«Музыкальная одаренность детей как педагогическая проблема»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое сообщение

«Музыкальная одаренность детей как педагогическая проблема»



Новые потребности общества выдвинули одну из приоритетных социально - педагогических задач выявления, развития одаренных и талантливых детей. Однако исследования и практика работы с одаренными детьми указывают на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям: развитие таланта может быть задержано на любом этапе.

Вместе с тем, выбор диагностических процедур и работа с ними определяется исходной концепцией одаренности. В исследованиях обозначены два подхода в анализе одаренности: 1) изучение одаренности в общетеоретическом аспекте; 2) изучение структуры специальной одаренности (музыка, литература, математика и т.д.). Большинство ученых развитие специальных способностей ставят в зависимость от общей одаренности (мотивация, интеллект, креативность, обучаемость). То есть, одаренность представляет собой иерархическую структуру, высшие качества которой определяют нижележащие. Сообразно с этим, любой вид одаренности представляет собой многоуровневую систему, собственно, общих, специальных и частных способностей. Этот подход позволили многим психологам выдвинуть идею возможности существования одаренности в общей эстетической или художественной области ( Д.Терстоун, Д.Лессер, Б.Блум, А.А Мелик - Пашаев и др.). Такая точка зрения характерна и для видных представителей музыкальной педагогики ( А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз и др.).

Одним из видов художественной одаренности (или одаренности к искусству) является музыкальная одаренность и музыкальный талант. К общим компонентам музыкальной одаренности специалисты относят три феномена: 1) «чувство целого» ( ладовое чувство, архитектонический слух, чувство стиля и формы, темпоритм, а также память, воображение, интуиция и проницательность), которое отвечает за целостное воплощение художественного образа; 2) аконстатность - от лат. Слова «Постоянный» ( неповторимое звучание тона, интонация, ладовая и темброфоническая окраска, тонкое ощущение градаций звучания - высотных, ладоинтонационных, тембровых, временных, стилевых, смысловых), которая буквально питает и стимулирует творческое воображение; 3) «идеомоторный феномен» - от греч. Idea - образ, лат. Motor - приводящий в движение ( способность к психологическому перевоплощению, гибкость, тонкая управляемость и координированность вокально - речевого и двигательного аппарата ( «слышащая» или «думающая» рука), творческая воля и художественный специфический интеллект), который выражает психологическую связь между образом и движением.

Среди музыкантов и музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. В целом, музыкальная одаренность ими определяется как высшее и крайне индивидуализированное проявление следующих музыкальных способностей: 1) блестящий музыкальный слух ( тембровый, динамический, гармонический, абсолютный слух); 2) феноменальная музыкальная память ( звуковысотная, ритмическая, кратковременная и долговременная); 3) пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат»; 4) музыкальная познавательная способность ( эмоциональная отзывчивость на музыку, прогнозирование, структурирование и синхронизирование музыкального материала); 5) музыкальное мышление (репродуктивные, продуктивные, творческие компоненты); 7) чувство ритма; 8) невероятная обучаемость ( «схватывание на лету»); 9) титаническая работоспособность.

Понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамичного, становящегося, многомерного. Рано обнаруживающиеся яркие музыкальные способности могут, как это не парадоксально, не раскрыться как музыкальная одаренность, и не превратиться в нее. В то же время, одаренность может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных способностей. По данным Н.Слонимского, только 10 % вундеркиндов становятся выдающимися музыкантами. Однако, большее их число в будущем становятся профессиональными музыкантами, хотя их имена теряются в музыкальном искусстве. Другая статистика: 27 % среди детей со средними музыкальными способностями, а 2 % среди музыкально одаренных детей бросают занятия музыкой. Чрезвычайно сложно диагностировать причину, по которой одаренным людям не удается полностью реализовать себя ( именно здесь необходимо обратить внимание на избежание ошибки диагностики одаренности). Но, поскольку такой случай довольно типичный в музыкальном мире, выделены несколько столь же типичных факторов, которые могут сыграть роль.

Первая проблема - своего рода парадокс: музыкально одаренные дети рано начинают активную концертную деятельность, и им приходится много заниматься на инструменте. Вместе с тем, легкость овладения и высокая обучаемость заменяют работоспособность, не в пользу последнего, что исключает внутреннее препятствие, выход за пределы своих возможностей. Вследствие этого, музыкально одаренные дети часто становятся лентяями, особенно в подростковом возрасте. К тому же, легкость и блеск в старшем возрасте ведет к поверхностному исполнению, что становится в зрелом возрасте мучительной проблемой.

Вторая проблема связана с характером и процессом обучения: 1) зависит от выбора оптимальной учебной нагрузки ( опасны как игнорирование потенциальных возможностей, так и их эксплуатация, чрезмерное ожидание результатов); 2) обучение и воспитание приобретают узкопрофессиональную направленность, что приводит к «натаскиванию» и резкому ограничению развития музыкальных возможностей; 3) чрезмерно интенсивное обучение музыкально одаренных детей подавляет обучаемость и является причиной торможения развития личностного облика; 4) разрыв между хронологическим и профессиональным возрастом ( исполнение труднейших произведений, которые выше его не только технических и художественных, но и личностно - психологических и духовных возможностей) ведет к подражательству, имитаторству. Отсюда, восхищение им в детском возрасте, в исполнительстве подростка - бросаются в глаза и разочаровывают.

Несомненно, названные выше и другие проблемы носят объективный характер и требуют специальной психолого - педагогической поддержки в развитии творческой личности, которая связана с решением следующих первостепенных задач: необходимы исследования, направленные на изучение динамики развития общих,специальных и частных музыкальных способностей, дифференциацию детей по типам музыкальной одаренности ( исполнитель, композитор,музыковед, дирижер, педагог и т.д.); комплексная диагностика музыкальной одаренности детей в системе индивидуальных особенностей личности; разработка методов выявления, в связи с социально - экономическим статусом семьи, с регионально - культурными особенностями страны и т.д.; необходима научно - обоснованная система работы с музыкально одаренными детьми в массовых школах, а также разработка поэтапных педагогических программ, направленных на совершенствование музыкальной способности и личностных качеств, необходимых для успешной творческой деятельности.

Калдыбаева А.Р.

© 2010-2022