• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Особенности построения музыкального сопровождения на уроке классического танца

Статья Особенности построения музыкального сопровождения на уроке классического танца

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности построения музыкального сопровождения на уроке классического танца

(из опыта работы Василевич А.И., концертмейстера образцового ансамбля народного танца «Отрада», г.Лангепас)


Прежде чем погрузиться в обозначенную тему, хочется привести высказывания великих людей, знаменитых и авторитетных о силе влияния музыки на душу, жизнь человека:

А.С. Пушкин: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия».

И.С.Бах «Цель музыки - трогать сердца людей».

Д.Шостакович «Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без звуков музыки, она была бы неполной, глухой, бедной. Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат».

После этих высочайших высказываний переедем в зал хореографии, где трудятся два специалиста: хореограф и концертмейстер.

Один задает танцором хореографическую композицию, второй оформляет их музыкально.

Что же важнее на уроке классического танца? Музыка или движение? Говоря формальным языком - движение, так как педагог- хореограф задает комбинацию движений, концертмейстер, исходя из характера ритмического рисунка, подбирает музыку, но как важен выбор!!! Мало того, что она прививает учащимся определенные эстетические навыки: вкус, чувство прекрасного, умение его видеть, слышать, чувствовать, различать и выделить. Но и формирует осознанное отношение к музыке: способность слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике и ритме! Красивая, богатая, гармонически и эмоционально исполненная музыка творит чудеса: развивает такое качество артиста как артистизм. Ибо, если исполнитель не сопереживает эмоционально музыкальному образу, не чувствует мелодии, нежности, характера музыки, остается тогда одна механика. А это уже не искусство, а спорт. Следовательно музыка способна подвигнуть танцора на усердный, вдумчивый, осознанный труд, прочувственный и выразительный, труд пронизанный интересом, красотой, любовью, а значит и максимальной отдачей. Естественно, что такой труд приносит благодатные плоды.

Озвучить придуманные упражнения композиторским текстом нелегко. Идеальные совпадения бывают крайне редко. Для постоянно модифицирующегося урока приходится музыку придумывать или импровизировать на темы музыкальных произведений, изменяя их фактурно-ритмическую ткань, а то и размер, мелодию, количество тактов, чтобы максимально приблизить звучание этой музыки к специфике упражнений и создать структурно, метроритмически и мелодически ясное построение.

Появляется почти новое произведение. Здесь особую важность приобретает искусство импровизации. А импровизация - это наивысшее достижение мастерства. Как развивается или обретается эта способность? Весь композиторский ряд - дар, Богом данный: Моцарт, Прокофьев, Шуберт, Рахманинов, Шопен и многие другие. А у «обыкновенных людей» это обретается интересом, желанием, стремлением, трудом, поиском, любовью, богатством слухового музыкального багажа, многолетним опытом.

В связи со сказанным о музыке в хореографическом музыкальном сопровождении можно выделить ряд критериев, знание которых необходимо для грамотного оформления урока классического танца:

  1. Вся хореографическая лексика идет на французском языке, музыкальная - на итальянском. Так сложилось исторический, она абсолютна международная и всеми принята. И специалистам, работающим в хореографическом ансамбле, необходимо знание этой терминологии и ее значимости.

  2. Все «паузы» между частями занятия заполняются музыкой: поклоны, переходы к станку, на середину, на диагональ, разминку по кругу. Это приучает учащихся к согласованию движений с музыкой.

  3. Использование в хореографии музыке понятия «квадратность» - логичность, целостность, завершенность, что формирует чувство музыкальной фразы. Она может состоять и из 4,8,12,16 тактов. И формирует осознанное восприятие музыки.

  4. Материал, как танцевальный, так и музыкальный должен обладать ясностью, доступностью, а для такого подхода необходимо знание психологических и физиологических особенностей работы с детьми различных возрастов и знание методик.

  5. Для развития артистизма, а говоря об этом качестве танцора мы имеем ввиду выразительность, эмоциональность, образность, необходимо музыкальное сопровождение яркое, мелодичное, выразительное, гармонично-четкое, эталонное исполнение во все смыслах для пробуждения, возникновения желания исполнять красиво, музыкально, образно, эмоционально.

  6. Использование многостильного, многожанрового материала для формирования вкуса, обогащения знаниями истории, культуры, формирование интереса, любви к миру музыки, миру танца.



Многие десятилетия слово «концертмейстер» обозначало человека, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. В 19 веке во второй половине появился новый вид исполнительства - «концертмейстерство» для сопровождения сольного исполнения песенно-романсовой, романтической, камерной инструментальной музыки.

Урок классического танца начинается с экзерсиса - комплекса одних и тех движений, следующих в определенном порядке. Эта система разработана А.Я. Вагановой, выдающимся хореографом-балетмейстером, основоположником и создателем системы обучения целой балетной школы. Она способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела: мускулатуру ног, их выворотности, шага, постановки корпуса, рук, головы, координации движений. Вся строгая продуманность этой системы упражнений направлена на выработку виртуозной техники, четкости формы, эмоциональной выразительности, сознательного подхода танцовщиков к каждому движению.


© 2010-2022