• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки для детей с интеллектуальной недостаточностью

Статья Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки для детей с интеллектуальной недостаточностью

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки для детей с интеллектуальной недостаточностью

Гарская Наталья Владимировна, учитель

музыки I квалификационной категории

Одна из основных задач уроков музыки в специальной коррекционной школе VIII вида снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся. Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют большие проблемы со здоровьем: у многих детей нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление, а все это влияет на общее состояние организма.

Особенностями учащихся с нарушением интеллекта являются неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность недостаточная вокально-слуховая координация и др., которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке. С помощью музыки можно уменьшить нервно - эмоциональное напряжение детей с интеллектуальной недостаточностью во время занятий, (например смена видов деятельности на занятии - слушание, разучивание текста, исполнение песен, исполнение с движением, игра на нар. инструментах, упражнения на дыхание, распевки. Музыкальный материал, предназначенный для слушания должен быть специально подобран под их интересы и возможности. Репертуар для пения учащихся также имеет ограничения, так как у них: небольшой диапазон голосов, затрудненное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, и недоразвитие речи.

Поэтому в процессе своей работы наряду с решением многих задач музыкального воспитания я занимаюсь внедрением здоровьесберегающих технологий на уроке.

Музыкотерапия.

Это метод восстановления, сбережения здоровья и оптимизации поведения с помощью различных музыкальных средств. Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку. Мною собрана подборка музыкальных произведений наиболее приемлемая и понятная для прослушивания по классам (добавления к рекомендуемым программой муз. произведениям), в ней я активно использую классическую музыку:

Класс

Музыкальное произведение

Автор

1 класс

«Времена года»

«Танец Феи Драже»

«Детские сцены»

«Кап-кап»

«Часы»

П. Чайковский

Р.Шуман

Т.Попатенко

Е.Тиличеева

2 класс

«Вальс»

Полька «Трик-Трак»

«Наедине с природой»

Д.Кабалевский

И.Штраус

Звуки и голоса живой природы

3 класс

«Альбом для юношества»

«Колыбельная медведицы»

«Шествие гномов»

«Весенние воды»

Р.Шуман

В. Шаинский

Э.Григ

С Рахманинов

4 класс

Марш из балета «Любовь к трем апельсинам»

«Карнавал животных»

«Венгерские танцы»

С Прокофьев

К Сен-Санс

И Брамс

5 класс

«Картинки с выставки»

«К Элизе»

«Отзвуки вальса»

М.Мусоргский

Л.Бетховен

Г.Свиридов

6 класс

Прелюдия

Маленькая ночная серенада

«В пещере горного короля»

Ф.Шопен

Моцарт

Э.Григ

7 класс

Токката

Тарантелла

«Грезы любви»

И.С.Бах

Россини

Ф.Лист

Примеры песенного материала для исполнения

Класс

Песня

Автор

1 класс

«Веселые гуси»

«Зима»

«Моряки»

В Шаинский

Б. Кисилева

Б. Кравченко

2 класс

«Дождь идет по улице»

«Неприятность эту мы переживем»

«Азбука»

Б .Савельева

А. Островский

3 класс

«Гриб-боровик»

«Наша бабушка»

«Голубые санки»

П .Ермолаев

М .Иорданский

4 класс

«Белые снежинки»

«По дороге с облаками»

Г. Гладков

В .Быстяков

5 класс

«Ах какая осень»

«Солнечный зайчик»

«Лесной праздник

З .Роот

В. Мурадели

В .Витлина

6 класс

«Весенняя»

«Ждем лето»

«Дорога добра»

В. Моцарт

Г Кадыкова

М. Минков

7 класс

«У похода есть начало»

«Первым делом самолеты»

«О весне»

В.Шаинский

Д.Тухманов

«Непоседы»

Музыка способствует улучшению качества движений у детей с интеллектуальной недостаточностью (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимулирует речь, нормализует просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса ). Также способствует развитию музыкально - творческих способностей, в индивидуальной или коллективной деятельности. В результате этой деятельности на уроке усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий ( например исполнение песен), музыкально - ритмических движений (инсценирование песен, инсценирование сказок например «Теремок» 1 класс).

Примеры музыкального материала для инсценирования:

Класс

Музыкальное произведение

Автор

1 класс

«Веселые гуси»

«Паровоз»

«Мишка с куклой»

В.Шаинский

Т. Негрей

И. Зубков

2 класс

«Веселый музыкант»

«Вот как солнышко встает»

А.Филлипенко

С. Макшанцев

3 класс

«Вышла курочка гулять»

«Я играю на гармошке»

Рус.нар. Песня

Е. Тиличеева

4 класс

«Игра с листьями»

«Антошка»

Н.Осетров

В.Шаинский

5 класс

«Песенка Пиши-читая»

«К нам гости пришли»

Е Птичкина

А.Александрова

6 класс

«По малину в сад пойдем»

«Добрый жук»

Рус. Нар. Песня

Г.Фрид

7 класс

«Первым делом самолеты»

Д Тухманов

Вокалотерапия

Как традиционный вид музыкальной деятельности пение занимает одно из ведущих мест в музыкально - эстетическом воспитании и образовании детей, формировании их личностных качеств. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения - сольного или хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. Один из вариантов вокалотерапии - хоровое пение, поэтому на уроках я его использую как один из основных видов пения, так как по опыту знаю, что дети с интелектуальной недостаточностью очень часто стесняются, или не могут в силу своих особенностей петь по одному.

В процессе занятий хоровым пением происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц грудного пресса. И поэтому большое внимание в своей работе я уделяю правильному формированию дыхания, (упражнения выбираются легкие для восприятия и выполнения) например: «Задуй свечу», «Листочки», «Подуй на перышко».

Как разновидность вокального тренинга я использую звуковую гимнастику. Освоить её не сложно. Для этого нужно петь согласные и протягивать гласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Например:

Си-Са- Су

Ри-Ра-Ру

Ми-Ма-Му (1 класс)

Ле-ли-ле-ли-ле (2-4кл)

Поступенное движение гаммы (5-7 класс).

Еще я использую звуковую гимнастику. Она не требует большого физического напряжения и может быть использована даже простуженными детьми и в период мутации. Дети с большим желанием выполняют упражнения - подражания различным звукам, например : шипению змеи, рычанию собаки, уханию совы, шуршанию листьев, вою ветра. Это действует расслабляющим образом на состояние детей, а также здесь присутствует элемент игры, так как я использую их с движениями, например: Уханье совы добавляем махи крыльев, шуршание листьев - берем картонные листья и шуршим с произнесением звуков.

Для усиления вдоха при звуковой гимнастике нужно проводить ряд упражнений, выполняемых в такой последовательности: короткая пауза, выдох с произнесением звуков «П-Ф-Ф» (этот выдох принято называть очистительным). Выдох осуществляется медленно, тихо, без усилий, через небольшое отверстие сложенных трубочкой губ.

Ритмотерапия

Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

1.Развитие и коррекция вербальных процессов- слуховое внимание, память, моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы.

2.Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма, дыхания и речи, фонематического слуха.

При помощи движений дети смогут выделить главные признаки трех жанров. Например 1 -4 класс: песня-поем, Танец- показываем танцевальные движения, Марш - маршируем. Ритмотерапия осуществляется различными средствами: игры со словами, пением, инсценировками, движением под музыку. Движение и танец, помимо того что снимают нервно - психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми. Поэтому наряду с пением на своих уроках большое значение я уделяю движениям под музыку, при этом использую простейшие движения, которые можно исполнить сидя за партами и стоя, они понятны и доступны всем обучающимся.

1.Марширование;

2.Упражнение на движение(создание различных двигательных образов) например:

Выйди, выйди солнышко,

Мы посеем зернышко,

Скоро вырастет росток, потянется на восток,

Потянется на восток,

Перекинется через мосток, по мосточку пойдем

В гости к солнышку придем.

3. Ритмизация собственных имен и фамилий( прохлопывание в ладоши)

4. Прохлопывание ритма песен

С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи.

- усвоить основные темы программы;

- развивать музыкальность;

-формировать двигательную сферу и т. д.

Также использую «Двигательные песенки», в которых задействованы все группы мышц. Например упражнение «Носиками помотаем» в 4 классе способствует развитию шейного отдела, плечевого пояса; упражнение «Тик-так» во 2 классе - развитию плечевого пояса, «Солнышко встает» в 1классе - развитию мышц спины и ног. Они направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.

На моих уроках применение музыкально - ритмических движений приходится на кульминационный момент, следовательно, исключает равнодушие на занятиях.

Фольклорная терапия

Русский песенный фольклор развивает у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Исполнение народных песен развивает музыкально - творческие способности детей, фантазию. Так как эти песни легки для восприятия и разучивания детям с интеллектуальной недостаточностью, при выборе материала , я использую много народных песен. Например:2 класс - Рус. Нар .песня «Во поле береза стяла»,3 класс «Во кузнице». 4 класс «На горе -то калина», 5 класс «Уж как по мосту-мосточку». 6 класс «Светит месяц», их мы всегда исполняем с движением ( инсценируем) и игрой на народных инструментах.

Улыбкотерапия

Считается, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке улыбка самого ученика. . Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. В связи с этим я стараюсь на уроки музыки для детей с интеллектуальной недостаточностью подбирать репертуар способствующий положительному восприятию, формированию умения улыбаться. Например песня «Улыбка», «Я на солнышке лежу» В. Шаинского. Также использую в репертуаре много шуточных детских песен, например, «Антошка», «Два веселых гуся». Исследователи утверждают, что специально подобранная музыка тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунитета, приводит к снижению заболеваемости.

В результате применения различных здоровьесберегающих технологий на уроке, я делаю вывод о том, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью становятся более спокойными и доброжелательными, лучше усваивают учебный материал. Увеличивается диапазон голоса, чистота интонирования, чувство ритма. Происходит освоение навыков певческого дыхания и звукообразования. На уроке создается положительный эмоциональный фон; снимается фактор тревожности, стимулируются двигательные функции; происходит развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживаются речевые функции. Поэтому применение здоровье-сберегающих технологий на уроках музыки очень важно и нужно для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Балашова С.С., Шенталинская Т.С Музыкальный фольклор в школе / Сост. Челышева Т.В. - М: Просвещеник, 1997.

2. Едунов С.М., Прасолова Г.А. Программы по музыке ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. - С - ПБ ГУМП, 2001. 3. Молчанова Т.К., Виноградова Н.Н., Составление образовательных программ. - М.: Перспектива,2007.

4. Тютюнникова Т.Э.Уроки музыки. Система обучения. К. Орфа. - М.: Аст - рель, 2000.

5. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М. - Первое сентября; Чистые пруды, 2004г


© 2010-2022