Детский голос и особенности его развития

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детский голос и его особенности его развития.

Методические рекомендации

Подготовила учитель музыки МБОУ СОШ №20 Шатохина Т.Н.

В практике вокальной работы обычно мало обращается внимания на индивидуальное развитие певческого голоса. Увлекаясь работой над качеством хорового звучания, учитель музыки подчас не считает возможным затрачивать время на занятия с отдельными учащимися.

Работая в хоре, учитель несет большую ответственность за воспитание певчески-правильного, здорового голоса своих певцов. Даже самый заурядный голос можно и надо развивать.

Первое, что требуется от учителя - это знание особенностей развития голоса учащихся, потому, что требования, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возрасту и возможностям. Второе - учителю самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь.. Это вовсе не значит, что ему надо иметь прекрасный голос, однако учитель должен уметь пользоваться им, потому что дети в процессе обучения непременно ему будут подражать.

Одним из главных условий успешного певческого воспитания является развитие слухового внимания учащихся. Выполнение этого условия позволит планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный слух школьников.

Для воспитания слуха совсем не безразлично, в какой обстановке проходят занятия. Научит ребенка слышать и слушать то, о чем рассказывает учитель, что он поет и играет, можно только в тишине. Тишину на занятиях (рабочую дисциплину) нужно создать с первых же уроков, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей. Именно интерес к знаниям вызывает у учащихся отклик на музыку, создает эмоциональную настроенность, при которых обостряется их слуховое внимание, сознательное творческое «слышание», т.е. умение представить себе и воспроизвести правильный звук. Слух для учителя и ученика является главным «контролером» при обучении пению.

Для контроля над звуком, учителю нужны ясные представления того, как проходит работа органов, у участвующих в голосообразовании, какой звук получается при правильной работе. Обладая такими представлениями, учитель сможет верно оценивать звучание хора, сознательно и вполне объективно исправляет недостатки в пении учащихся.

Если же учитель добивается определенного звука, руководствуясь только собственным вкусом, субъективными ощущениями, и совсем не заботиться о соблюдении певческих норм, певческого режима, он может нанести голосу учащегося непоправимый вред. Часто, например, учителя занимаются воспитанием вокальных навыков раздельно. Это не верно.

Какую бы задачу на данном уроке учитель себе не ставил (укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне, добиться большей звонкости звука и т.д.) воспитание «вокальной речи» должно неизменно совершаться в едином комплексе. Так, работая над дикцией, надо в тоже время следить и за правильностью дыхания, и за качеством звука. Как известно, орган слуха, голосовые органы ( гортань, глотка, мягкое небо, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается) и органы дыхания ( легкие, диафрагма, межреберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов)- все это один сложный певческий механизм. Между звеньями единого механизма существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать.

Взаимосвязь между органами, участвующими в голосообразовании, ясно видна на примере гортани, где зарождается звук. У гортани несколько функций: кроме голосообразовательной она выполняет еще защитную (оберегает легкие от повреждения) и дыхательную. Гортань связана с работой мягкого неба, от степени его подвижности зависит качество смыкания связок при пении. А значит нужно тщательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

Мутационный период у школьников наступает в 13-14 лет и длится до 16-17лет. Голос заметно изменяется, понижаясь, переходит в малую октаву. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает гораздо реже.

Наступает послемутационный период, когда гортань юноши и девушки почти сформировалась, рост ее, как будто закончен, но все же, наблюдаются остаточные явления, поэтому при занятиях по вокалу должно быть очень щадящий режим. С хорошим распеванием, и благоприятные условия для занятий.



© 2010-2022