- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока по музыке на тему Бессмертные звуки Лунной сонаты
Разработка урока по музыке на тему Бессмертные звуки Лунной сонаты
Раздел | Музыка |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрявцева Т.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бессмертные звуки «Лунной сонаты». | На экране
|
Как бы ни были разнообразны оттенки радости, передаваемые музыкой, все же подлинное свое величие она обретает в воплощении образов объемных, сложных, глубоких. Почему это так? Мы уже говорили о том, что настроения незамутнённой радости редко посещают наш мир: наверное, по-настоящему они знакомы только детям. Любая другая радость достается нам чаще всего в награду за усилия, за преодоление невзгод... Так происходит в жизни, так происходит и в музыке. | Эпиграф: «Богатство вместе с властью вольно бродят, Вступая в океан добра и зла, Когда они из наших рук уходят; Любовь же, пусть неправильной была, - Бессмертная, в бессмертии пребудет, Все превзойдет, что было - или будет». П. Б. Шелли. «Любовь бессмертная».
|
Радость в музыке «солнечного» Моцарта, открывшего нам трагические глубины «Дон Жуана», Реквиема, сегодня является нам как отблеск души великого человека, - души, и поныне несущей свой лучезарный свет. Радость в финале последней, Девятой симфонии Бетховена звучит как выстраданная награда за нелегкий, полный мучительной борьбы путь его музыки... | В. Моцарт (портрет), Л. Бетховен (портрет).
|
И всякий раз, когда великая музыка пронзает нас своей ослепительной радостью, мы знаем, что долог путь восхождения к этим сияющим высотам - независимо от того, кто был её создателем. Ибо в настоящей музыке выражена вся глубина мира с его неизбывными печалями, вечными, как сам мир, и такими же вечными его радостями. | Картина: К. Горбатов. Русский пейзаж.
|
Образы скорби и печали в музыке присутствовали всегда. Есть бесконечно грустные народные песни, свидетельствующие, что даже в далёкие и кажущиеся нам благословенными времена «детства человечества» люди уже знали и горечь разлук, и тоску одиночества. И даже в самой настоящей детской музыке, то есть музыке, созданной специально для детей, немало грустных и даже трагических страниц. | Картина: Сальвадор Дали. Одиночество.
|
Вспомните «Первую утрату» Р. Шумана из его «Альбома для юношества», вспомните «Болезнь куклы» и «Смерть куклы» из «Детского альбома» П. Чайковского... | Картина: Д. Левин. Серебряный дождь.
|
Хорошая, искренняя музыка естественно и доверительно обращается даже к самому маленькому ребенку. Именно не фальшиво-бодрые, а печальные произведения для детей обнаруживают бережную уважительность к детской душе, способной страдать и мучиться не меньше, чем взрослая. Мы видим, что грустные настроения совсем не редкость в музыкальном искусстве, что они звучали в музыке всех времен, выражая одно из коренных свойств человеческой природы. Слезы людские, о слезы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой... Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, - Льётесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной. | Звучит музыка: Р. Шуман. Первая утрата.
|
«Слезы людские»: в этом стихотворении Ф. Тютчева говорится о вечности и неизбывности человеческой печали, не различающей возрастов, безмерной, знакомой и привычной каждому. | Ф. Тютчев (портрет). Текст: Фёдор Иванович Тютчев, русский поэт.
|
Но вот обратите внимание на два определения: «льётесь безвестные, льётесь незримые». Безвестные, незримые - значит, тщательно скрываемые, тайные, сокровенные, не ведомые никому. Как может жить человек наедине с этой тяжелой ношей горестей, утрат, сожалений? Не всегда жизнь дарит нам возможность открыться, возможность быть понятым… | Картина: Фредерик Лейтон. Слёзы. Звучит музыка: П. Чайковский. Болезнь куклы.
|
И тогда приходит музыка с ее ласковым и деликатным прикосновением, музыка утешающая, примиряющая. Конечно, музыка не в силах избавить нас от наших печалей, но она открывает перед нами бесконечный мир других печалей, таких же безвестных и незримых, как и наши собственные. | Звучит музыка: Л. Бетховен. Лунная соната. I часть.
|
И происходит удивительная вещь: приобщение к бескрайнему морю чужих и, может быть, давно отболевших страданий не повергает нас в отчаяние, а совсем наоборот - ободряет именно приобщением к этому вечному неиссякаемому потоку. И мы не только начинаем чувствовать, что в своих горестях мы не одиноки, но и совсем по-иному оцениваем наши горести: ведь есть что-то высокое и значительное в человеческом страдании, если оно удостоено такого прекрасного выражения! Совсем не жалкими раскрываются в искусстве такие неизгладимые источники страданий, как неразделенная любовь или одиночество, напротив: они полны особого величия, ведь именно они выявляют подлинное достоинство души. | Картина: П. Уткин. Крымский этюд. Лунный.
|
Отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, Бетховен пишет «Лунную» сонату, которая даже сумраком своим освещает вершины мирового музыкального искусства. Что притягивает в этой музыке новые поколения? Какая вечная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над самой судьбой, над суетой и заблуждениями, над всеми сословиями мира? | Картина: Миниатюрный портрет Джульетты Гвиччарди.
|
Песнь любви. Любовь бессмертна: хоть она и редкая гостья в мире, но пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате, она есть. Именно в этом заключена высокая этическая роль искусства, которая способна призывать людей к милосердию друг с другом, к добру, способна воспитывать человеческие чувства. | Пауза (ответы детей).
|
Вдумайтесь, как нежен и тонок внутренний мир человека, как его легко уязвить и ранить, иногда на долгие годы. Мы всё больше осознаем необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по-прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить. Вслушайтесь в разнообразные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и вообразите, что живые людские голоса делятся с вами своими печалями и сомнениями. Очень часто мы совершаем неосторожные поступки не оттого, что злые по природе, а, скорей всего оттого, что не умеем понимать других людей. Такому пониманию может научить нас музыка: важно только поверить, что в ней звучат не какие-то отвлеченные идеи, а сегодняшние, реальные страдания и проблемы людей. | Картина: В. Щесняк. Двое. |