Программа музыка 1-4 класс ФГОС

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нагорненская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО:

Руководитель ШМО: Зам. директора по УР: Директор:

_____ / / ________ / Впрягаева Т.Л./ ________/Сироткин Ю.А./

Протокол № 1 Приказ № 49

от 27.08 2015 г. от 31.08.2015 г.






Программа

(рабочая программа)

учебного предмета

«Музыка»

1 - 4 классы

срок реализации 4 года


Составила

учитель музыки и МХК

Лукьянова А.Н.





п.Нагорный, 2015 г.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Выпускник научится»

«Выпускник получит возможность научиться»

1 класс

• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

• выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

• познакомятся с творчеством челябинских композиторов: песнями Е. Попляновой.

• познакомиться с народными (региональными) традициями празднования Рождества у народов Южного Урала.

• узнают что такое обрядовая народная музыка Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

• выполнять упражнения арт - терапии;

• выполнять творческие музыкально - композиционные задания;

• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

2 класс

• называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);

• различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);

• определять куплетную форму и вариации;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• участвовать в хоровом исполнении гимнов региона, школы;

• различать средства музыкальной выразительности произведений, в которых отражены народные праздники и традиции народов Южного Урала;

• высказывать свое суждение о специфике духовной музыки разных народов Южного Урала

• выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов - классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

• исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосны вокальные произведения с сопровождением;

• сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;

• выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.

• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);

• различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);

• узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова;

• слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён - прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир

человека;

• читать и записывать нотные знаки; воспроизводить по нотам ритмические рисунки, короткие мелодии;

• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

• самостоятельно выполнять упражнения арт - терапии;

• сочинять небольшие мелодии;

• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

3 класс

• исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

• объяснять значение понятия «классическая музыка»;

• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

• называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

• исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

• различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

• называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

• использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;

• понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

• устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;

• выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

• определять на слух основные жанры музыки;

• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении.

• рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля на примере виртуальной экскурсии в Челябинский театр оперы и балета;

• различать средства музыкальной выразительности в произведениях народного музыкального искусства народов Южного Урала;

• познакомиться с народными (региональными) традициями встречи Масленницы.

• определять особенности оперетты и мюзикла как видов

Музыкально - сценического искусства;

• различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;

• называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

• передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;

• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

4 класс

• воспринимать музыку различных жанров;

• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• находить и передавать информацию:

- о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;

- о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;

- о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев - вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

- о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально - выразительных средствах и художественно - образном содержании;

- об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

- о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского - Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

- о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

- об авторской песне;

• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;

• выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации на тему: « Национальная музыка Южного Урала»;

• самостоятельно подготавливать сообщение о музыкальных событиях в Челябинске или Челябинской области.

• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;

• рассуждать о значении дирижера, режиссера, исполнителя в проведении концерта (музыкального спектакля) на примере виртуальной экскурсии в Челябинский концертный зал им. С.С. Прокофьева;










2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

2.1 Содержание учебного предмета

1 КЛАСС.


  1. «Волшебное царство звуков» (9 часов).

Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии. В школе скрипичного ключа.

  1. «Сказочная страна» (7 часов).

Сказочные картины. Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.

  1. «На родных просторах» (9 часов).

Моя Россия. В песне - душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод. Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу.

  1. «Остров музыкальных сокровищ» (9часов).

Океан - море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад.

2 КЛАСС.


  1. «В сокровищнице Волшебницы музыки». (9 часов).

Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальный календарь. Музыкальная машина времени. Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка. Золотой ключик в школе скрипичного ключа.

  1. «Встреча с великими композиторами» (17 часов).

На родине М.И. Глинки. В родительском доме П.И. Чайковского. Морские плавания с Римским - Корсаковым. В школе скрипичного ключа: урок композиции.

  1. «В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (9часов).

Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. В школе скрипичного ключа: мастерская музыкальных инструментов. У кого какой голос. Вокальный ансамбль. Хор. В школе скрипичного ключа: урок вокала.


3 КЛАСС.

  1. «В концертном зале» (9 часов).

Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки.

  1. В музыкальном театре (17 часов).

Опера. Оперетта. Балет. Мюзикл.

  1. «В музыкальном музее» (9 часов).

Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и книги.

4 КЛАСС.

  1. «Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки» (9 часов).

Встречи со знаменитыми композиторами. В рыцарских замках. На балах. На карнавалах.

  1. «Музыкально путешествие от Руси до Руси» (7 часов).

Русь изначальная. Русь православная. Русь скоморошья. Русь сказочная. Русь былинная. Русь героическая.

  1. «В гостях у народов России» (10 часов).

У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале.

  1. «Музыкальное путешествие по России 20 века». (9 часов).

Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне. Музыка на защите мира. На космодроме. На стадионе. На фестивале авторской песни.

2.2 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, форм организации учебных занятий

1 КЛАСС

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации учебных занятий

  1. «Волшебное царство звуков» (9 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-Урок ознакомления с новым материалом

- урок закрепления изученного

-урок применения знаний и умений

-комбинированный урок

-интегрированный урок

урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

  1. «Сказочная страна»

(7 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-урок проверки и коррекции знаний и умений

-комбинированный урок

-интегрированный урок

-урок-спектакль

-урок-сказка

-урок-сюрприз

-урок-путешествие

  1. «На родных просторах» (9 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

- урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

-урок обобщения и систематизации знаний

-урок-откровение

-урок-репортаж

-ролевая игра

-урок-конкурс

-урок-турнир

-урок-кроссворд

-урок-викторина и т.д.

  1. «Остров музыкальных сокровищ» (9часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

-урок обобщения и систематизации знаний

-урок-откровение

-урок-репортаж

-ролевая игра

-урок-конкурс

-урок-турнир

-урок-кроссворд

-урок-викторина и т.д.


2 КЛАСС

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации учебных занятий

  1. «В сокровищнице Волшебницы музыки». (9 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-Урок ознакомления с новым материалом

-комбинированный урок

-интегрированный урок

- урок закрепления изученного

-урок проверки и коррекции знаний и умений

  1. «Встреча с великими композиторами» (17 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-урок проверки и коррекции знаний и умений

-комбинированный урок

-интегрированный урок

-урок-спектакль

урок-откровение

-урок-репортаж

-ролевая игра

  1. «В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (9часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-урок применения знаний и умений

-урок-сказка

-урок-сюрприз

-урок-путешествие

-урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

-урок-конкурс

-урок-турнир

-урок-кроссворд

-урок-викторина и т.д.

-урок обобщения и систематизации знаний











3 КЛАСС

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации учебных занятий

  1. «В концертном зале» (9 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-Урок ознакомления с новым материалом

-комбинированный урок

-интегрированный урок

- урок закрепления изученного

-урок проверки и коррекции знаний и умений

  1. В музыкальном театре (17 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-урок проверки и коррекции знаний и умений

-комбинированный урок

-интегрированный урок

-урок-спектакль

урок-откровение

-урок-репортаж

-ролевая игра

урок-сказка

-урок-сюрприз

  1. «В музыкальном музее» (9 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-урок применения знаний и умений

-урок-путешествие

-урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

-урок-конкурс

-урок-турнир

-урок-кроссворд

-урок-викторина и т.д.

-урок обобщения и систематизации знаний











4 КЛАСС

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации учебных занятий

  1. «Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки» (9 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-Урок ознакомления с новым материалом

- урок закрепления изученного

-урок применения знаний и умений

-комбинированный урок

-интегрированный урок

урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

  1. «Музыкально путешествие от Руси до Руси» (7 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-урок проверки и коррекции знаний и умений

-комбинированный урок

-интегрированный урок

-урок-спектакль

-урок-сказка

-урок-сюрприз

-урок-путешествие

  1. «В гостях у народов России» (10 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

- урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

-урок обобщения и систематизации знаний

-урок-откровение

-урок-репортаж

-ролевая игра

-урок-конкурс

-урок-турнир

-урок-кроссворд

-урок-викторина и т.д.

  1. «Музыкальное путешествие по России 20 века». (8 часов).

Слушание, музицирование, исполнение, импровизация,

выполнение упражнений арт-терапии.

Работа с учебником.

-урок экскурсия в прошлое

- урок-диалог

-урок обобщения и систематизации знаний

-урок-откровение

-урок-репортаж

-ролевая игра

-урок-конкурс

-урок-турнир

-урок-кроссворд

-урок-викторина и т.д.


3.Календарно-тематическое планирование

1 КЛАСС


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

НРЭО

I четверть


  1. Волшебное царство звуков.

Урок 1. Где музыка

берёт начало?

1



Урок 2. На зелёном

лугу.

1



Урок 3. В вихрях грозы.

1



Урок 4. У тихого пруда.

1



Урок 5. Высоко в горах.

1



Урок 6. В лесу. В летнем лесу. В осеннем лесу.

1



Урок 7. Во владениях Его Величества Ритма.

1



Урок 8. Во дворце королевы Мелодии.

1



Урок 9. В школе Скрипичного ключа.

1



II четверть


  1. Сказочная страна

Урок 10. Сказочные картины

1



Урок 11. Курочка Ряба

1



Урок 12. Колобок.

1



Урок 13. Волк и семеро козлят.

1



Урок 14. Волшебное озеро.

1



Урок 15. Сказочный лес.

1


Песни уральских композиторов для детей

Урок 16. В пещере Горного короля.

1



III четверть


  1. На родных просторах

Урок 17. Царство Деда Мороза.

1


Рождественские традиции региона

Урок 18. Моя Россия.

1



Урок 19. В гостях у народных музыкантов.

1


Мюзикл В.Сидорова «Сказки дедушки Скрипа»

Урок 20. Большой хоровод.

1



Урок 21. Здравствуй, масленица!

1


Обряд. нар.муз. Юж.Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешк

Урок 22. Бравые солдаты.

1



Урок 23. Мамин праздник.

1



Урок 24. Путешествие по музыкальному городу.

1



Урок 25. Океан - море синее.

1



IV четверть


  1. Остров музыкальных сокровищ

Урок 26. Три чуда.

1



Урок 27. Чудесные цветы.

1



Урок 28. Карнавал животных.

1



Урок 29. Музыкальный клад: Волшебная флейта.

1



Урок 30. Музыкальный клад: старая шарманка.

1



Урок 31. Музыкальный клад: музыкальная шкатулка.

1



Урок 32. Музыкальный клад: музыкальные картинки.

1



Урок 33. Музыкальный клад: музыкальный альбом.

1



Урок 34. Обобщение

1








2 КЛАСС


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

НРЭО

I четверть


  1. В сокровищнице волшебницы музыки(16 ч.)

Урок 1. Музыкальное зеркало.

1


Патриотическая песня: Гимн Челябинской области

Урок 2. Музыкальные часы.

1


Урок 3. Музыкальные часы: доброе утро.

1


Урок 4. Музыкальные часы: шумный день.

1


Урок 5. Музыкальные часы: добрый вечер!

1


Урок 6.Музыкальные часы: тихая ночь.

1


Урок 7.Музыкальный календарь.

1


Духовная музыка народов Южного Урала

Урок 8.Музыкальный календарь: музыка осени.

1


Урок 9.Музыкальный календарь: музыка зимы.

1


II четверть



Урок 10.Музыкальный календарь: музыка весны.

1



Урок 11.Музыкальный календарь: музыка лета.

1



Урок 12.Музыкальная машина времени: времена рождения музыки.

1



Урок 13.Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни).

1



Урок 14. Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (классическая музыка).

1



Урок 15.Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран.

1


Урок 16.Музыкальный глобус: путешествуем по России.

1



III четверть


  1. Встречи с великими композиторами. (10 ч.)

Урок 17. На родине Михаила Ивановича Глинки: среди долины.

1


Урок 18. На родине Михаила Ивановича Глинки: «Камаринская».

1



Урок 19. На родине Михаила Ивановича Глинки: в музыкальной гостиной.

1


Урок 20. На родине Михаила Ивановича Глинки: под звон колоколов.

1



Урок 21.На родине Михаила Ивановича Глинки: дальние странствия.

1


Урок 22. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: мама.

1



Урок 23. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские песни.

1



Урок 24. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские игры и игрушки.

1



Урок 25. Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя.

1



Урок 26. Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: ветер по морю гуляет.

1



IV четверть


  1. В стране музыкальных инструментов. (9 ч.)

Урок 27. Семейство ударных инструментов.

1



Урок 28. Семейство духовых инструментов.

1



Урок 29. Семейство струнных инструментов.

1



Урок 30. Инструментальный ансамбль.

1


Народные песни Южного Урала

Урок 31. Оркестр.

1



Урок 32. Оркестр народных инструментов

1


Традиции нар. Муз-я: обряды и праздники Юж. Урала: игрища, песни-диалоги,песни-хор-ды, потешки, заклички и др

Урок 33. Духовой оркестр.

1



Урок 34-35. У кого какой голос?

2











3 КЛАСС


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

НРЭО

Коррекция

I четверть



  1. В концертном зале (9 ч.)

Урок 1. Концертные залы.

1


Героический эпос Урала

Слушать знакомые произв-я классической музыки Исполнять песни из программы для 2кл.

Урок 2. Концерт хоровой музыки.

1


Слушать фраг. концерта хор.музыки

Исполнять хором

Урок 3. Концерт хоровой музыки: гимн.

1


Виртуальная экскурсия в Челябинский театр оперы и балета

Слушать и исполнять Государственный гимн РФ; песню «Моя Москва»

Урок 4. Концерт хоровой музыки: церковное песнопение.

1


Слушать и исполнять хор дев Рисовать на темы «Девица-красавица», «Чудесный сон».

Урок 5. Концерт хоровой музыки: хор.

1


Слушать и исполнять

«Вставайте, люди русские» (Исполнять р.н.п.

Урок 6. Концерт хоровой музыки: кантата.

1


Слушать записи концертов камерной муз. Исполнять камерные вокальные произ. классиков для детей

Урок 7. Концерт камерной музыки.

1


Слушать романсы: «Белеет парус одинокий «Колокольчики мои»

Урок 8. Концерт камерной музыки: романс.

1


Слушать пьесы «Про старину» Исполнять старинные рнп

Урок 9. Концерт камерной музыки: пьеса.

1


Слушать сонату № 14 («Лунная») Л.В. Бетховена.

II четверть



  1. В музыкальном театре (7ч.)

Урок 10.Концерт камерной музыки: соната.

1


Слушать «Пут-ль по оркестру для юношества» Б. Бриттена. Повторять исполнение Гимна РФ.

Урок 11.Концерт симфонической музыки.

1


Слушать симфонию Исп-ять романс

Урок 12. Концерт симфонической музыки: симфония.

1


Муз-вать, исполнять на муз-ных инстр-х звук. картины, ритмические импр-ции на темы: музыка зимы.

Урок 13.Концерт симфонической музыки: А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская».

1


Слушать симфоническую сюиту Исполнять р.н.п. «Я с комариком плясала»,;повторять р.н.п.

(шуточные, кол-ные, хороводные, плясовые).

Урок 14.Концерт симфонической музыки: симфоническая картина.

1


Слушать симфонические картины Исполнять песни о сказочных персонажах

Урок 15.Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита.

1


Мелодии Южного Урала

Слушать фрагменты муз-ных спектаклей. Повторять исполнение фрагментов хоров из опер

Урок 16.Музыкальные театры.

1


Слушать фрагменты оперы Повторять исполнение фрагментов хоров из опер

III четверть



  1. В музыкальном театре (10 ч.)

Урок 17.Опера.

1


Слушать хор старинные народные свадебные песни;

Урок 18.М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».

1


Исполнять р.н.п.

Урок 19.Н.А. РимскиКорсаков. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка).

1


Слушать фрагменты оперы

Урок 20.Оперы для детей.

1


Исполнять рнп

Урок 21.Балет. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро».

1


Слушать фрагменты детских опер.

Урок 22.Балет. П.И. Чайковсий. Балет «Спящая красавица».

1


Слушать фрагменты балета Исполнять

Урок 23.Балет. И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».

1


Рисовать эскиз костюма и маски

Урок 24.Балет: В детском музыкальном театре.

1


Слушать Исполнять песни

Урок 25.Оперетта.

1


Слушать Исполнять на звук «А» муз.

Урок 26.Мюзикл.

1


Слушать фрагменты известных оперетт. Исполнять

IV четверть



  1. В музыкальном музее (9 ч.)

Урок 27. Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира.

1


Встреча Масленницы (традиции Южного Урала)

Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского. Исполнение песни П.И. Чайковского

Урок 28. Музыкальные инструменты.

1



Слушать записи звучания старинных клавишных и духовых муз инстр-в;

Урок 29. Музыка и техника.

1



Исполнять рнп Создавать ритм-пластич импр-зации

Урок 30. Музыка и изобразительное искусство.

1



Слушать пьесу

Урок 31.Музыка и книги.

1



Слушать записи

Урок 32.Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Урок 1. Мажор и минор.

1



Повторение исполнения песен

Урок 33.Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы.

1



Слушать Рисовать на тему «Дружная семья интервалов».

Урок 34-35.Школа Скрипичного ключа: хоровой класс.

2



Представ ладах как важных музыкальных «красках».





4 КЛАСС


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

НРЭО

Коррекция

I четверть



1.«Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки»(9 ч.)

Урок 1. Встречи.

1


Виртуальная экскурсия в Челябинский концертный зал им. С.С. Прокофьева

Слушать И.С. Баха для органа

Урок 2. Встречи сознаменитыми композиторами:ВольфгангАмадейМоцарт.

1


Слушать «Рондо в турецком стиле

Урок 3.В рыцарскихзамках.

1


Слушать «Рыцарский романс» Исполнять песню «В старом замке»

Урок 4. На балах.

1


Слушать сцены балов в операх, балетах,

Урок 5. На балах:полонез.

1


Слушать полонез Ф. Шопена;

Урок 6. На балах:вальс и его «король» -композиторИоганнШтраус.

1


Слушать фрагменты вальсов И. Штрауса

Урок 7. На балах:менуэт, гавот, мазурка,полька.

1


Слушать «Менуэт» В.А. Моцарта;

Урок 8. На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал.

1


Слушать фрагменты «Карнавала» Р. Шумана

Урок 9. С чего начинается Родина?

1


Национальная музыка Южного Урала

Слушать песню «С чего начинается Родина?

II четверть



2.«Музыкально путешествие от Руси до Руси» (7ч.)

Урок 10. Русь изначальная:

И. Стравинский. Балет

«Весна священная».

1


Cлушать И. Стравинского «Весна священная»;

Урок 11. Русь изначальная:

М.БалакиревСимфоническая поэма «Русь».

1


Слушать симфоническую поэму М. Балакирева «Русь».

Урок 12. Русь православная: церковные песнопения.

1


Слушать партесное хоровое пение;

Урок 13. Русь скоморошья.

1


Музыкальные инструменты Южного Урала

Слушать фрагменты сцен из опер

Урок 14. Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица».

1


Слушать фрагменты музыки к балету И.Ф. Стравинского «Жар-птица

Урок 15. Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера

«Сказка о царе Салтане».

1


Слушать фрагменты оперы

Урок 16. Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко».

1


Слушать фрагменты оперы

III четверть



3.«В гостях у народов России» (10 ч.)

Урок 17. Русь героическая: А. Бородин. Опера«КнязьИгорь».

1


Слушать фрагменты оперы «Князь Игорь»

Урок 18. Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

(«Жизнь зацаря»).

1


Слушать фрагменты оперы М.И. Глинки

Урок 19. Музыка революции

1


Слушать рнп «Дубинушка»

Урок 20. У пионерского костра.

1


Слушать пионерские песни.

Урок 21. В кинотеатреи у телевизора

1


Слушать и исполнять «Марш весёлых ребят»

Урок 22. Музыка овойне и на

войне: песнисоветских

композиторов.

1


Слушать и исполнять песни военных лет

Урок 23. Музыка овойне и на войне: Д. Шостакович.Симфония№7 (Ленинградская).

1


Слушать симфонию № 7 Д. Шостаковича - первая часть.

Урок 24. Музыка назащите мира:Д. Кабалевский. Кантата«Песня утра,весны имира».

1


Слушать песни советских композиторов

Урок 25. На космодроме.

1


Слушать песни о космосе и космонавтах;

Урок 26. На стадионе.

1


Слушать и исполнять песни «Спортивный марш»

IV четверть



4.«Музыкальное путешествие по России 20 века». (9 ч.)

Урок 27. На фестивале

Авторскойпесни.

1


Музыкальная жизнь в Челябинске

Слушать песни Ю. Визбора, В. Высоцкого

Урок 28. У колыбели.

1



Слушать колыбельные песни народов России

Урок 29. На свадьбе.

1



Слушать записи старинных русских свадебных песен

Урок 30. На фольклорном фестивале:выступают

Фольклорныеансамбли.

1



Смотреть видеозаписи фрагментов фольклорных ансамблей. Слушать записи песен народов России.

Урок 31. На фольклорном фестивале:кто на чём играет?

1



Слушать записи звучания музыкальных инструментов народов России.

Урок 32. На фольклорном фестивале: выступают ансамблинародноготанца.

1



Слушать, исполнять и песню«Московская кадриль»

Урок 33. Урок игрына гитаре.

1



Слушать записи музыкальных произведений в исполнении на гитаре;

Урок 34-35. Урок фольклора. Повторение

2



Слушать записи фольклора











1 класс

НРЭО (Национальные Региональные Этнокультурные Особенности)

п/п

Тема урока(номер)

Тема НРЭО

Дата

Основные виды деятельности

1

15.Сказочный лес.

Песни уральских композиторов для детей


Знакомство с творчеством челябинских композиторов: песни Е. Попляновой.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении песен.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Инсценировать музыкальные образы песен.

2

17. Царство Деда Мороза

Рождественские традиции региона


Познакомиться с народными (региональными) традициями празднования Рождества.

Слушать произведения народного музыкального искусства по Рождественской тематике, в которых отражены традиции народов Южного Урала.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Объяснять контекст музыкальных произведений в традиционных действах.

Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края.

Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, колядки, потешки, заклички и др.

Инсценировать в музыкальных образах рождественские сказки народов Южного Урала, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к персонажам при восприятии и исполнении ролей.

Обсуждать творческую работу одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

3

19. В гостях у народных музыкантов

Мюзикл Владимира Сидорова «Сказки дедушки Скрипа»


Слушать или смотреть Мюзикл Владимира Сидорова «Сказки дедушки Скрипа».

Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев сказки.

Различать средства музыкальной выразительности в произведении.

Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе героев сказки.

Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности.

Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

4

21. Здравствуй, масленица!

Обрядовая народная музыка Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.


Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены народные праздники и традиции народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Рассказывать об участии в старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются жизни родного края.

Разучить и исполнять простейшие песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

2 класс

НРЭО (Национальные Региональные Этнокультурные Особенности)

п/п

Тема урока

Тема НРЭО

Дата

Основные виды деятельности

1

1. Музыкальное зеркало.

Патриотическая песня: Гимн Челябинской области


Познакомиться с термином «гимн».

Определить значение церемониальной музыки в культуре.

Слушать гимн Челябинской области (и школы).

Размышлять о средствах выразительности (музыкальных и поэтических).

Участвовать в хоровом исполнении гимнов региона, школы.

Воплощать характер и настроение гимнов в исполнении.

Исполнять музыку гимнов с помощью шумового оркестра.

2

7. Музыкальный календарь.

Духовная музыка народов Южного Урала


Определить понятие «Духовная музыка».

Слушать произведения духовной музыки народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях, сравнить их.

Высказывать свое суждение о специфике духовной музыки разных народов региона.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Обсуждать совместные творческие работы, оценивать их.

3

30. Инструментальный ансамбль

Народные песни Южного Урала


Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.

Обсуждать совместное исполнение народных песен и мелодий, оценивать исполнение свое и одноклассников.

4

32. Оркестр народных инструментов.

Традиции народного музицирования: обряды и праздники Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.


Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены народные праздники и традиции народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о влиянии традиционной культуры на организацию праздников в родном крае.

Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются жизни родного края.

Объяснять, какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных музыкантов. Приводить примеры.

Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.

Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.




3 класс

НРЭО (Национальные Региональные Этнокультурные Особенности)

п/п

Тема урока

Тема НРЭО

Дата

Основные виды деятельности

1

1. Концертные залы.

Героический эпос Урала


Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства.

Различать средства музыкальной выразительности в произведениях. Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев. Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности. Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

2

3. Концерт хоровой музыки: гимн.

Виртуальная экскурсия в Челябинский театр оперы и балета


Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

3

15. Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита

Мелодии Южного Урала


Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.

Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры.

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.

Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

4

27. Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира.

Встреча Масленицы (традиции Южного Урала)


Познакомиться с народными (региональными) традициями встречи Масленицы.

Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены традиции встречи Масленицы народов Южного Урала.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Объяснять контекст музыкальных произведений в традиционных действах.

Рассказывать об участии в старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края.

Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, колядки, потешки, заклички и др.

Инсценировать в музыкальных образах масленичные сюжеты, игры народов Южного Урала, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к персонажам при восприятии и исполнении ролей.

Обсуждать творческую работу одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

4 класс

НРЭО (Национальные Региональные Этнокультурные Особенности)

п/п

Тема урока

Тема НРЭО

Дата

Основные виды деятельности

1

1. Встречи.

Виртуальная экскурсия в Челябинский концертный зал им. С.С. Прокофьева


Рассуждать о значении дирижера, режиссера, исполнителя в проведении концерта (музыкального спектакля). Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля или концерта. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету, мюзиклу (работы конферансье во время концерта).

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов и других музыкальных произведений. Анализировать эмоциональные характеристики отдельных музыкальных тем или произведений.

2

9. С чего начинается Родина?

Национальная музыка Южного Урала


Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.

Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры.

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.

Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

3

13. Русь скоморошья.

Музыкальные инструменты Южного Урала


Слушать произведения народного музыкального искусства, исполняемые на региональных народных инструментах. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Высказывать свое суждение о влиянии специфического тембра инструментов на звучание всего оркестра. Рассказывать о своих впечатлениях от услышанного, о своих наблюдениях.

Объяснять, какова роль народных инструментов во всем многообразии современной культуры.

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения на народных (региональных) инструментах. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Выполнять творческие работы по сбору и поиску информации, готовить презентации.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

4

27. На фестивале авторской песни.

Музыкальная жизнь в Челябинске


Познакомиться с важнейшими традиционными музыкальными мероприятиями в Челябинске и Челябинской области. Рассказывать о своих впечатлениях, об участии в подобных мероприятиях.

Сравнивать эти мероприятия по значимости, по культурному вкладу в сферах просвещения, воспитания, облагораживания общества. Объяснять, в чем заключается музыкальная жизнь региона, какова его специфика и роль в современной культуре. Подготовить сообщение о музыкальных событиях в Челябинске или Челябинской области. Разработать проект собственного музыкального мероприятия, которое отвечало бы потребностям общества, семьи, школы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.


© 2010-2022