Рабочая программа «Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток»

Целью изучения курса «Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток» является формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества, воспитание интереса и бережного отношения к ней, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирование патриотизма.Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни стран...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по музыкальному краеведению


«ЗДЕСЬ ВДОХНОВЕНИЙ НАЧАЛО, ЗДЕСЬ НАШИХ ПЕСЕН ИСТОК»

разработана учителем музыки

МКОУ СОШ №10

г. Россоши Воронежской области

Артемьевой Людмилой Николаевной.



Пояснительная записка


Любовь к родному краю, знание его истории - основа,

на которой только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества. Культура как растение:

у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно,

чтобы рост начинался именно с корней.

Д. С. Лихачев


Актуальность изучения культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена потребностью обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Именно традиционные ценности культуры могут явиться основой духовно-нравственного воспитания современного школьника.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089;

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования, Москва, Просвещение 2011г.;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на 2008-2015г.г.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

Данная рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта и реализует следующие содержательные единицы стандарта: «панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований; знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов - исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования».

Целью изучения курса «Здесь вдохновений начало, здесь наших песен исток» является формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества, воспитание интереса и бережного отношения к ней, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирование патриотизма.

Задачи

  • расширить знания учащихся о музыкальной культуре родного края, культурных традициях и обычаях местных жителей;

  • способствовать формированию познавательной и нравственной культуры учащихся;

  • способствовать формированию национального самосознания, воспитанию любви и интереса к музыкальной культуре родного края;

  • способствовать развитию навыков исследовательской деятельности;

  • способствовать активному участию школьников в культурной жизни региона.

Программа курса предлагается учащимся 8 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру. Данный курс продолжает формировать навыки работы старшеклассников с дополнительной информацией и усиливает межпредметную интеграцию истории, ИЗО, МХК, краеведения, музыки, литературы. Программа может быть использована в работе школьных музеев, творческих объединений.

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов.

Реализация данной программы опирается на следующие методы художественного образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

Основные принципы программы

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (формирование у учащихся представления о культуре края как о части наследия культурной жизни Отечества и мировой культуры, воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, и особенностями, присущими традициям региона).

Научность (изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной науке, в источниковедении). Благодаря опоре на источники при освещении событий прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие Родины и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Методы, способствующие организации деятельности учащихся:

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • поисково-исследовательский.

Наглядный метод используется во время

  • чтения педагогом рассказов;

  • экскурсий в школьный музей, в районный историко-краеведческий музей и др.;

  • наблюдений;

  • показа кинофильмов, презентаций, виртуальных экскурсий;

  • проведения дидактических игр;

  • экскурсий по городу.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения стихотворений;

  • бесед с элементами диалога, обобщения;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведения разнообразных игр;

  • загадывания загадок;

  • разбора житейских ситуаций;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

  • проведения экскурсии;

  • чтения литературных произведений и беседы с родителями.

Практический метод используется при проведении

  • традиционной игры;

  • постановке сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;

  • экскурсий различной направленности;

  • организации вечеров с родителями, для родителей и детей.

Поисково-исследовательский предусматривает организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. Этот метод базируется на усвоенных учащимися умениях и навыках, предъявляет больше требований к самостоятельной работе. Используется:

  • при самостоятельном анализе исторического источника;

  • при поиске информации с использованием различных средств информации (исторические источники, устные свидетельства, интернет, аудио-, видео-, телеинформация);

  • при создании собственных творческих текстов, исследовательских работ, проектов, музейных коллекций.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ художественных произведений, викторины, защита исследовательских проектов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов


Теоретическое обучение

Творческая, проектная деятельность

1

Музыкальное наследие воронежского края


9


2

Здесь наших песен начало, здесь наших песен исток


6

2


Итого

17



Календарно - тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Материал урока

Примечание



    Музыкальное наследие воронежского края


    1

    Воронеж музыкальный.

    Урок-путешествие, прошлое и настоящее.

    1

    Истоки музыкальных традиций в Воронежском крае. Ведение изучения русской церковной музыки в Воронежской духовной семинарии. Организация и проведение литературно-музыкальных вечеров.

    Значение открытия в 1787г. Театра для развития музыкального искусства в крае.

    Открытие Русского Музыкального Общества. Издательская деятельность музыкального магазина с 1884года.

    Открытие музыкальной школы и музыкального училища.*1[стр.318-319]

    Викторина «Знаете ли вы музыкальные традиции Воронежа?»

    Распределение тем проектов, формирование рабочих групп по проектам.



    2

    Фольклорные традиции Воронежа

    1

    Музыкальный фольклор Воронежа - драгоценное наследие нашего прошлого. Отражение жизни Воронежа и образов воронежцев в народных песнях и сказках

    Собиратели воронежского музыкального фольклора. Выдающиеся воронежские сказочницы (А.К.Барышникова, А.Н.Королькова)*1

    [ стр.155-163]

    Календарно-обрядовые песни - колядки, авсени, щедровки, меланки, христославия, веснянки, троицкие, купальские, жнивные песни.

    Сказка «Иван-болтун»

    Колядки.

    Музыкальные произведения в исполнении фольклорного ансамбля «Воля»,

    Екатерины Молодцовой


    3

    Народные обряды и праздники

    1

    Культ поклонения солнцу. Летоисчисление и начало Нового года. Зимние святки. Рождество. Крещение. Масленица. Троица. Ивана Купала. Свадебный обряд.*1

    [ стр.168-191]

    Калейдоскоп обычаев (устные сообщения). Инсценирование

    «Рождественские колядки». Народная игра «Коза-дереза»


    4

    Воронеж песенный

    1

    М.Е Пятницкий - великий песенник Воронежского края. Воронежский государственный русский народный хор.

    К.И.Массалитинов - талантливый композитор-песенник, собиратель и пропагандист фольклора. Фестиваль хорового искусства «Поющий Воронеж».

    Мужской хор «Русь православная» (худ.рук. Т.М.Ижогина)

    Картина Г.А.Гончарова «На родине Пятницкого».

    Презентация.

    Музыкальные произведения в исполнении Воронежского государственного русского народного хора, Мужского хора «Русь православная»


    5

    Лучшая частушечница России

    1

    Характерные особенности русской частушки: шуточный или сатирический характер, простота и повторение музыкальных фраз; использование зачинов и припевов; применение параллелизмов, образов-символов, интересных рифм и.т.д. Всенародная любовь к жанру частушки.

    Значение М.Н.Мордасовой для развития фольклорного жанра частушки.

    Творческий проект «Сочини воронежскую частушку».

    «Барыня-рассыпуха»



    Фрагменты биографии певицы в хронологической последовательности.

    Игра « Сочини частушку».


    6

    «Воронежские девчата»

    1

    Рождение и творческая жизнь прославленного коллектива

    Музыкальные произведения в исполнении ансамбля «Воронежские девчата»


    7

    Воронежский симфонический оркестр и знаменитые воронежские дирижеры

    1

    Создание академического симфонического оркестра. Основные этапы становления оркестра. Интересные проекты и музыкальные программы коллектива. Дирижеры, руководившие симфоническим оркестром в разные годы.

    Нововведения симфонического оркестра (конференции слушателей, концерты по заявкам, декады музыки и т.д.)

    Музыкальные произведения в исполнении академического оркестра


    8

    М.Л.Растропович - почетный гражданин города Воронежа

    1

    Династия выдающихся музыкантов. Активное участие в музыкальной жизни города.

    Музыкальные произведения в исполнении


    9

    Обобщающий урок

    2

    «Музыкальная гостиная» на тему: «Творческие портреты музыкантов Воронежской земли».

    Музыка по выбору учащихся





    Здесь наших песен начало, здесь наших песен исток


    10

    Поэты-песенники земли россошанской

    1

    Жизнь и творчество Раисы Дерикот, Алексея Шаповалова *11

    использование краеведческого материала, презентации


    11

    Алексей Дубровин

    1

    Этапы творческой деятельности, мастерство исполнителя и композитора, творческие достижения.

    Обзор альбома «Моя Россошь -мое вдохновение», песня «Вишневый край»


    12

    Юрий Иващенко

    1

    Знакомство с жизнью и творчеством*13

    Обзор сборника «Донские волны», песня по выбору уч-ся


    13

    «Россичи»

    1

    История создания ансамбля. Участие в международных конкурсах. Роль в развитии культуры Россошанского района.*14


    14

    Багатица

    1

    История создания ансамбля. Участие в международных конкурсах. Роль в развитии культуры Россошанского района. *12


    15

    Обзор современной культурной жизни Россоши

    1

    Культурное наследие земли россошанской на современном этапе: фестивали

    Составление афиши «Культурная жизнь современной Россоши».


    16-17

    Мир, в котором я живу.

    Итоговый урок

    2

    Представление и защита проектов.

    Музыка по выбору учащихся



    Итого

    17


    В результате изучения данного курса учащиеся должны

    знать/понимать:

    • понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов культуры Россошанского района;

    • знать направления современной культурной жизни Россоши;

    • иметь представление о культурных традициях Воронежской области прошлого и современности;

    • знать творчество музыкальных коллективов, музыкантов, прославивших своим искусством Россошанскую землю;

    • основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в Воронежской области в различные исторические периоды;

    • памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;

    • виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших область, район.

    уметь:

    • эмоционально-образно воспринимать и переживать эмоционально-смысловое содержание произведения искусства;

    • анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

    • выражать свои личные впечатления в форме устных выступлений и высказываний;

    • использовать приобретенные знания и умения для осознанного формирования собственной культурной среды;

    • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

    • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

    ЛИТЕРАТУРА



    1. Люби и знай родной край. Учебное пособие. Воронеж 2008

    2. Историко - культурное краеведение. М.И.Баранникова. Воронеж 2012

    3. Россошь земли родной начало. А.Я.Морозов. Тула 2004

    4. Декоративно - прикладное искусство Воронежского края. Е.Н.Губанова. Воронеж2003

    5. Россошь. Визитная карточка. Воронеж 2009

    6. Воронеж. Культура и искусство. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж-2006

    7. «Донские волны» Иващенко Ю.А. Воронеж 2011

    8. Газета «За изобилие»:

    9. ст. «Художник искренний и вдохновенный», №7 от 6октября 2000г.

    10. ст. «С любовью по жизни», №135 от 2 октября 2010г.

    11. ст. «Полет над землей», «33 от 21.03.2010г.

    12. ст. «Рождественские звезды», №9 от 26.01.2011г.

    13. ст. «Калитва Юрия Иващенко» №106 от 10.08.2011г.

    14. ст. «Покорился россошанцам» №82 от 14.06.2012г.

    15. ст. «Моя Россошь - мое вдохновение» №141 от 28.10.2010г.

    16. ст. «Батька Дон собирает друзей» №107 от 15.08.2010г.

    17. ст. «Калитвянский причал, где сердца наши вместе» №93 от 15.07.2010г.

    18. Газета «Ленинская искра» №9 от 19.01.1962г.

    19. Газета «Химик Придонья» ст. «Творчеству нужна свобода» от 11.11.2005г.

    20. Газета «Провинция Россошь» №11 от 25.10.1997г.

    21. ru.wikipedia










    © 2010-2022