Конспект урока Ноктюрны Шопена

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК


Предмет: Музыка


Дата урока: 10.02.2016


Учитель: Архипова Ю. С.


Класс: 4

Тема: "Ноктюрны Шопена"

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование представлений об особенностях творчества Ф. Шопена, знакомство с ноктюрном-жанром камерной музыки.

Задачи:

Обучающие:

  1. Способствовать формированию знаний об особенностях жанра -ноктюрн.

  2. Научить выявлять особенности музыкального языка Ф. Шопена.

  3. Продолжить формирование метапредметных умений и навыков.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, делать выводы. творческих и хоровых навыков.

  2. Способствовать формированию знаний о характере звучания музыкальных произведений.

  3. Развивать интерес к прослушанной музыке.

Воспитывающая:

1.Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу.

  1. Продолжить воспитание чувства уважения к мнению других, умению слушать и слышать.

  2. Способствовать созданию эмоционально-положительной, творческой ат атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

  3. Продолжить развитие познавательного интереса к музыке, через показ презентации, видеофрагмента, внутренней мотивации ученика( проблемные вопросы, ситуации).

Приемы: беседа, слушание музыки, исполнение песенного материала, использование наглядного материала.

Музыкальный материал: Ф.Шопен «Ноктюрн cis-moll», «Ноктюрн соч. 9 № 2» , «Россия-ты моя звезда» Юрий Таран.

Оборудование и изобразительный ряд:

  • фортепиано;

  • ноутбук

  • мультимедийная доска

  • презентация

  • видеофрагмент



Ход урока

Орг. Момент.

Слайд 1.

"Мое сердце там, где моя Родина"

Учитель: ( Звучит « Ноктюрн cis-moll") Как вы думаете, с творчеством какого композитора мы сегодня будем знакомиться? (Ф.Шопена).

Учитель: Тема нашего урока «Ноктюрны Ф. Шопена». Но сначала я хочу познакомить вас с биографией этого прекрасного композитора.

Слайд 2.

Фредерик Шопен родился близ Варшавы в имении Желязова Воля, 22 февраля 1810 года.

Слайд 3.

Мать Шопена была полячка, отец - француз. Отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Кроме Фредерика, в семействе Шопен было еще три сестры.

Слайд 4.

В 6 лет Фредерик начал систематически заниматься на фортепиано. Первым и единственным его учителем по фортепиано был Войцех Живный. Именно он воспитал в Шопене любовь к И. С. Баху и В. А. Моцарту.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время появилось одно из первых его сочинений - полонез соль-минор.

В 13 лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки.

Слайд 5.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей.

Шопену было 20 лет. Счастливая юношеская пора, полная надежд и успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.



Слайд 6.

В 1831 г. Шопен переселился в Париж, где его ожидали новая жизнь и слава. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.

Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом - виртуозом.

Слайд 7.
Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его близкий друг, вслед за ним - горячо любимый отец, затем у него сильно обострилась болезнь легких, которой он страдал с юных лет. И в 1849 году в Париже Шопен умер. Похоронен композитор в Париже.

В холодный октябрьский день 1849 года Париж провожал в последний путь «великого композитора не только Франции, но и всего мира», как об этом было сказано в некрологе. При огромном стечении народа в парижском храме св. Магдалены состоялась траурная церемония, открывшаяся похоронным маршем из 2-й сонаты Шопена, после чего был исполнен «Реквием» Моцарта, который композитор завещал исполнить на своих похоронах. Шопен был погребен на кладбище Пер-Лашез.

Слайд 8.

В его могилу высыпали горсть привезенной с Родины земли, которую он бережно хранил всю жизнь. А несколько дней спустя, сестра Шопена увозила с собой сосуд с сердцем великого композитора. Сердце его замуровано в Варшаве в костеле Св.Креста.

Слайд 9.

Как и многие творцы, принадлежащие к романтическому направлению, Фредерик Шопен прожил недолго, всего 39 лет, из них половину провел в эмиграции, во Франции.

А что это за направление - Романтизм?

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией,обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства- никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств. Так вот Шопен был ярким представителем романтизма.

Ф. Шопеном были написаны вальсы, полонезы, мазурки. С этими жанрами мы уже с вами знакомы. Давайте вспомним что это за произведения( определения: вальс, полонез, мазурка).

Но Шопен был ещё и великим мастером ноктюрна. Его перу принадлежат 20 ноктюрнов.

Слайд 10.

Ноктюрн в переводе с французского nocturne означает "ночной". Ноктюрном называется небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

Впервые слово «ноктюрн» как название для небольшого фортепианного произведения использовал итальянец Феличе Бланджини. Для Шопена же источником вдохновения послужили сочинения ирландского композитора Джона Фильда, которого он называл «Отцом всех современных ноктюрнов».

О ноктюрне соч. 9 № 2 известно, что его начало Шопен написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто играл ученикам.

Слушание и анализ музыкального произведения.

Слайд 11.

Задание: Внимательно прослушайте произведение. Попробуйте охарактеризовать звучание музыки.

Звучит «Ноктюрн» соч. 9 № 2.



Слайд 12

Учитель: Как звучала эта музыка? Какая она по характеру?( используется словарь Ражникова). Молодцы. Понравился ли вам «Ноктюрн»? Как вы думаете можно ли придумать слова к « Ноктюрну», чтобы получилась песня? Давайте на примере произведения А. Бабаджаняна « Ноктюрн» услышим какая песня может получиться.

Еще один вопрос, можно ли придумать движения, чтобы получился танец?

Учитель: Давайте представим себя артистами балета. Встанем на носочки и пробуем станцевать под мелодию « Ноктюрна».


Учитель: В сердце Шопена всегда жила любовь к его Родине - Польше, а наша Родина-Россия и произведения русских композиторов о России так же прекрасны. Сегодня мы с вами разучим песню « Россия- ты моя звезда» композитора Юрия Тарана.


Слайд 13.

Задание: Внимательно послушайте песню в исполнении группы « Непоседы». Определите характер мелодии, расскажите, о чём в ней поётся?

Учитель: Какой характер был в песне? (спокойный, неторопливый, степенный).

- О чём пелось в песне?

Распевки. Пение, работа над песней.

Закрепление нового материала.

Итог урока.

Учитель. Ребята давайте закрепим наши знания при помощи небольшого теста, посмотрите на слайд и определите какое определение наиболее точно подходит ноктюрну, вальсу, мазурке и полонезу.

- Что вы сегодня узнали о личности Шопена?

--Какие произведения мы сегодня услышали?

Учитель. Какие оценки вы поставили бы себе сегодня за урок?

Выставление оценок.

Слайд 15.

Домашнее задание .Окончание урока.

































8

© 2010-2022