Детская музыка Дмитрия Шостаковича

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЦЕНАРИЙ

Классного часа, посвященный детской музыке Д.Д.Шостаковича.

Березники 5 апреля 2013года

ПЛАН

1.История появления сборников «Детская тетрадь» и «Танцы кукол».

2.Стилистические особенности музыки Д. Шостаковича.

3.Исполнительские средства и особенности мелодики композитора.

4.Исполнение пьес, определение образного строя.

Дмитрий Шостакович - выдающийся композитор эпохи советского строя. Что такое советский строй хорошо знают ваши бабушки и дедушки, да и на уроках мы много говорили об этом. Сам Д.Шостакович писал так: «Я советский композитор. Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно жизнерадостную». Вклад композитора в развитие мировой классической музыки общепризнан. Д.Шостакович писал много серьезной классической музыки: симфонии, оперы, балеты, музыку к кинофильмам, инструментальную музыку. А так же, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. Чтобы как - то помочь и подбодрить своих маленьких детей, которые поступили в музыкальную школу, и которым не очень - то хотелось учиться в ней, он сочинил сборники «Детская тетрадь» и «Танцы кукол». Это лучшая классическая музыка для детей. Веселые, занятные, остроумные детские пьесы Д.Д.Шостаковича очень обогатили музыкальный репертуар юных пианистов.

Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные особенности. Они касались ладовой структуры, ритмики, исполнительских средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович свободно трактовал эти основополагающие лады, прибегал к битональности, то есть к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени лада, которые до Шостаковича не применялись.

Обостренный ритм был не только приметой пианизма Шостаковича, но был самой сутью его души, его мироощущения. В основе всего искусства Шостаковича было предельно обостренное восприятие всего окружающего.

Много отличительных черт имела мелодика Шостаковича. Очень часто он свои мелодии подкреплял скупыми, очень простыми гармониями. Но в этом случае сама мелодика принимала на себя функции гармонии, меняясь буквально в каждом такте.

Еще одна творческая индивидуальность в стиле - речитативность. Она раскрывает настойчивое стремление композитора передать инструментальными средствами изменчиво - капризную музыку речи. Когда слушаешь фортепиано, то кажется, что звуки поют, плачут и смеются. В мелодии много изломов, острых углов - обилие мелодических скачков на сексту, септиму, октаву.

4

«Детская тетрадь» «Вальс» исполняет Довженко Диана.

Музыка вальса - грустная. Но если немного пофантазировать, то можно увидеть в ней сверкающий огнями зал, нарядную елку и детей, танцующих вокруг нее. Трудность в этой пьесе заключается в том, что всю мелодию, исполняемую нон легато, необходимо сыграть очень связно. Добиваться в звучании непрерывности ведения мелодической линии, избегать механического исполнения каждого звука отдельно.

«Медведь» исполняет Макаровская Алиса.

Обычно, изображая медведя, звучит музыка медленная, тяжелая. Все совсем иначе у Д.Шостаковича. В этой музыке Полина увидела веселую и шутливую сценку: медведица - мама ведет малыша домой, в берлогу. Скоро зима - пора спать. Медвежонку спать не хочется. Он отчаянно упирается и шалит. Но мама права. И в конце пьески мы слышым колыбельную песенку - малыш заснул.

В пьесе - своеобразное построение мелодии - часто встречаются широкие интервалы, необходимо следить, чтобы при игре в октаву движения рук были строго параллельны. Также необходимо добиваться яркого исполнения крайних регистров.

«Веселая сказка» исполняет Макарова Катя.

У пьесы очень энергичный характер, она полна задора и жизнерадостного веселья.

Здесь много трудностей при исполнении стаккато. Оно должно звучать остро, задорно и легко. В быстром темпе трудны для исполнения фигуры из 16-х нот. Их нужно учить как упражнения. Следует очень тщательно исполнять все динамические оттенки, указанные автором.

«Заводная кукла» исполняет Косикова Даша.

«Кукла» - заводная игрушка. Поэтому мелодия несколько механистична и однообразна. Полина предполагает, что с первых тактов слышно, что механизм куклы испорчен. Вместе с мелодией слышится гудящий бас, как будто лопнула пружинка. Мелодия звучит то высоко, то низко. А в конце произведения слышно, что кукла при очередной попытке завести механизм, все - таки сломалась. Трудности - в исполнении 16-х нот, в исполнении приема «стаккато» - должно звучать коротко и остро.

«Танцы кукол» «Лирический вальс» исполняет Коровина Ирина.

В этой пьесе слышатся интонации неземной, фантастической музыки. Вместе с тем, эта музыка по - человечески очень теплая, наполнена чувством радостного ожидания, восторга. Здесь много технических сложностей: пьеса требует известной гибкости исполнения и технической свободы. Вальсообразный аккомпанемент требует к себе особого внимания. Отдаленные басы нужно брать всегда 5 пальцем и при этом не снимать остро, а придерживать. В правой руке нельзя терять ритмической связи с аккомпанементом. Эпизод poco a poco accelerando представляет определенную сложность для исполнения. Репетиции отдельных звуков должны сливаться в единую мелодическую линию.

«Гавот» исполняет Уфимцева Даша.

Настя - в этой пьесе требуется очень точное исполнение штрихов. Это способствует выразительной передаче содержания пьесы. В пьесе - большое разнообразие штрихов. Большое значение здесь имеет точное звучание продолжительности четвертей и восьмых, тщательное исполнение коротких лиг и острое стаккато в мелодии. В среднем эпизоде - стилизация старинной волынки. Здесь большое значение имеют выдержанные квинты и отдельные звуки в басу.

Романс - исполняет Чернявская Настя.

Эта пьеса - с большим внутренним накалом. В ней - очень нежная, выразительная мелодия большой протяженности. Темп в этой пьесе не быстрый, но затягивать движение нельзя. Очень сложен в этой пьесе аккомпанемент. Его нужно играть свободной рукой с хорошим ощущением кончиков пальцев. И в мелодии, и в аккомпанементе должна ощущаться трехдольная пульсация. Чтобы получилась яркая, красивая, живая мелодия, мы очень долго работали над левой рукой отдельно.

ПОЛЬКА исполняет Костычева Влада.

Эта пьеса - юмористическая картинка. В ней композитор подсмеивается над молодыми людьми своего времени, которые слишком увлекались современными танцами. Начинается пьеса коротким насмешливым вступлением, которое переходит в легкую и изящную мелодию, которая постепенно превращается в дикий неуправляемый танец. Вся пьеса исполняется стаккато, но при этом очень важно, чтобы соотношение восьмых и четвертей оставалось очень точным. Нельзя забывать, что в двойных нотах и аккордах в мелодии сильнее интонируется верхний звук. Во второй части в октавных бросках необходимо интонировать нижний голос, но цепкий пятый палец должен хорошо захватывать верхний звук в аккорде.

В классном часе принимали участие:

Елькина А. 1кл.

Макаровская Алиса 1кл.

Гончарова Катя 1кл.

Довженко Диана 1кл.

Федосеева Кристина 1кл.

Скиаветти Кристина 1кл.

Косикова Даша 3кл.

Макарова Даша 3кл.

Уфимцева Даша 3кл.

Ашихмина Поля 3кл.

Коровина Ирина 4кл.

Журавлева Полина 4кл.

Чернявская Настя 6кл.

Костычева Влада 7кл.



© 2010-2022