- Преподавателю
- Музыка
- Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента Волшебная музыка богини Умай
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента Волшебная музыка богини Умай
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Киштеева И.Н. |
Дата | 18.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБДОУ комбинированного вида детский сад «Ёлочка»
Волшебная музыка богини Умай
Образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность, конспект НОД
Подготовительная группа
Музыкальный руководитель:
Киштеева Ирина Николаевна
Абакан 2015г.
Цель:
Развитие танцевального и песенного творчества. Слушание и восприятие композиторских образцов хакасской музыки. Воспитание осознанного интереса к музыкальной культуре хакасского народа.
Задачи:
Создание условий для:
● Обогащения словаря, характеризующего эмоционально-образное
содержание музыки.
● Закрепление понятия «композитор».
● Знакомства с творчеством хакасского композитора Шалгиновой Т.Ф.
● Активизации желания ритмично и красиво двигаться под музыку.
● Развития творческих способностей и возможностей детей.
Репертуар:
-
Алтын чазы муз.Г.Челборакова
-
Наездники муз.Г.Челборакова.
-
Колыбельная богини Умай муз.Т.Ф.Шалгиновой
-
Умай муз. и сл.Т.Давлетова.
-
Спят деревья на опушке муз.М.Иорданского, сл.И.Черницкой
-
Зелёная тайга муз.Г.Колмакова, сл.М.Кильчичакова
-
Орешки муз.Г.Челборакова, игра с элементами танца.
Оборудование:
-
Портрет композитора Т.Ф.Шалгиновой.
-
Иллюстрация с изображением юрты, курганов, тайги и хакасских степей
-
кукла в хакасском национальном костюме
-
макет хакасского музыкального инструмента - Чатхан, муз. инструмент - Тимыр Хомыс.
-
Запись на CD диске «Всадники», «Орешки», «Умай»
-
муляжи веток с орешками в сундуке.
-
макет хакасской юрты, убранство (тренога, столик, лавка, колыбелька)
НОД:
Музыкальный руководитель встречает детей у входа в зал, звучит фонограмма песни «Алтын чазы» м.Г.Челборакова .
Музыкальное приветствие «Доброе утро» автор О.Н.Арсеневская
М.р.: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по родной Хакасии. Звуки Хакасских степей и полей зовут нас! Звучит народный хакасский инструмент - Тимыр Хомыс.
Хакасский народный инструмент Тимыр Хомыс передаёт нам мелодию степей, эхо горных ручейков, ветерка. Педагог предлагает повторить название хакасского инструмента.
Отправимся и насладимся раздольем и красотой. А на чем? Отгадайте! (загадка про коня)
Вьётся грива на ветру,
Я препятствия беру.
Любит всадник мой меня,
Быстроногого (коня).
По лугу ретивый скачет,
Там резвится и лихачит,
Кормим мы его овсом,
Скачем мы на нем верхом
(Конь)
Наездники муз.Г.Челборакова. Двигаются прямым галопом, по кругу. Следить за осанкой, положением рук - на поясе, или держат воображаемые вожжи. Стараться выполнять упражнение ритмично, легко, грациозно.
Гоп, гоп 2 хлопка в ладоши
Конь живой 2 притопа
С настоящей головой наклоны головой в право в лево
С настоящей гривой поднимают руки через стороны вверх
Ах, какой красивый опускают (перед собой) руки вниз.
Ребята, посмотрите, мы встретили на пути хакасское жилище, называется оно - юрта. В этом жилище одно помещение, но там есть всё, посмотрите, в колыбельке дремлет малышка. Какая должна звучать музыка для неё?
Дети: Колыбельная
М.р: У каждого народа есть колыбельные песни, послушайте!
Колыбельная богини Умай муз.Т.Шалгиновой. Слушать, определить характер музыкального произведения, обратить внимание на темп, силу звучания - динамику, связать их с музыкальным образом.
- понравилось вам, как звучит колыбельная песня?
- какое настроение придаёт такая песня ?
- как надо исполнять эту песню, с какими чувствами ?
Конечно надо петь её протяжно, с любовью и нежностью, ведь нам надо чтоб малышка уснула с хорошим настроением.
А как вы думаете, кто мог исполнить такую колыбельную?
Дети: Мама!
М.р: Конечно вы правы, мама. Но эта музыка называется Колыбельная богини Умай хакасского композитора Татьяны Фёдоровны Шалгиновой.
Богиня Умай - покровительница и защитница младенцев и детей, дарующая жизнь, радость, и семейное благополучие. Хакасы верили, что именно она охраняет покой всех детей и дарит радость, семьи в которых долго не рождалось детей, приходили просить у богини снисхождения, подносили ей дары, чтоб она одарила их рождением младенца. Татьяна Фёдоровна, (работает в Драматическом театре г.Абакан, сочиняет музыку к спектаклям) изобразила в своей музыке богиню - какую?
Дети: Добрую, нежную, ласковую!!! Сказочную.
М.р: Богине Умай посвящали стихи и песни многие композиторы и поэты. Тамара Давлетова хакасская актриса, музыкант и певица, тоже сочинила песню посвящённую Умай. Вы услышите её исполнение, сопровождающееся игрой на чатхане - самом древнем хакасском инструменте. Она обращается к богине и поёт: «Умай, Умай»
Умай муз и сл.Т.Давлетова. Внимательно слушать музыкальное произведение спокойного, эпического, повествовательного характера, познакомиться со звучанием хакасского народного инструмента Чатхан.
М.р: А вы знаете колыбельную песню?
Дети: Да! «Спят деревья на опушке»
Спят деревья на опушке, муз.М.Иорданского, сл.И.Черницкой. Исполнять песню от начала до конца, петь слаженно, на распеве, в едином темпе, правильно брать дыхание. По желанию петь индивидуально (сольно) или подгруппой детей.
М.р: В этой песне спят не только игрушки, но и природа. А в какой период спят деревья?
Дети: Зимой.
М.р: Педагог показывает иллюстрацию зимнего леса. Посмотрите какая красивая тайга в зимний период. Это одно из основных богатств нашей республики.
Зелёная тайга муз.Г.Колмакова, сл.М.Кильчичакова Слушать и воспринимать песню оживлённого, изобразительного характера. Разучить припев. Выслушивать куплет в исполнении педагога, вовремя вступить на припеве, развивать слуховое внимание.
М.р: Ребята а вы знаете какие дары нам преподносит тайга?
Дети: Ягоды, грибы………… кедровые орехи.
М.р: Одно из самых любимых лакомств взрослых и детей растёт в нашей тайге - это кедровые орехи, они очень полезны и питательны. Мы поиграем с вами в игру «Сбор кедровых орешек».
С муляжами кедровых орешек девочки выстраиваются в линию, двигаются оживлённым хороводным шагом, руки с орешками подняты над головой, на следующую часть музыки выполняют маховые движения рук с орешками. Выходит водящий, маршевым шагом, обходит девочек «деревья с орешками». На 3 часть музыки девочки и водящий двигаются противоходом по кругу, с окончанием музыки водящий останавливается напротив попавшейся девочки, оба оббежав круг должны успеть схватить ветку с орехом, которую удерживает воспитатель, либо лежащую ветку на полу.
М.р: Где мы сегодня побывали с вами ребята?
Дети: В юрте - хакасском жилище, в степи, в тайге,
М.р: А всё это увидеть и представить нам помогла музыка хакасских композиторов, вы запомнили какая? А композиторов? Ответы детей.
Вы не раз можете прикоснуться к хакасской музыке, если посетите вместе со своими родителями, центр культуры и творчества им.С.Кадышева, Дом культуры г.Абакана.