так и льются сами звуки из души!

9

4

Волшебная сила музыки

8

5

Итого

33

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря:

- наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;

- воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

- разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;

- игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

- импровизации в разнообразных видах музыкально-творчес- кой деятельности.

Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).

Учащиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России, народов мира и своего региона,

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально- пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально- личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

5. Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально- учебной, художественно творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Содержание примерной программы обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций; разучивание и исполнение вокально - хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие. Развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов, интерес к музыкальной культуре Вологодской области; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Учащиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокальнохоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Личностными результатами изучения музыки являются:

-наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

-участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Формирование ИКТ - компетентности учащихся

Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения

По итогам освоения программы 1 класса учащиеся должны

знать/понимать:

-смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

-названия изученных жанров (песня, танец, марш);

-названия изученных произведений и авторов;

-названия музыкальных инструментов: рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа - профессиональные. Гармонь, баян, балалайка - народные.

-названия нот;

-основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;

уметь:

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

-определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

-вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицировании на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

6. Содержание тем учебного курса.

Темы программы по четвертям и смысловое содержание тем.

1 класс

«Мир музыки в мире детства»

1-я четверть - «Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

2-я четверть - «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.

3-я четверть - «Так и льются сами звуки из души!»

Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

4-я четверть - «Волшебная сила музыки»

Темы: Композитор - исполнитель - слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.

В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, СМ. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.

Содержание тем раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

слушание музыки и размышление о ней;

пение;

инструментальное музицирование;

музыкально-пластическое движение;

драматизация музыкальных произведений.

Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

метод наблюдения за музыкой;

метод убеждения и увлечения музыкой;

метод импровизации;

метод переинтонирования;

метод «сочинения уже сочинённого»;

метод размышления о музыке;

метод междисциплинарных взаимодействий;

метод восхождения от частного к общему.





7.1. Тематическое планирование уроков музыки

№ урока

Тема

Количество часов

1 четверть (9 часов) «Звуки вокруг нас»

1

Звуки в доме Маши и Миши

1

2

Рождение песни. Колыбельная.

1

3

Колыбельная в сказке. «Кикимора». Симфоническая картинка.

1

4

Поющие часы.

1

5

Кошкины» песни

1

6

«Кот в сапогах»

1

7

О чём «поёт» природа

1

8

Изобразительность в музыке.

1

9

«Сарафан надела осень» Обобщающий урок I четверти

1

II четверть. (7 часов) Тема: «Музыкальные встречи Маши и Миши»

10

Музыка про разное.

1

11

Музыкальный портрет.

1

12

Звучащий образ Родины

1

13

Картина в музыке и живописи

1

14

Композиторы Урала

1

15

Здравствуй, гостья-зима

1

16

Обобщающий урок II четверти.

1

III четверть (9 часов) «Так и льются сами звуки из души! »

17

Зимние забавы

1

18

Движение мелодии

1

19

Карнавал животных. Сюита.

1

20

Музыкальные картинки

1

21

Мелодии жизни

1

22

Мелодии жизни (развитие темы)

1

23

Весенние напевы

1

24

«Поговорим» на музыкальном языке.

1

25

Опера - игра по мотивам сказки К. Чуковского « Муха - Цокотуха» Обобщающий урок

1

IV четверть (8 часов) Тема: «Волшебная сила музыки»

26

Композитор, исполнитель, слушатель

1

27

Дирижёр

1

28

Музыка в стране «Мульти-пульти»

1

29

Сказка в музыке

1

30

Всюду музыка живёт

1

31

Малая Родина

1

32

Обобщающий урок

1

33

Урок - концерт

1

Итого

33

7.2. Календарно-тематическое планирование


№ урока и страница учебника

Тема урока

Цели урока

Музыкальный материал урока

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Дата

1 четверть «Звуки вокруг нас»

1.

Стр. 4-5

Звуки в доме Маши

и Миши

Знакомство с музыкальными звуками, начало большого путешествия в мир музыки от родного порога.

«Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка». С.С. Прокофьев Д.Кабалевский

«Песня о школе»- разучивание.

Правила пения.

Личностные:

- воспринимать произведение, его характер и настроение

Регулятивные:

-принимать учебную задачу

Познавательные:

- размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

- что изображает музыка?

Коммуникативные:

- способность встать на позицию другого человека, вести диалог.

09

2.

Стр. 6-7

Рождение песни. Колыбельная.

Обсудить значимость колыбельных песен.

Дать понятие: колыбельная песня, мелодия.

Е. Тиличеева. « Колыбельная» «Песня о школе»- разучивание до конца.

Мелодия. Правила пения.

Знать музыкальные термины: колыбельная, композитор, исполнитель, слушатель.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, настроение произведения.

«Колыбельная самим себе». -

Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой - слушание- начало разучивания.

Научить детей узнавать характер колыбельной песни

Познавательные:

- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни

Личностные:

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

09

3.

Стр.8-11

Колыбельная в сказке.

«Кикимора». Симфоническая картинка.

Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать открывать переживать, следить различать, познавать. Дать понятие: музыкальная тема.

«Кикимора». Симфоническая картинка - слушание анализ.

«Колыбельная самим себе». -

Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой - слушание,

разучивание.

Знать музыкальные термины: мелодия, музыкальная тема,

Личностные:

- наблюдение за использованием музыки в жизни человека

Регулятивные:

- удержание целей урока.

Познавательные:

- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях

09

4.

Стр.12-14

Поющие часы.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

Дать понятие: ритмический рисунок пауза.

Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

«Часы». Музыка Н. Метлова.

«Тик-так». Музыка А. Островского, слова Петровой; - слушание, анализ подпевание под фонограмму

Личностные:

- осуществление первого опыта сочинения- подражания звукам

Регулятивные:

- принимать учебную задачу

Познавательные:

- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Обратить внимание на перерывы, остановки в звучании - паузы.

Коммуникативные:

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

09

5.

Стр.15-16

«Кошкины» песни

Вовлечь учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения

Знать музыкальные термины: интонация, ритм.

«Киска». Музыка Г. Курина, слова В. Стоянова.слушание и исполнение.

«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.

Импровизации в характерных звуках подражания.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения. Рассказывать о прослушанном произведении

Личностные:

- воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Коммуникативные:

-участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

10

6.

Стр.17-19

«Кот в сапогах»

Проникнуть в суть характеров, создаваемых в музыке персонажей.

Закрепить понятие: композитор, исполнитель, слушатель.

Учить рассказывать о прослушанном произведении «Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова. Слушание и исполнение.

«Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский

Познавательные:

- учиться понимать учебную цель.

Регулятивные:

развивать умение удерживать цель урока

Личностные:

- учиться работать с учебником

Коммуникативные:

-эмоциональное хоровое пение.

10

7.

Стр.20-22

О чём «поёт» природа

Показать способность музыки передавать движение, звуки природы;

Дать понятие: музыкальная пьеса.

темп, динамика, характер.

«Кукушка». Швейцарская народная песня - слушание и обсуждение.

Начало разучивания.

Исполнение ритмического рисунка песни на шумовых инструментах.

Подпевание в ансамбле с учителем.

Регулятивные:

- адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музы

- размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков

- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях

Коммуникативные:

- исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.

10

8.

Стр22-23

Изобразительность в музыке.

Показать способность музыки передавать звуки птиц;

дать понятие: интонация.

«Кукушка в глубине леса». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.

«Полет шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков

«Кукушка». Швейцарская народная песня- вокальная работа

Личностные:

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

Регулятивные:

- адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыку.

- размышлять об истоках возникновения музыкальных звук

- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

10

9.

Стр.24-27

Обобщающий урок.

«Сарафан надела осень»

Обобщить темы 1 четверти.

Закрепить названия музыкальных произведений и знания музыкальных терминов.

«Сарафан надела осень». Музыка Т. Попатенко, слова И. Чернецкой.-слушание

Повторение певческого репертуара по выбору учащихся и учителя.

Познавательные:

- анализ и обобщение

Личностные:

- эмоциональный отклик на музыку.

Коммуникативные:

- коллективное, групповое участие в исполнении музыки.

10

2 четверть «Музыкальные встречи Маши и Миши»

10.

Стр.28-30

Музыка про разное...

Познакомить детей с названиями нот, нотным станом, звукорядом.

«Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной- слушание, обсуждение, начало разучивания

«Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский

«Сарафан надела осень»-.исполнение в ансамбле с учителем.

Повторение певческого репертуара.

Личностные:

- осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.

Регулятивные:

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- сравнивать разные музыкальные произведения.

11

11.

Стр.31-32

Музыкальный портрет

Показать способность музыки описывать характер.

«Сарафан надела осень» -исполнение в ансамбле с учителем.

Повторение певческого репертуара.

Баба-Яга в музыкальной пьесе П. Чайковского- слушание обсуждение.

Личностные:

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

Регулятивные:

- умение оценивать себя и сверстников

11

12.

Стр.33-34

Звучащий образ

Родины.

Дать детям почувствовать себя причастным к своей национальной культуре;

дать понятия: звонница, звонарь, созвучие.

Музыка про разное.

Колокольные звоны.

«Вечерний звон». Русская народная песня - слушание, обсуждение.

Послушай и передай движениями рук характер звучания колоколов в разных регистрах.

Личностные:

- выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки

- выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу

Познавательные:

- находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

Коммуникативные:

- исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

13.

Стр.35-36

Картина в музыке и живописи

Сравнить картину в музыке и живописи;

Показать способность музыки воспевать родные просторы.

«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.

В. Гартман обсуждение картины и музыки.

Родина - Отчизна муз. А. Киселёва-слушание, обсуждение

Познавательные:

- находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

Коммуникативные:

- исполнять различныепо характеру музыкальные произведения с группой одноклассников.

Регулятивные:

- развивать умения составление плана урока, используя знаки символы.

11

14.

Стр.36

Композиторы Урала

Познакомить учащихся с творчеством уральских композиторов:

В. Кобекин,

Е. Родыгин,

М. Басок

«Уральская рябинушка» муз. Е. Родыгина - слушание, начало разучивания.

В. Кобекин- «Сапожки» - слушание и участие в обсуждении.

М. Басок- «Некогда солнышку на небе лениться»слушание и разучивание. Региональный компонент.

Познавательные:

- находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

Регулятивные:

- возвращение к цели урока

Коммуникативные:

- работа в парах: перечисли знакомые песенки

12

15.

Стр.37-39

Здравствуй, гостья-зима

Развивать музыкальность детей, вокально - хоровые навыки

«Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой «Про Деда Мороза - разучивание до конца пластические движения.

Познавательные :

- нахождение особенностей музыкального отражения жизненных ситуаций.

Личностные :

- умение слушать в пении свой голос, голоса соседей справа и слева

12

16.

Обобщающий урок II четверти.

Закрепить названия музыкальных произведений и знания музыкальных терминов

Показать успехи детей.

Повторение музыкального материала по выбору учителя и детей.

Выразительное исполнение.

- оценивать эмоциональный характер музыки с учётом музыкальных терминов

Коммуникативные:

- исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.

12


3 четверть: «Так и льются сами звуки из души!»

17.

Стр.40-42

Зимние забавы

Помочь детям почувствовать, что музыка может «заморозить и завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло»

«Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок». К. Дебюсси.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня- начало разучивания.

Личностные:

- импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

Регулятивные:

- осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- выявлять выразительные возможности музыки

Коммуникативные:

- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

01

18.

Стр43-46.

Движение мелодии

Развивать образно- игровое восприятие музыки

«Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.

«Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса - иполнение. «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко - разучивание.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня - разучивание до конца, драматизация.

Личностные:

- размышлять, рассуждать об отражении в музыке картины зимней природы

Познавательные:

- выявлять выразительные возможности музыки

01

19.

Стр.47

Карнавал животных.

Сюита

Поникнуть в суть характера создаваемых в музыке персонажей;

Дать понятие: сюита

Музыкальные картинки.

«Персонажи с длинными ушами». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.

«Журавель». Украинская народная песня-знакомство.

Личностные:

- размышлять, рассуждать об отражении в музыке

Коммуникативные:

- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях

01

20.

Стр.48-51

Музыкальные картинки

Проникнуть в суть характера создаваемых в музыке персонажей

«Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский:

«До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.

Р.Н.П. «Уж как шла лиса по травке»- исполнение, драматизация.

Личностные:

- размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

- обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки

Коммуникативные:

- способность встать на позицию другого человека, вести диалог.

02

21.

Стр.53-55,

60-61

Мелодии жизни

Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и его окружающей жизни

Мелодии жизни.

«Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.

«Азбука». Музыка А: Зарубы, слова Б. Заходера- разучивание.

Личностные:

- выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках к музыкальным произведениям.

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

02

22.

Стр.56-59

Мелодии жизни

(развитие темы)

Помочь детям почувствовать безграничные возможности симфонической музыки

дать понятие: симфонический оркестр

«Пятнашки»; Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев. «Журавель». Украинская народная песня

Симфония №2 П. Чайковский . слушание обсуждение.

«Рыжий пес». Музыка Г. Струве, слова В. Степанова. Начало разучивания

Личностные:

- осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в пении.

Регулятивные:

- удержание целей урока

Коммуникативные:

- выразительное пение в ансамблях

02

23.

Стр.62-66

Весенние напевы

Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

«Перед весной». Русская народная песня в обработке П.И. Чайковского.

«Весной». Э. Григ.

Симфонии № 2 П. Чайковского

«Самая, самая», Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова- разучивание

Регулятивные:

- осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- выявлять выразительные возможности музыки.

- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

03

24.

Стр.67-71

«Поговорим» на музыкальном языке.

Формировать у детей знания о закономерном обновление жизни и природы и как это состояние выражает в музыке композитора;

дать понятие: выразительность и изобразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии

«Самая, самая», Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова- разучивание до конца.

«Последний снег». Музыка 3. Компанейца, слова А. Толстого.- слушание, пластические движения.

Личностные:

- импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация)

Регулятивные:

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно прослушанной музыки) от сверстников

03

25.

Стр.72-79

Опера - игра по мотивам сказки К. Чуковского « Муха - Цокотуха»

Обобщающий урок

Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре;

Обобщить темы четверти.

Слушание и обсуждение фрагментов оперы - игры « Муха- цокотуха» муз. М. Красева.

Закрепление тем, повторение репертуара»

Хор из оперы - «Бом- бом»-слушание и подпевание.

Личностные:

- импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки

Коммуникативные:

- инсценировать песни, фрагменты опер.

03

4 четверть «Волшебная сила музыки» (8 часов)

26.

Стр.80-83

Композитор, исполнитель, слушатель

Способствовать осознанию обучающимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем)

Композитор - исполнитель - слушатель

«Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко - знакомство, исполнение.

«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

Познавательные:

- размышлять о значении слов композитор, исполнитель,

слушатель

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, при

восприятии образов геро-

ев музыкальных сказок

04

27.

Стр.82-86

Дирижёр

Создать условия для разучивания песни» Дирижёр»

Дать понятия: хор, дирижёр, куплет, припев, запев.

Композитор - исполнитель - слушатель

«Дирижер». Музыка Д. Запольского, слова Е. Руженцева.

«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

Познавательные:

- импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях

Личностные:

- эмоциональный отклик на музыку.

04

28.

Стр.86-87

Музыка в стране «Мульти - пульти»

Повторить знакомые песни из мультфильмов

«Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.

«Колыбельная Медведицы»,

«Песенка мамонтёнка»- исполнение.

«Игра воды». М. Равель.- слушание

Личностные :

- умение слушать в пении свой голос, голоса соседей справа и слева

Познавательные:

- выявление выразительных особенностей музыки

Коммуникативные:

-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

04

29.

Стр.88-90

Сказка в музыке

Вспомнить сюжет сказки «Дюймовочка»; познакомить детей с трёхчастной формой

«Мульти-пульти».

«Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

«Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями». С. Слонимский

Личностные:

- выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках к музыкальным произведениям

04

30.

Стр.91-93

Всюду музыка живёт

Показать способность музыки передавать движение

«На лесной тропинке». Музыка А. Абрамова, слова Л. Дымовой.

«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

Познавательные:

- находить в музыкальном тексте разные части

Коммуникативные:

- разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками

05

31.

Стр.92-95

Малая Родина

Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости и патриотизма к родному краю

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

«Это для нас»- слушание, пластическое интонирование. Региональный компонент Волшебная сила музыки

Личностные:

- разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.

05

32.

Обобщающий урок

Обобщить темы года, обобщить изученный материал

Составить программу на урок- концерт.

Повторение народных и композиторских песен и музыки.

Музыкально - ритмические упражнения, пластическое интонирование.

Определение на слух музыкальных фрагментов.

Познавательные:

- обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки

Коммуникативные:

-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

05

33.

Урок - концерт

Показать успехи, достижения детей

Повторение музыкального материала в концертном исполнении.

Коммуникативные:

- исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.

05


8. Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение:

УМК: «Перспективная начальная школа»

Челышева Т.В. Музыка. 1 класс. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013.

Хрестоматия, музыкального материала, фонохрестоматия.

Хрестоматии с нотным материалом, Музыкальная энциклопедия, Энциклопедический словарь юного музыканта.

Таблицы: средства музыкальной выразительности, виды искусства, музыка и театр.

Портреты композиторов.

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Видеофильмы о Глинке, Мусоргском, Римском-Корсакове, Григе.

Видеофильмы: балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского,

Детские музыкальные инструменты: ксилофон, колокольчики, кастаньеты, барабаны, дудочки, деревянные ложки, бубны, треугольники.


Список научно-методической литературы:


  1. Музыка. Изо. МХК. Содержание образования (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов). - М.: ИЦ «Вентана - Граф», 2008.

  2. Сборник нормативных документов. Искусство. - М., Дрофа, 2005.

  3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2002.

  5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Академия, 2002.

  6. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. - М.: Современник, 1999.

  7. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. - М.: Просвещение, 1982.

  8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1989.

  9. Кленов А. Там, где музыка живет. - М.: Педагогика, 1986.

  10. Музыкальное образование в школе / под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001.

  11. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников». - М.: Академия, 2001.

  12. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. - М.: Просвещение, 2000.

  13. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе». - М.: Владос, 2003.

  14. Смолина Е.А. Современный урок музыки. - Ярославль: Академия развития, 2006.

  15. Челышева Т.С. Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, 1993.

  16. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  17. Песенные сборники.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

  2. Примерная программа основного общего образования по музыке.

  3. Авторская программа по музыке.

  4. Хрестоматии с нотным материалом.

  5. Сборники песен и хоров.

  6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

  8. Учебники по музыке.

  9. Книги о музыке и музыкантах.

  10. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

1. Атласы музыкальных инструментов.

2. Портреты композиторов.

3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

6.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

7.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/.

8.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/.

9.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Технические средства обучения


  1. Музыкальный центр.

  2. Фортепиано.

  3. Синтезатор.

  4. Компьютер.

  5. Экран.

  6. Проектор.

  7. Телевизор.

31


© 2010-2022