Начальный период обучения игре на фортепиано студентов учреждений СПО

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАПОУ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:



Начальный период обучения игре

на фортепиано студентов учреждений СПО









Автор

Мещанова О.Ф.

концертмейстер

1квалификационной

категории.












Лениногорск 2013г.


Начальный период обучения игре

на фортепиано студентов учреждений СПО.


Должностные обязанности концертмейстера включают в себя разработку, совместно с преподавателями общих, специальных и профилирующих дисциплин, тематических планов и программ.

В данной работе предлагается вариант программы по начальному обучению игре на фортепиано студентов, не имеющих музыкальную подготовку и учащихся - баянистов.

Задач у педагога-пианиста на начальном этапе много:

1. Развитие музыкального слуха.

2. Развитие музыкального ритма.

3. Развитие музыкальной памяти.

Мы остановимся на главных задачах, затем затронем практическую работу с учащимися-баянистами по второму инструменту - фортепиано.

Мы остановимся на главных задачах, затем затронем практическую работу в ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж» с учащимися-баянистами по второму инструменту - фортепиано.

О развитии музыкального слуха.

К.Н.Игумнов - педагог-пианист писал: «Тренировать ухо гораздо сложнее и труднее, чем тренировать пальцы. Педагог должен тренировать у учащихся «музыкальное ухо» - учить слушать себя».

Предлагается игра с закрытыми глазами даже на начальном этапе. Учащийся часто смотрит в ноты, видит piano, но не слышит, что играет на forte.

Обучение игре на фортепиано имеет основание стать одним из наиболее доступных, действенных средств воспитания и развития слуха у музыкантов любой специальности. Это обучение затрагивает все стороны музыкально-слухового комплекса.

Развитие звуковысотного слуха.

Многие инструменталисты подпевают себе во время игры - это форма проявления слуховых звуковысотных представлений.

Здесь имеет значение связь с внутренним пением. Фортепианное исполнительство, как процесс, создаёт благоприятные условия для музыкально-слухового воспитания и развития. Пение - естественный путь формирования звуковысотного слуха.

Приёмы и методы улучшения звуковысотного слуха:

― воспроизведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков. Интонирование голосом небольших гаммообразных последовательностей, а также ступеней гармонических интервалов и аккордов;

― пропевание коротких мелодических отрывков, транспонирование их;

― пение вслух инструментальной мелодии в ходе музицирования за роялем - петь тему, одновременно играя её;

― пропевание 1-го голоса 2-х и 3-хголосной фактуры с одновременным исполнением остального на фортепиано;

― можно использовать произведения И. С. Баха - это лучшее средство. Известный в прошлом, профессор Петербургской консерватории, И. Саккети развил свой слух от плохого до чуть ли не абсолютного;

― чередование в ходе разучивания мелодических фраз, исполняя вокально с фразами на инструменте.

― пропевание от начала до конца основных, наиболее существенных мотивов до воплощения их на клавиатуре.

Приёмы развития мелодического слуха.

Мелодический слух у учащихся заметно улучшится в ходе исполнения кантиленой музыки. Для этого необходимо:

― проигрывание мелодии без сопровождения, подчеркнув выразительное интонирование;

― воспроизведение мелодии на фоне, изменённого в виде гармонической схемы, аккомпанемента;

― игра отдельно партии аккомпанемента с одновременным подпеванием мелодии вслух, то же, но с подпеванием про себя - активным внутрислуховым переживанием, осмыслив её;

― выпуклое, громкое проигрывание мелодии, при этом аккомпанемент - на pianissimo. Н.К. Метнер писал: « Давать красную нить мелодии»;

― максимально детализированная работа над фразировкой, звуковая выделка, оттачивание мелодической фразы.

Методы тренировки мелодического слуха.

― Подбор по слуху. Транспонирование.

― Исполнение пьес в замедленном темпе, с установкой предслышание предвосхищение слышания (разведка слухом).

― Проигрывание музыкального произведения способом пунктира: одну фразу вслух, другую - про себя, сохраняя ощущения непрерывности музыкального движения.

― Беззвучная игра на клавиатуре инструмента.

― Прослушивание произведений в чужом исполнении при прочитывании нотных текстов.

― Исполнение «про себя» по принципу «вижу - слышу».

― Выучивание произведения наизусть посредством мысленного способа - в представлении игры по нотам.

О развитии музыкального ритма.

Первый навык для развития чувства ритма - воспроизведение равномерных, последовательных, одинаковых долей (длительностей).

Как важно чувство ритма покажем на примере. Играем знакомую песенку, но с неправильным ритмом. Учащийся понимает несоответствие ритма в знакомой мелодии.

Паузы являются одним из факторов огромного художественного значения, одно из наиболее сильнодействующих выразительных средств. Паузы - «убеждения», паузы - «раздумья», паузы - «вопросы».

  1. Просчитывание. Привычка к постоянному дежурному счёту чревата и негативными последствиями. От громкого счёта вслух нужно переходить к счёту про «себя», затем к одному лишь внутреннему ощущению пульсации.

  2. Простукивание - прохлопывание ритма.

  3. Дирижирование - хороший метод.

  4. Чтобы ликвидировать дефекты темпа (ускорение, замедление), нужно учиться делать остановку в произведении и просчитывать 2-3 такта, а затем возобновлять игру.

  5. Лёгкие и мерные похлопывания по плечу учащегося оказывают подчас эффективное воздействие.

  6. Внешний фактор - показ педагога на инструменте.

  7. Игра в 4 руки.

О музыкальной памяти.

1. Предварительный обзор музыкального развития от начала до конца.

2. Детальное изучение отрывков, после чего можно время от времени работать над пьесой целиком.

3. Специальная работа над трудными местами.

Л. Маккинон в книге « Игра наизусть» писал: Запомнить - это значит протянуть от запоминаемого множество ассоциативных нитей, ассоциативно связать его со множеством вещей».

Опираясь на знакомые мелодии, мы запоминаем успешнее и быстрее.

Далее эту тему раскроем на практике.

На первом уроке происходит знакомство с инструментом, его «внутренностями», верхним и нижним регистрами на примере других инструментов (виолончель, флейта) или примитивно упрощённо: медведь, заяц. А так же посадка и постановка рук. В самом начале - игра 3 пальцем, при этом освободить, или точнее, не зажимать аппарат изначально, как и у дирижеров. Начинаем извлечение звуков при полном освобождении. Г.Нейгауз считал, что свобода и непринужденность должна ощущаться от кончиков пальцев рук и вплоть до всего корпуса. Помогает расслабить аппарат упражнение «радуга» - перекладывать руку по дуге на столе. Опора на пальцы.

Знакомство с ключами: скрипичным, басовым, с нотами начинаем с ноты «ДО» первой октавы. Облегчает задачу запоминания нот, логический подход: от «ДО» в скрипичном ключе вверх идут ноты гаммы C-dur по порядку, а от «ДО» малой октавы (которая является по сути «ДО» 1-ой октавы) ноты этой же гаммы идут в нисходящем движении. Находим ноту соль в верхнем нотоносце, определяем местонахождение скрипичного ключа (СОЛЬ). Спускаясь от ноты «ДО» в нижний нотоносец, находим место басового ключа (ФА):

Начальный период обучения игре на фортепиано студентов учреждений СПО

Традиционно используются сборники «Фортепианная игра» под редакцией Николаевой, «Школа игры на фортепиано».

Хорошо, на начальном этапе (я сказала бы с радостью), воспринимается учащимися игра в ансамбле. Студенты чувствуют пульсацию, темпо-ритм, выдерживают единый темп, активизируется внимание на тексте. Бородин «Полька» из цикла «Парафраз» в три руки - студент играет одной рукой, можно сначала правой, а потом левой ― для развития координации движений). Предлагаю учащимся от фа играть интервалы (секунду, кварту, сексту, октаву). Вырабатываем внимание на клавиатуре, аппликатура от близкого до широкого расположения. Затем вводим игру 2, 3, 4 пальцами. Песенки: «Тень - тень», «Казачок» (ансамбль) лёгкий ритм, внимание на аппликатуру. Удобно сначала брать песенки, где используются 1-3-5 пальцы, т.е. по трезвучию: «Висла», «Раз морозною зимой». Когда вводим игру всеми 5-ю пальцами, применимо упражнение Шопена: 5 нот: ми, фа диез, соль диез, ля диез, си. Пальцы ставим на эти ноты в удобном положении. Рука должна быть расслаблена от пальцев до спины, и пальцы, свободные от игры, не должны зависеть от играющего пальца.

Специфические трудности возникают у учащихся-баянистов при игре 1-м пальцем. Удобны песенки или упражнения на квартовый, квинтовый скачок. «Ёжик» Д. Кабалевского удобно играть отдельно каждой рукой можно как упражнение без нот, т. к. здесь применяется секвенция по звукам трезвучия. Позднее вводим игру двумя руками - удобная аппликатура и строение мелодии на staccato.

Ещё используем песенки из сборника «Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь № 2». Песни джазового звучания однострочные, доступные для исполнения учащимися, развивают чувство ритма (пунктир, не всегда традиционный ритм, эффектно звучащие гармонии), всегда вызывают интерес к фортепианной игре.

Использованная литература

1. Зетель И. Н.К.Метнер-пианист. Исследование.―М.: изд. Музыка,

1980-231с.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.

5 изд.―М.: изд. Музыка, 1988-240с.

3. Рабинович Д.А. Портреты пианистов, изд.2.―М.: Советский компо-

зитор, 1970.

4. Цыпин Г. Портреты советских пианистов.―М.: Советский композитор.1990-328 с.


© 2010-2022