Пояснительная записка к программе по музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Пояснительная записка к программе по музыке

Рудненский городской отдел образования

ГККП «Ясли-сад №4» акимата г. Рудного















Музыкальный руководитель:

Шатрова О.Г.



2012 год

Пояснительная записка

Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам:

  • В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется "назревшей социальной необходимостью" в творческих кадрах, главным образом в творческих исполнителях;

  • Необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом.

Проблема творчества и развития творческих способностей детей является сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ней чрезвычайно актуально в настоящее время.

Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, так как именно искусство пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало, формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир.

Исходя из этого, я в своей работе по формированию творческих способностей детей на занятиях ставлю интеграцию разных видов искусств.

Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

Интеграция разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств.

На интегрированном занятии дети поочередно занимаются пением, слушанием музыки, рассматриванием картин , чтением стихов, танцами.

В процессе интегрированных занятий дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию и развитию творческих способностей.

Интеграцию всех видов искусства и художественно-творческой деятельности я понимаю, как более глубокую форму взаимосвязи различных разделов воспитания и образования детей.

Планируются интегрированные занятия в соответствии с программой художественно-речевой, музыкально и изобразительной деятельности.

Для того, чтобы провести интегрированное занятие необходимо правильно отобрать произведения искусства (литературы, музыки, живописи):

  • доступность произведений искусства детскому пониманию (опираться на детский опыт);

  • реалистичность произведений художественной литературы, живописи;

  • привлекательность для детей, по возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающий эмоциональный отклик в душе ребенка.

Структура интегрированных занятий зависит от возраста ребенка, от накопления чувственного опыта: от живого наблюдения к рассматриванию картин, к восприятию образа в стихах, музыке.

3-4 года - живое наблюдение предмета или явления плюс яркая иллюстрация его.

4-5 дет - яркая иллюстрация или картина, небольшое литературное произведение.

5-6 лет - литературное произведение плюс несколько репродукций, позволяющих выделить выразительные средства; музыкальное произведение или песня (как фон или как самостоятельная часть занятия).

6-7 лет - художественное произведение плюс 2-3 репродукции (изображающие либо сходный пейзаж либо различный) либо описание предмета или явления в 2-3 стихотворениях (сравнение, сопоставление); музыкальное произведение (в сравнении - какое подходит к репродукции или стихотворению).

Планируются интегрированные занятия в соответствии с программой художественно-речевой, музыкально и изобразительной деятельности.

Для того, чтобы провести интегрированное занятие необходимо правильно отобрать произведения искусства (литературы, музыки, живописи):

  • доступность произведений искусства детскому пониманию (опираться на детский опыт);

  • реалистичность произведений художественной литературы, живописи;

  • привлекательность для детей, по возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающий эмоциональный отклик в душе ребенка.

В старших группах в процессе слушания музыки ставятся следующие задачи:

  • анализировать произведения торжественного, радостного, грустного и шутливого характера;

  • воспринимать образцы казахской народной музыки и музыкальных произведений композиторов Казахстана, знать историю произведения, легенды, связанные с кюями;

  • формировать знания о жизни и творчестве композиторов Казахстана;

  • различать звучание народных музыкальных инструментов;

  • воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

  • прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей, оркестра;

  • приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

  • развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них, различать двух- и трехчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;

  • развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.

Добиваясь выполнения поставленных задач, педагог стремится: приучать детей внимательно слушать музыку, все свои эмоции выражать после прослушивания музыкального произведения.

Идея, убеждение, замысел произведение воспринимается сердцем, через эмоции. А убеждение, воспринятое через эмоции наиболее эффективно.

Интегрированные занятия могут проводиться как одним воспитателем, так и воспитателем совместно с музыкальным руководителем.

Заключение

Таким образом, в процессе интегрированных занятий дети учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Приобретенный ранее художественный опыт помогает им создавать выразительный образ (музыкальный, поэтический, изобразительный). Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для формирования и развития творческих способностей.


© 2010-2022