- Преподавателю
- Музыка
- Образовательная программа Мир вокального искусства
Образовательная программа Мир вокального искусства
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Говорова И.И. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Г. БЕЛАЯ КАЛИТВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 3
Приказ от 30 августа 2015г. № ____
_____________________________
Н.А. Кашевич
Образовательная программа
«Мир вокального искусства»
Программа модифицированная, долгосрочная.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст с учётом их физиологического и психологического развития.
Педагог дополнительного образования
Говорова И.И.
2015-2016 уч. год
Учебно-тематический план
№
Тема занятий
Общее кол-во часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
Вокально-хоровая работа
2.
Прослушивание голосов
2
2
3.
Певческая установка.
2
1
2
4.
Дыхание.
2
1
5.
Распевание.
18
2
16
6.
Дирижёрские жесты.
2
2
1
7.
Унисон.
15
2
14
8.
Вокальная позиция.
4
1
3
9.
Звуковедение.
10
1
9
10.
Дикция.
6
1
5
11.
Двухголосие.
4
1
3
12.
Работа с солистами.
8
9
13.
Сводные репетиции.
14
15
Музыкально-теоретическая подготовка.
14.
Основы музыкальной грамоты
8
2
7
15.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
10
1
9
16.
Развитие чувства ритма.
8
1
8
Теоретико-аналистическая работа
17.
Беседы о гигиене певческого голоса
1
1
18.
Народное творчество
4
1
3
19.
Беседа о творчестве композиторов-классиков
2
2
20.
Беседа о творчестве современных композиторов
2
2
1
2
3
4
5
Концертно-исполнительская деятельность
21.
Праздники, выступления
14
14
Итого
144
23
121
Основные направления и содержание деятельности обучения
В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая.
4. Концертно-исполнительская.
1.Вокально-хоровая работа:
1. Певческая установка.
2. Распевание.
3. Цепное дыхание.
4. Дирижёрские жесты.
5. Унисон.
6. Вокальная позиция.
7. Звуковедение.
8. Дикция.
9. Начало двухголосного пения.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
1.Основы музыкальной грамоты.
2.Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
3. Теоретико-аналитическая работа.
1. Слушание музыкальных произведений.
2.Показ-исполнение песни.
Управление программой
Основные содержательные линии:
-обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
-усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
-обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности
Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Материал отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме даёт возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Условия реализации программы
Программа будет успешно реализована:
- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
- будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
- будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы и количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная программа всё равно может быть реализована в полном объёме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит часов и выдать учебный материал в полном объёме.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному общеобразовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
Девизом программы можно считать слова Оноре де Бальзака: « На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы».
Список литературы
1. Асафьев Б. В. Русская музыка 19 и начала 20 века.- 2-е издание-Л. : музыка.1979.-344 стр.
2.Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя .- М.: Просвещение, 2000. - 207 стр.
3.Попов В. Методика музыкального воспитания. - М.: Музыка, 1990, - 206 стр.
4.Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе, - Саратов: СГПИ им. К. А. Федина. 1985.- 143 стр.
5. Способин, И. В. Элементарная теория музыки. - М.: издательство «Музыка», 1973.
6. Шмагина. Т. С. Музыка в московских школах: сценарии уроков с методическими комментариями: пособие для учителя. - М.: МИРОС, 1993. - 128 стр.
7. Энциклопедия для юных музыкантов / авторы-составители И. Ю. Кутерский, Е. В. Минина; оформление «Динамит».- СПб.: ТОО «Динамит», ООО «Золотой век»,1996. - 576 стр.
Пояснительная записка
Программа модифицированная, долгосрочная.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст с учётом их физиологического и психологического развития.
Цель программы: формирование практических умений и навыков в области хорового пения.
Задачи программы:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию.
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
- воспитание устойчивого интереса к музыке.
Формы проведения занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Каждое занятие строиться по схеме:
1) Дыхательная гимнастика;
2) Распевание;
3) Работа над произведением;
4) Анализ занятия.