• Преподавателю
  • Музыка
  • Развивающие голосовые игры 1-го уровня обучения, многоуровневой обучающей программы В. В Емельянова «Фонопедический метод развития голоса

Развивающие голосовые игры 1-го уровня обучения, многоуровневой обучающей программы В. В Емельянова «Фонопедический метод развития голоса

  На 1-м уровне обучения по программе « Фонопедический метод развития голоса» (далее ФМРГ), начинается ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ используемой в академическом пении.   1-й уровень- РАЗВИВАЮЩИЕ ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ – можно назвать элементарным голосовым музицированием. ЦЕЛЬ 1-го уровня- домузыкальное освоение КООРДИНАЦИИ ГОЛОСООБРАЗУЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ СО СЛУХОВЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ФОНЕТИКИ И ЗВУКОВЫСОТНОСТИ. В процессе достижения этой цели, решаются следующие ЗАДАЧИ:   УСТРАНЕНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ. 2)ОРГАНИЗАЦИЯ КООРДИНАЦИОННО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА ПО КРИТЕРИЯМ БЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, ЭНЕРГИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ И АКУСТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. 3) ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И РАССТРОЙСТВ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ. 4) РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ИНТОНИРОВАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА. 5) ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАЧНОГО ОБРАЗА СОБСТВЕННОГО ГОЛОСА. 6) ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ-ЭСТЕТИКИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему:»Развивающие голосовые игры 1-го уровня обучения, многоуровневой обучающей программы В.В Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».

На 1-м уровне обучения по программе « Фонопедический метод развития голоса» (далее ФМРГ), начинается ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ используемой в академическом пении.

1-й уровень- РАЗВИВАЮЩИЕ ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ - можно назвать элементарным голосовым музицированием.

ЦЕЛЬ 1-го уровня- домузыкальное освоение КООРДИНАЦИИ ГОЛОСООБРАЗУЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ СО СЛУХОВЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ФОНЕТИКИ И ЗВУКОВЫСОТНОСТИ.

В процессе достижения этой цели, решаются следующие ЗАДАЧИ:


  1. УСТРАНЕНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ.

2)ОРГАНИЗАЦИЯ КООРДИНАЦИОННО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА ПО КРИТЕРИЯМ БЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, ЭНЕРГИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ И АКУСТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

3) ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И РАССТРОЙСТВ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ.

4) РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ИНТОНИРОВАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА.

5) ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАЧНОГО ОБРАЗА СОБСТВЕННОГО ГОЛОСА.

6) ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ-ЭСТЕТИКИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ФМРГ являются следующие ПРИНЦИПЫ:


  1. ПРИНЦИП « ГЕНЕТИЧЕСКИ ИСХОДНОГО»-ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ-(ГСДК).

  2. ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ-РАБОТАПРИРОДНОЙ АВТОМАТИКИ.

  3. ПРИНЦИП ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ.

  4. ПРИНЦИП ПОВТОРЯЕМОСТИ: МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ОПЕРАЦИЙ.

  5. ПРИНЦИП НАБЛЮДАЕМОСТИ-визуальной и осязательной.

  6. ПРИНЦИП САМОИМИТАЦИИ- восприятие только через собственный слух.

  7. ПРИНЦИП ЭСТЕТИЧЕСКОГО НЕГАТИВИЗМА- направленное на зрительное и осязательное восприятие.

  8. ПРИНЦИП МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО И ДОСТАТОЧНОГ УСИЛИЯ-минимально необходимый уровень усилия нервного и дыхательных систем.

ПОКАЗАТЕЛИ академического певческого голосообразования:


  1. Целесообразное использование РЕЖИМОВ РАБОТЫ ГОРТАНИ.

  2. Активный ФОНАЦИОННЫЙ (голосообразующий) выдох, во много раз превышающий выдох жизнеобеспечивающего и речевого дыхания по интенсивности и длительности.

  3. Певческое ВИБРАТО и УПРАВЛЕНИЕ ИМ.

  4. Спейифическая певческая ФОРМА РОТОГЛОТОЧНОГО РУПОРА, специфическая певческая артикуляция гласных и произношение согласных.

ПОКАЗАТЕЛИ эстетики академического пения.

Это система «правил» пения, адаптированная и сведённая к их оптимальному количеству для применения в работе с учащимися.Паралельно с развитием голоса учащихся на начальном этапе обучения осваивают некоторые компоненты»правил» можно и нужно осваивать для перевода учащихся от бытовой речи к здоровьесберегающей технологии речи и пения, заложенной в академической эстетики. Показатели эстетики начинают формироваться уже с игровых упражнений 1-го уровня, главное условие, соблюдение и выполнение всех заданий упражнений.


  1. ГЛИССАНДО- скользящее соединение тонов, отсутствие предыхания.

  2. «ОТКРЫТЫЙ» СЛОГ - перенос и присоединение последнего согласного в слоге к последнему гласному.

  3. «АКТИВНАЯ» ПАУЗА - установление максимальног объёма и формы гласного до начала фонации, сохранение его в момент снятия гласного, до произнесения согласного, предшествующего гласному, после произнесения проследнего согласного (перед паузой, цезурой или вдохом). Рот не должен закрываться в момент снятия звука, в паузе и на вдохе.

  4. РАЗНООБЪЁМНОСТЬ ПЕВЧЕСКИХ ГЛАСНЫХ - сведение к минисмуму различий гласных, свойственных речевым.

  5. «СТАБИЛЬНЫЙ» ГЛАСНЫЙ - неизменность гласного в отношении фонетической формы, объёма, силы, тона и характеристик певческого вибрато на протяжении длительности тона.

  6. МАСКИРОВАЧНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ - сведение артикуляторных движений к необходимому и достаточному для распознания гласных минимуму.

  7. ТОЧНОЕ И АКТИВНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ СОГЛАСНЫХ - произ

несение звонких и сонорных согласных на высоте тона последующего гласного в открытом слоге, или предыдущего гласного в конце фразы.

  1. БЕСШУМНЫЙ БЫСТРЫЙ ВДОХ - одновременно носом и ртом, ротоглоточный вдох.

  2. СНЯТИЕ ГЛАСНОГО БЕСШУМНЫМ ВДОХОМ - прекращение гласных, звонких и глухих согласных, бесшумным вдохом в конце фразы.

РЕЖИМЫ РАБОТЫ ГОРТАНИ.

Термин « регистр» в сознании и восприятии неизменно вызывает асоциацию с высоторй тона: «верхний регистр», «средний регистр» и т.д.. Выражение «режим работы гортани» со звуковысотностью никак не связано. Поэтому, в отношении певческого тона используется выражение «режим работы гортани», которое связано с разными физиологическими механизмами звукоизвлечения и более точно отражает суть явления. В современной фониатрической номенклатуре выделяется четыре режима работы гортани.


  1. ШУМОВОЙ РЕЖИМ - вибрант голосовых складок: неинтонируеиый шумовой звук, издоваемый хаотическими колебаниями расслабленных голосовых складок в потоке выдыхаемого, или вдыхаемого воздуха. В немецкой номенклатуре - STROO-BASS-REGISTER (штро - басс - регистр: урчание, рокот, скрип).

  2. ГРУДНОЙ РЕЖИМ - интонируемый звук, издаваемый при плотном смыканииголосовых складок и, как правило , используемый в речи «толстый» голос.

ПЕРВОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ФМРГ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУДНОГО РЕЖИМА ДЕТСКОГО И ЖЕНСКОГО ГОЛОСА ВЫШЕ МИ - БЕМОЛЬ (РЕ ДИЕЗ) ПЕРВОЙ ОКТАВЫ!!!

  1. ФАЛЬЦЕТНЫЙ РЕЖИМ - интонируемый звук, издаваемый при натяжении краёв голосовых складок: «тонкий» голос, вокальный, певческий (у женщин, детей и мужчин - контртеноров). Разная глубина и плотность смыкания голосовых складок при взаимодействии с изменениями ротоглоточного рупора и интенсивностью выдоха, обеспечивает разную силу и тембральную окрашенность тона в фальцетном режиме.

  2. СВИСТКОВЫЙ РЕЖИМ - флейтовый, фистула - интонируемый звук, издаваемый плотно сомкнутыми, но не колеблющимися голосовыми складками, образующими в переднем участке голосовой щели свистковое отверстие. В женском академическом пении используется в третьей октаве.

Существует механизм автоматического перевода гортани из одного режима работы в другой: из штро- басса в грудной и обратно, из грудного в фальцетный и обратно и т.д. Этот механизм работает скачкообразно по пороговому принципу и называется межрежимный пороговый эффект (далее - «порог»). Пороговый эффект может быть незаметен для слушателя, но он неустраним принципиально. Действие порога как пускового механизма саморегуляции заключается в следующем: автоматическое нахождение оптимальной глубины и плотности смыкания голосовых складок в следующем за порогом режиме, для каждой конкретной высоты тона, у каждого конкретного обучаемого, на каждом конкретном этапе обучения.

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА РОТОГЛОТОЧНОГО РУПОРА,

МАСКИРОВОЧНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И АКТИВНАЯ ПАУЗА.

Специфическая форма ротоглоточного рупора в отношении артикуляционного аппарата выглядит как прямоугольник, поставленный на меньшую сторону: челюсти открыты быстрым движением «вперёд - и вниз»,губы активно вытянукты вперёд вместе с уголками и обнажают зубы - четыре верхних, четыре нижних резца - и дёсны. Такая форма рупора и называется «СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА РУПОРА».

МАСКИРОВАЧНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ - условное наименование способа артикуляции гласных звуков, принятого в европейской академической певческой традиции, нензависимо от языка исполнения. Певческий тон, извлекаемый физиологически верно, существует как бы «вне гласного» аналогично тону любого музыкального инструмента. Примером принципиальной возможности такого тона «без гласного» является пение с закрытым ртом.

До и после кажлого звука,слога,слова или фразы фиксируется исходным положением рта, во время которого происходит бесшумный вдох - «АКТИВНАЯ» ПАУЗА. По закону физиологии двигательные импульсы в первую очередь достигают мышц, устанавливающих объёмы глотки и рта, а во вторую очередь - голосовых складок, после того как уже установлена необходимая форма рупора. «АКТИВНАЯ» ПАУЗА создаёт условия для автоматического установления и сохранения оптимального объёма и формы рупора до начала фонации.

КРИТЕРИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ учебного процесса.

. Точность описания.

. Однозначность понимания.

. Безусловность выполнения.

. Результативность «здесь и сейчас».

. Независимость эффективности приёма от уровня одарённости и подготовки обучаемого и обучающего.

. Элементарность обучающих онераций.

. Минимальный шаг двигательной программы.

. Контроль визуальный, осязательный и через неискажаемые субъективным воспроиятием характеристики звука (фонетика, вибрато).

. Тренирующая дозированность.

СТРУКТУРА 1 УРОВНЯ

Упражнения 1 уровня объединены в 3 цикла:

1-й - Артикуляционная гимнастика: разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости. Знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки, в деятельности отличающейся от речевой. Запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность.

2-й - Координирующие интонационно фонетические упражнения: знакомство с наличием разных голосов (режимов работы голосов), с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергитическими возможностями; произвольная связь режимов работы гортани, интонации с режимами работы гортани, приёмами метода, эмоционально - образными представлениями и самочувствиями; осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи вида; произвольная связь показателей эстетики академического пения с текстом.

Упражнения представлены в двух вариантах исполнения в зависимости от обучающей ситуации и возраста детей. АБСТРАКНЫЙ ВАРИАНТ - приёмы ФМРГ положенные на интонационно - фонетическую основу. КОНКРЕТНЫЙ - приём включённый в стихотворный текст, или сопровождающий его.

3-й - Активизирующие упражнения , на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК): активизация всей голосообразующей системы, в т. ч. центральной её части - соответствующихотделов центральной нервной системы. Включение генетически исходных механизмов голосообразования, заложенных эмоциональным процессом, базирующихся на природной автоматике и предназначенных для обслуживания и выведения наружу эмоций. Выход на энергитические затраты, минимально необходимые для развития голоса. Произвольная имитация и осознание различных ГСДК. Фиксация эмоциональных самочувствий, вызванных ГСДК. Установление резонаторных, слуховых и вибрационных и энергитических ощущений, сопровождающих ГСДК.

Последовательность упражнений 1 уровня мотивирована как постепенностью увеличения звуковысотной и динамической нагрузки на голосовой аппарат детей, так и формой их изложения и выполнения: от игры к обучающему и тренерующему алгоритму ( в описании упражнений - конкретный и абстрактный варианты). Общее направление движения - от звуков низкой тесситуры и энергетики к звуковой более высокой тесситуры и энергетики.

Возраст детей, с которыми учитель работает на 1 уровне может быть разным в зависимости от конкретной ситуации обучения. Учитель, берущий дошколят в обучение, должен заниматься по ситеме несколько лет подряд, (возвращаясь к определённым упражнениям в процессе обучения). До тех пор, пока дети не вырастут физически, морально и эмоционально, для освоения второго уровня ФМРГ.


© 2010-2022