Открытый урок в 6 классе на тему Франц Шуберт

Открытый урок на тему "Франц Шуберт " для детей 6 класса знакомит учащихся с биографией и творчеством выдающегося немецкого композитора 19 века. В уроке использована инструментальная и вокальная музыка композитора.Основное внимание уделено балладе "Лесной царь" на слова немецкого поэта Гёте.Помимо этого, в ходе урока используются презентационные материалы, которые помогают детям понять глубину этого драматического произведения.В конце урока детям предлагается исполнить с помощью караоке одно из...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Франц Шуберт

Цель: формирование у школьников эмоционально-осознанного восприятия музыкальных

образов Франца Шуберта.

Задачи:

  • Совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

  • Развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Ход урока.

Звучит «Серенада» Ф.Шуберта в исполнении А.Днишева.

Учитель. Какая прекрасная музыка открывает наш урок! Знакомо ли вам это произведение? Помните ли вы, кто написал эту музыку?

Дети. Шуберт.

Учитель. Франц Шуберт - австрийский композитор. Он прожил недолгую жизнь, всего 31 год, но то, как он её прожил, заставляет нас говорить о настоящем творческом подвиге. Его наследие огромно.

Главное место в его творчестве занимал жанр песни. Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая часть так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. Но, несмотря на это, подобно лесному ручейку, музыка Шуберта нашла путь к сердцам людей.

Ученик. Краткая биография композитора.

Запись в тетрадях:

Ф.Шуберт (1797 - 1828). Вошёл в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-сюжетного вокального цикла.

Учитель. Композитор очень чутко относился с теме и подбору стихов для своих песен, обращая внимание на музыкальность стиха. Стихотворение И.В.Гёте «Лесной царь» настолько вдохновило и поразило совсем ещё молодого Шуберта, что он за один вечер написал песню - балладу «Лесной царь». Прежде чем послушать эту балладу, послушайте стихотворение «Лесной царь» Гёте в переводе Жуковского.

Стихотворение читает учитель.

Показ слайдов.

Иоганн Гёте. «Лесной царь» ( в переводе Василия Жуковского)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -

"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой". -

"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит". -

"О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -

"О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой". -

"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал...

В руках его мертвый младенец лежал.

Учитель. Из уроков литературы вы знаете, что баллада - это сюжетное драматическое произведение с таинственным мрачным колоритом, в котором сочетаются и реальность, и фантастика, и лирика, и эпос. Слушая вокальную балладу, постарайтесь определить, сколько действующих лиц в произведении, прочувствовать их настроение.

Звучит «Лесной царь» (на немецком языке)

Учитель. Что вы чувствовали, когда звучало это произведение?

Ученики. Страх, ужас, переживания героев.

Учитель. Сколько персонажей вы услышали?

Ученики. Четверо

Учитель. Правильно - 4 действующих лица: младенец, отец, лесной царь, рассказчик. Если мы обратимся к стихам, литература с помощью слов передаёт сюжет, а музыку мы воспринимаем чувством.

Какое настроение в голосе отца, сына? С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передаёт этот образ угрозы, тревоги?

Учитель. Отец переживает, встревожен, боится за жизнь своего ребёнка. Сын задыхается, боится лесного царя. Рассказчик переживает вместе с отцом и сыном. Лесной царь заманивает мальчика в свой мир. Музыка звучит напряжённая, яркая динамика.

Что изображает вступление?

Ученики. Движение, топот копыт.

Учитель. Да, действительно, стремительная музыка очень ярко передаёт топот копыт. И действия в балладе тоже происходят очень стремительно. В ХIХ веке этот жанр с трагическим концом был моден.

Работа по учебнику. (с.70-71)

Учитель. А сейчас перенесёмся в другую атмосферу. Севинч нам исполнит песню Шуберта «Роза».

Слушание.

На прошлом уроке мы слушали музыкальное произведение «AveMaria».

Повторное слушание.

Учитель. Дева Мария олицетворяет символ вечной материнской любви. Все мы с вами разные и наши мамы тоже разные, но их объединяет одно чувство - чувство любви к своим детям. Любовь - это и радость, и страдания. Каждая ваша мама святая - она подарила вам жизнь, она всегда вас простит, если вы оступились, она готова на всё ради вашего счастья. Ребята, всегда помните об этом, старайтесь никогда не огорчать своих мам.

Франц Шуберт жил в ХIХ веке, мы с вами живём в ХХI веке, но независимо от времени люди будут любить и воспевать своих матерей.

Слайд №2. Слушание и исполнение.

Учитель. Закончить урок мне хотелось бы такими словами П.И.Чайковского:

«Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившем свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность».

Спасибо за вашу работу на уроке. Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с творчеством удивительного композитора Франца Шуберта. Как это прекрасно, что есть такие композиторы, музыка которых помогает человеку лучше понимать себя и других людей

Список литературы:

1. Елеманова С.А. «Музыка». Учебник для 6 класса

Алматы .«Атамура». 2011.

2. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран.

Выпуск III. «Музыка». 2008.

3. Келдыш В.С. Музыкальная энциклопедия. Том 6.

«Советская энциклопедия», 1982.

Оборудование:

Фортепиано.

Музыкальный центр.

Записи произведений.

Портреты композиторов и поэтов

Слайды



© 2010-2022