- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа «Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток»
Рабочая программа «Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Артемьева Л.Н. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по музыкальному краеведению
«ЗДЕСЬ ВДОХНОВЕНИЙ НАЧАЛО, ЗДЕСЬ НАШИХ ПЕСЕН ИСТОК»
разработана учителем музыки
МКОУ СОШ №10
г. Россоши Воронежской области
Артемьевой Людмилой Николаевной.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории - основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества. Культура как растение:
у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно,
чтобы рост начинался именно с корней.
Д. С. Лихачев
Актуальность изучения культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена потребностью обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Именно традиционные ценности культуры могут явиться основой духовно-нравственного воспитания современного школьника.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089;
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования, Москва, Просвещение 2011г.;
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на 2008-2015г.г.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Данная рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта и реализует следующие содержательные единицы стандарта: «панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований; знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов - исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования».
Целью изучения курса «Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток» является формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества, воспитание интереса и бережного отношения к ней, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирование патриотизма.
Задачи
-
расширить знания учащихся о музыкальной культуре родного края, культурных традициях и обычаях местных жителей;
-
способствовать формированию познавательной и нравственной культуры учащихся;
-
способствовать формированию национального самосознания, воспитанию любви и интереса к музыкальной культуре родного края;
-
способствовать развитию навыков исследовательской деятельности;
-
способствовать активному участию школьников в культурной жизни региона.
Программа курса предлагается учащимся 8 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру. Данный курс продолжает формировать навыки работы старшеклассников с дополнительной информацией и усиливает межпредметную интеграцию истории, ИЗО, МХК, краеведения, музыки, литературы. Программа может быть использована в работе школьных музеев, творческих объединений.
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы художественного образования:
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-
метод художественного контекста;
-
метод перспективы и ретроспективы;
-
метод проектов.
Основные принципы программы
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества и мировой культуры, воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, и особенностями, присущими традициям региона).
Научность (изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной науке, в источниковедении). Благодаря опоре на источники при освещении событий прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие Родины и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Методы, способствующие организации деятельности учащихся:
-
словесный;
-
наглядный;
-
практический;
-
поисково-исследовательский.
Наглядный метод используется во время
-
чтения педагогом рассказов;
-
экскурсий в школьный музей, в районный историко-краеведческий музей и др.;
-
наблюдений;
-
показа кинофильмов, презентаций, виртуальных экскурсий;
-
проведения дидактических игр;
-
экскурсий по городу.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
-
чтения стихотворений;
-
бесед с элементами диалога, обобщения;
-
ответов на вопросы педагога, детей;
-
проведения разнообразных игр;
-
загадывания загадок;
-
разбора житейских ситуаций;
-
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
-
проведения экскурсии;
-
чтения литературных произведений и беседы с родителями.
Практический метод используется при проведении
-
традиционной игры;
-
постановке сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
-
экскурсий различной направленности;
-
организации вечеров с родителями, для родителей и детей.
Поисково-исследовательский предусматривает организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. Этот метод базируется на усвоенных учащимися умениях и навыках, предъявляет больше требований к самостоятельной работе. Используется:
-
при самостоятельном анализе исторического источника;
-
при поиске информации с использованием различных средств информации (исторические источники, устные свидетельства, интернет, аудио-, видео-, телеинформация);
-
при создании собственных творческих текстов, исследовательских работ, проектов, музейных коллекций.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ художественных произведений, викторины, защита исследовательских проектов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Теоретическое обучение
Творческая, проектная деятельность
1
Музыкальное наследие воронежского края
9
2
Здесь наших песен начало, здесь наших песен исток
6
2
Итого
17
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Содержание
Материал урока
Примечание
Музыкальное наследие воронежского края
1
Воронеж музыкальный.
Урок-путешествие, прошлое и настоящее.
1
Истоки музыкальных традиций в Воронежском крае. Ведение изучения русской церковной музыки в Воронежской духовной семинарии. Организация и проведение литературно-музыкальных вечеров.
Значение открытия в 1787г. Театра для развития музыкального искусства в крае.
Открытие Русского Музыкального Общества. Издательская деятельность музыкального магазина с 1884года.
Открытие музыкальной школы и музыкального училища.*1[стр.318-319]
Викторина «Знаете ли вы музыкальные традиции Воронежа?»
Распределение тем проектов, формирование рабочих групп по проектам.
2
Фольклорные традиции Воронежа
1
Музыкальный фольклор Воронежа - драгоценное наследие нашего прошлого. Отражение жизни Воронежа и образов воронежцев в народных песнях и сказках
Собиратели воронежского музыкального фольклора. Выдающиеся воронежские сказочницы (А.К.Барышникова, А.Н.Королькова)*1
[ стр.155-163]
Календарно-обрядовые песни - колядки, авсени, щедровки, меланки, христославия, веснянки, троицкие, купальские, жнивные песни.
Сказка «Иван-болтун»
Колядки.
Музыкальные произведения в исполнении фольклорного ансамбля «Воля»,
Екатерины Молодцовой
3
Народные обряды и праздники
1
Культ поклонения солнцу. Летоисчисление и начало Нового года. Зимние святки. Рождество. Крещение. Масленица. Троица. Ивана Купала. Свадебный обряд.*1
[ стр.168-191]
Калейдоскоп обычаев (устные сообщения). Инсценирование
«Рождественские колядки». Народная игра «Коза-дереза»
4
Воронеж песенный
1
М.Е Пятницкий - великий песенник Воронежского края. Воронежский государственный русский народный хор.
К.И.Массалитинов - талантливый композитор-песенник, собиратель и пропагандист фольклора. Фестиваль хорового искусства «Поющий Воронеж».
Мужской хор «Русь православная» (худ.рук. Т.М.Ижогина)
Картина Г.А.Гончарова «На родине Пятницкого».
Презентация.
Музыкальные произведения в исполнении Воронежского государственного русского народного хора, Мужского хора «Русь православная»
5
Лучшая частушечница России
1
Характерные особенности русской частушки: шуточный или сатирический характер, простота и повторение музыкальных фраз; использование зачинов и припевов; применение параллелизмов, образов-символов, интересных рифм и.т.д. Всенародная любовь к жанру частушки.
Значение М.Н.Мордасовой для развития фольклорного жанра частушки.
Творческий проект «Сочини воронежскую частушку».
«Барыня-рассыпуха»
Фрагменты биографии певицы в хронологической последовательности.
Игра « Сочини частушку».
6
«Воронежские девчата»
1
Рождение и творческая жизнь прославленного коллектива
Музыкальные произведения в исполнении ансамбля «Воронежские девчата»
7
Воронежский симфонический оркестр и знаменитые воронежские дирижеры
1
Создание академического симфонического оркестра. Основные этапы становления оркестра. Интересные проекты и музыкальные программы коллектива. Дирижеры, руководившие симфоническим оркестром в разные годы.
Нововведения симфонического оркестра (конференции слушателей, концерты по заявкам, декады музыки и т.д.)
Музыкальные произведения в исполнении академического оркестра
8
М.Л.Растропович - почетный гражданин города Воронежа
1
Династия выдающихся музыкантов. Активное участие в музыкальной жизни города.
Музыкальные произведения в исполнении
9
Обобщающий урок
2
«Музыкальная гостиная» на тему: «Творческие портреты музыкантов Воронежской земли».
Музыка по выбору учащихся
Здесь наших песен начало, здесь наших песен исток
10
Поэты-песенники земли россошанской
1
Жизнь и творчество Раисы Дерикот, Алексея Шаповалова *11
использование краеведческого материала, презентации
11
Алексей Дубровин
1
Этапы творческой деятельности, мастерство исполнителя и композитора, творческие достижения.
Обзор альбома «Моя Россошь -мое вдохновение», песня «Вишневый край»
12
Юрий Иващенко
1
Знакомство с жизнью и творчеством*13
Обзор сборника «Донские волны», песня по выбору уч-ся
13
«Россичи»
1
История создания ансамбля. Участие в международных конкурсах. Роль в развитии культуры Россошанского района.*14
14
Багатица
1
История создания ансамбля. Участие в международных конкурсах. Роль в развитии культуры Россошанского района. *12
15
Обзор современной культурной жизни Россоши
1
Культурное наследие земли россошанской на современном этапе: фестивали
Составление афиши «Культурная жизнь современной Россоши».
16-17
Мир, в котором я живу.
Итоговый урок
2
Представление и защита проектов.
Музыка по выбору учащихся
Итого
17
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
-
понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов культуры Россошанского района;
-
знать направления современной культурной жизни Россоши;
-
иметь представление о культурных традициях Воронежской области прошлого и современности;
-
знать творчество музыкальных коллективов, музыкантов, прославивших своим искусством Россошанскую землю;
-
основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в Воронежской области в различные исторические периоды;
-
памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;
-
виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших область, район.
уметь:
-
эмоционально-образно воспринимать и переживать эмоционально-смысловое содержание произведения искусства;
-
анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-
выражать свои личные впечатления в форме устных выступлений и высказываний;
-
использовать приобретенные знания и умения для осознанного формирования собственной культурной среды;
-
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
ЛИТЕРАТУРА
-
Люби и знай родной край. Учебное пособие. Воронеж 2008
-
Историко - культурное краеведение. М.И.Баранникова. Воронеж 2012
-
Россошь земли родной начало. А.Я.Морозов. Тула 2004
-
Декоративно - прикладное искусство Воронежского края. Е.Н.Губанова. Воронеж2003
-
Россошь. Визитная карточка. Воронеж 2009
-
Воронеж. Культура и искусство. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж-2006
-
«Донские волны» Иващенко Ю.А. Воронеж 2011
-
Газета «За изобилие»:
-
ст. «Художник искренний и вдохновенный», №7 от 6октября 2000г.
-
ст. «С любовью по жизни», №135 от 2 октября 2010г.
-
ст. «Полет над землей», «33 от 21.03.2010г.
-
ст. «Рождественские звезды», №9 от 26.01.2011г.
-
ст. «Калитва Юрия Иващенко» №106 от 10.08.2011г.
-
ст. «Покорился россошанцам» №82 от 14.06.2012г.
-
ст. «Моя Россошь - мое вдохновение» №141 от 28.10.2010г.
-
ст. «Батька Дон собирает друзей» №107 от 15.08.2010г.
-
ст. «Калитвянский причал, где сердца наши вместе» №93 от 15.07.2010г.
-
Газета «Ленинская искра» №9 от 19.01.1962г.
-
Газета «Химик Придонья» ст. «Творчеству нужна свобода» от 11.11.2005г.
-
Газета «Провинция Россошь» №11 от 25.10.1997г.
-
ru.wikipedia