- Преподавателю
- Музыка
- Методы развития креативности на уроках музыки
Методы развития креативности на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Булгакова А.Л. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
методы развития креативности на уроках музыки
В основной школе изучения музыки направлено на достижение следующих целей:
освоение музыкальной картины мира; формирование музыкальной культуры, личности;
развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация) [9].
Задачи школьного образования способствуют раскрытию его индивидуальной неповторимости, умению найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. В числе приоритетных средств реализации школьного образования признаются такие, которые непосредственно вовлечь ребёнка в процесс открытия новых граней [5].
Урок - специально организованная форма обучения или ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, тем самым, расширяя свой жизненный опыт[11].
Жизнеспособность личности в современных условиях складывается из двух блоков:
-
усвоенных алгоритмов поведения;
-
готовность к их преобразованию, то есть к творчеству.
Успешность жизнестроительства определяется тем, как человек творит себя, свои отношения с окружающими, природой, как он ориентируется в материальной и духовой жизни, то есть его жизнетворческим потенциалом. Это означает объективную необходимость развития у детей способности к жизнетворчеству.
Педагогически значимые ориентиры воспитания творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объём усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и индивидуального мышления, способность и стремление к жизнетворчеству, исследовательскому поиску[2].
Именно урок музыки представляет учителю простор для развития креативности учащихся.
1. Пробуждение, накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как основы творчества. Важными моментами этого периода являются информационно богатое пространство и импульс побуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.
2. Подражание, имитация, освоение эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности. Главное на этом этапе - освоение технологического опыта.
3. Импликации (связи), перенос, применение освоенных приёмов в новых личностно - значимых условиях, экспериментирование, поиск новых связей и отношений, источник становления Я - концепции в плане собственных возможностей, импульс к развитию позиции творца,
4. Трансформация, преобразование опыта в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.
5. Гармонизация психологической структуры креативности, индивидуализация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности [1].
В процессе становление личного ориентированного образования в преподавании урока музыки произошли некоторые изменения, которые коснулись, в первую очередь, методов музыкального образования. В соответствии с этими изменениями неотъемлемая часть урока в программах Г. С. Ригиной, В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак; Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; В.О. Усачёвой, В.А. Школяр, В.Н. Школяр и др. Развитие креативности возможно при помощи различных типов творческих заданий .
Все творческие задания С. Казкова, доцент кафедры и методики музыкального воспитания УрГПУ, условно распределила на 4 блока [6]:
-
блок умственной ориентировки;
-
блок аудиального развития;
-
блок эмоционального развития;
-
блок творческой направленности.
Первый блок заданий - «Интеллектуальная зарядка»- направлен на развитие умений интегрировать.
Второй блок заданий - «Аудиальный контакт» - развивал внимание и память учащихся, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение «слушать» и «слышать» музыку .
Третий блок - «Эмоциональный калейдоскоп» - бал направлен на развитие эмоционально-чувственной сферы детей.
Четвёртый блок заданий- «Творческий марафон» - развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент своё внимание и память.
Интуитивное рисование - это техника живописи, которая предполагает использование линий, точек, пятен неопределённой формы для передачи человеческих чувств. Психологи отмечают, что левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, в то время как работу правого полушария выдаёт интуиция или сверх сознания, которые лежат в основе высших проявлений творчества.
Креативность как личностносозидательная категория - неотъемлемая часть человеческой духовности и условие творческого саморазвития личности. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить своё индивидуальное видение содержание музыкального произведения.
Цветовые ассоциации - распространённый способ восприятия музыки, когда музыкальные впечатления становятся цветовыми через эмоцию, читаемою в произведении . Объясняя причины возникновения взаимосвязи органов чувств в процессе восприятия музыки. Тембры голосов и инструментов легко ассоциировать с весом и цветом: звук баса будет бархатным, тёмным и тяжёлым, а звук сопрано - лёгким, хрустальным и светлым [7].
красный - активный, задорный, яркий, тёплый, страстный, энергичный;
оранжевый - активный, тёплый;
жёлтый - яркий, лёгкий, весёлый, свободный, тёплый;
зелёный - приятный, жизненный, спокойный;
голубой - нежный, добрый, ласковый, лёгкий, светлый, прохладный;
синий - спокойный, уверенный, сосредоточенный, приятный;
фиолетовый - красивый, мистический, энергичный;
белый - холодный, грустный, безразличие;
чёрный - траурный, горестный, трагичный.