Обобщающий открытый урок по музыке в 6 классе

Тема: Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии»Цель: обобщение знаний по теме «Гармония».Задачи: 1.     Закрепить полученные знания по теме «Гармония».2.     Развивать ассоциативное мышление, ладовое чувство, ритм, темп, творческие способности у детей. 3.     Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств, гармонию души.Музыкальный материал:1.     И. С. Бах. «Прелюдия до мажор»2.     В.А. Моцарт. «Симфония № 40»3.     Ж.Бизе. Опера «Кармен»: «Утро в...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии»

Цель: обобщение знаний по теме «Гармония».

Задачи:

  1. Закрепить полученные знания по теме «Гармония».

  2. Развивать ассоциативное мышление, ладовое чувство, ритм, темп, творческие способности у детей.

  3. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств, гармонию души.

Музыкальный материал:

  1. И. С. Бах. «Прелюдия до мажор»

  2. В.А. Моцарт. «Симфония № 40»

  3. Ж.Бизе. Опера «Кармен»: «Утро в Горах»

  4. «Для чего» песня Д.Майданова и детского хора «Великан»

  5. Фонограмма песни К.Орбакайте «Губки бантиком»

Ход урока:

I. Вход в класс (звучит музыка И. С.Баха«Прелюдия до мажор»)

Организационный момент: (музыкальное приветствие)

- Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

А теперь давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение у вас будет на протяжении всего урока.

II. Введение в тему урока.

Учитель. Мы уже с вами много говорили о музыке. Скажите, как музыка воздействует на человека?

Ответ: музыка воздействует на душу человека, она, то радует нас или печалит, то возвышает, но никогда не оставляет равнодушным.

Учитель: Эти слова о музыке сказал поэт Онегин Гаджикасимов:

Слайд№2

«Без музыки не проживу и дня

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц и в шуме городов

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей

Она везде и вечно спутник мой!»

Учитель: Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).

И действительно, музыка способна пробудить лучшее, что есть в человеке - его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них, всегда сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Учитель: Какой секрет есть в красоте музыки? (Ответ: в ней есть гармония, она делает человека счастливым и т.д.)

Что нужно сделать, чтобы музыка воздействовала на человека?

(Дети предлагают свои варианты) Ответ: надо познать секрет гармонии

Учитель: И чтобы познать секрет гармонии я предлагаю вам совершить путешествие в мир Гармонии. Во время нашего путешествия мы с вами вспомним обо всем, что мы изучили о ней.

Итак, мы отправляемся с вами в путь!

Слайд №2а

1 станция «Повторялкино»(слайд №3)

Дальше ехать мы не можем потому, что впереди обрыв дороги - разобраны рельсы. Проехать мы сможем только, если выполним задание и восстановим себе путь. За каждый верный ответ на вопрос, мы получим кусочек нашей дороги.

Слайд №4 «Что такое гармония?»

Вопросы:

  1. Что такое гармония в музыке?

  2. Что помогает нам видеть миры полные тайн, открыть сокровища музыки?

Ответы.

  1. Гармония - это благозвучие, созвучие звуков, аккордов, интервалов, соразмерность, стройность, связь.

  2. То из чего сделана гармония - средства музыкальной выразительности.

Перечислите их (ритм, мелодия, полифония, фактура, тембры, динамика, темп). Какие средства музыкальной выразительности отсутствуют на кластере?

Слайд №5 (отсутствуют: ритм, полифония)

Ну вот, мы и восстановили поврежденный путь и можем ехать дальше.

Прибываем с вами на станцию «Сказочную» (слайд№5а)

2 станция «Сказочная» (слайд №6)

Слайд № 7

Учитель: В некотором царстве, в музыкальном государстве, жили - были Мелодия, Ритм и Гармония. Они любили гулять по нотным дорожкам и всегда на пути встречали скрипичный ключ, бемоли, диезы, ноты. Мелодия и Ритм часто ссорились и спорили между собой. «Кому достанется первенство в музыке»- думали они. А Гармония их успокаивала, при этом всегда напевала песенку. Мы с вами тоже ее знаем и пока эту песенку не споём, дальше не проедем:

Слайд № 8 Звучит песня на мотив песни «Губки бантиком»

1.Ой, а что это такое получается.

Наши нотки на линейках размещаются.

Всё шалят они друг с другом и толкаются,

А сейчас они нам всем улыбаются.

Припев. Нотки в строчечку, ключик рядышком

И бемольки , как сонные гномики.

В голове моей сто тысяч почему.

Объясню я вам, сегодня, что к чему.

2. А в гармонии такое неизвестное,

А в гармонии такое интересное,

Если хочешь много знать

Надо нотки вмиг собрать.

И учителя для помощи позвать.

Припев. Нотки в строчечку, ключик рядышком

И бемольки , как сонные гномики.

В голове моей сто тысяч почему.

Объясню я вам, сегодня, что к чему.

Ребята, на этой станции вместо билетов дают книги - сказки, задание мы с вами выполнили и теперь вы получаете свои сказочные «билеты» и мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Загадайкино» (слайд№8а)

3 станция «Загадайкино»(слайд №9)

Учитель: Ребята, а кто из вас догадался, почему эта станция так называется? Верно, здесь вас ждут загадки. А загадки эти непростые, а тоже связаны с музыкой потому, что они о музыкальных инструментах.

Слайды №10-16

1.У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем

Весельчак, а не буян
Голосистый мой …(баян)

2. Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят. (трубы)

3. Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок - тонкий,
Голосок - звонкий. (балалайка)

4. В лесу вырезана,

Гладко вытесана,
Поёт-заливается.

Как называется?

(скрипка)

5.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?(рояль)

6.В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. (гармонь)

7.Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый ... (барабан)

Молодцы, вы справились с заданием.

Пока мы ехали, устали….. Чтобы проехать дальше, надо отдохнуть.

Физминутка слайд№17

Немного отдохнули, отправляемся с вами дальше.

Следующая наша станция «Мифическая».

4 станция «Мифическая» (слайд 18)

Учитель: А что же такое миф?

Ответ: Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Слайд 19 Два начала гармонии.

Учитель: Понимание гармонии как единство противоположных начал заложено ещё в мифологии.

А что вы об этом знаете?

Рассказ учащегося о мифе.

Гармония была дочерью Ареса и Афродиты. Арес - бог войны и раздора, Афродита - богиня любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы Ареса и силы вечной юности, жизни любви Афродиты - такова основа равновесия и покоя, которые олицетворяет Гармония.

Вопрос. Гармонична ли музыка, звучащая только в мажоре? Что ей не хватает?

Ответ: Минора.

Вопрос: В чем же состоит главное свойство музыкальной гармонии?

Ответ: В ней существует минор и мажор, они являются двумя началами гармонии и с их помощью передаются различные чувства человека.

Слайд №20 Вывод (дети) В способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, состоит одно из главных свойств Музыкальной гармонии.

Учитель: Гармония ощутима в любом произведении. Она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы чувствуем отблеск неземной божественной силы. В таких произведениях музыка выражает состояния покоя и равновесия.

Слушание. «Прелюдия до мажор» И.С.Бах.

Анализ произведения.

Вопросы.

1.Что сейчас прозвучало? Кто автор этого произведения? Слайд №21. Портрет И. С. Баха

2.А какая музыка по характеру?

Ответ: Характер негромкий, неторопливый, спокойный, не содержит срывов и неожиданностей.

Учитель: А сейчас прослушайте другое произведение.

Слушание. Моцарт «Симфония №40 соль - минор »

Анализ произведения.

Вопросы.

1.Что сейчас прозвучало? Кто автор этого произведения? Слайд №22. Портрет В.А. Моцарта

2. А какая эта музыка по характеру?

Ответ: Сначала простая, выразительная, быстрая, носит взволнованный характер; затем она отличается певучестью и задушевностью, медленная, грустная.

2. Чем отличается это произведение от предыдущего?

Ответ: Первое произведение написано в мажоре, а второе в миноре.

Молодцы, а мы путешествуем дальше. Следующая станция «Красочная» (слайд№22а)

5 станция «Красочная» слайд 23

Учитель: Но посмотрите, что-то случилось. Станция черно-белая, а не красочная! Ни одного цвета не видно! Мы их увидим, если прослушаем её музыку и выполним задание.

Слайды №24-28

На фоне музыки «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен» показываются картины природы.

Учитель: Гармония, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой. Она проникла в « душу» даже природы - деревьев, облаков, морей, гор и опавших листьев.

А где еще мы встречаемся с гармонией, кроме природы?

Ответ: архитектуре, скульптуре, живописи

Слайд №29

Слайд №30 «Красочность гармонии»

Домашним заданием у вас было: нарисовать пейзаж, который вы представили, прослушав произведения великих композиторов. Предлагаю рассказать о вашей музыке в картинах.

Рассказы детей о своих рисунках.

Очень красивые рисунки у вас получились.

Посмотрите, наша станция теперь не бесцветная, она стала Красочной благодаря вам!

Но наше путешествие пора заканчивать и нашей последней станцией будет «Школьная» (слайд№30а)

6 станция «Школьная» слайд 31

Подведение итогов урока.

Вот и прибыли мы с вами на родную станцию «Школьная». Вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам запомнилось? (ответы детей)

Продолжите фразы: слайд№32

Что мы повторили на уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Я сегодня понял, что…

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Предлагаю вам создать наш «Букет настроения». У вас на столе лежат цветы разных оттенков: слайд 33 Рефлексия «Букет настроения»

красный - восторг; радость

зеленый - спокойное; приятное

голубой - грустное;

Возьмите цветок, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его в нашу вазу. Какой яркий и праздничный получился у нас букет, а главное очень гармоничный!

В заключении давайте исполним песню «Для чего» (клип песни - если будет время)

1.Для чего, для чего, для чего

Мы с тобою на свете живем

Для того, для того, для того

Чтоб гулять под ночным дождем

Для того, чтоб однажды с утра

Солнцу раннему дверь распахнуть

И на мир, улыбнувшись, взглянуть

И сказать: завтра лучше вчера

Припев

Для того чтобы петь по утрам

Пару- рам, пару- рам, пару- рам

Пару- рам, пару- рам, пару- рам

По утрам…

Для того чтобы верить в любовь,

Для того, чтобы встретиться вновь

Чтоб согрел нашей встречи огонь - ладонь!

2.Для чего, для чего корабли

Постояв, отправляются в путь

Чтоб проплыв вокруг земли

Непременно домой свернуть

И вот так же и мы - как они

Все куда- то, куда- то плывем

И, наверное, скоро поймем

Для чего мы на свете живем.

Припев

Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе и во всем мире!

Сегодня на уроке вы были активными, правильно выполнили все задания, поэтому оценки за урок будут всем 5.

Домашнее задание будет таким: составить кроссворд на тему «Гармония в музыке».

Урок окончен. Всего вам доброго! (слайд№34)




© 2010-2022