• Преподавателю
  • Музыка
  • ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Методическая разработка

ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Методическая разработка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ

«Сахалинский колледж искусств»













ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ

С ЛИСТА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТОВ

РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Методическая разработка













Выполнил :

Гречко С.А.

Концертмейстер, преподаватель





Южно- Сахалинск

2015

СОДЕРЖАНИЕ





  1. Фортепиано - инструмент для всех.

  2. Роль курса фортепиано для «непианистов».

  3. Особенности репертуара на различных отделениях.

  4. Читка с листа, как одно из главнейших направлений в работе.

  5. Значение и роль чтения с листа для музыкантов других .специальностей.

  6. Примерный подбор репертуара.









«…Фортепиано для меня

лучший из всех музыкальных инструментов,

при всей моей любви к виолончели.

Этот инструмент способен вобрать в себя всё.

Вот почему всякому, кто желает посвятить

жизнь музыке, следует поучиться играть

на рояле, независимо от того, какому

музыкальному инструменту он

отдает предпочтение…»

Пабло Казальс «Радости и печали»

Курс фортепиано в воспитании музыкантов разных специальностей во все времена играл значительную роль, хотя отношение к предмету неоднократно менялось и судьба его складывалась трудно. Фактически до сих пор не завершены поиски специфики самого предмета : «фортепиано для всех», «обязательное», «дополнительное» и, наконец, - «общее». Значение курса фортепиано для «непианистов» бесспорно. Воспитание профессионального исполнителя на оркестровых и народных инструментах, вокалиста неотделимо от приобщения его к «культуре фортепиано»; вдвойне справедливо это по отношению к композитору, дирижеру, музыковеду.

Без этого приобщения нельзя приобрести необходимый художественный кругозор эрудицию, трудно знакомиться с образцами мировой музыкальной классики в оригинале или переложениях, работать над новыми произведениями. Еще Г.Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» писал: «…Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем музыки, т.е. её разъяснителем и толкователем. Особенно это важно на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, но и дать ему подробнейший анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии, короче, он должен быть одновременно и историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио и игры на фортепиано…». Таким образом, диапазон требований к преподавателю общего фортепиано необычайно широк. В отличии от педагога специального курса он совмещает функции преподавателя игры на инструменте, конценртмейстерства, фортепианного и камерного ансамблей.

Это позволяет конкретизировать роль курса фортепиано для непианиста. Она определяет единство и взаимосвязь следующих трех основных аспекта:

  1. Курс фортепиано имеет универсальное значение. Это обусловлено особенностями инструмента, которые допускают воспроизведение практически любых сочинений различных жанров для вокальных и инструментальных составов.

  2. Курс фортепиано имеет профилирующее значение, т.е. рассматриваться как составная часть любой музыкальной специальности. Действительно, если музыковед не может проиллюстрировать на фортепиано свою лекцию, если дирижер хора не может проиграть хоровую партитуру, если оркестрант не может разобраться в партии аккомпанемента к своему сольному произведению, если композитор не в состоянии продемонстрировать на фортепиано своё собственное сочинение, вряд ли их можно считать профессионалами высокого класса.

  3. Курс фортепиано имеет формирующее значение, способствуя развитию эстетического вкуса и общей культуры музыканта. Как видно, курс фортепиано для непианиста представляет собой многогранную дисциплину, которая включает в себя развитие навыков фортепианной игры и изучение фортепианного репертуара, умение аккомпанировать и играть в ансамбле как на фортепиано, так и с другими и инструментами, чтение с листа, транспонирование. Индивидуальный план на каждого студента включает три раздела: фортепианный, профилирующий, и виды проверки.

В первом разделе указываются полифония, крупная форма, произведения малых форм (пьесы, этюды).

Во втором - ансамбли, аккомпанементы к вокальному и инструментальному произведению, самостоятельная работа и чтение с листа.

Проверка знаний включает выступление на академическом концерте, контрольном уроке, а так же на зачете или экзамене.

Положительных результатов в работе со студентами самых различных специальностей по фортепиано достигают, как правило, тогда, когда педагог, стремясь увлечь учащегося, сумеет внушить ему. Что умение играть на этом универсальном инструменте необходимо для своей же специальности!

Студенты, как правило, проявляют особый интерес к фортепианным сопровождениям тех произведений, которые они играют по специальности. Заинтересованность значительно повышается если на уроке фортепиано появляется возможность поработать над аккомпанементами и ансамблями с партнерами-сокурсниками. Об этом ни когда не следует забывать.

В основе курса фортепиано для непианистов лежит общая для всех отделов программа. Но по степени трудности эти произведения существенно отличаются друг от друга, поскольку уровень подготовки абитуриентов разных отделений весьма неоднороден. Как правило, теоретики, музыковеды не уступают пианистам, так как в ДМШ и ДШИ они учились в классах специального фортепиано. Тоже самое можно отнести отчасти и к дирижёрам. Значительно слабее оркестранты различных инструментов ( струнники, народники, духовики), которые в школе проходили общий курс фортепиано. А зачастую, к сожалению, многие ( особенно духовики и народники), приходят в колледж без подготовки, как говорится, « с ноля». Вокалисты тоже в подавляющем большинстве случаев начинают приобщаться к фортепиано лишь в возрасте после 18 лет и при наличии хорошего голоса могут быть приняты в учебное заведение без фортепианного образования.

Учитывая все эти различия в музыкальной подготовке студентов, необходимо при выборе индивидуальных программ, особенно профилирующего раздела, подходить очень внимательно и аккуратно, соблюдая принцип индивидуального отношения буквально к каждому.

Для теоретиков курс фортепиано - единственная исполнительская дисциплина. Поэтому работа здесь должна быть направлена на максимальное развитие пианистического мастерства. Речь идет не о достижении рекордов в преодолении виртуозных трудностей, а о глубоких знаниях фактурных особенностей и стилей фортепианной музыки различных эпох, умение овладеть приемами исполнения на фортепиано симфонических, оперных сочинений. Будущие музыковеды должны уметь про иллюстрировать любую лекцию, а композиторы ярко и оригинально исполнить свои сочинения.

У студента дирижера-хоровика фортепианный репертуар во многом выполняет роль профилирующей части программы. Изучения произведений различных стилей, включая полифонические формы¸ современные опусы со сложными метроритмическими структурами идет параллельно со специальным классом. Собственно, профилирующий раздел включает фортепианные ансамбли в четыре руки для двух фортепиано, в том числе переложения хоровых и симфонических произведений. В работе с будущими дирижерами на первый план выдвигается изучения аккомпанементов к песням и хорам.

Что же касается народников, особенно баянистов, то значительную часть их педагогического и концертного репертуара составляют переложения фортепианной литературы. Казалось бы, ознакомление с фортепианной музыкой могло бы проводиться непосредственно в классе по специальности, где рассматриваются вопросы интерпретации фортепианных произведений. Ну это не освобождает народников от овладения навыками игры на фортепиано. Наоборот, он должен четко представлять подлинное звучание тех фортепианных произведений, которые входят в его программу по специальности. Наряду с изучением аккомпанементов в программу студента-баяниста, домриста, балалаечника должны включаться медленные части фортепианных сонат, оригинальные сочинения в четыре руки, легкие переложения оркестровых партитур. Студент должен научиться знакомиться за фортепиано с произведениями для любого инструмента, уметь, как будущий дирижер, приобрести навык чтения за фортепиано партитуры оркестра народных инструментов. И наконец, как от будущего педагога, от студента требуется умение аккомпанировать на фортепиано своему ученику.

И наконец, задача общего фортепиано на оркестровом и духовом отделениях состоит в развитии пианистических навыков, которые необходимы для работы над инструментальными произведениями, где партии фортепиано и солирующего инструмента равнозначны (а нередко партия фортепиано более важна для понимания драматургического замысла). Обучение инструменталиста игре на рояле нужно вести на сольном и ансамблевом фортепианном репертуаре, инструментальных сочинениях и технических упражнениях. В профилирующую часть программы необходимо вводить изучение аккомпанементов, различных ансамблей. Изучение гамм, аккордов, арпеджио нужно рассматривать не только как инструктивный материал, но и как практическое освоение той или иной тональности. Очень полезно соединяя музыкальные и пианистические задачи, обратиться к этюдам Гедике, Берковича, Лемуана, Черни, Крамера, Лежгорна и т.д. Таким образом, студенты получают не только определенные технические навыки, но и овладевают элементами фактуры, характерными для различных стилей фортепианной литературы. Важная роль отводится ансамблевой игре на уроках фортепиано. Систематическое исполнение фортепианного сопровождения в ансамблях различных составов дает студенту навык совместной игры. Также инструменталисту важно научиться, хотя бы в облегченном варианте, объединять сольную партию с фортепианном сопровождением (так называемая транскрипция) , а также воспроизвести её голосом, аккомпанируя себе на рояле.

Излишне напоминать, какое значение для каждого профессионального музыканта имеет чтение с листа его трудно переоценить. Проблема читки с листа становится одной из актуальных проблем сегодняшнего дня, т.к. свободное владение этим умением - важнейший компонент в комплексе знаний и навыков, которые должен получить студент в классе общего курса фортепиано. В связи с этим на вопросе читке с листа следует сделать наибольший акцент, остановиться подробнее.

Распространено мнение, будто умение читать с листа является одним из свойств природного дарования и научиться этому нельзя. Действительно, далеко не все овладевают этим навыком с одинаковой легкостью. Но при систематической «тренировке» успехов в этой области может достигнуть каждый студент. Чтению с листа следует уделять не менее четверти часа в день. Конечно , не секрет, что у большинства обучающихся плохо развит основной навык, необходимый для хорошего чтения с листа - умение играть подряд, не останавливаясь и не поправляясь.

Задачи по овладению чтением с листа можно кратко охарактеризовать следующим образом:

  • В музыкальной школе прививаются первоначальные навыки чтения с листа незнакомого нотного текста - чтение одной строчки, легких двуручных пьес и фортепианных ансамблей в четыре руки, в старших классах - несложных аккомпанементов.

  • В музыкальном колледже активизируются формы работы. К двуручному чтению добавляется раздельная, при котором фортепианное произведение написанное для одного исполнителя, читается двумя, каждый из которых играет одной рукой; большое внимание выделяется игре ансамблей в четыре руки, аккомпанементов. Соответственно усложняется репертуар, приближаясь к уровню трудностей старших классов ДМШ и ДШИ. Поэтому правильное организации работы по чтению с листа в колледже имеет необычайно важное значение.

Какова же роль свободного чтения с листа ?

Прежде всего студент, хорошо читающий ноты, затратить на разбор нового произведения значительно меньше времени. Он гораздо быстрее разберется в новом тексте, быстрее и точнее уяснит художественный замысел произведения. Другой же, плохо читающий, долго будет читать «по слогам», совершенно не представляя себе как произведение должно звучать в действительности. Следовательно, в первоначальной стадии работы над произведением роль хорошего, свободного чтения с листа, необычайно велика. Также умение быстро разобраться в новом произведении особенно важно в связи с дефицитом времени.

Работу над чтением с листа в колледже необходимо проводить с самого начала обучения, независимо от уровня подготовки студента.

Основной формы работы по читке с листа являются занятия на уроке. Желательно ежеурочно выделять на это 10-15 минут. С подвинутыми студентами очень эффективно использовать такую форму, как парные занятия (на стыке двух уроков). Это время, как правило, используется как чтение с листа ансамблей в четыре руки и аккомпанементов. Если студент слабо подготовлен, то целесообразнее читать с листа в середине урока, дабы перемена вида работы позволила студенту «встряхнуться» и активизироваться.

Необходимо внушить студенту заниматься читкой самостоятельно. Для этого нужно давать ряд произведений для ознакомления и выборочно проверять результаты этой работы. Педагог не должен прерывать начатую работу по чтению с листа. Необходимо сделать этот процесс непрерывным, помня о том, что хорошее чтение - это прежде всего повседневная практика.

Главная задача педагога при работе над читкой - добиться от ученика охваты пьесы в целом. Для этого ученик должен уметь быстро разобраться в форме произведения, разделить текст на малые смысловые предложения (построения). Известно крылатое изречение: истинным музыкантом является лишь тот, кто умеет «слышать глазами и видеть ушами». Действительно, невозможно себе представить музыканта-исполнителя, а тем более дирижера, музыковеда, не владеющего навыком прочтения текста глазами, т.е. внутренним слухом. Умение «слышать глазами» - первейшее условие доброкачественного чтения с листа. По схеме: вижу- слышу - играю. К сожалению многие студенты-непианисты (да и пианисты то же) придерживаются иного порядка: вижу - играю - и лишь потом слышу. Но если пальцы бегут впереди ушей, то чтение нот с листа неизбежно будет ущербным.

Еще одно необходимое условие - выработать у ученика умение играть без остановок. При этом вполне допустимо некоторое упрощение фактуры и снятие наиболее сложных мелизмов. Особенно важно умение читать с листа без остановок при игре ансамблей и аккомпанементов. Разумеется, при чтении с листа в ансамбле с другим инструменталистом или певцом недопустимы всякого рода поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль, нередко вынуждает партнера остановиться. Соблюдение темпоритма - обязательное условие. Поэтому рекомендуется прежде, чем начать играть, просмотр нот без инструмента с фиксацией тех моментов, которые потребуют по ходу исполнения особой реакции. Допускается так же некоторое отклонение от заданного темпа в сторону уменьшения.

Такая игра в ансамблях и в аккомпанементах является наиболее действенной, так как она предельно активизирует внимание исполнителя, а главное - крепко «держит» его в рамках заданного темпоритма. Кроме того, ансамблевая игра прививает студенту исполнительские навыки, крайне необходимые ему в дальнейшей учебе и работе: умение слушать не только себя, но и партнера, вовремя вступить, согласовать звучность своей партии со звучностью партии партнера. Но необходимо всячески предостерегать студентов от форсирования звуком при чтении с листа, особенно партии аккомпанемента, так как нужно слушать не только себя, но и «не заглушать» мелодическую линию солиста. Еще К.Ф. Бах говорил по этому поводу: «Пусть аккомпаниатор не опасается, что слушатель о нем позабудет, потому что не все время на самом виду. В душе понимающего слушателя мелодия и гармония не разделимы». Эти прекрасные слова следует помнить не только пианиста, но и всем музыкантам, выступающим в роли концертмейстеров.

Своеобразным видом ансамблевой игры является раздельно чтение. Этот простой и действенный способ чтения нот с листа можно рекомендовать в работе со средними и слабоподвинутыми учениками. Он заключается в том, что фортепианное произведение читается двумя учениками (либо педагог и ученик), один из которых играет партию правой руки, другой - левой. Раздельное чтение так же хорошо использовать, когда необходимо показать ученику какие-либо новые произведения, которые предстоит играть в будущем. Здесь есть неоспоримое преимущество, так как ученик не пассивный наблюдатель в данном случае, а участник творческого процесса. И при этом (имеется ввиду слабый ученик) он приобретает первоначальные навыки ансамблевой игры, после чего ему намного легче к игре аккомпанементов. Учащийся должен научиться читать ноты по вертикали и по горизонтали одновременно, все время помня о том, что нужно смотреть вперед, максимально используя свое поле зрения (горизонталь). Учитывая, что восприятие вертикали сложнее горизонтали, больше нужно в работе ориентироваться на разложенную, а не аккордовую фактуру.

В курсе общего фортепиано, который не является специальным, работа над чтением с листа имеет так же и воспитательное значение. Очень важно, чтобы студент любой специальности получал удовольствие от своей игры на фортепиано, пусть даже несовершенной. Даже самые слабые, почти начинающие ученики, которые систематически играют с листа ансамбли (с педагогом или сокурсником), двигаются вперед гораздо быстрее, при этом уже проявляя интерес и вкус к фортепианной игре. Этот интерес необходимо поддерживать педагогом. При этом очень важно не давать особенно трудных произведений, чтобы ученик не потерял веру в себя. Репертуар для чтения с листа прежде всего должен способствовать развитию музыкально мышления учащегося, обогащению его музыкальной культуры. Большое значение имеет положительное отношение ученика к тому, что он исполняет, его заинтересованность. Необходимо подчеркнуть при этом, что главной и общей задачей для всех отделений является расширение диапазона музыкальных знаний студента, расширение его музыкального кругозора. Другими словами, для чтения с листа должны быть использованы такие произведения, которые помогут студенту во владении его будущей специальностью.

К примеру у теоретиков материал для чтения с листа должен пополнять знания по музыкальной литературе или лекторской практике. Это могут быть и симфонии в четырехручном переложении, и опереные клавиры, камерная инструментальная и вокальная литература.

У дирижеров-хоровиков репертуар по читке с листа то же должен быть теснейшим образом должен быть связан со специальностью: полифонические произведения самых разнообразных жанров (каноны, хоралы, прелюдии, фугетты, фуги), фортепианные пьесы в простых, сложных и переменных размерах; фортепианные ансамбли в четыре руки (переложение опер и симфоний), вокальные аккомпанементы.

Народникам необходимо расширять и пополнять педагогические репертуар, развивать навыки ансамблевой игры и аккомпанемента на материале оркестровой и народной музыки. Следовательно, нужны переложения в четыре руки, ансамбли, оркестровые сюиты, части симфоний, а так же аккомпанементы произведений педагогического репертуара ДШМ и ДШИ по специальным классам народных инструментов.

И наконец, на оркестровом отделении (струнники, духовики) работа над читкой должна развивать и закреплять навыки ансамблевой игры и аккомпанемента на материале инструментальной камерной музыки. Им будут полезны читать с листа фортепианные пьесы и отрывки из переложений симфонической. Камерной. Вокальной литературы для фортепиано в две руки; переложения для фортепиано в четыре руки камерных инструментальных произведений, а так же инструментальные аккомпанементы.

Серьезная и повседневная работа над чтением с листа, использование самых различных форм и видов этой работы, а так же систематическая проверка её в итоге безусловно будет способствовать повышению профессионализма, приобретению музыкальной культуры и, наконец, воспитанию музыканта высокой квалификации в среднем звене музыкального образования.

Подводя итог, хочется сказать, что требования, которые должны предъявляться студенту при освоении фортепианного и профилирующего разделов в курсе общего фортепиано, нацелены в конечном счете на воспитание самостоятельности будущего музыканта. Ведь репертуар, изучаемый студентом на протяжении всех лет, далеко не охватывает круга произведений, с которыми ему предстоит встретится в будущем, после выхода из стен учебного заведения. Он в дальнейшем должен будет самостоятельно интерпретировать произведение, решать новые задачи. Результат процесса обучения можно будет признать полноценным лишь в том случае, если есть уверенность в способности и возможности студента к самостоятельной работе в будущем.

Список литературы

  1. Сивер М.Я. Порядки обмена опытом

  2. Базарнова В.В. Методические записки по вопросам музыкального образования.

  3. Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в музыкальном образовании.

  4. Ныркова В.Д. Фортепиано для музыкантов разных специальностей. Москва. «Музыка», 1988

  5. Нейгайуз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.

Москва. «Музыка», 1988

  1. Брянская Ф.Д. Классика-XXI. Москва 2007



© 2010-2022