• Преподавателю
  • Музыка
  • ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В век всеобщей компьютеризации возможность использования технических средств обучения в преподавании вокала используется далеко не всеми педагогами, хотя  по-моему ,это хороший стимул к обучению. Главная задача на уроках вокала – постановка голоса, одновременное, взаимосвязанное воспитание слуховых  и мышечных навыков поющего, формирование представления о правильном певческом звучании – «вокального эталона».       Очень важно, чтобы учащийся правильно выбрал такой эталон, к которому он  должен ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования "

музыкальная студия "Лада", г.Онега ,Архангельская область.





" ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ВОКАЛА

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "




автор: Савина О.Г.

преподаватель вокала,







2015

Современный подход в обучения вокалу в дополнительном образовании главным образом это - развитии познавательных способностей и стимулирование на занятиях вокалом мышления ученика, понимания им себя и своей роли на различных уровнях социально-коммуникативных связей, а ведь еще не так давно считалось что на уроке по вокалу ученик должен усвоить определенный объем знаний и информации.

Выпускник вокального класса в наше время должен овладеть системой теоретических и практических знаний, уметь применять современные технические средства обучения. Поэтому совершенствование методики обучения пению всегда будет считаться актуальной музыкально-педагогической задачей.

В основе моей методики - два основополагающих принципа: индивидуальное развитие ученика и развитие качества звучания его голоса - как средства настройки и регуляции голосообразующего комплекса. Одновременно оба этих принципа, в комплексе с личностно-ориентированной стратегией, предполагают в качестве основного стиля общения сотрудничество педагога и ученика.

Одной из центральных проблем педагогики является Творчество. Входя в содержание образования наряду со знаниями, умениями, навыками и нормами отношений к миру и между людьми, творческая деятельность формирует многие ценные качества личности (активность, воля, любознательность, воображение, мышление, самоконтроль и др.), от которых в значительной степени зависит будущее молодого человека, уровень его социальной самореализации.

Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения на примере вокальной работы.

Внедряя инновационные технологии, следует учитывать специфику психологической структуры личности младшего школьника:

  • разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

  • моторная «зажатость», «закрепощенность»;

  • недостаточная вокально-слуховая координация (иногда двигательно-слуховая);

  • потребность в смене эмоциональных состояний;

  • замещение форм абстрактных на конкретно «осязаемые»;

  • интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных причин;

  • личностная доминанта (стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, двигательных).

Этот возраст является наиболее сенситивным для проявления склонностей и способностей к занятиям творческой деятельностью.

В учебной работе младшего школьника наличие эмоционального фактора - непременное и обязательное условие. В процессе восприятия он выступает в двойственности музыкальных образов, образующихся благодаря совмещению социального и индивидуального, заставляющих работать воображение, фантазию ребенка.

В процессуальном плане происходит то, что Л.Выготский называл «смыслообразованием»: переход общественного значения на уровень личностного смысла, который может произойти только в воображении под воздействием эмоций.

Приоритетной в вокальной педагогике является опора на эмоционально насыщенный способ изучения каждого элемента музыки. Необходим «перевод» отвлеченных понятий на язык доступных младшим школьникам конкретных образов. Это возможно в рамках метода «инновационных попевок» .Создается устойчивый, субъективно окрашенный «звуко-образ», осуществленный благодаря переводу на вербальный уровень музыкальных параметров.

В итоге, данные тенденции креативной педагогики направлены на преодоление психологической дистанции (учитель - ученик), эстетической (автор - исполнитель - слушатель) .Они способствуют постижению Культуры как целостного явления - с одной стороны, с другой же являются залогом успешного формирования эмоциональной культуры личности.

В век всеобщей компьютеризации возможность использования технических средств обучения в преподавании вокала используется далеко не всеми педагогами, хотя по-моему ,это хороший стимул к обучению.

Главная задача на уроках вокала - постановка голоса, одновременное, взаимосвязанное воспитание слуховых и мышечных навыков поющего, формирование представления о правильном певческом звучании - «вокального эталона».

Очень важно, чтобы учащийся правильно выбрал такой эталон, к которому он должен стремиться в своём вокальном росте.

На занятиях по вокалу представления о правильном певческом звучании чаще всего осуществляются на основе звукового показа, словесного описания правильного звучания и оценки получившегося звука педагогом.

Однако оценка звучания собственного голоса во время пения затруднена, так как звук, проходя через мышечные ткани организма, искажается.

Такие технические средства обучения как компьютер, видео камера, планшет, смартфон могут помочь педагогам в формировании таких представлений.

С их помощью педагог и ученик могут прослушать (увидеть) запись урока, выступления несколько раз. При этом оценку получившемуся звуку дает не только педагог, но и ученик, получивший возможность услышать свой голос со стороны и оценить его вместе с педагогом.

Такое прослушивание (просмотр) с комментарием преподавателя обучает ребенка давать правильную оценку качеству звучания своего голоса, развивает способность к самооценке и самоконтролю, помогает конкретно разобраться в том, какие недостатки нужно устранить, чтобы голос и интерпретируемое музыкальное произведение прозвучали как можно лучше.

Прослушивание и просмотр записей знаменитых исполнителей вокальной музыки способствует накоплению музыкального опыта, помогает учащимся выбрать ориентир при формировании представлений о вокальном эталоне.

Создание своей звукозаписывающей студии тоже является важным элементом в обучении вокалу. Наличие микрофона ,звуковой аудио карты и мониторных наушников позволяют экспериментировать с голосом, добавляя разные приемы и краски в свой репертуар, что развивает творчество, самооценку, желание добиваться поставленной цели.

С помощью компьютера можно смотреть видео мастер классы и семинары современных вокалистов, создавать презентации на изучаемые темы, транспонировать музыкальные произведения в удобную тональность, изменять темп, что довольно часто бывает нужно на раннем этапе обучения, когда требуется подобрать максимально удобный музыкальный материал для начинающего заниматься вокалом.

На сегодняшний день существует достаточно много компьютерных программ для музыкантов. Я постоянно использую Transcribe, Audacity. Данные программы помогают мне во время занятия менять тональность песни , темп, резать песню, т.е убирать лишнее( иногда нужно ,чтобы песня была короче по времени, либо в ней очень много повторений).

Наличие интернета и компьютера практически у каждого ученика помогает общению в социальных сетях, где дети и руководитель делятся своими находками в области вокала , обсуждают их. Интернет помогает мне общаться с родителями учеников, обсуждать повседневные вопросы, касающиеся их детей и студии.

Синтезатор тоже является очень важным звеном в занятиях вокалом. Можно задать определенный ритм, темп ,стиль для дыхательных упражнений и распевок ,что делает занятие разнообразнее, а также развивает ученика в вокальном и музыкальном плане.

Наряду с традиционными методами преподавания, очень актуально на сегодняшний день в музыкальной педагогической деятельности использование фонограмм. Они с успехом применяются и на практике, и в концертной деятельности, и на уроках вокала.

Во-первых, это очень удобно: мы не зависим не от наличия инструмента в аудитории, не от концертмейстера.

Во-вторых , дети очень любят петь под фонограмму, поэтому, используя её, мы мотивируем их интерес к обучению вокала.

Для записи фонограмм можно использовать компьютерные программы - секвенсоры: Cakewalk Pro Audio и CubaceVST, виртуальные синтезаторы: Reaktor, ReBirth, Giga studio, звуковые редакторы: Saund Ford, WaveLab, Cool Edit Pro, Samlitude. Запись компакт-дисков производится с помощью программ: WinOnCD, Nero Burning ROM,Sibelius и Finale.

Можно использовать музыкальные ресурсы Интернета: сайты известных исполнителей, нотный архив:

-архив классической музыки в формате Real Audio-ra.mmv.ru

-музыкальный архив музыки всех жанров в формате

mp3- mp3.com

- крупнейший нотный архив gmd.de/misc/music

-архив фонограмм-минусов minusbuben.tk/ .

Применение технических средств в учебном процессе преподавания вокала развивает у ученика критическое мышление, заставляет его думать и анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и творческим.









Список литературы:

1.ДмитриевЛ.Б. Основы вокальной методики. М. Музыка,2000.

2. Белунцов В..Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. М. «ДЕССКОМ»2001

3 Шлыкова О.С., Говорова А.В. Инновационные технологии в музыкальном образовании: развитие вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио// Фундаментальные исследования. - 2005. - № 1 - С. 57-58

4. Сорокоумова Е.А. Функции учителя в инновационном обучении / Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2009. - № 4. - С.102-110.

5. Сорокоумова Е.А., Шатская О.В. Структура психолого-педагогического обеспечения личностно-ориентированного обучения вокалу в системе дополнительного образования // Известия Самарского НЦ РАН. - 2013. - Т. 15, №2(4). - С. 981-985.ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2010-2022