Влияние музыки на эмоциональное состояние человека

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОЛДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
















Влияние музыки на эмоциональное состояние человека


Автор работы:

ученица 6 «г» класса
Шкред Анастасия



Научный руководитель:
Журавлёва М.О.,
учитель музыки





Тюмень, 2014


Содержание


Методический паспорт проекта …………………………………………………3

Пояснительная записка ……………………………………………………….….5

Глава I. Эмоции в жизни человека ……………………………………………...7

  1. Влияние эмоций на физиологическое состояние человека …………….7

  2. Изучение влияния музыки на психологическое состояние человека …8

Выводы по I главе ……………………………………………………………… 15

Глава II. Исследование влияния музыки на эмоциональное состояние человека ………………………………………………………………………….16

2.1. Организация и методики исследования …………………………………. 16

2.2.Анализ и описание результатов исследования влияния музыки на эмоциональное состояние учащихся …………………………………………. 18

Выводы по II главе……………………………………………………………... 22

Заключение ………………………………………………………………………23

Список использованной литературы

Приложение







Методический паспорт проекта

№ п/п

Структура

Содержание проекта

Тема проекта

Влияние музыки на эмоциональное состояние человека

Адресация проекта

Проект адресован учителям музыки, классным руководителям основной школы.

Руководитель проекта

Журавлёва Марина Олеговна

Участники проекта

Активные участники проекта:

  • учитель - осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит уроки и занятия курсов по выбору, организует творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, консультирует учеников, родителей, учителей, классных руководителей, организует дальнейшее взаимодействие заинтересованных участников проекта;

  • обучающиеся - активно участвуют в творческой, исследовательской деятельности на уроках.

Возраст обучающихся

Обучающиеся6-8-х классов (11 - 15 лет).

Особенности типа проекта

По характеру создаваемого продукта - информационно-творческий;

По количеству участников - групповой;

По продолжительности - долгосрочный;

По профилю знаний - межпредметный;

По уровню контактов - на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта

Изучение влияния музыки на эмоциональное состояние обучающихся

Задачи проекта

  1. Изучить научную литературу и публикации по данной проблеме;

  2. Провести анкетирование по выявлению музыкальных предпочтений обучающихся;

  3. Провести практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние;

  4. Проанализировать эмоциональные изменения, происходящие у обучающихся под воздействием музыки разных направлений.

Ресурсы проекта

Информационные (сеть Интернет, учебная и справочная литература).

Материальные (персональный компьютер, приборы для исследований, мультимедийный комплекс).

Исследовательская база

МАОУ СОШ № 67

































Пояснительная записка

Воздействие музыки хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор.

В современной медицине все большее распространение получает термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

В ходе изучения литературы мы обратили внимание на тот факт, что в учебниках по психологии описываются больше физиологические процессы, связанные с восприятием звука, а не его отражение в эмоциях.

Из этого следует, что влияние музыки на эмоциональную сферу людей разных возрастов, образа жизни, образования недостаточно изучено. Данный факт вызвал у нас интерес и привел нас к теме исследования «Влияние музыки на эмоциональное состояние человека».

Цель исследования - изучение влияния музыки на эмоциональное состояние обучающихся.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить научную литературу и публикации по данной проблеме;

- провести анкетирование по выявлению музыкальных предпочтений обучающихся;

-провести практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние;

-проанализировать эмоциональные изменения, происходящие у обучающихся под воздействием музыки разных направлений.

Под рабочей гипотезой мы предполагаем, что если человек слушает музыку разных направлений, то его настроение изменяется, в зависимости от мелодии, которую он слушает в данный момент.

Объект исследования - обучающиеся в возрасте 11 - 15 лет.

Предметом исследования является эмоциональное состояние человека.

В исследовании использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, беседа, построение таблиц по результатам исследования.

Работа состоит из теоретической и практической части.

Следует отметить, что в поиске нужной информации очень помогают ресурсы интернет, предоставляя в распоряжение множество статей, как отечественных психологов, так и иностранных. Кроме того, библиотеки города Тюмени помогают в поисках нужной информации, где были изучены российские и иностранные издания.

Были использованы такие авторы: Бочкарев Л.Л., Базыма Б. А. Вуйма А. Ю., Готсдинер А.Л., Лоос В.Г., Литвинцева Н. А., Нелюбова М. В., Назайкинский Е.В., Петрушин В.И., Панкевич Г.И., Слушкина С. А., Серов Н. В., Фарбштейн А.А., Шостакович Д. А.











ГЛАВА 1.Эмоции в жизни человека

Человек не может себе представить жизнь без эмоций. Ведь эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоции - особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.

Эмоциивыступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о значимости происходящего.

Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать.

Эмоциональное состояние, сопровождающееся физиологическими изменениями организма, говорит о тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма. В данной работе мы частично пытаемся проследить эту зависимость.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. "Эмоции,- полагает А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются".

Таким образом, эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на деятельность организма человека.

  1. Влияние эмоций на физиологическое состояние человека

Всякое эмоциональное состояние сопровождается физиологическими изменениями в организме. Не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями. Ч. Дарвин доказал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни (книга "Выражение эмоций у человека и животных" 1872 г).

Дальнейшее развитие мыслей Ч. Дарвина получило в теории У. Джемс и К. Ланге. В ней соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.

Впоследствии появились теории описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека, в зависимости от характера и интенсивности эмоционального воздействия.

Таким образом, влияние эмоций на физиологическое состояние человека находит свое подтверждение в работах ученых.


  1. Изучение влияния музыки на психологическое состояние человека

Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику.

Одной из самых страшных в Средние Века считалась казнь «под колоколом», когда приговоренного помещали под большой колокол и ударяли в него. Ещё одним пугающим примером использования звуковых, точнее, ритмических колебаний была широко известная казнь с использованием капающей на голову или рядом воды.

В мире человека окружает много разных звуков и ритмов. Но только музыкальные звуки связаны между собой определёнными гармониями. А мелодии, написанные в ритмах 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 … имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов человека. Так, например, ритм вальса (3/4) близок сердцебиению человека и является важнейшим жизненным ритмом.

Организм человека, как уникальный и тонко настроенный инструмент, способен не только улавливать эти звуки и ритмы, но и излучать свои частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни. Музыка, в которой частоты и ритмы совпадают с ритмами и частотами человека, действует по принципу глубокого массажа на атомном и молекулярном уровнях. Так как в тканях человека высокое содержание воды, звуковые волны свободно проникают в тело человека, оказывая многостороннее воздействие практически на все его функции (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга), а также на эмоции, желания, чувства.

Важно отметить, что на организм человека музыка оказывает не только прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), но и воздействует на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.

Примером положительного воздействия является народная и классическая музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии. Именно музыка этих жанров оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.

Приведем несколько примеров отрицательного воздействия музыки, при котором происходит искажение душевного и физического здоровья:

  • музыка "soul" топит душу в наводящих тоску ритмах;

  • рваный рисунок джазовой музыки вызывает нисходящее движение энергии человека, нарушает внутреннюю гармонию;

  • компьютерная музыка искажает энергию овладения мастерством жизни, науки, обучения;

  • рок-музыка искажает ритм марша и энергию лидерства и др.

Удовольствие, которое получает человек от такой музыки, не возвышает человеческое сознание, а ввергает в пучину животных чувств и страстей, агрессии, злобы, нигилизма, наркотиков (в том числе шоколада и сахара), алкоголя, никотина, безответственных отношений.

Не малую роль в воздействии музыки на человека играет и содержание произведения, его духовность. Аристотель говорил: "Всегда надо остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада".

Творчество великих композиторов всегда направлено на нравственное, физическое и духовное здоровье человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет "сделать их лучше".

Музыка как средство воздействия влияет не только на сознание, но и на подсознание. В научно-экспериментальных работах отечественных ученых установлено статистически достоверное нарушение ряда психических функций под действием рока (уменьшение объема краткосрочной памяти, снижение уровня понятийного обобщения, возникновение чувства раздражения и тоски).

Физиологи обнаружили в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит гипоталамусу. Отсутствие этого участка мозга или его сильное повреждение могут привести к полному исчезновению эмоциональных переживаний, что также подтверждено многочисленными фактами. Люди с поврежденным гипоталамусом становятся жестокими, теряют брезгливость к еде, моральные принципы и не могут получать удовольствие от чего-либо.

Данный процесс может протекать двумя путями:

- внутренним;

- внешним.

Первый предполагает, что человек вспоминает какую-либо музыку и в результате этого у него возникают эмоции. Так же человек может, услышав знакомую музыку, вспомнить события своей жизни, порождающие эмоциональные переживания. Второй путь предполагает, что человек слушает музыку в конкретный момент времени и в нем образуются эмоциональные переживания. Внешнее воздействие музыки происходит вне коры головного мозга. Звуковой сигнал принимается ушными раковинами, затем преобразуется в нервный импульс и по нервным путям приходит в гипоталамус. Гипоталамус воспринимает этот импульс и преобразует в эмоциональные переживания. Кора головного мозга получает импульсы от гипоталамуса, информирующие её о возникновении эмоциональных состояний. Так же от затылочных участков мозга получает информацию об уловленном органами слуха звуковом сигнале. Корой головного мозга эта информация объединяется в ассоциации.

Музыка содержит в себе огромное количество разнообразных периодических структур. Импульсы, получаемые гипоталамусом от органов слуха, мало чем отличаются от других, получаемых им импульсов. Поэтому обрабатывает их теми же методами. Однако, не сможет восстановить синхронность музыкальных ритмов, лишь создает у человека неприятное состояние. Этим объясняются неприятные эмоции, возникающие у многих людей под влиянием полиритмичной и политональной музыки (не у всех людей). В гипоталамусе находится и так называемый "центр удовольствия". Многочисленными экспериментами была доказана способность этого участка гипоталамуса вызывать состояние удовольствия. Этот же центр присутствует и в организмах животных. Гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все другие, к нему поступающие. Из-за этого создаёт у людей приятные ощущения в том случае, когда музыка соответствуют следующим параметрам:

- музыка должна состоять из многочисленных периодически повторяющихся звуковых элементов;

- звуковые периоды должны быть синхронизированы между собой.
- в музыке должны присутствовать постоянно изменяющиеся элементы, зависящие от основных периодов.

Обязательным необходимым условием для работы этих трех принципов является определённое состояние памяти гипоталамуса. Гипоталамус обладает небольшим объёмом собственной локальной памяти, где размещает необходимую ему информацию. Содержание этой памяти во многом определяет реакцию человека на музыку. От информации, там содержащейся, зависит получит или нет человек удовольствие от звучания музыки.

Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными. Как уже говорилось, этими элементами является желательная синхронизация и определённые соотношения звуковых периодов.

Звуки воспринимаются человеком в качестве музыки, только в том случае, если в них присутствуют периодически повторяющиеся элементы. Когда человек слушает танцевальную музыку, его конечности могут начать непроизвольно двигаться. Это явление может быть объяснено свойствами гипоталамуса, но лишь в редких случаях. Обычно в танцевальной музыке используются шумовые и ударные инструменты (незвуковысотные ударные инструменты могут так же быть причислены к шумовым). Физиологам удалось обнаружить, что некоторые виды шумов вызывают сокращения мышц. Многочисленные эксперименты подтвердили это. Им удалось также обнаружить, что сами мышцы, сокращаясь, способны генерировать очень тихие акустические колебания. Вызвать эти колебания могут концентрации определенных веществ (ионы кальция, натрия), изменения температуры тела. Ударные инструменты вызывают шумовые эффекты, генерирующие сокращения мышц. Этим объясняются непроизвольные движения и мышечная активность, вызываемая у нас танцевальной музыкой. Однако воздействие данной музыки не всегда одинаково и зависит от многих факторов: температура тела и обмен веществ, что объясняет некоторое падение танцевальной активности в зрелом возрасте и в состоянии болезни.

Подтверждение трем выше описанным свойствам музыки можно найти в саундтреках фильмов ужасов. Основная цель музыки для этих фильмов вызывать страх, неприятные эмоции и создавать напряженность. Для достижения этой цели в данной музыке должны быть нарушены периодические структуры и их синхронизация.

Фильмы ужасов способны породить у многих людей страх и тревогу. Во многом их воздействие основано на музыке, а не на изображении, так как последнее часто выглядит смешным. Можно отключить звук, и тогда фильм ужасов потеряет устрашающий эффект. Странно если бы во общем-то сказочные сюжеты вызывали бы у взрослых людей страх. Музыка же позволяет создавать у человека любые эмоции, поэтому во многих подобных фильмах эффект страха базируется на ней. Прослушивание звуковых дорожек фильмов ужасов позволяет осознать методы их создания. Обычно в этих фильмах используются искаженные специальными эффектами традиционные музыкальные произведения или мелодии. Наиболее распространены следующие искажения:

- какое-либо музыкальное произведение исполняется на инструменте, который имеет изменяющийся строй. При этом его звучание не является фальшивым, а лишь изменяется по высоте;

- на запись традиционного музыкального произведения накладываются диссонирующие созвучия;

- на запись какого-либо произведения накладывается другое не совпадающее с ним по тональности и темпу.

Данные три метода разрушают музыкальные гармонические связи и ритм. С точки зрения теории биоритмов такая музыка должна быть неприятна, может вызвать тревогу и испортить самочувствие, то есть способна ввести человека именно в то состояние, которое и требуется режиссеру фильма ужасов.

Однообразная музыка вызывает одурманивание сознания. Это происходит вследствие синхронизации различных ритмов мозга. На энцефалограмме наблюдаются всплески ритмов, напоминающие эпилепсию и другие нездоровые состояния мозга. Однообразная музыка способна загипнотизировать человека. Длительные частые прослушивания такой музыки могут привести к деградации разума. Мозг сопротивляется воздействию однообразной музыки и поэтому часто вызывает раздражение. Однако некоторые элементы однообразия позволяют музыке достигнуть приятной неги и аккуратно дурманить сознание. В частности таким элементом однообразия часто является ритм секция в современных произведениях.

Музыка способна изменять шаблон синхронизации биоритмов человеческого организма. Это позволяет оказывать влияние на здоровье и все функции организма.

Музыка может оказывать необратимые последствия на организм человека и при помощи нее можно изменять факторы:

- Здоровье. Можно как улучшать, так и ухудшать. Улучшает здоровье музыка, имеющая правильную ритмическую организацию и для которой характерны пропорции 1/2 , 1/3, 1/4, а также яркая мелодия. Ухудшить здоровье можно полиритмической музыкой, политональной, т.е. той для которой не характерны данные пропорции. Также вредное воздействие может оказать музыка (и звуки) не имеющая ярко выраженную мелодию. Однако следует заметить, что вопрос улучшения и ухудшения здоровья пока плохо изучен и однозначно сказать это нельзя.

- Уровень интеллекта. Интеллект можно повышать и понижать. Так прослушивание однообразной техно музыки приведет к деградации интеллекта. При прослушивании таковой в машине можно понизить свою реакцию, что приведет к ДТП.

- Мораль. Диссонирующие аккорды и микрохроматизмы способны сделать человека более склонным к плотским удовольствиям. Напротив консонирующие аккорды и натуральный звукоряд способны направить человеческий мозг к размышлениям и возвышенным переживаниям.

- Черты характера. Темперамент можно изменить при помощи длительного прослушивания определенной музыки. Можно из скованного скучного человека сделать раскованного и инициативного. Можно Флегматика сделать холериком.

Многие люди включают FM-радио, желая услышать приятную музыку, а не рекламу. Когда начинает звучать рекламный блок, радиослушатели часто переключаются на другую радиостанцию. На большинстве современных приемников для этого достаточно нажать одну кнопку. Если рекламу не слушают и избегают - эффективность снижается. Но почему реклама настолько неприятно звучит? Почему люди стремятся рекламу не слушать? Может ли реклама звучать так же приятно как музыка? Теория периодичности дает ответы на эти вопросы. Рекламные ролики делят рекламный блок на много небольших частей. Это деление разрушает периодичность музыкальных ритмов, нарушает цикличность этих ритмов. Причем эти нарушения очень легко заметить в каждом рекламном блоке. Темп, ритм и тональность подвергаются изменениям каждые 15-30 секунд. Подобное построение музыкального материала противоречит всем существующим нормам организации музыкального произведения, противоречит биоритмичекой организации человеческого организма, и, исходя из всего этого, плохо воспринимается. Такая организация рекламного блока провоцирует человека переключиться на другую радиостанцию, где сможет наслаждаться музыкой. Этот негативный эффект можно избежать, если рекламные ролики будут подобны музыкальным произведениям. Для этого все ролики внутри рекламного блока должны быть едины по темпу и близки по тональности.









Выводы по I главе


Организм человека, как уникальный и тонко настроенный инструмент, способен не только улавливать эти звуки и ритмы, но и излучать свои частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни. Музыка, в которой частоты и ритмы совпадают с ритмами и частотами человека, действует по принципу глубокого массажа на атомном и молекулярном уровнях. Так как в тканях человека высокое содержание воды, звуковые волны свободно проникают в тело человека, оказывая многостороннее воздействие практически на все его функции (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга), а также на эмоции, желания, чувства.

Важно отметить, что на организм человека музыка оказывает не только прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), но и воздействует на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.

Примером положительного воздействия является народная и классическая музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии. Именно музыка этих жанров оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
















Глава II. Исследование влияния музыки на эмоциональное состояние человека

2.1. Организация и методики исследования

На основании изученного теоретического материала мы определили методологический аппарат исследования.

Цельисследования: изучение влияния музыки на эмоционально состояние обучающихся.

Гипотеза исследования:если человек слушает музыку разных направлений, то его настроение изменяется в зависимости от произведения которое он слушает в данный момент.

Задачи исследования:

  1. Изучить и выбрать методы и методики исследования влияния музыки ан эмоциональное состояние учащихся.

  2. Подобрать группу учащихся для проведения исследования.

  3. Выявить направления, которые имеют наибольший уровень влияния на эмоциональное состояние учащихся.

База исследования:МАОУ СОШ № 67 г. Тюмени. Всего в исследовании принимало участие 102 человека. Выборку составили 55учащихся восьмых классов, 25 учащихся седьмых классов и 22 учащихся шестых классов.

Решение второй задачи включало в себя изучение методов и методик влияния музыки ан эмоциональное состояние учащихся.

Исходя из цели исследования, были подобраны следующие методики: методика определения музыкальных предпочтений, цветовой тест Люшера.

Методика определения музыкальных предпочтений и цветовой тест Люшера предназначены для определения предпочтения того или иного музыкального направления.Было предложено прослушать последовательно 8 музыкальных отрывков (Приложение 1), которые были распределены по музыкальным жанрам:

1-металл,

2-классика,

3-рок-н-ролл,

4-современная эстрадная музыка (поп-музыка),

5-рэп,

6- рок,

7-RnB

8-джаз

Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты.

После каждого отрывка испытуемому предлагалось оценить отношение к данному произведению и выбрать цвет, соответствующий настроению, вызванному прослушанной музыкой.

Таким образом, мы получили показатели, которые зафиксированы в таблицах результатов (таблица 1): отношение к музыке (от 0 до 5 баллов) и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).

Таблица 1

Методика определения музыкальных предпочтений и цветовой тест Люшера

Направление

Баллы

Цвет

металл


классика


рок-н-ролл


поп-музыка


рэп


рок


RnB


джаз


Анкетированиепредназначено для выявления личных музыкальных предпочтений. Основными вопросами служили:

- разделяют ли близкие ваши музыкальные пристрастия;

- помогает ли музыка в работе;

- влияет ли музыка на Ваше настроение.




  1. Анализ и описание результатов исследования влияния музыки на эмоциональное состояние учащихся

Методика определения музыкальных предпочтений и цветовой тест Люшера помогла увидеть взаимосвязь направлений и эмоционального состояния, которое появляется во время прослушивания данных композиции.

Среди учащихся восьмых классов лидирующим направлением стал «рок», на последнем месте «Джаз». Все данные наглядно представлены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Методика определения музыкальных предпочтений

(Восьмые классы)

В седьмых классах направления разбились примерно по такому же принципу. Лидирующую позицию заняло направление «рок» и в отстающих идет «джаз».

Все данные наглядно представлены в Диаграмме 2.



Диаграмма 2

Методика определения музыкальных предпочтений

(Седьмые классы)

В шестых классах картина обстоит не много по-другому. Ведущую позицию так же занимает «рок», но на последнем месте в шестых классах идет «классическая музыка».

Все данные наглядно представлены в Диаграмме 2.

Диаграмма 3

Методика определения музыкальных предпочтений

(Шестые классы)

По итогам обработки данных можно с уверенностью сказать что подростки в возрасте 12 - 14 лет предпочитаю слушать музыкальные композиции из направления «рок», а наименьшее удовлетворение получают от прослушивания «джаза» и «классической музыки».

Благодаря цветовому тесту Люшера, мы смогли получить подробное описание эмоции, которые преобладают при прослушивании композиций.

Все данные наглядно представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Цветовой тест М. Люшера

Направление

Возрастная категория

11

12 - 13

14 - 15

металл

темно-синий

темно-синий

темно-синий

классика

коричневый

желто-красный

желто-красный

рок-н-ролл

красно-синий

фиолетовый

красно-синий

поп-музыка

темно-синий

красно-синий

красно-желтый

рэп

серый

черный

черный

рок

красно-желтый

коричневый

красно-желтый

RnB

желто-красный

красно-желтый

красно-желтый

джаз

серый

серый

серый



Пользуясь таблицей №2, мы можем проанализировать настроение, которое возникает при прослушивании композиций.

При прослушивании жанра «металл» во всех трех группах испытуемые испытывали неуверенность и мрачный настрой на дальнейшую деятельность.

Прослушивая «классическую музыку» возрастная категория 11 лет, чувствовала себя комфортно, остальные же испытывали чувства радости, настроение их поднималось.

«Рок-н-ролл» в больше массе вызывал неуверенность с одной стороны и желание действовать с другой.

Направление «Рэп» негативно отразилось на эмоциях всех учащихся.

Наиболее популярное направление «рок» вызвало чувство активности, желания действовать, проявлять себя.

Прослушивание композиции направления «RnB», ку учащихся вызвало чувство легкости, солнечности с одной стороны и активности, желания жить с другой стороны.

И последнее направление «джаз», которое в большинстве случаев оказалось на последней позиции, не вызвало никаких положительных и отрицательных эмоций. Данное направление для учащихся стало нейтральным.

Делая вывод, можно сказать, что прослушивание музыкальных композиций относящимся к разным жанрам, по-разному влияет на эмоциональное состояние учащихся.










Выводы по II главе

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • учащиеся 6 - 8 классов отдают предпочтение таким музыкальным направлениям как «рок», «рок-н-ролл» и «рэп». На последнем же месте оказались такие направления как «джаз» и «классическая музыка»;

  • направления, которые встали на лидирующие позиции, вызывают у учеников желание действовать с одной стороны и негативные эмоции с другой стороны, а направления, оказавшиеся в конце списка, вызывали же наоборот чувства радости и комфорта.








Заключение

В ходе данной работы мы пришли к следующим выводам:

эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на психологическую и физиологическую деятельность организма через звук, ритм и эмоции.

Существует и обратная связь - любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать ту или иную композицию.

Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь три (рок-н-ролл, классика и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп).

Работа достигла поставленной цели. Мы изучили влияние музыки на эмоциональное состояние обучающихся.

Гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась.

Прикладная значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут применяться для проведения внеклассных занятий с обучающимися и на уроках музыки. Благодаря исследованию, ребята смогут ориентироваться в мире музыки, руководствуясь не только своими предпочтениями, но и полученными знаниями.




Список используемой литературы

  1. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  2. Вуйма А. Ю. Основные принципы воздействия музыки на человека. - М., 1999

  3. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984.

  4. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995

  5. Леви М. В. Функциональная музыка как явление современной культуры (сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта). - М.: РГБ, 2004

  6. Малахова Н. Назначение музыки - прожить не зря/ Н. Малахова// Новая газета. - 2007. - 7 августа. - С.22

  7. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика.- М.: ВЛАДОС, 2000

  8. Собчик Л.Н. Метод цифровых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. - СПб: Речь,2007.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. muzofon.com/search/Bring







Приложение 1

Список музыкальных фрагментов, предложенных детям

1. металл - Bring Me The Horizon «Can You Feel My Heart»

2. классика - В.А. Моцарт «Симфония №40»

3. рок-н-ролл - The Beatles «Rock and Roll Music»

4. современная эстрадная музыка (поп-музыка) - MichaelJackson «BillieJean»

5. рэп - Eminem «Berzerk»

6.рок - Three Days Grace «I Hate Everything About You»

7. RnB - Beyonce «If I Were A Boy»

8. джаз - Eddie Fisher «When I Leave The World Behind»









Приложение 2

Тест М. Люшера (краткий вариант)

Тест М. Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Краткий вариант цветового теста Люшерапредставляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: - серого (условный номер - 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Характеристика цветов

Желтый цвет - светлый, как солнечный день, - вызывает веселое и радостное настроение, стремление смотреть вперед и надеяться.

Фиолетовый и синие цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой.

Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет.

Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно- зеленый, наоборот мягким и тяжелым.

Зеленый цвет успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты, затаенности.

Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.

Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

Коричневый отражает стремление к комфорту, уюту.





© 2010-2022