Урок музыки Ноги сами в пляс пустились (1 класс)

Представляю конспект урока музыки по теме «Ноги сами в пляс пустились», предназначенный для проведения урока в 1 классе по программе «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Данный урок проводится во 2 четверти. Цель данного урока познакомить учащихся с разнообразием русских народных танцев. Урок включает в себя изучение русских народных танцев, музыкально-ритмические движения, пение, импровизацию.
Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Ноги сами в пляс пустились…

Цель урока: Знакомство с русскими народными танцами.

Задачи:

- прививать детям любовь к своей культуре, истории на примере прослушивания русских народных танцев.

- показать возможность использования композиторами в своем творчестве мелодий русских народных танцев. ( А.Лядов" Плясовая")

- развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на музыкальных инструментах.

- развивать память, вокальные и певческие навыки при разучивании и исполнении русских народных песен.

Формирование УУД:

Регулятивные - осуществлять контроль своего участия в различных видах музыкальной деятельности.

Личностные - формировать чувство уважения к и любви к музыке и культуре русского народа.

Коммуникативные - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке, контролировать свои действия в процессе хорового коллективного пения, групповой игры-хоровода.

Познавательные - понимать настроение, соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; строить рассуждения о свойствах музыки.

Оборудование: карточки, характеризующие музыкальные произведения, народные танцы;

Музыкальный материал: «Вальс» «Мазурка», «Полька» из Детского альбома П.Чайковского,«Камаринская» «Барыня», «Как пошли наши подружки», "Плясовая" А. Лядов, р.н.п. «Купим у бабушки».

Ход урока

1.Организационный момент. Дети входят в класс под музыку русской народной пляски "Камаринская".

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я сейчас урок начну.

2.Повторение изученного материала: А начну я наш урок с музыкальной загадки. Посмотрите на карточки на доске (вальм, мазурка, полька). Вам знакомы они? Мы познакомились с ними на прошлом уроке. А теперь внимание, музыкальная загадка. Сейчас прозвучат три фрагмента произведений. Вам необходимо расставить названия в порядке звучания музыки.

Звучат отрывки произведений («Вальс» «Мазурка», «Полька» из Детского альбома П.Чайковского), дети выполняют задание. Как называются все эти три произведения (танец)? Где они звучали, на каком празднике (на балу). С какой Феей мы путешествовали на прошлом уроке? (Фея танца)

3.Формулировка темы, цели, задач урока: А какойкит звучал, когда вы входили в зал? (танец) Какое у танца настроение? (задорное, зажигательное) Вам хотелось пуститься в пляс? Сейчас я еще раз включу вам эту музыку и предлагаю немного потанцевать, так как вам захочется, поимпровизировать.

Звучит «Камаринская» (короткая), дети импровизируют.

Скажите, когда вы танцевали, вы задумывались о движениях или они ноги вытанцовывали сами?

Дети: Ноги танцевали сами.

Также мы назовем наш сегодняшний урок: «Ноги сами в пляс пустились».

И посвятим мы наш урок снова танцу. Но вы скажите, что мы уже знаем танцы. Действительно, на прошлом уроке мы познакомились с бальными танцами, которые танцевали при королевских дворах. Но ведь есть танцы, которые танцевали простые люди на народных праздниках - народные танцы. Знаете ли вы их? Дети: нет.

Так что мы должны сделать сегодня? Познакомиться… Дети: с народными танцами. А какого народа, в какой стране мы живем? Дети: русского народа. Т.е. мы должны познакомиться с русскими …

Дети: народными танцами.

Цель: Знакомство с народными танцами.

А для чего нам это нужно?

Дети: Что бы знать и любить культуру родного народа.

Какими шагами-задачами мы будем идти к цели? (узнать новое, игра, слушание, пение).

4.Изучение нового материала:Сегодня Фея танца приглашает нас заглянуть в русскую деревню, где испокон веков жили простые русские люди. Их трудовой день начинался с восходом солнца. Они трудились в поле, тут же обедали. И даже дети имели свои обязанности, например, пасти в поле домашних животных. Работы у всех было много и по настоящему отдыхали люди в праздники. Или летом, к вечеру, когда все работы в поле, в саду, по дому закончены, выходят сельские жители на улицу и собираются все вместе. После трудового дня приятно отдохнуть, послушать разные истории, попеть песни, поиграть на баяне, балалайке и сплясать.

Перед вами две картинки. Послушайте один танец, который можно услышать и увидеть на народных гуляниях. Подберите изображение к танцу.

Слушание «Камаринская» (короткая).

Какую картинку вы подобрали? (1) Вам уже знакома эта музыка? Мы ее слышали в начале урока и о ней сказали «Ноги сами в пляс пустились». Как можно назвать эту музыку? (Куда пустились ноги? В пляс). Т.е. Это пляска. Этой и другим народным пляскам народ никто не учил.Они складывались веками, движения зависят от местности, где живут люди, их темперамента, особенностей характера.

Эта пляска называется «Камаринская» (табличка на доске). Появилась она в Комаринскойволости, находящейся на территории современной Брянской области.В основе танца лежат шаги. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки "в боки", затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.Каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Почти такие движения демонстрировали и вы, когда танцевали «Камаринскую»

Рефлекия-кулачок.

Сейчас мы услышим еще одну очень известную русскую пляску. Послушайте музыку и подберите слова, как звучит музыка.

Слушание «Барыня». Ответы детей (громко, тихо, быстро, медленно, весело, задорно, игриво).

Вы назвали такие разные определения не случайно. Эту пляску обычно исполняли два танцора - мужчина и женщина. Они танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. Называется танец «Барыня» (табличка на доске) и изображают в нем конфликт между "барыней"и "мужиком" (крестьянином). Танцовщица выражает величавость, а танцор - ловкость и удаль. А если танец танцуют много девушек и парней, то все девушки изображают барыню, а парни - мужиков.

Давайте посмотрим, как танцуют Барыню. Обратите внимание, есть ли движения, которые используют в Камаринской.

Просмотр «Барыня» (01.34-03.48).

Какие общие движения для Камаринской и Барыни?

Дети: Притопы, выставление носка и пятки.

Каким общим словом называют Камаринскую и барыню (от слова «плясать»)?

Дети: Пляска.

Можно ли назвать Барыню танец-соревнование? Дети: Да.

Рефлекия-кулачок.

Вспомните, когда вы выбирали картинку под Камаринскую пляску, вторая картинка оказалась не подходящей. Посмотрите на нее. Возможно, вы сможете сказать, как называется этот танец?

Дети: Хоровод.

Хорово́д - древний народный круговой массовый танец.Это танец-игра и танец-песня. Давайте послушаем хороводную песню и подберем слова о музыке. Музыка будет звучать без музыкального сопровождения, поэтому аккомпанемент мы исполним сами. В припеве на сильную долю будем хлопать (на слова «Сею-вею-вею-вью»).

Слушание «Как пошли наши подружки» и исполнение аккомпанемента.

Как звучала музыка?

А какие движения должны быть в хороводных песнях?

Дети: - Нужно взяться за руки и ходить по кругу под музыку.

А еще можно изображать то, о чем поется в песне.

Я предлагаю девочкам выйти на середину класса и " разыграть" песню по ходу сюжета. А мальчики будут отстукивать сильную долю хлопками -ритмический аккомпанемент.

Как пошли наши подружки в Лес по ягоды гулять.

Сею-вею-вею-вью. В лес по ягоды гулять.

Хоровод

Они ягод не набрали, а подружку потеряли.

Сею-вею-вею-вью. А подружку потеряли.

Остановка. Поднимаем плечи, разводим руками.

Хоровод.

Что любимую подружку, Катеринушку.

Сею-вею-вею-вью. Катеринушку.

Остановка. Прикладываем ладонь ко лбу - выглядываем Катюшу.

Хоровод.

Ты ау-ау, Катюша, наша милая подружка.

Сею-вею-вею-вью.Наша милая подружка.

Остановка. Аукаем.

Хоровод

Исполнение «Как пошли наши подружки»и импровизация песни.

Ребята, вы так здорово танцуете! Можно хоровод назвать песней и игрой? Дети: Да.

Рефлекия-кулачок.

5.Вокально-хоровая работа: Мы с вами сегодня тоже будем исполнять песню-игру. Но к пению необходимо подготовиться. (Распевка). Исполнение песни «У жирафа».

Слушая новую песню, постарайтесь запомнить названия животных, которые упоминаются в песне, а главное - понять, почему это песня-игра.

Прослушивание песни «Купим у бабушки».

Какие животные упоминаются в песне (карточки на доске)? Почему это песня-игра? Потому что у нее есть игровые движения, которые делают ее еще и песней-танцем.

Разучиваем 2-3 куплета песни (на доске картинки-подсказки). Исполняем песню.

Как вы думаете, к какому народному танцу ближе всего наша песенка, к хороводу или пляске?

Дети: К хороводу.

Русский композитор А.Лядов (портрет на доске) тоже очень любил русскую народную музыку и даже использовал в своем творчестве мелодии русских народных песен и плясок. Сейчас прозвучит музыка композитораА.Лядова, после чего вы должны ответить на вопрос: Как композитор назвал свое произведение?

Слушание "Плясовой" А.Лядова.

Как произведение называется? " Плясовая". (Танцевальный характер, быстрый темп, настроение игривое и т. д.)

6. Обобщение и итог:

Итак, мы хорошо потрудились, и настало время подвести итог. Я предлагаю вам поиграть в игру «Корзинка». Перед вами на доске названия изученных танцев. Выберите из них те, характеристики которых я буду называть:

1.Веселый, удалой танец-соревнование (перепляс) - Барыня.

2.Спокойный, напевный танец-песня - хоровод.

3.Веселый, заводной танец, движения которого танцор придумывает на ходу - Камаринская.

Выполнили мы наши задачи? (убираем карточки с доски)

Давайте оценим нашу работу. Самооценка-кулачки. А я бы хотела отметить отличную работу на уроке… (Ф.И.)

Все сегодня отличились,
Каждый, каждый - молодец.
А теперь пора прощаться,
Уроку наступил конец.

Спасибо фее песни за интересное путешествие в мир русского народного танца.

7. Домашнее задание.

Дома распросите мам и бабушек, какие они знают русские народные танцы.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.


© 2010-2022