• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка занятия в объединении бардовской песни «Альтернатива»«Литературно-музыкальная гостиная»

Методическая разработка занятия в объединении бардовской песни «Альтернатива»«Литературно-музыкальная гостиная»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества станицы Выселки

муниципальное образование Выселковский район


Методическая разработка занятия

в объединении бардовской песни «Альтернатива»

«Литературно-музыкальная гостиная»




Педагог дополнительного образования: Куликов Г.Н.

2015 год

Аннотация

Важнейшая задача воспитания - вырастить настоящего Человека - патриота и достойного гражданина своей страны. Материал данной работы актуален для патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения на замечательном примере жизни и творчества Михаила Леонидовича Анчарова.

Цель: приобщение воспитанников к миру музыкального и поэтического искусства, знакомство с авторской песней; знакомство с творчеством М.Л. Анчарова; пробуждение эмоциональной отзывчивости; развитие духовного мира; создание условий для формирования мыслящей личности.

  • Задачи:

  • Образовательные:

- сформировать знания об авторской песне;

- познакомить с творчеством М.Л. Анчарова.

  • Развивающие:

- развивать интерес к творческому наследию русской земли.

  • Воспитательные:

- создание условий, способствующих форматированию определенных черт характера;

- воспитание ответственности за свое поведение, учение, труд;

- воспитание стремления к творчеству, новаторству;

Одним из способов повышения интенсивности занятия, его насыщенности являются современные информационно-коммуникативные технологии.

Это процессы подготовки и передачи информации с помощью компьютера.

Формирование у ученика умения работать с информацией.

Возможность выбора учеником форм и методов работы.

Интерактивность средств обучения.

Использование компьютера на любом этапе занятия.

Повышение мотивации к учению (мотивация успеха).

На занятиях в объединении ИКТ играют значительную роль. Их использование помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляют широкие возможности для успешного совместного творчества педагога и учащихся, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу в коллективе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие учащихся.

Применение электронных учебных материалов успешно решает следующие дидактические задачи:

- предъявление учебной информации;

- информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

- демонстрация умений и навыков владения гитарой и голосом;

- тренировка исполнительских навыков

Использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

  • Технологии развивающего обучения - развивают различные виды мыслительной деятельности: наглядно-образные, абстрактно-теоретические; наглядно-действенные.

  • Технологии сотрудничества - реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Совместно вырабатываются цели, содержание, даются оценки.

  • Гуманно-личностная технология - способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

  • Технология проблемного обучения - организует самостоятельную работу учеников, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности.

  • Ни одно занятие не проходит без здоровьесберегающих технологий.

Разнообразные формы и методы обучения, используемые на занятии формируют у воспитанников в процессе работы устойчивый интерес к авторской песне, способствуют формированию прочных знаний о творчестве авторов-исполнителей авторской песни, основах строения музыкальной песенной формы и стихосложения.

Оборудование и методическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, звукоусиливающая аппаратура

- документальный фильм, отрывки из кинофильмов, презентация к уроку

- записи музыкальных фрагментов.

Ход мероприятия

1. Оргмомент

Литературно - музыкальная композиция начинается фрагментом телесериала «День за днем»

Нужно выразить свое отношение к диалогу героев фильма и ответить на вопрос:

- Нужны ли особенные люди, или каждый должен знать свое место?

Рассуждения о значимости человека в обществе.

2. Вводная беседа учителя с учащимися.

Сегодня мы собрались с вами не случайно. Вам предстоит встреча с музыкой, поэзией и прозой, живописью и кинематографией. Сегодня я хочу познакомить вас с судьбой и творчеством художника, поэта, писателя, композитора и исполнителя собственных песен - барда Михаила Леонидовича Анчарова.

Михаил Анчаров - это классик Советского союза, шестидесятник, человек, который был вначале бардовского движения, один из первых фантастов, человек, который был и художником и архитектором и поэтом, и певцом бардом, и сценаристом. Параллельно увлекаясь творчеством Леонардо, он воплотил в себе этого Леонардо и стал одним из мульти-людей, только уже в нашей современности. Есть очень большой парадокс в том, что он делал тогда. Это его актуальность.

Мы начнем разговор с самого главного вопроса, на который нам нужно будет искать ответ и отвечать по ходу нашего знакомства с этим человеком. Это вопрос - почему Анчаров актуален до сих пор, и почему его творчество современно, хотя оно было создано тридцать и более лет назад.

Вся эта ситуация, на самом деле, основывается на простом жизненном секрете.

В послевоенное советское время зародился такой класс людей, которые пытались придумать и создать новую реальность. Анчаров пытался создавать ее до войны, и после, продолжая творить, ему не было возможности подсмотреть, как создавать эту реальность, воспользоваться какими-то штампами, созданными до него и таких как он. К ним можно отнести и братьев Стругацких, и всех фантастов. Это люди, которые создавали новые смыслы и пытались найти в них себя, что бы ответить на вопрос, «каким должно быть общество»?. Какие взаимосвязи в нем должны быть, целеполагание человека, незыблемые истины из библии, насколько их можно реализовать и достичь в современном мире.

Так получилось, что отвечая на свои внутренние вопросы, они начали отвечать на вопросы других людей целого поколения, которые выросли на их творчестве. Таким образом, они создали такое пространство, куда можно прийти нам, современным людям, уже в современном обществе. Все, что сделал Анчаров тридцать лет назад, очень важно и актуально сейчас. Он многогранен, и к любому человеку он может быть расположен какой-то гранью, или всем своим многообразием. Он может стать сводом ответов, на вопросы, которые постоянно мучают, и постоянно встречаются на пути.

Для кого-то Анчаров просто бард, для кого-то это человек, который создавал советское телевидение. Анчаров художник, и можно изучать его творчество на картинах, он же писатель фантаст. Мир, который он создавал в своих книгах и в кино - это, по сути, фантастический мир. Потому что в том же сериале «День за днем» он показал идеальную коммунальную квартиру, в которой абсолютно разные люди сжились, и стали большой семьей, которую разбросало по всей стране, но они остались такими и не перестали быть людьми с большой буквы.

Так как, как люди воспринимают Анчарова по-своему, то невозможно о нем рассказать полностью, потому что каждому он близок и у каждого может сложиться свое впечатление и мнение.

Есть такая фраза: - «Все, что ты делаешь в жизни, все, что с тобой случается, - это ответы на твои вопросы». Глядя на дела и поступки Михаила Анчарова, проживая судьбы его героев, появляется возможность познать себя и свое предназначение в этой жизни.

3. Беседа по теме (сопровождается документальным фильмом) с последующей дискуссией

Перед просмотром ставятся проблемные вопросы:

- какое влияние на творчество оказали дом и улица, где родился Анчаров?

- почему Анчаров актуален до сих пор, и почему его творчество современно?

  • какое впечатление произвел фильм лично на вас?

Во время просмотра фильма рекомендовано обратить внимание, на связь всего творчества Анчарова с улицей и домом, где прошло детство.

Внимательно слушать исполняемые песни, воспоминания героев фильма.

После просмотра - дискуссия о влиянии творчества Анчарова на судьбы и поведение людей.

Какое впечатление произвел фильм лично на вас?

4. Влияние творчества Анчарова на Высоцкого

Он был старше Высоцкого на 15 лет, родился 28 марта 1923 года, (а когда родился Высоцкий?) и первые свои песни начал писать ещё в 1937-м году, правда, на чужие стихи: Александра Грина, Бориса Корнилова, Веры Инбер. Во время Великой Отечественной войны, на которую ушёл добровольцем, с первого курса Архитектурного института, стал писать песни уже на стихи собственного сочинения, исполняя их под аккомпанемент семиструнной гитары.

Поэтому с полным основанием Анчарова можно считать основоположником жанра современной авторской песни, учитывая, что самым первым русским автором-исполнителем может быть назван Александр Вертинский. Но у истока того жанра который бурно расцвёл в 60-е годы прошлого века, и который собственно и называется авторской или бардовской песней, несомненно стоял Анчаров. Сам он, правда, называл жанр этот "менестрельное искусство". Высоцкий, безусловно, песни Анчарова слышал. И некоторые даже исполнял.


Вот как Анчаров вспоминает эту первую встречу:

«Позднее, когда появилась магнитофонная запись, менестрельное искусство потихоньку начало набирать силу. Начали появляться новые имена... Однажды мне принесли пленку с записью одного московского менестреля. Меня поразили и голос, и эмоциональная напряженность, и манера исполнения: чувствовалась талантливая рука. Я спросил, кто этот парень? Мне сказали - Владимир Высоцкий. Тогда он только-только начинал петь... А потом мы встретились с ним в московском доме ученых на каком-то учено-артистическом мероприятии с участием, как это теперь принято говорить, "интересных людей".

Он сидел в другом конце зала, ему кто-то что-то сказал на ухо и кивнул на меня: вон тот, мол. Владимир тут же подошел ко мне - за спиной гитара, на лице сдержанная улыбка: "Так это вы и есть Анчаров?" Я говорю - ага. "Тот самый?" Тот самый. "А я,- говорит,- на ваших песнях учился, я их давно знаю и пою, могу хоть сейчас спеть." Петь, говорю, не надо, а то нас выставят из дома ученых - у вас ведь голос ого какой!.. Весь вечер мы проговорили с ним о песнях. Много спорили, что-то доказывали друг другу... Он был настоящим мастером, и все, что касалось песен, понимал с полуслова, его ничему не надо было учить - это вздор,- ему достаточно было сказать, что у него хорошо получается, а все остальное он понимал сам - это свойство больших художников. Потом, спустя некоторое время я слушал пленку с записью его концерта, на котором он спел мою песню о водителе МАЗа, о таком разбитном, видавшем виды парне (она была тогда очень популярна), при этом он все-таки вставил - эдак многозначительно,- что поет песню своего учителя Михаила Анчарова. А мне и тогда уже, ей-богу, было неловко это слышать, потому что он был самородком, самостоятельно родившимся мастером...»

Несмотря на разницу в возрасте они сразу перешли на «ты» и сохраняли тёплые отношения до конца жизни. В Анчарове, в огромной степени, было всё, что так ценил в мужчинах Высоцкий - мужество, порядочность, талант.

А вот та самая песня о дальнобойщике.

- звучит песня «Мазы» на экране текст

Когда Высоцкий писал свою песню о дальнобойщике ("Я вышел ростом и лицом"), наверняка вспоминал эту старую анчаровскую песню. Впрочем, определенное родство их стилей и интонаций видно и невооруженным взглядом.

Песня Высоцкого ("Я вышел ростом и лицом")

Еще параллели между песнями Анчарова и Высоцкого можно проследить в песнях «Баллада о паращютах» у Анчрова

И сказал господь:
- Эй, ключари,
Отворите ворота в сад.
Даю команду
От зари до зари
В рай пропускать десант.,

у Высоцкого в "Песня о воздушном бое".

Аpхангел нам скажет: "В pаю бyдет тyго!"
Hо только воpота - щелк, -
Мы Бога попpосим: "Впишите нас с дpyгом
В какой-нибyдь ангельский полк!"

Анчаров написал песню от имени танка - "Баллада о танке «Т-34»"

Впереди колонн
Я летел в боях,
Я сам нащупывал цель,
Я железный слон,
И ярость моя
Глядит в смотровую щель.
Я шел как гром,
Как перст судьбы,
Я шел, поднимая прах,
И автострады
Кровавый бинт
Наматывался на тракт.

А Высоцкий от имени истребителя

Я - "Як"-истребитель,

Мотор мой звенит,
Небо - моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель.
В этом бою мною "юнкерс" сбит,-
Я сделал с ним, что хотел.
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.

Поэт с годами обратился к повествовательному жанру, да и Высоцкий в зрелом возрасте стал пробовать себя в прозе, самое большое произведение - "Роман о девочках, который, к сожалению не закончил. Другое дело, что многие большие поэты просто не доживают до этого периода.


4.2. Исполнение детьми песен М.Л.Анчарова

4. Рефлексия. Подведение итогов, обмен впечатлениями.

Ожидается изменение уровня воспитанности, изменения в развитии интереса к предмету.




Интернет ресурсы

ancharov.lib.ru/obancharove.html

chtoby-pomnili.com/

coollib.net/

vk.com/litmir

ruspoeti.ru/

proza.ru/

poetrylib.ru/

imhonet.ru/

paraknig.ru/

Ссылка на документальный фильм «Четыре времени года»

vale-patrushev.narod.ru/text.html
video.yandex.ru/users/twopizza22/view/7/#

«Почему Анчаров?» [Сборник: статьи о жизни и творчестве Михаила Анчарова, коллектив авторов]. Вологда. Печатика--ВОСРП. 2013. «ЛИСТВА» № 10/2013. Составитель Галина Щекина. Тираж 100 экз. Обьем 146 с.

Михаил Анчаров. Звук шагов. Москва, изд-во МП "Останкино", 1992.



© 2010-2022