Календарно-тематическое планирование урока музыки Абай Кунанбаев

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Песни Абая живут вместе с нами.

3 класс.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с песенным творчеством Абая Кунанбаева, с понятиями тенор, ария.

2.Развивать выразительное хоровое испол­нение песни на казахском языке, чисто интонировать скач­ки в мелодии, соблюдая правила дикции, поддерживая ритм хлопаньем в ладоши.

3. Воспитывать эстетическое восприятие классической музыки и народной песни. Развивать умение мыслить и выражать свои мысли о композиторе в небольших письменных работах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

1. Организационный момент, психологический настрой, постановка целей и задач.

2.Проверка домашнего задания

А) Исполнение песни «Надо только захотеть»; работа над динамическими оттенками и выразительным исполнением песни.

Б) Музыкальный словарик (индивидуальная работа). Необходимо узнать слово и дать ему полное определение.


Ю



Кюй - инструментальная пьеса для домбры, кобыза или сыбызғы.


Ю



И

Кюйши-создатель и исполнитель кюя.

П



Н



Песня - музыкальное произведение для голоса. Относится к вокальному жанру.

В) Групповая работа. Проверка знаний по теме «Назидание потомкам»

Соединить стрелками название песни и её определение:



  • Тойбастар Свадебная песня -айтыс

  • Беташар Песня -плач об усопшем

  • Жыр Песня - наставление невесте

  • Сынсу Песня - начало праздника

  • Жоктау Сказание о батырах

  • Жар - жар Песня - прощание невесты

4. Раскрытие темы урока.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством велико­го поэта, композитора, основоположника казахской класси­ческой литературы Абая Кунанбаева.

Абай (Ибрагим ) Кунанбаев (1845-1904) - великий поэт, переводчик и композитор . Он первым основал классическую казахскую письменность и перевёл на казахский язык многие литературные произведения русских поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др.

Имя великого Абая вам хорошо знакомо. Акын, компо­зитор Абай Кунанбаев до конца своих дней боролся за свет­лое будущее казахского народа. В своих «Словах назидания» он пропагандировал просвещение, человечность и мудрость. Абай говорил: «У человека на первом месте должны быть ум и знания». Он призывал своих соотечественников изучать культуру и искусство других народов, призывал к общению с другими родственными народами, к изучению их культуры и искусства.

Абай Кунанбаев - ве­ликий мыслитель и просветитель, великий казахский поэт. Песни Абая переведены па многие языки, известны во всем мире. Песни Абая, как и песни таких народных композито­ров, как Биржан-сал, Ах,ш сер.», Жаяу Муса, имеют свои особенности. Как и другие певцы, кюйши, композиторы, вышедшие из народа, Абай не знал нотной грамоты. Домбра была спутником всей его жизни. Песни Абая передавались из уст в уста, от отцов к детям, так и сохранились до наших дней.

На творчество Абая большое влияние оказали русские друзья. Они познакомили его с творчеством знаменитых рус­ских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Крылова. Стихи русских поэтов в переводе Абая и на мелодию, сочиненную Абаем, обретают новый художественный облик и националь­ный стиль. Стихотворение «Горные вершины» написал не­мецкий поэт Гете, на русский язык перевел М. Лермонтов, а музыку сочинил русский композитор А. Рубинштейн. Эта песня так понравилась Абаю, что он создал свою: «Карангы тунде тау калгып». На стихи Абая писали песни и романсы профессинальные композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, Н. Тлендиев. Его песни «Айттым сэлем, каламкас и др. пользу­ются большой популярностью среди народа. Абай в своих песнях воспевает красоту природы, лучшие качества челове­ка, обычаи и обряды казахского народа.

Песня Абая «Коземнен карасы» («Ты зрачок глаз моих») стала одной из любимых народом песен о любви.

5. Слушание: Песня Абая Кунанбаева «Коземнен карасы» («Ты зрачок глаз моих») в исполнении народного артиста СССР, оперного те­нора Алибека Днишева. ( Просмотр фрагмента концертного выступления А.Днишева)

Понравилось ли вам исполнение песни Алибеком Днишевым? Как звучит мелодия песни? От­носится ли песня к лирическим песням? Похоже ли звучание песни на мелодия других песен, кото­рые мы слушали в течение четверти? ( Ответы детей)

Песня поется неторопливо, величаво. Во время исполне­ния слова произносятся ясно, внятно.

Певец исполняет в сопровождении скрипки или орке­стра? В каком характере, темпе исполняется ария?

Обратите внимание на красивый голос певца. Голос с таким колоритным тембром называется «тенор». Тенор - это высокий мужской голос.

6.Разучивание песни «Коземнен карасы». Работа над выразительным исполнением текста. При разучи­вании обратить внимание на мелодию в припеве, а именно: на ритм с половинными нотками. Хлопками отработать ритм.

7. Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какой инструмент у Абая был спутником всей жизни?

Назовите песни Абая. Как появилась песня «Горные вершины»?

С творчеством ка­ких знаменитых русских поотон был знаком Абай?

Как зовут певца, исполнявшего место «Коземнен к,арасы», которую мы прослушали?

Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каж­дой оценке.

8.Рефлексия



© 2010-2022