• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента Волшебная музыка богини Умай

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента Волшебная музыка богини Умай

      На данном мероприятии была использованна музыка Хакасских композиторов, воспитанники познакомились с хакасскими музыкальными инструментами, узнали народные легенды о боигне покровительнице всех младенцев и детей Умай. Была проведена предварительная работа воспитателями в группе: ребята познакомилис с хакасскими народными сказками, рассмотрели народные костюмы, жилище хакасов, особенности быта. Даное мероприятие было продемонстрированно на методическом обьединении      Если потребуется музы...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ комбинированного вида детский сад «Ёлочка»















Волшебная музыка богини Умай

Образовательная область

«Художественно - эстетическое развитие»

Музыкальная деятельность, конспект НОД

Подготовительная группа











Музыкальный руководитель:

Киштеева Ирина Николаевна







Абакан 2015г.

Цель:

Развитие танцевального и песенного творчества. Слушание и восприятие композиторских образцов хакасской музыки. Воспитание осознанного интереса к музыкальной культуре хакасского народа.

Задачи:

Создание условий для:

● Обогащения словаря, характеризующего эмоционально-образное

содержание музыки.

● Закрепление понятия «композитор».

● Знакомства с творчеством хакасского композитора Шалгиновой Т.Ф.

● Активизации желания ритмично и красиво двигаться под музыку.

● Развития творческих способностей и возможностей детей.

Репертуар:

  1. Алтын чазы муз.Г.Челборакова

  2. Наездники муз.Г.Челборакова.

  3. Колыбельная богини Умай муз.Т.Ф.Шалгиновой

  4. Умай муз. и сл.Т.Давлетова.

  5. Спят деревья на опушке муз.М.Иорданского, сл.И.Черницкой

  6. Зелёная тайга муз.Г.Колмакова, сл.М.Кильчичакова

  7. Орешки муз.Г.Челборакова, игра с элементами танца.

Оборудование:

  1. Портрет композитора Т.Ф.Шалгиновой.

  2. Иллюстрация с изображением юрты, курганов, тайги и хакасских степей

  3. кукла в хакасском национальном костюме

  4. макет хакасского музыкального инструмента - Чатхан, муз. инструмент - Тимыр Хомыс.

  5. Запись на CD диске «Всадники», «Орешки», «Умай»

  6. муляжи веток с орешками в сундуке.

  7. макет хакасской юрты, убранство (тренога, столик, лавка, колыбелька)

НОД:

Музыкальный руководитель встречает детей у входа в зал, звучит фонограмма песни «Алтын чазы» м.Г.Челборакова .

Музыкальное приветствие «Доброе утро» автор О.Н.Арсеневская

М.р.: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по родной Хакасии. Звуки Хакасских степей и полей зовут нас! Звучит народный хакасский инструмент - Тимыр Хомыс.

Хакасский народный инструмент Тимыр Хомыс передаёт нам мелодию степей, эхо горных ручейков, ветерка. Педагог предлагает повторить название хакасского инструмента.

Отправимся и насладимся раздольем и красотой. А на чем? Отгадайте! (загадка про коня)

Вьётся грива на ветру,
Я препятствия беру.
Любит всадник мой меня,
Быстроногого (коня).

По лугу ретивый скачет,

Там резвится и лихачит,

Кормим мы его овсом,

Скачем мы на нем верхом

(Конь)

Наездники муз.Г.Челборакова. Двигаются прямым галопом, по кругу. Следить за осанкой, положением рук - на поясе, или держат воображаемые вожжи. Стараться выполнять упражнение ритмично, легко, грациозно.

Гоп, гоп 2 хлопка в ладоши

Конь живой 2 притопа

С настоящей головой наклоны головой в право в лево

С настоящей гривой поднимают руки через стороны вверх

Ах, какой красивый опускают (перед собой) руки вниз.

Ребята, посмотрите, мы встретили на пути хакасское жилище, называется оно - юрта. В этом жилище одно помещение, но там есть всё, посмотрите, в колыбельке дремлет малышка. Какая должна звучать музыка для неё?

Дети: Колыбельная

М.р: У каждого народа есть колыбельные песни, послушайте!

Колыбельная богини Умай муз.Т.Шалгиновой. Слушать, определить характер музыкального произведения, обратить внимание на темп, силу звучания - динамику, связать их с музыкальным образом.

- понравилось вам, как звучит колыбельная песня?

- какое настроение придаёт такая песня ?

- как надо исполнять эту песню, с какими чувствами ?

Конечно надо петь её протяжно, с любовью и нежностью, ведь нам надо чтоб малышка уснула с хорошим настроением.

А как вы думаете, кто мог исполнить такую колыбельную?

Дети: Мама!

М.р: Конечно вы правы, мама. Но эта музыка называется Колыбельная богини Умай хакасского композитора Татьяны Фёдоровны Шалгиновой.

Богиня Умай - покровительница и защитница младенцев и детей, дарующая жизнь, радость, и семейное благополучие. Хакасы верили, что именно она охраняет покой всех детей и дарит радость, семьи в которых долго не рождалось детей, приходили просить у богини снисхождения, подносили ей дары, чтоб она одарила их рождением младенца. Татьяна Фёдоровна, (работает в Драматическом театре г.Абакан, сочиняет музыку к спектаклям) изобразила в своей музыке богиню - какую?

Дети: Добрую, нежную, ласковую!!! Сказочную.

М.р: Богине Умай посвящали стихи и песни многие композиторы и поэты. Тамара Давлетова хакасская актриса, музыкант и певица, тоже сочинила песню посвящённую Умай. Вы услышите её исполнение, сопровождающееся игрой на чатхане - самом древнем хакасском инструменте. Она обращается к богине и поёт: «Умай, Умай»

Умай муз и сл.Т.Давлетова. Внимательно слушать музыкальное произведение спокойного, эпического, повествовательного характера, познакомиться со звучанием хакасского народного инструмента Чатхан.

М.р: А вы знаете колыбельную песню?

Дети: Да! «Спят деревья на опушке»

Спят деревья на опушке, муз.М.Иорданского, сл.И.Черницкой. Исполнять песню от начала до конца, петь слаженно, на распеве, в едином темпе, правильно брать дыхание. По желанию петь индивидуально (сольно) или подгруппой детей.

М.р: В этой песне спят не только игрушки, но и природа. А в какой период спят деревья?

Дети: Зимой.

М.р: Педагог показывает иллюстрацию зимнего леса. Посмотрите какая красивая тайга в зимний период. Это одно из основных богатств нашей республики.

Зелёная тайга муз.Г.Колмакова, сл.М.Кильчичакова Слушать и воспринимать песню оживлённого, изобразительного характера. Разучить припев. Выслушивать куплет в исполнении педагога, вовремя вступить на припеве, развивать слуховое внимание.

М.р: Ребята а вы знаете какие дары нам преподносит тайга?

Дети: Ягоды, грибы………… кедровые орехи.

М.р: Одно из самых любимых лакомств взрослых и детей растёт в нашей тайге - это кедровые орехи, они очень полезны и питательны. Мы поиграем с вами в игру «Сбор кедровых орешек».

С муляжами кедровых орешек девочки выстраиваются в линию, двигаются оживлённым хороводным шагом, руки с орешками подняты над головой, на следующую часть музыки выполняют маховые движения рук с орешками. Выходит водящий, маршевым шагом, обходит девочек «деревья с орешками». На 3 часть музыки девочки и водящий двигаются противоходом по кругу, с окончанием музыки водящий останавливается напротив попавшейся девочки, оба оббежав круг должны успеть схватить ветку с орехом, которую удерживает воспитатель, либо лежащую ветку на полу.

М.р: Где мы сегодня побывали с вами ребята?

Дети: В юрте - хакасском жилище, в степи, в тайге,

М.р: А всё это увидеть и представить нам помогла музыка хакасских композиторов, вы запомнили какая? А композиторов? Ответы детей.

Вы не раз можете прикоснуться к хакасской музыке, если посетите вместе со своими родителями, центр культуры и творчества им.С.Кадышева, Дом культуры г.Абакана.



© 2010-2022