• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья для учителей музыки Импровизация на уроках музыки как средство развития творческой личности

Статья для учителей музыки Импровизация на уроках музыки как средство развития творческой личности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Импровизация на уроках музыки как средство развития творческой личности в процессе восприятия музыкальных произведений.

Автор: Квашнина Марина Петровна, учитель музыки МАОУ средняя общеобразовательная школа №1 КГО. Город Камышлов Свердловской области.

Целью музыкального образования в современной школе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Одна из приоритетных задач музыкального образования - это развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения, а также развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, способствующих формированию творческой личности, готовой к поиску нестандартных способов решения проблем. Современный выпускник - это творческая личность, владеющая инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющая находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию.

Поэтому, на своих уроках одной из главных задач ставлю развитие творческой личности. Творческие способности учащихся я стараюсь выявить и развить путём включения творческих заданий в следующих видах деятельности: слушание музыки, пении, импровизации (вокальной, художественной, пластической, поэтической, инструментальной). Развитие творчества учащихся базируется на приобретённых знаниях и навыках в различных видах музыкальной деятельности.

Восприятие присутствует в любом виде деятельности на уроке, в пении, различных видах импровизации и как самостоятельный вид деятельности. По убеждению Яворского - это наиболее активная форма музыкальной деятельности. На уроке через восприятие музыки учащиеся знакомятся с музыкальными шедеврами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, а также с народным фольклором, духовной музыкой. В процессе восприятия музыки даю детям творческие задания на импровизацию, для развития образного и ассоциативного мышления; для развития воображения и фантазии, для развития музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

- Художественная импровизация в процессе слушания музыки. Эта деятельность направлена на развитие ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких выразительных средств, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов.

Использую задания: 1.Подобрать иллюстрации к музыкальным произведениям. Например, к балету «Ромео и Джульетта» в 9 классе, опере П.Чайковского «Евгений Онегин».

2. Графическое и цветовое моделирование музыки. Например, для определения динамических оттенков музыки в 6 классе. Симфония №6 4 часть «Гроза. Буря» Л.Бетховена.

3. Выразить в художественном образе свои представления, которые возникли от прослушанного произведения, объяснить выбор темы, содержания художественного образа и сравнить средства выразительности музыкального произведения и своего рисунка. Выявить художественную идею или тему прослушанного произведения, оценить позицию автора. Например, учащиеся создают свои художественные образы на музыку Л.Бетховена «Симфония №5» в 6 классе. На музыку С.Прокофьева «Фея осени» из балета «Золушка» во 2 классе, на музыку А.Бородина «Богатырская симфония» в третьем классе, на музыку М.Глинки «Вальс-фантазия» 6 классе.

4. Нарисовать костюм или декорации к опере или балету. Например, учащиеся в 5 классе рисуют костюмы «Петрушки» к балету И.Стравинского, декорации к операм «Садко», «Снегурочка».

- Поэтическая импровизация в процессе слушания музыки. Эта деятельность также направлена на развитие ассоциативного мышления, поиск таких выразительных средств, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов

Использую задания: 1. Записать ассоциации к прослушанному произведению, сравнения. Ребятам предлагается объяснить выбор темы подобранных словосочетаний, сравнить характер звучания музыки и записанные ассоциации, сравнения. Оценить выбор жанровой основы для своего произведения композитором, какие ассоциации он хотел пробудить у слушателя. Определить идею произведения. Например, поэтические ассоциации к музыке П.И.Чайковского «Времена года».

2. Поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно. Например, поиск эмоционально-образных определений характера музыки А.Хачатуряна «Танец с саблями» в 6 классе, характера музыки Л.Бетховена «Эгмонт», «Лунная соната» в 8 классе. Например, подобрать ассоциации к музыке Ф.Шопена «Вальс», «Полонез», «Мазурка» в 7 классе. Ребятам предлагается объяснить выбор темы подобранных словосочетаний, сравнить характер звучания музыки и записанные ассоциации, сравнения. Оценить выбор жанровой основы для своего произведения композитором, какие ассоциации он хотел пробудить у слушателя. Определить идею произведения.

3. Сочинение стихотворения, близкого по образному строю к музыке без слов с целью создания литературной основы к музыке. Например, стихи к «Вокализу» С.В.Рахманинова, к «Осенней песне» П.Чайковского.

4.Творческое домашнее задание, подбор стихотворения русских поэтов, либо собственное сочинение стихов, которое может быть основой для романса.

5. Написать письмо Джульетте Гвиччарди от имени Л.Бетховена 7 класс. Написать монолог «Старого замка» к музыке М.Мусоргского 6 класс. Написать репортаж с места событий к музыке Мориса Равеля «Болеро»

- Инструментальная импровизация в процессе слушания музыки. Эта деятельность также направлена на развитие чувства ритма, музыкальной памяти.

Использую задания: 1. Выполнить музыкальное сопровождение к музыкальному произведению. Учащиеся выбирают музыкальный инструмент для сопровождения: колокольчик, барабан, бубен, треугольник, деревянные ложки. Обосновать выбор музыкального инструмента, как он соотносится с содержанием музыки. Например, сопровождение игрой на колокольчиках музыку В.А.Моцарта «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта» во втором классе, музыку А.Лядова «Музыкальная табакерка» в первом классе.

2. Определить сильную долю, размер, и исполнить музыкальный аккомпанемент в различных музыкальных размерах 3\4, 2\4, 4.4. Например, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича в 1 классе -3\4. «Марш Черномора» М.Глинки из оперы «Руслан и Людмила» -4\4. «Детская полька» П.Чайковского -2\4.

3.Сочинить музыкальную композицию на заданную тему: «Осеннее настроение», «Гроза», «Весенняя капель», «Детская улыбка». Импровизация выполняется на фортепиано при изучении темы «Средства музыкальной выразительности». Учащиеся выступают в роли композитора и исполнителя.

- Пластическая импровизация в процессе слушания музыки. Эта деятельность способствует развитию выразительности, развитию эмоционального отклика детей на музыку, передаче своего отношения к музыке.

Использую задания: 1. Сыграть на воображаемых инструментах. Например, при слушании русской народной плясовой песни «Камаринская», «Барыня».

2. Выступить в роли дирижёра, выразить в движениях характер музыки, особенности её развития. Например, слушание Финала 4 симфонии П.И.Чайковского.

3. Сыграть роль снежинок, осенних листьев, клоуна для выражения эмоционального содержания музыки, характера музыки, с целью ощутить особенность развития музыки, её интонационной и ладовой основы. Например, при прослушивании таких произведений в первом классе, как «Осенняя песня» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Во втором классе при слушании «Клоуны» Д. Кабалевского с целью определения мажора и минора.

4.Пластическую импровизацию использую и как музыкальную разминку на уроке, для того, чтобы создать на уроке радостную атмосферу совместного творчества. Включаю современную танцевальную музыку, показываю несколько танцевальных движений, а затем, предлагаю ребятам придумать свои движения.

Я считаю, что включение на уроке всевозможных импровизаций способствует активной мотивации учащихся на моих уроках к восприятию музыки, музыкальной творческой деятельности. В процессе работы мною созданы альбомы и выставки лучших работ учащихся «Наше творчество на уроках музыки».



© 2010-2022