- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке
Рабочая программа по музыке
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Исаченкова В.А. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
на заседании МО
заместителем директора школы
директор школы
учителей начальных классов
по УР
ПопченкоН.В.
Руководитель МО Кравцова С.В.
Кравцовой С.В. ____________
Приказ №______
Протокол № ___
«______» ____________2015г.
от «____» __________ 2015 г.
от «___» ___________2015г.
.
Рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
Программу разработала
учитель начальных классов
Исаченкова В. А.
Педстаж 9 лет
Первая квалификационная категория
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №142, введённый в действие с 1 января 2009 года в качестве федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
-
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
-
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела -
2 четверть: 8 урок - «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины»
4 четверть: 32 урок - «Ничего на свете лучше нету». В конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урок)
В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
1 класс:
Тема: «Музыка осени» -1 час вместо 2 часов.
Тема: «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука разделена на 2 часа.
Тема: Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа разделена на 2 часа за счет Темы: Музыкальные инструменты. Звучащие картины, которой выделены 2 часа в учебно - тематическом плане.
Тема: «Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины» разделены на две темы: «Музыкальные инструменты» и «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины»
Тема: «Музыка в цирке» - 1 час вместо 2 часов
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
I класс.
-
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
-
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
-
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
-
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
-
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
-
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
-
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
-
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся научатся:
-
воспринимать музыку различных жанров;
-
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
-
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
-
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
-
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
-
Действие смыслообразования,
-
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
-
Умение выражать свои мысли,
-
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
-
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
-
Целеполагание,
-
волевая саморегуляция,
-
коррекция,
-
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
-
Умение структурировать знания,
-
Смысловое чтение,
-
Знаково - символическое моделирование,
-
Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
-
Анализ объектов;
-
Синтез, как составление целого из частей
-
Классификация объектов.
-
Доказательство
-
Выдвижение гипотез и их обоснование
-
Построение логической цепи рассуждения
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
-
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2014г.
-
учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2011г.
-
Рабочая тетрадь для 1 класса, М., Просвещение, 2014г.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
Приложение 1.
Итоговый тест 1 класс 1 полугодие
Тема раздела: « Музыка вокруг нас»
-
Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке - это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
-
Выберите верное утверждение:
а) Композитор - это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор - это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор - это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель - это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель - это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель - это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
-
Найдите лишнее:
Народные инструменты - это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические инструменты - это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
-
Найдите лишнее:
Народные праздники - это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября
Итоговый тест 1 класс 2 полугодие
Тема раздела: « Музыка и ты»
-
Приведи в соответствие (соедини стрелками):
Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова
-
Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
а) светлыми
б) нежными
в) сумрачными
3. Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях - это…
а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
4. Найди лишнее:(подчеркни)
Духовые народные инструменты - это…
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка
-
Назовите композитора песни «Болтунья»:
а) Д.Б. Кабалевский
б) С.Прокофьев
-
Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?
а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш
б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец
в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня
Так же для проведения итогового мониторинга можно использовать выполнение творческих заданий из рабочей тетради для 1 класса издательства «Просвещения», авторов методического комплекта: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Номер урока
Дата
Наименование разделов, тем отдельных уроков
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
по плану
фактически
«Музыка вокруг нас»(16ч)
1.
Урок-путешествие.
«И Муза вечная со мной!»
1
Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель.
Уметь выявлять характер музыки, принимать организованное участие в общей игре; соблюдать основные правила урока слушать не перебивая музыку.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
2.
Урок-сказка.
Хоровод муз.
1
Знать понятия: хор, хоровод.
Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по кругу.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
3.
«Повсюду музыка слышна…»
1
Знать понятия: композитор.
Уметь сочинять мелодию на заданный текст. Понимать музыкальное настроение.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
4.
Урок-концерт.
Душа музыки - мелодия.
1
Знать понятия: мелодия, марш, танец, песня.
Уметь откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме; понимать значение мелодии в музыке.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
5.
Урок-экскурсия.
Музыка осени.
1
Уметь определять настроение стихотворений, музыкальных произведений; -сопоставлять голоса человека с голосом скрипки; пробуждать навыки эмоционального восприятия музыки;
-владеть способами певческой деятельности.
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
6.
Урок-фантазия.
Сочини мелодию.
1
Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, уметь сочинять мелодию на заданный текст
Уметь выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента в музыке.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
7.
«Азбука, азбука каждому нужна…»
1
Знать понятия: азбука, куплетная форма
Уметь петь по движению руки учителя, начало, конец, кульминация;
-определять графику мелодию песен.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
8.
Музыкальная азбука.
1
Знать понятия: ноты, звуки, нотный стан, скрипичный ключ
Уметь запоминать и называть ноты по графике, по руке.
Знакомиться с элементами нотной записи. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
9.
Музыка вокруг нас.
Обобщающий урок 1 четверти.
1
Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, ноты, звуки, нотный стан, скрипичный ключ.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
10.
Музыкальные инструменты.
1
Знать понятия: народная музыка Уметь определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
11.
Музыкальные инструменты.
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
Знать понятия: музыка авторская (композиторская)
Уметь определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано;
-проводить сравнительный анализ музыкальных произведений на основе своеобразного звучания музыкальных инструментов.
12.
Музыкальные инструменты.
1
Знать понятия: музыка авторская (композиторская)
Уметь определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано;
-проводить сравнительный анализ музыкальных произведений на основе своеобразного звучания музыкальных инструментов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
13.
Звучащие картины.
1
Знать понятия: отличия народной от профессиональной музыки. Лад.
Уметь приводить примеры, отвечать на вопросы;
-выделять принадлежность музыки к народной или композиторской.
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
14.
Разыграй песню.
1
Уметь: выразительно исполнять песню; составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
15.
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
1
Знать понятия: народные праздники, рождественские песни
Уметь петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
16.
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
1
Уметь выразительно исполнять колядки.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором).
Тема второго полугодия: «Музыка и ты»(17ч)
17.
Край, в котором ты живешь.
1
Знать понятия: Родина, малая Родина
Уметь объяснять их,
-исполнять песню с нужным настроением,
-высказываться о характере музыки, выучить песни о своем крае,
-определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
18.
Художник, поэт, композитор.
1
Знать
-виды искусства имеют собственные средства выразительности;
Уметь находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
19.
Музыка утра.
1
Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение)
Понимать как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная;
-как музыка рассказывает о жизни природы.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
20.
Музыка вечера.
1
Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение).
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
21.
Музыкальные портреты.
1
Знать понятие портрет
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений
-уметь рассказывать о понравившейся музыке.
-характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, образа-портрета.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
22.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
1
Знать понятие портрет
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений
-уметь рассказывать о понравившейся музыке.
-характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, образа-портрета.
23.
Музы не молчали.
1
Знать понятия: солист, хор
Уметь объяснять понятия: отечество, подвиг, память, выразительно исполнять песни,
-определять характер музыки и передавать ее настроение,
-описывать образ русского воина.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
24.
Мамин праздник.
1
Уметь анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни.
Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
25.
Обобщающий урок.
1
Знать понятия: старинные и современные инструменты
Уметь на слух определять звучание лютни, гитары, клавесина и фортепиано.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
26.
Музыкальные инструменты.У каждого свой музыкальный инструмент.
1
Знать фамилии, имена, отчества композиторов и названия музыкальных произведений, звучащих на уроке.
Уметь проводить музыкальный анализ сочинений .
Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества.
27.
Музыкальные инструменты.
1
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
Сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
28.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
1
Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств,мыслей человека, силе ее воздействия.
29.
Музыка в цирке.
1
Уметь определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец - марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
30.
Дом, который звучит.
1
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
31.
Опера-сказка.
1
Назвать понравившееся произведение, дать его характеристику;
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
32.
«Ничего на свете лучше нету».
1
Понимать триединство: композитор - исполнитель - слушатель,
33.
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
1
- осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям,создавать собственные исполнительские интерпретации;
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.