Рабочая программа для школьного хора по ФГОС

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы №48 КГО

Синцова. Е. Г.


«Хоровое пение»


Пояснительная записка



Нормативные документы и инструктивно - методические материалы

-Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержке детей Министерства образования и науки Российской Федерации « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006№06-1844.

- Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28. 12. 01 № 1403)

- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6 октября 2004г. № ПК - 2)

- Концепция художественного образования в Российской Федерации до 2025г. МОРФ 10.12.01. № 30-51-918/16

- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Письмо МО РФ от 11.06.02 № 30-51-433/16

- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо МО РФ от 18.06.03 № 28-02-484/16

- Учебный план дополнительного образования МОУ СОШ № 48 г. Копейска на 2014 - 2016 уч.год.

- Расписание занятий детских объединений в системе дополнительного образования МОУ СОШ № 48 г.Копейска на 2014 - 2016 уч.год.

Информационная карта

Тип Программы

Программа дополнительного образования детей

Вид Программы

Типовая, адаптированная

Уровень Программы

Рабочая программа уровня младшей возрастной группы

Контингент

обучающихся

Учащиеся 1-4 классов общеобразовательных классов МОУ СОШ № 48 Копейского городского округа

Наименование Программы

Рабочая программа дополнительного образования «Хоровое пение»

Основной способ освоения содержания

Программы

Репродуктивно - творческий

Уровень освоения содержания хорового образования

Общекультурный

Сроки освоения Программы

2 года

1год Объем учебного времени - 68 часов в год

2год Объём учебного времени-136 часов в год

Режим занятий дополнительного образования

Групповые занятия

Сводная репетиция

Индивидуальная работа с солистами

Виды и формы

контроля

Индивидуальные прослушивания, музыкальные викторины, творческие задания, тесты, концертная деятельность

Направленность программы. Данная программа направлена на стимулирование творческой деятельности детей посредством хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.

Новизна. Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально- эстетического самовыражения обучающихся, отражают мое стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.

Актуальность. Мною определено три круга проблем, разрешение которых открывает перспективу разработки и применения таких методов, которые позволяют вовлечь в художественно-творческую деятельность обучающихся, имеющих изначально разную степень предрасположенности к музыкально- исполнительской деятельности.

Первый круг проблем - проблемы стратегического характера. В настоящее время современного ребенка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор, на него обрушился невообразимый поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок, на мой взгляд, лишен возможности развить свои собственные музыкально- исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены. Программа ориентирована на детей, имеющих хороший уровень исполнительских возможностей, и способных в активных коллективных формах музицирования освоить ансамблево-хоровую деятельность.

Второй круг проблем - это проблемы организационно-педагогического плана. Суть их можно свести к тому, что темп обучения ансамблево-хоровому пению может быть самым непосредственным образом соотнесен с потребностями, имеющимися интонационными возможностями детей.

Третий круг проблем - методико-психологического порядка. В этой сфере я и попытаюсь реализовать свою модель обучения детей 7-10 лет ансамблево-хоровому пению.

Целесообразность. Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка 7-10 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. В этой связи я разделяю точку зрения академика Б.В. Асафьева, который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 100%)

- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, массовых мероприятиях.

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.

Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.


Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 7 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю, 68 часов в год. Второй год обучения рассчитан на 136 часов в год. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Предусматривается звеньевая форма обучения.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством, литературой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках творческого обьединения. Имеет место варьирование.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия - концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно - слуховой (аудиозаписи)

- наглядно - зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов - музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Планируемый результат.

1 год обучения:

• наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);

• владение некоторыми основами нотной грамоты;

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);

• двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

• стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;

• умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

• умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.

2 год обучения:

• наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);

• увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосья - подголоски);

• умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

• усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

• участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Методы и формы.

Основным ресурсом, за счет которого я достигаю проектируемых результатов, является метод ассоциативно- игрового обучения. Этот метод направлен на обучение интонационно-выразительному пению, причем даже тех детей, так называемых «гудошников», у которых отсутствует чистота интонирования, но есть желание эмоционально выразить тот или иной художественный образ.

Я разрабатываю систему творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа. Дети видят цель создания образа и на время забывают об интонационной выразительности, приоритетным для них становится художественный образ. И это приносит свои плоды. Исподволь, косвенно ребенок осваивает требуемую интонацию. Эти игровые задания включены в методическую систему, заповедью которой является рациональное использование каждой минуты учебного занятия.

Формы подведения итогов реализации программы: концертная деятельность.

Общая оценка качества достигнутого развития ребенка диагностируется на основе интеграции общего и дополнительного образования.

Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. В конце учебного года проводится мониторинг.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Учебный план

п/п

Темы

Количество часов

1

Вводное занятие . Инструктаж.

2

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

8

3

Охрана голоса

4

4

Певческая установка

4

5

Дыхание.

8

6

Дикция и артикуляция.

8

7

Ансамбль. Унисон.

8

8

Ансамбль. Элементы двухголосья.

8

9

Музыкально-исполнительская работа.

8

10

Ритм.

4

11

Сцендвижение.

8

12

Работа над репертуаром

34

13

Репетиционна работа.

18

14

Концертная деятельность

10

15

Итоговые занятия, творческие отчеты

4

ИТОГО 136

2 год обучения ( 4 часа в неделю)

Цель:

- создание условий для включения детей в музыкально - творческую деятельность.

Задачи:

- формировать основы вокальной и сценической культуры;

- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;

- развивать творческую активность и самостоятельность детей;

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Учебно - тематический план 2 - го года обучения

п/п

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Дата

занятия

По факту

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие. Инструктаж.

2

-

2

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

8

4

4

3

Охрана голоса

2

1

1

4

Певческая установка.

4

3

1

5

Дыхание

8

6

2

6

Дикция и артикуляция

8

8

-

7

Ансамбль. Унисон.

8

8

-

8

Ансамбль. Элементы двухголосья.

8

8

-

9

Музыкально-исполнительская работа

8

8

-

10

Ритм

4

4

-

11

Сцендвижение

8

6

2

12

Работа над репертуаром

36

34

2

13

Репетиционная работа

18

16

2

14

Концертная деятельность

10

10

-


Резервное время


15

Итоговые занятия, творческие отчеты

4

4

-

ИТОГО 136 120 16

Содержание

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, инструктаж по правилам поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Общее понятие о культуре певческого мастерства.

История певческой культуры.

Знакомство с музыкальными жанрами.

Прослушивание произведений различных жанров.

Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства.

Понятие опоры, диафрагмы.

Строение голосового аппарата певца.

Артикуляционный аппарат и его составляющие.

Процесс звукообразования и звуковедения.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Формирование культуры исполнительского мастерства.

Ознакомление с терминами вокального искусства.

3.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

. Упражнения на развитие вокальной техники. Постановка голоса.

4.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Певческая установка. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. Упражнения на развитие вокальной техники. Диапазон голоса певца.

Развитие диапазона за счет упражнений.

Кантилена

5.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Упражнения на дыхание.

Певческая позиция.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова. Вокальная речь.

Развитие культуры вокальной речи.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание.

Певческая позиция.

7.Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла

8.Ансамбль. Элементы двухголосья

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном Понятие о тоне и полутоне.

Понятие о знаках альтерации. Развитие чувства лада.

Мажор. Минор.

9.Музыкально - исполнительская работа.

Понятие о форме построения песни. Многообразие музыкальных форм.

Основные принципы построения музыкальной формы. Простые формы:

одночастная форма, двухчастная форма, куплетная форма.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению

10.Ритм.

На примере разных произведений различать длительности.

Научить детей различать простые и сложные ритмические рисунки.

Пунктирный ритм.

Размер.

Размер 2/4,4/4.

Размер 3/4,6/8.

11.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению. Просмотр видеозаписей детских выступлений.

12.Репертуар.

Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. Разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест.

13.Репетиционная работа.

Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции. Подготовка концертных номеров. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

14.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся.

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления.

Участие в городском конкурсе школьных хоровых коллективов « Весенняя капель»

15.Итоговые занятия. Творческие отчёты.

Участие в школьном фестивале по творческим итогам года « Звездопад»




По итогам 2-х лет обучения воспитанники должны знать:

- основы вокально - хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз.штрихи;

- средства муз. выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

-применять элементы двухголосья;

- правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- правильно двигаться под музыку

- сценически оформлять концертный номер.






© 2010-2022