Урок «Музыка славянских народов»

КГУ «Тобольская средняя школа»  Урок музыки в 4 классе «Музыка славянских народов»  Учитель музыки 1 категории Хацкевич Оксана Владимировна  2013-2014 уч. год Тема: «Музыка славянских народов». Цель: 1) Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, при которых они самостоятельно расширят знания об особенностях музыки и музыкальных традиций украинского народа, и помогут в обучении друг другу. 2) Развивать вокально-хоровые навыки, музыкальную речь. 3) Воспитывать уважительное отношение к творчеству славянских народов. Задачи: Образовательная: Расширять знания о музыке разных народов. Продолжать формировать знания об эмоциональной сфере музыки.  Активизировать мыслительную деятельность учащихся и осуществить обучение через стратегии: «Мозговая атака», «Пока звучит музыка», «Сундучок мудрости». Развивающая: Развивать ассоциативное мышление, продолжать развивать исполнительские навыки учащихся. Учить петь без напряжения. Развивать вокальные данные учащихся посредством хорового исполнения. Воспитательная: Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в музыке, воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре разных народов. Оформление:  мультимедийные презентация «Музыка-чародейник», изображение муз. инструментов украинского народа. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения: применение стратегий критического мышления. Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Pot Player. . Музыкальный материал  к уроку:  украинский народный танец «Гопак». Ход урока: 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. 2. Повторение изученного материала («Оперные театры мира»). Стратегия «Вопрос, еще вопрос». Учащиеся задают друг другу вопросы по пройденной теме «Оперные театры мира». 3. Побуждение. Стратегия «Мозговая атака»: Чтение музыкальной сказки «Музыка-чародейник». Белорусский народ - музыкальный народ. Он не только поёт и играет, но создаёт сказки о музыке, о её волшебных свойствах. Одна из них называется «Музыка-чародейник». Чтение в сопровождении мультимедийной презентации. »...Жил на свете парень, на скрипке, дудочке или на чём другом сыграть был он великий мастер. Люди прозвали его МузЫка...» Какова главная идея белорусской народной сказки «Музыка-Чародейник»? 4. Изучение нового материала.   Музыкальное искусство белорусского народа родственно музыке русских и украинцев. Песни-колядки, веснянки, щедровки, жневные, а также хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни входят в богатейшую сокровищницу славянской народной музыки. Музыкальные инструменты: русские гусли, белорусские цимбалы, украинская бандура. Слушание музыки: украинский народный танец «Гопак».    Немало зажигательных произведений создал белорусский народ, но особенно любима им «Бульба». Это плясовая шуточная песня. Её исполняли в сопровождении цимбал, скрипок, баяна, дудки-жалейки. Слушание музыки: Народная плясовая «Бульба» Творческое задание: Стратегия «Пока звучит музыка». Послушай белорусскую народную плясовую песню «Бульба» и определи её настроение.      Прочитай те в музыкальном словаре информацию о цимбалах. Запишите определение в тетрадь. Посмотри презентацию «Оркестры». Запиши названия музыкальных инструментов славянских народов. Слушание: украинская народная песня «Веснянка» (разучивание 1 куплета). Музыка Украины Задание: записать в таблицу основные данные, касающиеся музыки украинского народа (чтение с остановками). В таблице 3 графы: песни, инструменты, танцы. В народной         памяти украинского народа сохранились календарные песни разнообразных жанров – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные.Кобза – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом.БандУра – поздняя разновидность кобзы и родственница русских гуслей. Существует много народных украинских танцев. Особой популярностью пользуются гопак и казачок.Гопак – украинский народный танец удалого, весёлого характера.  5. Рефлексия.  Игра «Михасик». Участники игры становятся в круг, внутри которого находятся несколько пар нарисованных «лаптей». Под музыку песни «Бульба» игроки двигаются поскоками. С окончанием музыки игроки «обувают лапти». Участ­ник, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры.  6. Осмысление: Стратегия «Сундучок мудрости». Запишите  все, что было интересного и нового на уроке. Эти знания мы сложим в Сундучок Мудрости. Разминка Белорусская народная песня «Савка и Гришка». 7. Вокально-хоровая работа:  1)    Исполнение:  «Будем вместе». 8. Вывод по уроку:  Что  вам понравилось на уроке больше? Что знали? Что узнали нового? Где вы можете применить знания, полученные на уроке? Оценивание учащихся. Домашнее задание: Стратегия «Рисунок». (нарисовать понравившийся музыкальный инструмент украинского народа).
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Тобольская средняя школа»










Урок музыки в 4 классе


«Музыка славянских народов»


















Учитель музыки 1 категории

Хацкевич Оксана Владимировна





2013-2014 уч. год


Тема: «Музыка славянских народов».

Цель:

1) Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, при которых они самостоятельно расширят знания об особенностях музыки и музыкальных традиций украинского народа, и помогут в обучении друг другу.

2) Развивать вокально-хоровые навыки, музыкальную речь.

3) Воспитывать уважительное отношение к творчеству славянских народов.

Задачи:

Образовательная: Расширять знания о музыке разных народов. Продолжать формировать знания об эмоциональной сфере музыки. Активизировать мыслительную деятельность учащихся и осуществить обучение через стратегии: «Мозговая атака», «Пока звучит музыка», «Сундучок мудрости».

Развивающая: Развивать ассоциативное мышление, продолжать развивать исполнительские навыки учащихся. Учить петь без напряжения. Развивать вокальные данные учащихся посредством хорового исполнения.

Воспитательная: Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в музыке, воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре разных народов.

Оформление: мультимедийные презентация «Музыка-чародейник», изображение муз. инструментов украинского народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: применение стратегий критического мышления.

Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Pot Player. .

Музыкальный материал к уроку: украинский народный танец «Гопак».



Ход урока:

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

2. Повторение изученного материала («Оперные театры мира»).

Стратегия «Вопрос, еще вопрос». Учащиеся задают друг другу вопросы по пройденной теме «Оперные театры мира».

3. Побуждение. Стратегия «Мозговая атака»: Чтение музыкальной сказки «Музыка-чародейник». Белорусский народ - музыкальный народ. Он не только поёт и играет, но создаёт сказки о музыке, о её волшебных свойствах. Одна из них называется «Музыка-чародейник».

Чтение в сопровождении мультимедийной презентации.

«...Жил на свете парень, на скрипке, дудочке или на чём другом сыграть был он великий мастер. Люди прозвали его МузЫка.

Приведут хлопцы и девки коней на луг, пляшут, смеются, песни поют. А Музыка как заиграет на своей дудочке, все разом притихнут. И сдаётся, словно какая сладость в сердце входит, словно какая сила подхватывает и несёт всё выше и выше, к ясным зорькам, в чистое, широкое, синее небо.

Заиграет Музыка на дудочке протяжно, жалостливо. Заплачут тогда и лес, и дубрава, откуда ни возьмись, тучки набегут, с неба слёзы польются. А Музыка возьми да и сверни от жалостливого на весёлое. Что тут сделается! Пляшут старики, пляшут малые детки, пляшут кони, пляшут дубравы, пляшут зорьки, пляшут тучки - всё пляшет, всё смеётся! Вот какой был Музыка-чародейник! Что захочет, то с сердцем сделает».

Какова главная идея белорусской народной сказки «Музыка-Чародейник»?

4. Изучение нового материала.

Музыкальное искусство белорусского народа родственно музыке русских и украинцев. Песни-колядки, веснянки, щедровки, жневные, а также хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни входят в богатейшую сокровищницу славянской народной музыки.

Музыкальные инструменты: русские гусли, белорусские цимбалы, украинская бандура.

Слушание музыки: украинский народный танец «Гопак».

Немало зажигательных произведений создал белорусский народ, но особенно любима им «Бульба». Это плясовая шуточная песня.

Её исполняли в сопровождении цимбал, скрипок, баяна, дудки-жалейки.

Слушание музыки: Народная плясовая «Бульба»

Творческое задание: Стратегия «Пока звучит музыка». Послушай белорусскую народную плясовую песню «Бульба» и определи её настроение.

Прочитай те в музыкальном словаре информацию о цимбалах. Запишите определение в тетрадь.

Посмотри презентацию «Оркестры». Запиши названия музыкальных инструментов славянских народов.

Слушание: украинская народная песня «Веснянка» (разучивание 1 куплета).

Музыка Украины

Задание: записать в таблицу основные данные, касающиеся музыки украинского народа (чтение с остановками).

В таблице 3 графы: песни, инструменты, танцы.

В народной памяти украинского народа сохранились календарные песни разнообразных жанров - трудовые, обрядовые, заклинательные и другие. В народных песнях самое большое распространение получили исторические, лирические, шуточные, хороводные песни и думы.

Украинские думы - это драматические или лирические повествования. Многие из них посвящены историческим событиям. Творцами и исполнителями дум были народные сказители - кобзари. Думы исполнялись под аккомпанемент кобзЫ.

Кобза - струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом.

БандУра - поздняя разновидность кобзы и родственница русских гуслей. Ранние сведения о бандуре относятся к 15-16 векам. Большой популярностью она пользовалась в Запорожской Сечи. Позже стала неизменным спутником нищих-слепцов. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют бандуристами.

Многие народные песни, особенно шутливые и свадебные, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов: сопилок, рожков, бубнов, скрипки и других. Помимо сопровождения к песням на народных инструментах исполнялись пастушьи наигрыши и танцевальная музыка.

Существует много народных украинских танцев. Особой популярностью пользуются гопак и казачок.

Гопак - украинский народный танец удалого, весёлого характера. Особую популярность получил гопак из оперы М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка», написанной на сюжет произведения русского писателя Н.В.Гоголя. Действие оперы заканчивается свадьбой, песнями и танцами. Гопак написан на мелодию украинской народной песни «На бережку у пруда».

6. Рефлексия.

Игра «Михасик». Участники игры становятся в круг, внутри которого находятся несколько пар нарисованных «лаптей». Под музыку песни «Бульба» игроки двигаются поскоками. Ведущий поёт: «Ты, Михасик, не зевай! Лапоточки обувай!» С окончанием музыки игроки «обувают лапти». Участ­ник, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он считается победителем.

6. Осмысление: Стратегия «Сундучок мудрости». Запишите все, что было интересного и нового на уроке. Эти знания мы сложим в Сундучок Мудрости.

Разминка Белорусская народная песня «Савка и Гришка».

7. Вокально-хоровая работа:

  1. Исполнение: «Будем вместе».

8. Вывод по уроку:

Сегодня на уроке мы говорили о музыкальных традициях украинского народа. Мы слушали и разучивали народные песни, играли в белорусскую народную игру «Михасик».

Что вам понравилось на уроке больше? Что знали? Что узнали нового? Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: Стратегия «Рисунок». (нарисовать понравившийся музыкальный инструмент украинского народа).



Урок «Музыка славянских народов»





© 2010-2022