Камерная музыка в творчестве Ф. Шопена

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок музыки

"Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"

Цель урока: Знакомство с жанрами камерной музыки, инструментальной миниатюры музыки Ф.Шопена.

Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения;

  • Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;

Воспитательные:

  • прививать любовь к родному краю, Родине на примере жизни и творчестве Ф.Шопена.

  • Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;

Развивающие:

  • Учить размышлять о музыке уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен,

  • Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;

  • Развивать вокально-хоровые навыки;

  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;

  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);

  • Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);

  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;

  • музыкальные произведения Ф. Шопена: ,

  • «Революционный этюд №12»,вальсы, ноктюрны, мазурки полонез

  • ля мажор

  • текст песни « Песня о Родине» музыка, слова

  • музыкальные фонограммы.

Ход урока

I. Организационный момент .

Слайд 1

Звучит «Полонез ля-мажор» или «Осенний вальс» Ф. Шопена.

Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести?

Слайд 2 (Тема урока)

II. Работа по теме урока

Догадались?

Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста - виртуозе мы сегодня будем говорить.

- Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы

- Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

- Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как

Слайд № 4,5,6.(на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

Слайд «№ 7

Беседа по теме урока Учитель:


Сегодня мы отправимся в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

Слайд 8

Ученики: Камерная музыка - это музыка, которая звучит в небольшом помещении.

Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баллада ,,серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Учитель: Молодцы!.

Слайд 9

Учитель: Камерная музыка - (итальянское camera, буквально - комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.

Слайд 10

Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Давайте назовем композиторов музыкальных произведений камерного жанра.

Слайд 11

Ученики: -Николо Паганини, Франц Шуберт и др.

Учитель: Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь.( звучит попурри музыка Ф. Шопена)

Слайд№12

Учитель:- Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это …

Слайд №13

Ученики: Фредерик Шопен.

Варшанин по происхождению сердцем поляк а по таланту гражданин мира.он прожил короткую но яркую жизнь и умер в зените славы. современники называли его душой фортепиана имя знаменитого композитора и пианиста Фридерик Шопен.

Он родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы .

Слайд№14,15

Семья будущего композитора была очень образованная .Его мать была родом из польских дворян а отец французский эмигрант служивший гувернером и школьным учителем... Мать Фредерика обожала музыку. Поэтому неудивительно, что в такой семье родился великий музыкант и композитор. Музыкальный дар пришел к композитору очень рано.

В доме часто были слышны звуки скрипки ,флейты и фортепиано. И ребенок еще не умея говорить начинал плакать. Родители считали, что музыка раздрожает сына но оказалось что он сомневался слезами от сильного впечатления. К 5 годам Фидерик исполнял на фортепиано сложные пьесы а в 6 лет его педагогом стал известный Чешский музыкант Войс Живный.

Слайд№16

К 12 годам юный виртуоз не уступал лучшим польским пианистам. Для него уже не существовало технических трудностей,имея от природы длинные пальцы. Благодаря этому Шопен мог брать 1.5 октавы, а большинство пианистов только одну октаву. Кроме увлечения музыкой Фридерик свободно владел французским и немецкими языками, знал историю Польши ,много читал. Хорошо рисовал,особенно карикатуры. После окончания высшей школы музыки Шопен был признан лучшим пианистом Польши.

Слайд №17

В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Слайд№18

Творчество Ф. Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств - вот что главное! Что мы можем рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Слайд№19

Фридерик Шопен не писал больших произведений, ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек способен на свободу мысли, слова, чувства. Выражать так, как он хочет.

Прочитайте на странице 98 учебника 2 абзац. Что можно дополнить?

Ближе всего ему были близки жанры миниатюры (небольшие пьесы):

прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, сонаты. Каждая пьеса, танец - это состояние души, даже живя в Париже, он писал польскую музыку. Почти все танцы, написанные Ф. Шопеном, были польскими, а Мазурка была любимым.

Слайд№ 20 , №21

( слушание вальса ,мазурки, прелюдии)

Учитель: А кто-нибудь узнал, фрагменты из каких произведений прозвучали?

Ученики: Вальс, мазурка, полонез( ля мажор)

Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали?

Ученики: Мазурка, полонез,,вальс .

Что изображает музыка, какие чувства передает? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф.Шопен?

(работа с карточками)

Ответ:

(Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания - это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь - не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!)

Первое выступление пианиста состоялось в Варшаве Мальчика стали приглашать в салоны польской знати.

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения.

Слайд№ 22

В 1830 году 20-ти летний Шопен отправляется в Европейское турне.он везет с собой кубок наполненный польской землей . как оказалось он расстался с родиной навсегда.

Слайд№23

( из дневника)

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Учитель:

Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Ученики: Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.

Учитель: Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен?

Ученики: Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.

Учитель: Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Слайд 7

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой).. (кто-то из детей читает наизусть).

Горсть земли

Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Уже в пути Шопен узнал о восстании польских патриотов против русского самодержавия . он хочет вернуться домой но родные опасаются, просят его остаться за границей.

Трагическим событиям Шопен посвятил свой самый известный «Революционный этюд №12».( слайд№25)

Слайд№24

Слушание этюда (на фоне музыки звучит текст)

( из дневника) Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

Слайд №25

Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению? Характер произведения?

Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

. Ученики: Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой - трагизм и героика.

С осени 1831 года и до конца своей жизни будет жить во Франции. Шопен поразил своей великолепной игрой Францию. Он не любил большие залы, любил выступать в небольших салонах. (слайд №9)

Франция не стала Шопену второй родиной.

Свой последний концерт за год до смерти Шопен дал в Лондоне. Музыканты и современники Шопена называют Польским Моцартом . Шопен стал олицетворением польского гения польского народа.

Шопен умер 12 октября 1849 года в Париже. Ему было всего 39 лет. На похоронах сыграли лучшие пианисты Парижа. Исполнили сочинение Шопена и Реквием Моцарта.

Слайд№28,29

Композитор был похоронен в Париже , В завещании Шопен просил отвезти его сердце на Родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костеле Святого Креста.

Слайд №26, 28,


Слайд№29. (спасибо за внимание)

Вопросы ( для карточек)


  1. Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.

  2. Действительно ли Ф.Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

  3. Какие жанры миниатюры были близки Ф.Шопену. (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки)

  4. Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность)

  5. Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?

Конечно с Родиной, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины.

( ученик читает стих-е)

Какое на родине утро!

Какие луга и леса,

Сверкает роса перламутром.

Родная земля...Эх! Краса!

Здесь пахнет полынью, травою,

Молодою зелёной листвой

Ах, родина , только с тобой

Я связан навек судьбой!

Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Песня о Родине.


Исполнение песни «Весна России» музыка А. Ермолова, слова Гулевской.

Домашнее задание: прочитать дополнительную литературу по любому из адресов, у кого нет Интернета можно в любой дополнительной литературе.


3. Творческая практическая работа

4. Заключение

Учитель: Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд,,,полонез,,вальс…?

Ученики: Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи.

Что это за жанр камерной музыки?

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы.

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с. 98-101.

  2. Воронов Ю., Блокада. - Лениздат, 1986.

  1. Список сайтов

  2. Стихотворение А. Граши «Горсть земли» muz-urok.ru/shopen.htm

  3. musicschool2.ru/shopen/page/6/

  4. muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm

  5. Нотная библиотека Ф. Шопена royalpiano.ru/notes/chopin.html

  6. Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/





Весна России

  1. На груди у земли, солнцем ранним согретой,
    Вновь цветы расцвели, весна рядышком где-то.
    И разбив тишину, в небесах птичья стая,
    На крылах к нам весну принесла, изумляя.

    Припев:


  2. Пусть ветер с шумом в волосах,
    Словно вдогонку, скачет вслед.
    Слезинки стынут на глазах,
    Мне от любви покоя нет.
    Запляшут мысли по весне,
    Знаю, тебе они запели.
    Ведь ты, Россия, снишься мне
    В весенней утренней капели.
    Ведь ты, Россия, снишься мне
    В весенней утренней капели.

    2.И весной я вернусь в теплый дом твой Россия,
    И с любовью взгляну на лучи золотые.
    И сверкнет изумруд, здесь земля так красива,
    Здесь восходы встают, ты, как солнце, Россия.
    Припев: 2 раза



© 2010-2022