• Преподавателю
  • Музыка
  • «Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка»

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Железногорска Курской области.






«Воспитательный потенциал уроков музыки

в общеобразовательной организации

в духовно-нравственном

становлении личности ребенка».





Опыт работы

учителя музыки

Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №7»

города Железногорска Курской области

Богомазовой Ольги Александровны«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».


Железногорск - 2015

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, учителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Раскрывая аспекты, связанные с понятием духовно-нравственном становлении молодого поколения, необходимо определиться с понятиями «духовность» и «нравственность».


  • «духовность» - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальным

  • «нравственность» - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами

С.И. Ожегов.

Также понятие «духовность» можно трактовать как уровень развития учреждений культуры и степень их посещаемости - все это составляет духовную жизнь общества.

В 2005 году мною проведена (анонимная) диагностика (приложение 1, 2) уровня музыкальной духовности учащихся 10-х классов нашей школы (43 человека). На музыкальные спектакли ходят 7% учащихся; дома слушают классическую музыку (иногда) 28%, концерты классической музыки посетили 0%, телевизионные передачи о классике смотрят 4.6%, о композиторах - 12%, читают о классической музыке 2.3%. А это были дети профильных классов, среди них 22 человека из филологического класса.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».





В беседах с подростками стало ясно, что им просто не интересно слушать классику. Да, они знают о Моцарте, о Чайковском и о других композиторах, но у них нет потребности слушать их произведения.

Возник вопрос. Если у моих учеников есть знания о музыке, то почему у них нет желания слушать классику, что я делала не так? Проанализировала ситуацию.

Да, я старалась, рассказывала о композиторах и музыкальных произведениях, беседовала, слушала с учащимися музыку, подвигала детей к рассмотрению и анализу музыкальных произведений. Но… все мои попытки заинтересовать обучающихся не дали желаемый результат.

И я пришла к выводу, что пришла пора перестроиться самой, и для этого мне необходимо:


  • открывать образный мир золотого фонда классики, опираясь на духовность, через эмоциональное общение;

  • рассматривать внутренний мир композиторов и их произведений через призму человеческих чувств таких, как любовь, ненависть, доброта и зло;

  • рассказывать о музыкальных инструментах, показывая их строение, назначение, возможность передавать чувства скорби, печали, веселья, радости, умение изображать звуки природы.

Жизнь потребовала расставания с непродуктивным обучением и встречи с образованием свободным, характеристики которого рождаются не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего современный урок.

Я стала в своей работе опираться на три постулата, лежащие в основе современного урока музыки:


  • Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя.

  • Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

  • Человек в качестве субъекта осмысления истины остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели, а не в роли средства.

Соблюдение этих правил позволяет формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовно-нравственной культуры школьников, но этого мало, потребовалась программа, базирующаяся на художественно-образном, нравственно-эстетическом отражении мирового искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов классиков и современных.

Наиболее полно, по моему мнению, этой цели соответствует программа Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств учащегося вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, патриотизм. Художественно-педагогическая идея позволяет ребёнку и педагогу осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Поэтому с 2005 года я одна из первых в городе приобрела учебно-методический комплекс и стала работать по этой инновационной программе. Особо хочется отметить, что принципиальной позицией авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Освоение содержания УМК является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. В центре - различные явления русской музыкальной культуры, так как комплекты разработаны для учащихся школ России.

Работая по этой программе, я ставлю акцент не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение образного багажа учащегося, формирование устойчивого интереса к музыке как к части окружающей жизни, развития эмоционального отклика на музыку.

Так, слушая произведения русских композиторов по теме «Россия - Родина моя», я стараюсь найти верную, «идущую от сердца» интонацию: просто о высоком - «Родина одна». Прошу вслушаться в слова РОДина - приРОДа - наРОД (их можно написать на доске), даже первоклассникам становится очевидным смысл выражений, так часто употребляемых нами: «родные места», «родительский дом», «откуда ты родом». Музыкальные произведения Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Шнитке предлагаемые мною детям по этой теме имеют одно общее свойство - это трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе.

Каждое их произведение наполнено теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Такие уроки затрагивают тонкие струны детских душ, а эмоции находят отражение в их рисунках, стихах (лучшие из них демонстрируются на стендах в рекреации).

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Раскрыть духовность произведений мне помогает структура урока, построенная на принципах, разработанных Д.Б. Кабалевским (принцип эмоциональной драматургии) и Л.М. Предтеченской (принцип художественно-педагогической драматургии). Особенность художественной драматургии основана на логике развития образа, его восприятия. Так можно выделить шесть взаимосвязанных элементов художественной драматургии:

Пролог - завязка - развитие действия - кульминация - развязка - эпилог.

  • Задача пролога - привести к общему тону, сделать ауфтакт.

  • Драматургическая завязка даёт важнейший импульс к действию, определяет ход, темп, активность всех действующих героев. В завязке ставятся основные задачи, определяется материал, способы действия всех субъектов.

  • Развитие действия характеризуется неустойчивостью, то есть, возможны отклонения, сомнения, противопоставления, варьирование.

  • Кульминация - высшая точка переживания, связанного с эмоциями. Эстетическая сущность музыкального переживания сказывается на широте интересов, богатстве духовных запросов, общем интеллектуальном кругозоре учащихся.

  • В развязке (актуализации) акцентируются основные моменты содержания.

  • Эпилог - оценивание, анализ самоощущений.

Таким образом, содержание урока музыки, разворачивается как погружение в какую- либо тему, проблему, образ, что позволяет раскрывать произведения классики через историю человеческой жизни, нравственности, добродетели. Так, бинарный урок по музыке и православию на тему «Святой князь Александр Невский - защитник земли Русской» (кантата для хора и оркестра «Александр Невский» композитор Сергей Прокофьев), оставил глубокий след в умах и сердцах моих учеников. Школьники раскрыли музыкальное произведение, узнали о добродетельной, нравственной жизни воина, сделали вывод, что благодаря трудам князя наша Родина сохранила православную веру.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Духовно-нравственное воспитание невозможно без обращения к теме православия, христианства. На своих уроках я стараюсь очень бережно ввести детей в мир православной духовной музыки, т.к. это целый пласт русской музыкальной культуры. На страницах учебника и рабочей тетради в разделе «О России петь - что стремиться в храм…» большое количество иллюстраций.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Это помогает мне наглядно показать, что в храме органично сливаются все виды искусства, а на уроках привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи умножает и усиливает музыкальные впечатления детей.

Работая в творческом тандеме с учителем православия Гончаровой Ольгой Михайловной и священником Отцом Георгием, я стараюсь расширить знания учеников о святых людях (раздел «Святые земли Русской»). Рассказываю о том, что это реально существовавшие русские люди, что за их добрые дела, подвиги люди чтят их память, в их честь слагают молитвы и песнопения, воздвигают храмы, памятники, снимают кинофильмы, стараюсь развить в них заинтересованность и потребность в самостоятельном православном развитии.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Содержательный материал, включающий комплекс информационного материала: репродукции картин, рисунки, портреты, эскизы декораций, видео, стихи, фрагменты литературных произведений, используемый мною на уроках, помогает мне сделать их более яркими, насыщенными, содержательными.

Так, сравнивая произведения «Радуйся, Мария» Франца Шуберта и «Богородице Дево, радуйся» Сергея Рахманинова, ребята чувствуют красоту гармонии, чистое и благозвучное обращение к образу Богородицы.

Репродукции прекрасных полотен Рафаэля, Микеланджело, Васнецова, старинных икон умножают и усиливают музыкальные впечатления детей, вносят ноты чистоты, величия и благородства Царицы Небесной. Подобного рода шедевры трудно описать своими словами, поэтому мы читаем поэтические строки Данте, Пушкина, Толстого, Жуковского, Фета.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

После такого урока невозможно остаться равнодушным, ребята описывают своё состояние как просветление души.

Труд в этой области был отмечен Благодарностью «За успешное проведение работы в общеобразовательном учреждении по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи», Архиерейской грамотой «В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви».

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Практикую разнообразные формы и разновидности проведения урока:


  • Урок - знакомство

  • монография (построенный на материале произведений одного композитора)

  • концерт

  • путешествие

  • портрет

  • исследование и другие…

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Эта практика даёт мне возможность познакомить обучающихся с внешним видом, тембром, выразительными возможностями инструментов симфонического оркестра. Мы исследуем не только историю их появления, но и строение, внутреннее устройство, беседуем о музыкантах, которые популяризировали их.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

При этом я стараюсь продемонстрировать тот или другой инструмент «живьём», дать ребятам потрогать, поиграть, и даже посмотреть, что у него находится внутри.

Использование методов музыкального обучения:

  • наблюдение за музыкой

  • не навязывать, а убеждать ею

  • не развлекать, а радовать

  • «забегание» вперёд и «возвращение» назад

  • размышление о музыке

  • эмоциональная завязка (яркое, необычное начало урока, эффект удивления, открытия)

  • занимательные примеры ,

а так же принципов музыкального обучения:

  • связь музыки с жизнью

  • увлечённость, интерес

  • сходство и различия

  • тематическое построение

  • целостность урока и других


«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

позволяет мне достичь проектируемого результата на уроке, организовать деятельность учащихся на основе взаимодействия.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Так, на уроках, посвящённым театру, обучающиеся являются полноправными участниками хода занятия. Во время занятий мы становимся литераторами, составляя либретто, художниками, оформляя афишу, танцовщиками, исполняя элементы классической разминки.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, а всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. Поэтому передо мной стала задача - разнообразить учебный процесс, внести новые элементы в процесс обучения с целью повышения познавательного интереса обучающихся к музыке и к процессу обучения в целом, научиться пользоваться техникой, приобрести новые записи на качественных носителях (аудио, диски mp3, видео, DVD, мультимедийные пособия). А главное - оборудовать стационарный кабинет качественной техникой (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, DVD, компьютер, мультимедийная установка). Эта задача была решена. На сегодня кабинет Музыки - один из самых функциональных в городе.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Работая по учебному комплексу Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, я вижу повышение интереса обучающихся к классической, духовной, народной музыке через эмоционально открытое общение с ней в школе, дома, в музыкальных радио- и телепрограммах, понимание её роли в жизни человека. Это отразилось в сочинениях учеников 4-х классов (2012 год) на тему «Что значит классическая музыка для меня?»:

«Мне нравится музыка тихая, спокойная, нежная и вообще музыка - это маленький рай!» (Стефанович Илья)

«Музыка для меня - это вдохновение, стимул жизни, без музыки мой мир был бы чёрный» (Логунова Лариса),

«Когда я слушаю музыку, мне становится легче на душе, я начал хорошо учиться и лучше слушаться маму» (Головин Максим).

Повышение мотиваций (побуждений к познавательной деятельности):


  • внутренней

  • внешней

  • положительной

  • социальной

создаю путём создания педагогических условий:


  • уровнем сложности и новизны материала

  • возможностью проявления самостоятельности (при этом практикую только демократические отношения)

Условия коллективной деятельности, объяснение последствий, мой личный пример сказываются на результатах обучения.

Уровень музыкальной культуры обучающихся стал выше. Это подтверждает диагностика в 2015 году 5-х классов (77 человек): на музыкальные спектакли ходят 14.5% учащихся; дома слушают классическую музыку 58%, концерты классической музыки посетили 6%, телевизионные передачи о классике смотрят 12%, о композиторах - 16%, читают о классической музыке 7%, в музыкальной школе учатся 15%, стать музыкантами хотели бы 10%.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».





Но самое главное - меняются нравственные идеалы моих учеников, развивается такт и мягкость, чуткость к ближнему, растёт чувство патриотизма, основанного на православной вере, вере в свой народ и любви к Родине.

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Опыт моей работы обобщён, оценен и востребован моими коллегами. Многие из них заинтересовались и стали использовать элементы программы Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной в своей работе, а некоторые, так же как я, полностью перешли на учебно-методический комплекс этих авторов.

Находясь в постоянном поиске новых идей, знаний, я знакомлюсь с новинками педагогической литературы, использую в своей работе интернет, участвую в различных конкурсах («Учитель года 2008», «Учитель года 2010»), где стала дипломантом и победителем в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм».

«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

Закончить обобщение своего опыта работы по теме «Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка» хочу словами, которые отражают мое педагогическое кредо:

«Будущее каждого из нас создаётся сегодня. Оно создаётся нашими мыслями, словами, нашими делами!»«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».«Воспитательный потенциал уроков музыки в общеобразовательной организации в духовно-нравственном становлении личности ребенка».

© 2010-2022