Технологическая карта урока по теме Путешествие в музыкальный театр

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - музыка

Класс - 5

урок по изучению и первичному закреплению нового материала

Тема урока - «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-осознание того, что музыка "очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства";

-воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической музыке;

-развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности;

-умение пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями.

-умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности;

-умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;

-умение применять полученные знания для решения творческих задач.

- развитие музыкально-эстетического чувства;

- сотрудничество в ходе решения музыкально-творческих задач;

- формирование целостного представления о музыке.

Словарь урока: эмоциональные слова, опера, либретто, ария, композитор, хор, ансамбль, дуэт, трио, дирижер, оркестр.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари, раздаточный материал со словами песен "Высота, высота, поднебесная ", "Сказки гуляют по свету", таблицы для характеристики главных героев оперы, аккордеон.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

(2 мин.)

Музыкальное приветствие учителя:

- «С добрым утром, начат день!

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь¸

Вы уже готовы?»

Музыкальное приветствие детей: «Добрый день, добрый день,

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь,

Мы уже готовы!»

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

Давайте пожелаем друг другу удачи и хлопнем в ладошку соседа по парте, скажем ему комплимент

2 этап.

Мотивация

(3 мин)

1) О чем говорится в произведении под которое вы вошли в класс? (о сказке)

Откуда к нам пришла сказка? Почему многие столетия взрослые рассказывают детям сказки, а дети с упоением их слушают?- Так ведь это же интересно!- ответят все, не задумываясь. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,- вспомнят пушкинские строки те, кто начитан.

Но в древние времена сказка входила еще и в магический обряд «посвящения во взрослые». Он назывался инициацией. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в потусторонний символический мир- мир мертвых. Учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний. Разгадывали загадки, благополучно возвращались обратно. Итак, сказка - не только занимательно - но еще и серьезно. Но достаточно слов! Сказка зовет в дорогу…

Итак, сказка будет Вам сегодня рассказана средствами музыкального языка, который опирается на серьезный, имеющий свои глубокие традиции музыкальный жанр.

- Скажите ребята, где можно увидеть и услышать музыкальные сказки?

- правильно. Сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр.

- Что такое театр? Что вы о нем знаете?

- Назовите самые известные театры нашей страны?

- Кто из вас был в театре?

- Как назывались спектакли, которые вы смотрели?

2) Сегодня мы побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет главную, ведущую роль. Отгадав загадку, вы узнаете, как называется жанр этого спектакля:

В кассе мы билет купили

И вчера в театр ходили

Мы во все глаза глядели

Весь спектакль артисты пели

Мы в ладоши хлопали

Все мы любим……..

Итак, тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

- задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений

- предоставляет дидактический материал

- Вступают в диалог с учителем, выполняют задания, выявляют противоречие - осознают и проговаривают его







Ответы детей - в музыкальном театре

Ответы детей

Большой театр г. Москва, Мариинский театр г. Санкт-Петербург, Александрийский театр

Ответы детей

Ответы детей



Ответы детей - (оперу)

Определение темы урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Определение темы урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

3 этап. Актуализация знаний

(7 мин.)

Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на страницах 48- 51. Называются эти страницы «Оперная мозаика». Внимательно рассмотрите фотографии. -Какие музыкальные темы пришли Вам в голову? -Каких персонажей уже известных Вам опер Вы узнали? -Вспомните, пожалуйста, какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер?

А мы сейчас и проверим! Проведем блиц-опрос на знание опер, пройденных в начальной школе (на центральной доске расположены в хаотичном порядке портреты композиторов и авторов, изображения персонажей) Задание: правильно разместить картинки, композиторов и авторов музыкальных и литературных произведений - дети у доски перемещают картинки персонажей к названиям музыкальных произведений, вспоминают о названиях литературных произведений:



Молодцы, справились с заданием.

Ребята, вы видите на доске кроссворд, правильно разгадав его, вы узнаете, с какой сказочной былиной, написанной в жанре оперы мы сегодня познакомимся? (Решают кроссворд)

Кроссворд:

  1. Композитор, автор балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»? (Чайковский)

  2. Музыкальный жанр, исполняемый на какой- либо гласный звук? (вокализ)

  3. На линейках , между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту…( до)

  4. Композитор- «Основоположник русской музыки», автор оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»? ( Глинка)

  5. Высокий женский голос, но не самый? (сопрано). С какой былиной-сказкой мы встретимся?

- Что же такое опера? На этот вопрос нам постарается ответить Волосова Дарья (сообщение).





- Где и когда появилась опера?

- Почему в Италии?

Опера - это музыкальный спектакль, в котором все герои поют или говорят нараспев речитативом в сопровождении оркестра.

А теперь переверните страницу учебника- рассмотрите все иллюстрации на стр. 52-57. Из глубины веков дошли до нас имена легендарных гусляров- песенников Баяна, Садко. И Баяна, и Садко на картинах изображают красками неяркими, не пронзительными, а матовыми, будто дымкой времени подернутые…Особые это краски, темперой называются. Замешаны они на яйце, а не на масле. Именно такими красками иконы в старину писали. Смотришь на такие картины( на стр.54-55) и будто слышишь напевный голос былинника да звон гусельных струн.

Перед Вами на стр.52-53 репродукция картины И.Е.Репина «Садко».

Я приглашаю Вас совершить музыкальное путешествие в одну из замечательных русских опер. Это опера «Садко», литературной основой оперы стала русская былина о талантливом гусляре, а саму оперу написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков.

Презентация о жизни и творчестве композитора и создании оперы

Давайте вспомним наш русский древний миф, новгородскую легенду-былину о Садко. Новгородская былина занимает особое место в русском народном творчестве. Это одна из немногих былин, герой которой - человек искусства, певец-гусляр. А расскажет нам о Садко Казимирова Вероника. (сообщение)

( Руслан - Н.А.Римский-Корсаков и А.С.Пушкин»; Черномор - Н.А.Римский-Корсаков и А.С.Пушкин; Иван Сусанин и польские захватчики М.И.Глинка; Снегурочка- Н.А.Римский-Корсаков и А.Н. Островский) Опера «Руслан и Людмила», опера «Снегурочка», опера «Иван Сусанин»







Сообщение: Дарья Волосова

Первую оперу написал в 1600 году итальянский композитор Джакопо Пери. Это была "Эвридика", спектакль, во время которого певцам аккомпанировал ансамбль из четырех музыкантов. Хотя арии не были особенно веселыми и напоминали церковные псалмы, опера впервые была исполнена на свадьбе французского короля Генриха IV. Ошибочно раньше считали, что родоначальник оперы - Клаудио Монтеверди, написавший в 1607 году оперу "Орфей".
Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 - начале 20 вв.
В России же опера появилась только в 19 веке.

Дети записывают определение:

Опера - это музыкальный спектакль, в котором все герои поют или говорят нараспев речитативом в сопровождении оркестра.









Сообщение о Садко: - Вероника Казимирова.

Садко - герой русского народного эпоса. Садко - гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.
Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» - купцом.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

(3мин)

Целеполагание - формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(19мин)









Физминутка:

(1мин)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

…Вот мы с вами и в театре. Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций, магию звуков. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Встал за пульт дирижер. Внимание… Опера началась, но занавес еще закрыт.

Опера открывается вступлением, былинным зачином, рисующим образ моря. Этот образ проходит через все произведение. Под руководством дирижера музыканты создают фантастические и реальные образы.

- Как называется группа музыкантов в театре? (оркестр, в опере он симфонический)

- С чего же начинается оперный спектакль? Расскажет нам об этом:



- Звучит тема «Океан-море синее»

- Каким изображено море в увертюре?

Показ движение моря в увертюре «Океан-море синее» немного отдохнули. А теперь займите свои места и мы продолжаем нашу работу.

- В опере много музыкальных номеров, самые значительные это арии и хоры.

Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. (записать в листы). Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.

Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра ( записать в листы). В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения.

Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.

Дуэт, трио - вокальное произведение для двух, трех голосов.

Речитатив - полуречь, полупение ( записать в листы). Речитатив - вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора.

Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт. Хор - это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа». Хор - совместное звучание многих голосов.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

Что ещё помогает определить и лучше понять героев опер? Конечно это тембры (окраска) голосов. Давай вспомним классификацию мужских и женских голосов и оперных героев, которыми можно играть определённую роль в опере.

А сейчас настало время познакомиться с главными героями оперы-былины. И первый с кем мы с вами познакомимся. Это будет….

Итак, события разворачиваются следующим образом. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру и садится на камень. Он поет свою песню.

- Что чувствует в душе Садко?

Какую песню, по вашему мнению, будет петь Садко, после того, как купцы прогнали его с пира и он оказался на берегу Ильмень - озера?

Просмотр видеофрагмента. Песня Садко «Ой ты, темная дубрава».

В последующей сцене Садко и Морской царевны много ансамблевых и сольных номеров. "Кто же ты, девица?" - спрашивает Садко. Морская царевна ему отвечает: " Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень - озера. Сёстры мои позаслушались, пуще их всех позаслушалась я - позаслушалась, пригорюнилась. Вот и вышла - повышла я с сёстрами на зелен луг да на крут бережок. О, разгони же тоску ты кручинушку, песню весёлую спой. Наигрыш ты заиграй переборчатый- сёстры круги заведут". Песня Садко пробудила в Морской царевне человеческое участие. По её просьбе Садко поёт песню "Заиграйте, мои гусельки"

Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему радость и богатство.

Просмотр видеофрагмента. «Колыбельная Волховы».

Ребята, не случайно мы с вами не проанализировали главных героев. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы вы самостоятельно постарались охарактеризовать главных героев. Перед вами лежат листы с заданиями. Впишите пожалуйста ответы.













- Дыхательная гимнастика

- 1 упр. «Ладошки»

2 упр. «Обними плечи»

3 упр. « Подули на свечку» от 1-5свечек поочередно

Вокально- хоровая работа

От души благодарит Садко гостей, обещает везде побывать. Прощается с Новгородцами, сходит на корабль и запевает вместе с дружиной песню мореходную, народом сложенную: « Высота, высота поднебесная, глубота, глубота, океан, море - синее…»( подпевайте , тексты лежат на партах)

«Высота, высота…»- служит как бы ответом на песни иноземных купцов. Музыка этого хора является подлинным былинным напевом о Соловье Будимировиче. Поначалу мелодия звучит одноголосно, без сопровождения, а затем подхватывается хором, ширится, растет. Приобретая торжественный гимнический характер. Она точно передает обстановку действия - сборы Садко с дружиною в путь- дорогу…

А что произошло с Садко в дальних странах и чем закончилась русская древняя былина и чем она отличается от либретто одноименной оперы, мы узнаем на следующем уроке! А сейчас, исполнение песни … (1-2 куплета)

- Текст на слайде.

Молодцы ребята.



Горбачевская Татьяна

(Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к опере. В переводе от французского слова «ouverture» - открывать. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.)

(ответы детей)

Дети выполняют движение моря

Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка.

Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра



Речитатив - полуречь, полупение . Речитатив - вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора.

Хор - совместное звучание многих голосов









(ответы детей) САДКО



он обижен и раздосадован.

грустную, печальную





Прослушивание «Заиграйте мои гусельки…»



Работа в группах(самостоятельно):

Анализ главного героя. 1 группа.

Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? (Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях)

- Какой голос (академическое пение) у главного героя? (голос - высокий мужской, тенор).

- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей (в симфоническом оркестре - звучание арфы).

Анализ главной героини. 2 группа.

- Какой предстаёт перед нами Волхова - образ фантастический или человечный? (фантастический или человечный)

- Какой голос (академическое пение) у главной героини Волховы? (голос - высокий женский, сопрано).

- В каком темпе звучит мелодия?(медленная, широкая, убаюкивающая)



Распевание:

Разучивание: « Высота, высота поднебесная, глубота, глубота, океан, море - синее…»



Исполнение: «Сказки гуляют по свету»

- исполнение всем классом;

- исполнение по группам.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

(4мин)

- Что такое либретто? (Краткое литературное содержание оперы или балета)

- Назови имя композитора, написавшего оперу "Садко"? (Николай Андреевич Римский-Корсаков)

- Что такое опера? (ответы детей)

- Какие виды искусств объединены в оперном спектакле? (балет, спектакль, музыка и тд.)

- Назовите главных героев и их тембр голоса? (Садко - высокий мужской голос - тенор; Волхова - высокий женский голос - сопрано)

7 этап. Рефлексия и оценивание

(3мин)

Основные задачи учителя:

- познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова "Садко".

- развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

развивать самостоятельное творческое мышление;

формировать художественно - эстетический вкус;

активизировать фантазию и воображение.

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Дети, у вас на столе лежат картинки со зрителями, они разных цветов: красный - понравился, синий - не очень, зеленый - совсем не понравился. Сейчас вы их посадитете на свои места в музыкальном театре, а мы тем временем посмотрим, понравился ли вам сегодняшний урок, а вашим зрителям - опера.

- Предлагает назвать тему?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Покажите, какие нотки вы набрали, каких больше?

Если больше красных смело ставьте себе за урок «5».

Если преобладают синие, то ваша оценка - «4»

Ну а если вы набрали большинство зеленых ноток, то сегодня вы были не в ударе и ваша оценка только - «3»



«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Самостоятельное оценивание.

8 этап. Домашнее задание

(3мин)

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Домашнее задание.

Займите свои места. Слушаем домашнее задание.

1 группа: Нарисовать афишу оперы «Садко»

2 группа: Нарисовать наиболее запомнившегося героя оперы.



© 2010-2022