Программа фольклорного кружка Бирюльки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ГИМНАЗИЯ №22» Г.БЕЛГОРОДА рабочая пРограмма обьединения дополнительного образования фольклорного кружка «БирюлЬки» «Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»На заседании кафедры ВР Заместитель директора по Директор МБОУ «Гимназия фольклорный кружок «БирюлЬки»Возраст учащихся 7-10 лет, срок реализации 2 года ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из гарантов обществ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №22» Г.БЕЛГОРОДА



рабочая пРограмма

обьединения дополнительного образования

фольклорного кружка

«БирюлЬки»



«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»

На заседании кафедры ВР Заместитель директора по Директор МБОУ «Гимназия

Заведующий кафедры ВР УВР МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

______________Найдёнова И.В №22» г. Белгорода ___________С.А Шляхова

Протокол №___от______2014г. _____________Пинаева Ю.А. Приказ № ___от_____2014

«___»_____________2014 Г.




1-й год обучения

Возраст учащихся 7-9 лет

2-ой год обучения

Возраст учащихся 8-10 лет



Автор программы:

Водолажская Н.А.

Учитель музыки 1 категории




Белгород

2014

фольклорный кружок «БирюлЬки»

Возраст учащихся 7-10 лет, срок реализации 2 года


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе

является толерантность: социальная, возрастная, конфессиональная,

этническая. Для нас наиболее важным представляется формирование и

дальнейшее развитие у подрастающего поколения этнической толерантности.

Формирование этого важнейшего качества должно начинаться в детстве в

условиях семьи и образовательных учреждений, продолжая затем развиваться в

подростковом возрасте.

Однако вопросы воспитания этнической толерантности в детях и

подростках в силу целого ряда причин в курсе изучения учебных предметов в

системе общего и дополнительного образования, как правило, представлены

весьма ограниченно. Еще уже представлены программы по развитию у

подрастающего поколения этнической толерантности средствами фольклора.

Поэтому целесообразно в системе дополнительного образования с помощью

программы «Фольклорного кружка Бирюльки» предлагать подросткам комплексное изучение фольклора с целью формирования и дальнейшего развития у них этнической толерантности, а именно, формирования у воспитанников знаний, умений и навыков терпимого отношения и готовности к проявлению их в различных сферах современного поликультурного и полиэтнического общества. На сегодняшний день существуют Правовые документы, регламентирующие внедрение идей педагогики толерантности в практику: "Декларация принципов толерантности", постановления губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года №224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»; постановления администрации г. Белгорода от 18 августа 2005г. №151 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, "Конституция РФ", "Конвенция о правах ребенка", "Декларация прав человека". Данные документы подтверждают актуальность формирования и развития толерантности подрастающего поколения.

Программа призвана способствовать решению задач по утверждению в

чувствах и сознании подростков ценностей, взглядов и убеждений через

развитие интереса к историческому и культурному наследию, творчеству и к

этнокультурным традициям разных народов. Для учения и воспитания

рекомендованы методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;

метод убеждения, упражнения, личный пример.

Содержание данной программы играет решающую роль в реализации

целей и задач; основывающихся на позиции духовных, социальных,

исторических, нравственных, политических проблемах. Обогащает

общепедагогические формы и методы опытом народной педагогики; включает

в учебно-воспитательный процесс культурно-исторический опыт, нормы,

традиции, способы и стили жизнедеятельности народов России; способствует

формированию самобытной, разносторонне развитой личности.

Программа «Фольклорного кружка Бирюльки» несет в себе психологическое обеспечение, которое включает в себя: комфортно-доброжелательную атмосферу, анализ приобретенных знаний, умений и навыков, побуждения творческого воображения подростков. Программа построена на концептуальных идеях

данного направления современной педагогической науки, и на принципах

народной педагогики, а именно: ненасильственное, терпимое взаимодействие

педагога с различными субъектами педагогического процесса и создание

условий для развития толерантности во взаимоотношениях с разными

представителями этносоциальных групп у подростков. Современные подходы к

педагогическому знанию в данной области предполагают разработку

программы в единстве ее теоретической и практической сторон. В соответствии

с этим данная программа является интегрированной. Занятия строятся таким

образом, что полученные теоретические знания тут же закрепляются 3 практически, что позволяет развить у подростков навыки этнотолерантного

взаимодействия на фольклорном материале.

Цель программы - формирование социальных установок

этнотолерантного сознания через развитие культуры этнотолерантных

отношений подростков в условиях межэтнического и межконфессионального

диалога средствами фольклора.

Задачи программы:

Воспитательные

1. Сформировать на этнотолерантной основе гражданскую позицию,

патриотизм средствами фольклора.

2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности,

адекватную самооценку, установку на толерантное взаимодействие и на

необходимость создания толерантной среды в окружающем полиэтническом

социуме.

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим

(доброжелательность, этническая толерантность, милосердие и т.д.),

позитивное мироотношение.

4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к фольклору,

авторскому творчеству разных народов.

5. Приобщить подростков к гармонии души и тела и здоровому образу

жизни через знания о фольклоре как феномене традиционной культуры,

идеальной формы сосуществования людей;

Развивающие

1. Развитие умения думать, исследовать, взаимодействовать на

толерантной основе.

2. Развитие координации, усидчивости, целеустремленности,

гибкости, пластики, общей физической выносливости средствами фольклора.

3. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого

воображения и фантазии через вариативный подход при освоении

фольклорного материала.

4. Развитие интереса подростков к освоению жанрово-стилевого

многообразия фольклора через приобщение к традиционной народной культуре

России;

5. Развитие артистических, эмоциональных качеств у подростков

средствами фольклора.

Обучающие

1. Научить вариативному способу освоения фольклорного материала.

2. Способствовать овладению воспитанниками народной певческой

манерой исполнения традиционных песен, народного эпоса.

3. Формировать музыкально-ритмические навыки в процессе

ознакомления и исполнения фольклорных песенных образцов.

4. Научить правильному певческому дыханию через приобщение к

народному песенно-поэтическому творчеству.

5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.

6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам

хореографии.

7. Научить обращаться с подручным материалом (бумага, пластилин,

глина и пр.).

Структура программы курса представлена следующими разделами:

1. Где песня льется - там легче живется.

2. Были бы песни - будут и пляски.

3. Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

4. Семейные традиции.

Содержание каждого раздела отражает современные подходы к

обозначенным проблемам. Весь процесс приобщения подростков к фольклору с

целью формирования этнической толерантности представляется нами в форме специально организованных тематических занятий на фольклорной основе.

Каждый раздел как определенный этап обучения заканчивается итоговой

работой воспитанников - творческим показом концертной программы,

выставкой творческих работ или театральным представлением, приуроченным

к календарному народному празднику.

С помощью программы дается определение следующим понятиям:

Понятие «большая» Родина. Символика: герб, флаг, гимн. Понятие

«малая» Родина. Пограничная культура нашего региона (полиэтничность,

веротерпимость, открытость). Взаимодействие и ассимиляция культур

различных этносов. Преодоление национальных, социальных, межличностных,

религиозных конфликтов.

Программа приобщает подростков к следующим общечеловеческим

ценностям -

Культурные ценности:

− устное народное творчество: летописи, легенды, былины, сказки,

пословицы и поговорки.

− народные песни: детские, трудовые, обрядовые, лирические,

историко-героические, шуточные.

− народная музыка: народные инструменты (гусли, волынка, свирель,

гармошка); ансамблевые и хоровые коллективы (ансамбли и оркестры

народных коллективов);

− классическая музыка: оперы, балеты, оратории, кантаты, увертюры,

пьесы.

Духовно-нравственные ценности:

Добро, Любовь, Уважение, Красота, Долг, Совесть, Терпимость, Свобода,

Справедливость, Милосердие.

Приверженность к здоровому образу жизни.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения (144 часа).

Формы и методы работы.

В дополнительном образовании приоритетной формой обучения является

учебное занятие. Занятие может быть теоретическим, практическим или

смешанного типа. Наряду с этим существуют и другие формы обучения. При

нашей специфике это: экскурсии, праздники, игры и т.п.

Организация работы с коллективом детей также имеет свои формы и

подразделяется на групповую, подгрупповую и индивидуальную. При

реализации программы используются различные методы:

− словесные: беседы, рассказы, объяснение, описание;

− наглядные: аудио-видеоматериалы, репродукции, таблицы, образцы

изделий декоративно-прикладного творчества;

− практические: освоение пения и народного танца на фольклорной

основе, изучение наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

В результате освоения программы «Фольклор и мы» воспитанники

получают целый комплекс знаний и приобретают определенные навыки. К

концу учебного курса они должны:

1. уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности

и собственных поступков;

2. воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание,

стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

3. овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать

себя комфортно в любой обстановке;

4. ориентироваться в традициях народной культуры, знать

календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный

и православный календари;

5. научиться применять элементы народной культуры в повседневной

жизни;

6. приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в

музыкально-поэтическом фольклоре (приемах народного вокала, предсказывание легенд, былин и пр., в вокально-постановочной работе); в

декоративно-прикладном творчестве, а также применять их в быту, передавая

знания другим людям.

Формы контроля результатов обучения:

− творческие выставки, концерты, открытые уроки;

− проведение праздников и мероприятий с привлечением родителей;

− выполнение заданий на определённую тему и в определённой

технике;

− демонстрация тех или иных приемов работы по разным творческим

направлениям.

Предлагаются методические рекомендации:

− теоретические (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция,

дискуссия, диспут);

− практические (выступления на сцене, народные праздники,

выставки декоративно-прикладного творчества, игры);

− комбинированные (смешанные теоретические и практические

методы).

Прочное усвоение материала, предусмотренного программой «Фольклор

и мы», возможно лишь при хорошо продуманной структуре занятия. Материал

учебного курса представляет определенную сложность для самостоятельного

осмысления его подростками, поэтому на занятиях можно ограничиваться

указанными пунктами работы. Важно иметь для проведения данного учебного

курса хорошо подобранный аудио-видеоматериал, который мог бы облегчить

освоение теоретической информации.

Для эффективного усвоения воспитанниками изучаемых в программе тем

следует рекомендовать наиболее доступные для данного возрастного

контингента примеры из социально-культурной жизни современного

полиэтнического общества. В ходе практической деятельности в рамках

программы «Фольклор и мы» необходимо также отбирать материал, соответствующий психофизиологическим особенностям современного

подростка.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Раздел

Наименование компонентов


Всего часов


1.

Раздел I.


Где песня льется - там легче живется


36

2.

Раздел II.

Были бы песни - будут и пляски


36

3.

Раздел III.

Беседа дорогу коротает, а песня - работу


36

4.

Раздел IV.

Семейные традиции


36

5.

Итого:

144






























тУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Наименование разделов и тем


Учебная

нагрузка

1.

Раздел I.

Где песня льется - там легче живется

36 ч.


Тема 1.1.

Народный календарь и национальные

праздники России.

12ч.



Тема 1.2.

Вариативность - основа творческого

самовыражения.

12



Тема 1.3.

Народный эпос.

12

2.

Раздел II.

Были бы песни - будут и пляски

36 ч


Тема 2.1.

Основы народно-сценического танца.

18


Тема 2.2.

Фольклорный театр как жанр

театрально-игровой традиции.

18


3.

Раздел III. Беседа дорогу коротает, а песня - работу

36 ч


Тема 3.1

Шедевры декоративно-прикладного

творчества России.

12



Тема 3.2.

Деревянное зодчество, народный

костюм.

12



Тема 3.3

Фольклорное рукоделие.

12

4.

Раздел IV.

Семейные традиции

36 ч


Тема 4.1.

Встречают по одежке, а провожают по

уму.

12



Тема 4.2.

Красна изба углами, а стол - пирогами.

12


Тема 4.3.

Береги платье снову, а честь - смолоду.

12


5

Итого:

144

Содержание программы


Раздел I. Где песня льется - там легче живется.

Тема 1.1. Народный календарь и национальные праздники России.

Содержание учебного материала:

Россия - многонациональная страна. Взаимодействие народов на

этнотолерантной основе средствами традиционной культуры. Фольклор -

уникальная сокровищница народных знаний. Значение народного календаря

для традиционного быта. Сходство праздников языческой и христианской

культуры. Знакомство с календарными праздниками и обрядами.

Происхождение праздников и их связь с природой. Подготовка и проведение

праздников:

− осенние календарные праздники (День Симеона-летопроводца,

Осенины, Покров);

− зимние календарные праздники (Святки, Рождество Христово,

Крещение Господне, Масленичная неделя);

− весенние календарные праздники (Пасха, Троица - «Праздник

Березки», Духов День).

Осознание учащимися могущественности и величественности России,

принятие себя и своих сверстников как представителей и активных граждан

российского государства, формирование уважительного отношения к своему

Отечеству.

Формирование толерантного отношения подростков к себе и другим, а

также к позитивной оценке себя со стороны сверстников. Самопознание,

самовыражение подростков через совместную творческую и познавательную

деятельность, а также формирование уважения, толерантно по отношению к

себе и к окружающим в процессе праздничного действия.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− о полиэтничности России, особенностях взаимодействия народов;

− о значении фольклора для формирования межэтнических связей на

этнотолерантной основе;

− пройденный фольклорный материал;

− основные народные праздники, их назначение;

− о синкретизме народной культуры;

− о жизни человека в традиционных природных и этносоциальных

условиях.

Тема 1.2. Вариативность - основа творческого самовыражения.

Содержание учебного материала:

Жанрово-стилевая специфика песен регионов России. Развитие

исполнительско-творческих навыков на фольклорной основе. Формирование

представлений обучаемых о специфике звучания традиционной народной

песни. Развитие индивидуальных возможностей обучаемых путем освоения

метода варьирования народных песен. Сочетание коллективного и

индивидуального в творческой интерпретации фольклорного материала как

проявление толерантности.

Определение и развитие подростками своего творческого потенциала,

своих способностей и возможностей, особенных личностных черт; а также

способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного

творчества. Развитие внутригруппового доверия и сплоченности коллектива,

обогащения опыта, проживание психологических состояний надежности,

понимания и поддержки других людей в сложных ситуациях игрового

действия, ориентация на принятие и помощь каждому человеку, независимо от

национальной принадлежности, социального положения и т. д.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− жанры фольклора и основные регионы бытования;

− особенности исполнения народных песен;

− принципы варьирования напевов с учетом жанрово-стилевой

специфики;

− понятия слогоритмической структуры, ладоинтонационной основы;

− о необходимости проявления индивидуального начала в рамках

коллективной традиции на толерантной основе.

Тема 1.3. Народный эпос.

Содержание учебного материала:

Роль народного эпоса в воспитании подрастающего поколения.

Разновидности традиционных эпических (малых) жанров (байки, былины,

заговоры, загадки, заклички, поговорки, пословицы, сказания, сказки). Детский

фольклор. Работа над сюжетом народной сказки. Малые жанры фольклора -

«кладезь» народной мудрости. Инсценировки малых жанров фольклора.

Творческое наследие собирателей народного эпоса. Влияние традиционного

эпоса на творчество поэтов и писателей разных народов.

Формирование у подростков чувства гордости за то географическое

место, в котором он родился, развитие индивидуальности, самооценки каждого

человека, наделенного своим неповторимым субъективным опытом,

формирование достойного отношения к субъективному опыту другого.

Осознание определения конфликта, его воздействия на межличностные

отношения и на отношение к самому себе; осознание и обработка основных

способов поведения в конфликтных ситуациях; формирование установки на

бесконфликтную (компромиссную) стратегию поведения в любой народной

культуре мира.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− малые жанры фольклора;

− отрывки из сказок, былин и народных рассказов с сохранением

диалектных особенностей текста;

− некоторые образцы авторского литературно-поэтического

творчества;

− способы реализации образных впечатлений, полученных на

занятиях, в экспедициях, музеях средствами фольклора.

Раздел II. Были бы песни - будут и пляски.

Тема 2.1. Основы народно-сценического танца.

Содержание учебного материала:

Народный танец как одна из главных составляющих традиционной

обрядовой культуры. Связь народного танца с традиционным бытом.

Особенности сочетания танца и песни. Большое разнообразие видов, форм,

композиционных построений и движений народного танца. Хороводы, кадрили,

переплясы и пляски. Сюжеты (лирические, игровые, веселые и удалые).

Элементы народной хореографии в различных национальных народных танцах.

Организация праздничного досуга в соответствии с традициями

празднования для формирования навыков толерантного взаимодействия с

представителями разных возрастных групп. Формирование образа себя как

носителя культуры своего народа через демонстрацию имеющегося игрового

опыта и его пополнение.

Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности, осознание

своих способностей понимать другого и значимости данного процесса для

построения цивилизованного взаимодействия.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− виды народных танцев;

− значение танца для целостности народной культуры;

− особенности сценического пространства;

− основные элементы народно-сценических танцев (на примере

народных танцев народов России и ближнего зарубежья);

− технику, стиль и манеру исполнения народно-сценических танцев

(на примере танца одного из народов России).

Тема 2.2. Фольклорный театр как жанр театрально-игровой традиции.

Содержание учебного материала:

История развития народного театра как одного из видов творческого

самовыражения народа. Традиции народного театра у разных народов.

Основные сюжеты и герои представлений. Инсценировки фольклорных

сюжетов. Особенности сценической речи на фольклорной основе с учетом

специфики голосообразования воспитанников. Этносоциальные функции

народной игры. Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие

игры, игры для создания доверительных отношений в группе; игры,

направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам,

игры на развитие слуха, чувства ритма.

Ориентация на толерантное сотрудничество подростков; восприятие

другого как иного, имеющего право на свои собственные интересы,

потребности, особенности; организация праздничного действия, в котором

преодолеваются барьеры общения со сверстниками и стираются стереотипы в

отношениях партнеров, формируется участливое отношение друг к другу.

Актуализация умений и навыков согласованных действий, ориентация на

конструктивное взаимодействие с людьми разных народных культур, осознание

равноправного значения народов и народностей на Земле.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− многообразие и особенности фольклорного театра народов России;

− обряды и праздничные театрализованные представления в разных

жанрах русского фольклорного театра: игры-драматизации, разыгрывание

народных сказок, потешек и т.п., обрядово-игровое действо, представления

народного театра (Живой Вертеп, театр Петрушки, Балаганные представления,

скоморошины, паноптикум, райки, народные драмы и т.п.);

− особенности, формы и способы игры в фольклорном театре;

− элементы актерского мастерства: сценическое внимание, мышечная

свобода и раскрепощенность, воображение и фантазия, предлагаемые

обстоятельства, вера в предлагаемые обстоятельства, перемена отношения,

физическое самочувствие, память физических действий;

− правила произношения современного русского языка;

− диалектные особенности речи, акценты и говоры;

− собственные речевые, вокальные и пластически-ритмические

недостатки и упражнения для их устранения.

Раздел III. Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

Тема 3.1. Шедевры декоративно-прикладного творчества России.

Содержание учебного материала:

Формирование представлений обучаемых о многообразии декоративно-

прикладного творчества народов России. Народные промыслы Центрального

региона России (Богородская игрушка, Городецкая роспись, Гжельская роспись,

Дулевский фарфор, Дымковская игрушка, Жостовские подносы,

Павлопосадские платки, Палехская шкатулка, Ростовская финифть, Тверская

игрушка, Тульская игрушка, Хохломская игрушка и пр.). Сходства и различия в

декоративно-прикладном творчестве.

Развитие навыков толерантного взаимодействия в процессе

коллективного поиска и воплощения творческих идей, а также расширение

познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника

культуры, родного края, своей Малой Родины. Выделения понятия менталитета

(относительно целостная совокупность мысли, верования, создающих картину

мира) и его положительных и отрицательных влияний на процесс

национального взаимодействия, национальную согласованность.

Ориентация на принятие позиции людей, отличающихся от самих

подростков по каким-либо качествам; расширение знаний о терпимости, как

ведущей характеристике взаимоотношений людей.


Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− о народных промыслах России (Центральный регион, Русский

Север;

− о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни

человека;

− о видах декоративно-прикладного творчества (лепка, роспись,

резьба и.т.п.);

− о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и

личной гигиены при обработке различных материалов;

− об особенностях композиции, формообразовании, цветоведения;

− о главных отличительных признаках художественного образа

некоторых произведений народного творчества.

Тема 3.2. Деревянное зодчество, народный костюм.

Содержание учебного материала:

Занятие-беседа о специфике деревянного зодчества. Образцы деревянного

зодчества. Русский Север. Музеи под открытым небом (Кижи, Коломенское и

др.). Многообразие народного костюма. Социальный статус костюма, его

региональное разнообразие. Назначение костюма и правила ношения одежды в

традиционном быту. Традиционные орнаменты национальной вышивки.

Знакомство с репродукциями картин русских художников, изображающих

персонажи в вышитой одежде.

Ориентация подростков на миротворческие, созидающие отношения с

окружающими, определение каждым тех основ поведения, которыми он

руководствуется в жизни. Формирование ведущих качеств толерантного

общения, как, например, открытость, а также ориентация на согласованность

мнений, позиций, несмотря на естественные социальные, культурные

национальные различия.

Создание коллективной творческой деятельности для проявления и

развития толерантного взаимодействия взрослых и подростков, для

установления партнерства и сотрудничества между ними.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− отдельные памятники архитектуры Русского Севера, Центральной

России;

− основные художественные стили и декоративные особенности

русского народного зодчества и каменной архитектуры;

− основные архитектурные стили и особенности декоративного

убранства;

− региональные особенности народного костюма;

− образцы литературно-поэтического творчества с описанием

народного костюма и праздников;

− известные картины русских художников-живописцев.

Тема 3.3. Фольклорное рукоделие.

Содержание учебного материала:

Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности.

Сбор природного материала (например, листьев с разной листовой пластиной).

Работа с бумагой, роспись, лепка, работа с тканью, работа с бисером, работа с природным материалом, ИЗО. Символика игрушки. Значение рукоделия для

разностороннего развития подростков. Творческий проект. Организация и

проведение выставок поделок и рисунков. Экскурсии, праздники.

Осознание подростками того факта, что любой народ, населяющий

Россию, представляет ее в своих произведениях, следовательно, к традициям и

культуре других народов следует относиться с уважением и почтением,

воспринимать все их отличия и особенности как данное.

Формирование позитивных установок восприятия социального опыта

народов, чьими представителями являются воспитанники группы, принятия

национальной позиции другого как данности.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− об особенностях лепных игрушек;

− о разнообразных способах народного рукоделия через работу с

бумагой, глиной, пластилином, соленым тестом, тканью, кожей, соломой и пр.;

− некоторые приемы изготовления тряпичных кукол, региональных

народных костюмов для куклы с элементами вышитого орнамента;

− о сочетании аппликации с вышивкой;

− о вышивке лентами;

− о возможности самовыражения через рисунки и поделки, передачи

образных впечатлений, полученные на занятиях, в экспедициях, музеях.

Раздел IV. Семейные традиции.

Тема 4.1. Встречают по одежке, а провожают по уму.

Содержание учебного материала:

Занятие-беседа о значении семьи как основы становления личности

человека для традиционного общества. Община - как феномен традиционного

сосуществования людей. Основные фазы жизненного цикла, возрастные

категории традиционного общества. Передача жизненного опыта как основа

преемственности поколений. Отношения между старшими и младшими на

примере образцов народного творчества. Обрядовые функции подрастающего

поколения.

Формирование представлений о значении для человека «домашнего

очага», готовности прийти на помощь» своим близким, представлении о

«составляющих домашнего очага» (чуткости, внимания, доброжелательности,

личной ответственности за своих близких).

Формирование представлений о понятии «Гармония»; о том, что в

каждом человеке «живет» что-то прекрасное, нужно только это разглядеть.

Ориентация на формирование гармоничных отношений с миром, главными

ценностями, которыми являются терпимость, достоинство, уважение чужой

жизни, доверие друг другу.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− о ценности семьи через изучение образцов народного песенно-

поэтического творчества;

− отличия традиционного воспитания мальчиков и девочек на

примере народного эпоса;

− об особенностях поощрений и наказаний в традиционной среде;

− о необходимости семейного досуга для полноценного развития

личности;

− о приоритете многодетных семей в традиционном обществе.

Тема 4.2. Красна изба углами, а стол - пирогами.

Содержание учебного материала:

Особенности ведения хозяйства в традиционном быту. Половозрастное

распределение обязанностей в доме. Отношение к дому как семейному очагу в

традиционном быту. Архитектурное разнообразие традиционных построек, их

хозяйственное назначение Сакральность повседневной и праздничной пищи.

Традиционная кухня у разных народов, особенности приготовления скоромной

и постной пищи. Некоторые рецепты приготовления традиционных блюд.

Создание коллективной творческой деятельности для проявления и

развития толерантного взаимодействия взрослых и подростков, для установления партнерства и сотрудничества между ними. Создание ситуации

творческого взаимодействия с братьями и сестрами, ориентация на взаимопонимание со своими членами семьи и представителями иных

возрастных групп, формирование чувства гордости за успехи своих близких.

Развитие критического мышления и самостоятельности, социальной

ответственности и активности, формирование толерантного отношения к

жизненным трудностям, установление границ толерантности.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− бытовые функции своих сверстников в традиционной среде; − названия, назначения традиционных бытовых построек; − о национальных особенностях правил гостеприимства; − названия, назначения домашней утвари; − названия некоторых блюд разных народов, особенности ритуала

приготовления.

Тема 4.3. Береги платье снову, а честь - смолоду.

Содержание учебного материала:

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье. Семейные ценности

у разных народов, сходство и различие. Нравственная основа воспитания

подрастающего поколения. Понятие «чести» в традиционном обществе.

Символика поведения людей в традиционном быту. Отношение разных народов

к асоциальным проявлениям, межэтническим конфликтам. Приверженность

«здоровому образу жизни». Привлечение родителей к непосредственной

творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной

практике по возрождению национальных духовных традиций.

Формирование уважения и толерантного отношения к себе как к

носителю данного родителями имени, осознание как реальности своего имени.

Формирование образа себя как представителя рода толерантного отношения к

себе и своему роду, восприятие своих родовых традиций, обычаев и

особенностей как отличных от других; формирования объективных знаний и

семье своих одноклассников.

Формирование представлений:

- о различиях (психологических, физиологических, возрастных,

социальных, культурных, национальных), которые отличают людей друг от

друга;

- о тех сложностях во взаимоотношениях с другими которые испытывают

некоторые люди (инвалиды, беженцы и т. д.), осознание причин, по которым

подобные ситуации складываются.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения подростки должны знать:

− о своем фамильном древе;

− о почитании родителей через взаимоуважение поколений на

примере песенно-поэтического творчества разных народов;

− о духовно-нравственных жизненных приоритетах через

фольклорные образцы;

− семейные традиции и обычаи своей семьи через совместную

творческую деятельность со взрослыми (семейные праздники, творческие

вечера, конкурсы).








Пояснительная записка.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка с взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе мы обратились к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор - одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гэмоциональногкольников,

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

В нашем дошкольном учреждении воспитатель младшей группы обобщает педагогический опыт по данной теме, и с 2011 учебного года мы решили открыть кружок по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе.

Вопросы нравственного воспитания, приобщения дошкольников к русской народной культуре рассматривались во всех дошкольных программах. «Карусель» - это программа дополнительного образования, в которой мы более глубоко соприкасаемся с темой труда. Труд - сама жизнь народа. И поэтому народное искусство, народное творчество всегда сливались с трудовой деятельностью..

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно - воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально - позитивное общение дошкольников.

Программа «Карусель» имеет следующие разделы: народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации. в кажВ

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала - праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Формы подведения итогов:

-Занятия интегрированного типа

-Развлечения

-Театрализованные представления, концерты.

-Календарные праздники

-Видео и фотоматериалы.

-Отзывы родителей, педагогов ДОУ.

Цель работы кружка: Приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задачи программы «Карусель»:

Образовательные:

- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством,

традиционными праздниками.

- Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.

  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:

- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

  • Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:

- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

  • Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.

  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

- наглядный, словесный, практический;

- беседы с детьми;

- наблюдение за природой;

- слушание русских народных песен, сказок;

- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

- инсценировки песен и малых фольклорных форм;

- ручной труд.

Организация работы кружка:

Занятия кружка проводятся 4 раза в месяц в определённый день недели.

Продолжительность занятия - 30-35 мин. (средний, старший дошкольный возраст). Количество детей в группе - 9 человек.

  • Структура занятия с детьми

  1. Приветствие.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Основная часть:

-Беседа.

-Пение, инсценировки.

-Музыкально - ритмические движения, музицирование.

  1. Игра.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей:

*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

*Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.

*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).

*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).

*Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.

*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.

*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.

*Оказывать помощь сверстникам и взрослым.

*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

*Проявлять внимание и заботу к близким.

*Передавать полученные знания малышам.

*Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.

*С желанием участвовать в любом виде деятельности.

*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.

*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,

«ниточка с иголочкой».

*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).

*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и вз

Необходимые условия реализации программы: Помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Музыкальное перспективное планирование

с детьми

месяц

№ занятия

Тема

Задачи

сентябрь

1.

2.

3.

4.

«Брусничный пирог».

«Гармошечка - говорушечка»

(посиделки с родителями)

«Ах, капустка моя».

«Всякому делу своя пора».

1.Знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями.

2.Побуждать детей эмоционально передавать движения в трудовых хороводах.

3. Обогащать репертуар пословиц поговорок о труде.

4.Вовлекать детей в процесс засолки капусты и выпечки пирогов.

5.Обогащать знания детей о природе.

6.Развивать у детей артикуляционный аппарат.

7.Знакомство детей с музыкальным инструментом - гармонь, характером его звучания.

8. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина).

Октяб

рь

1.

2.

3.

4.

«Где был Иванушка?»

«Закружись наш хоровод».

«Хлеб - всему голова».

«В гости к осени»

(праздник)

1. Побуждать детей эмоционально передавать характер героя в театрализации, формировать четкое произношение слов.

2.Закреплять навыки кукловождения.

3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими.

4.Расширять песенный репертуар произведениями шутливого характера, инсценировать их, передавать задорный характер.

5. Познакомить детей с трудом земледельца, воспитывать уважение к хлебу.

6.Знакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе.

7. Развивать дикцию детей, используя прибаутки.

8. Побуждать детей самостоятельно выполнять хороводные движения: «Улитка», «Змейка».

9.Побуждать детей к проявлению инициативы и преодолению застенчивости.

ноябрь

1.

2.

3.

4.

«Сказка к нам пришла»

(представление для малышей)

«Кузьминки - об осени поминки»

«Добро делать спешить надобно»

«Матушка родимая»

(развлечение )

1.Познакомить детей с календарным праздником Кузьминки и традициями этого праздника.

2.Познакомить детей с предметами быта: скамейка - сундучок, люлька - качалка, веретено.

3.Развивать артистические навыки.

4.Учить голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен.

5. Учить анализировать поступки человека и высказывать свое мнение.

6.Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг к другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим.

7.Развивать умение действовать сообща, согласовывать свои действия с действиями других

Декаб

рь

1.

2.

3.

4.

«Здравствуй, зимушка - зима»

«Ходит сон по лавочке»

«Зимняя карусель»

«Новый год у ворот»

1.Познакомить детей с традициями русского народа - посиделками.

2.Украшение элемента русского костюма (кокошника).

3.Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового и детского фольклора.

4.Создать положительную атмосферу на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка.

январь

1.

2.

3.

«На пороге коляда»

«Святки»

(развлечение)

«Праздник валенка»

1.Познакомить детей с традициями русского народа - Рождеством.

2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.)

3.Учить петь песни-колядки.

4.Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику.

5. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина и хозяйки).

6.Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения.

Фев-

раль

1.

2.

3.

4.

«Веселые частушки»

«Богатыри»

(развлечение с папами)

«Смех и веселье»

«Блины русские»

1. Пополнить песенный репертуар частушками. Уметь передавать их веселый характер.

2.Учить правильному певческому дыханию.

3.Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни.

4.Воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей.

5.Развивать речь детей в чистоговорках и скороговорках.

6.Познакомить детей с персонажами народных праздников - скоморохами.

7.Развивать координацию рук и ног в танце, учить выполнять движение «Стенка на стенку».

март

1.

2.

3.

4.

«Гостьюшка годовая»

«Семья в куче - не страшна и туча»

«Василиса краса»

«Прялица»

1.Познакомить детей с традициями русского народа - Масленица, масленичная неделя.

2.Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, забавах.

3.Учить координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках.

4.Воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке.

5.Познакомить с героиней русских сказок - Василисой. Учить плести косу.

6.Продолжать знакомить с предметами быта: прялка, коромысло, пяльца.

7.Обучать детей двигаться противоходом, выполнять хороводный шаг.

апрель

1.

2.

3.

4.

«Чудеса - кудеса»

«Птицы летите - весну несите»

«Сороки»

«Пасхальное яичко»

(сказка для малышей)

1.Познакомить детей с традициями русского народа - весенние земельные работы, земледельческим календарем и праздником - Сороки.

2. Пополнять репертуар детей песенками-закличками.

3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими.

4. Познакомить детей с празднованием Пасхи.

5.Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации.

май

1.

2.

3.

4.

«Весну привечаем - игры затеваем»

«Дорога не ешка, дорога потешка»

«Русская песня»

«Встреча у околицы»

(концерт для родителей)

1.Закреплять у детей знания устного фольклора.

2.Закреплять артистические навыки детей в выступлении.

3.Воспитывать в детях бережное отношение к природе.

4.Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх.


Список литературы:

1.Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий- М.2007

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор пособие для методистов, музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс - 2000г.- 88с.

4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. - М.: Линка - пресс - 2000г.

5.НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.

6.КартушинаМ.Ю. Русские народные праздники в детском саду - М.: ТЦ Сфера - 2006г.-320с.

7. Фольклор - музыка - театр. Под редакцией С.И.Мерзляковой - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. - 216с.

8. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.






Приложения

«СВЯТКИ»

Сценарий развлечения
фольклорного кружка «»

Цель: Формирование нравственно - социального, психического здоровья

детей, приобщение их к русскому народному творчеству.

Программное содержание:

  • Дать представление о традиционном русском народном празднике Святки.

  • Познакомить детей с бытовой утварью, предметами крестьянской избы.

  • Воспитывать чувства взаимопомощи, уважения к окружающим.

  • Закрепить навыки игры на деревянных ложках.

  • Вызвать у детей эмоциональный отклик, развеселить, доставить радость, эстетическое наслаждение.

Атрибуты:

  • Ларец - кладенец.

  • Варежка - зайчик на руку для каждого ребёнка.

  • Белое покрывало.

  • Метла.

  • Валенки

  • Торба с атрибутами для гадания.

  • Поднос с угольками и поднос с угощением.

  • Веретено, варежки, платочки, баранки, топор, деревянные ложки, полушалок.

  • Два ведёрка с водой и тазик.

Сценарий развлечения

У центральной стены располагается обстановка крестьянской избы. Выходит Хозяйка, выносит самовар, ставит на стол.

Хозяйка: - Хорошо зимой - работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь. Помню, в молодости весело было зимой. С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.

(За дверью раздаётся шум).

- Никак колядовщики пожаловали, а у меня ещё угощение не готово

(Уходит)

Дети в народных костюмах входят в зал, играя на шумовых инструментах.

Вед: - Посмотрите-ка, ребята, а в этом доме мы ещё не были, своих колядок не пели, хозяев не величали. (Зовёт)

- Хозяева! (Выходит хозяйка)

- Здравствуй, хозяюшка! (Кланяется)

- С Новым годом! С новым счастьем! С новым здоровьем! С Рождеством Христовым! Уж дай Бог тому, кто в этом дому. Сто бы тебе коров, полтораста быков! По ведру бы тебе доили, да всё сметаною!

Хозяйка: - Вот спасибо вам! Ой, вы, девицы-красавицы, мальцы-удальцы! Проходите, гости милые в мою горницу, во светлицу. А у меня для каждого доброе словечко найдётся:

  • Наша Катенька в саду, что оладушек в меду.

  • Котик в избушке печёт ватрушки, тому, сему продаёт, а Машеньке так даёт.

  • Роса на земь упадёт, когда наш Сёмушка встаёт.

  • Головка, да носишко - вот и весь наш Слава - парнишка!

  • У Паши руки в бок, глазки в потолок, пошёл через порог - упал поперёк.

Ребёнок: - Позволь, Хозяюшка, у окошка встать, Коляду покликать.

Дети: Коляда, Коляда,

Всех зовёт за ворота!

Открывай-ка сундучки,

Доставай-ка пяточки!

И житие, и богатство идёт!

Пришла Коляда накануне Рождества

С маслицем, молочком,

Со сладеньким пирожком.

Хозяюшка, подавай,

Подавай, не ломай!

Хозяйка: - Не плясали, и не пели, а угощенье захотели!

Ребёнок: Коляда пришла

Всем веселье принесла

Не сидите, не скучайте,

В хоровод скорей вставайте.

Русская народная песня «Как на тоненький ледок»(инсценировка)

(Дети остаются стоять в кругу)

Дети: Коляд, Колядин!

Я у Матушки один

По колено кожушок!

Дайте, тётя пирожок!

Коляд, Коляд, Колядушек,

Хорош с мёдом оладушек,

А без мёда не таков
Дайте, тётя, пирогов.

Все дети: А не подашь пирога -

Мы корову за рога,

А свинью за хвост
Поведём под мост!

Хозяйка: - Ах вы, озорники, колядовщики - малолеточки! Вот я вас сейчас! (Догоняет детей, они убегают на стулья).

Ведущая: - Хозяюшка, говорят, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и

волшебные вещи имеются.

Хозяйка: - Как им не быть! Есть у меня ларец - кладенец. А живут в нём волшебные загадки. Стоит отгадать загадку, отгадка оживает.

Загадка

Комочек пуха,

Два длинных уха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Угадали, кто это? (Дети отвечают)

Зайки, зайки, покрутитесь,

В нашем зале появитесь.

Звучит «волшебная» музыка. Хозяйка открывает ларец, раздаёт детям варежки в виде зайцев. Дети надевают варежку на правую руку и встают в круг.

Хозяйка: - Ай да зайки - белы горностайки.

С вами кругом пойдём, хоровод заведём.

Русская народная песня «Заинька, походи»
  1. Заинька, покажись, (Поворачивают рукой)

Беленький, поклонись (Зайчик «кланяется»)

Вот как, вот как, покажись,

Вот как, вот как, поклонись.

  1. Заинька, покружись, (Дети идут по кругу, топая ножками)

Беленький, покружись

Вот как, вот как, покружись (Кружатся вокруг себя)

Вот как, вот как, покружись.

  1. Заинька, попляши (Выставляют ногу на пятку)

Беленький, попляши,

Вот как, вот как, попляши (Сужают круг)

Вот как, вот как, попляши (Расширяют круг)

Хозяйка: - Зайки поплясали и в лес убежали.

(дети складывают зайцев в корзинку)

- В моём ларце есть волшебная вещь. Это снежное покрывало. Как его трясти начинаю, сразу кто-то появляется.

(Встряхивает покрывало, появляется Снежная Баба)

Снежная Баба: - Здравствуйте, мои друзья!

В гости к вам я пришла.

Очень рада видеть вас,
Всех согрею я сейчас!

Вам ведь холодно стоять,

Выходите поиграть!

Русская народная игра «Снежная Баба»

(Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет М.Ю.Картушиной стр. 90)

(после игры дети садятся)

Хозяйка: - Ребятки, это помощница моя. Нынче снегу много, встану я утром, а

двор уже вычищен.

Снежная Баба: - Да я не просто пришла, а за метлой. Хотела двор подмести, а

метлы-то нет! Пойду поищу. (Уходит искать метлу)

Хозяйка. - А я, колядовщики дорогие, для вас угощение принесу. (Уходит)

Звучит музыка. В зал на метле «влетает» Баба Яга.

Баба Яга: - Здравствуй, народ честной! С Новым годом поздравляю! Богатства вам немереного, серебра - не считанного, а тебе (Обращается к ведущей) - мужа - красавца невиданного!

Ведущая: - Ну, спасибо тебе, БабаЯга, за рождественское поздравление!

Баба Яга: - Рождество-это хорошо! Пошутить можно! Шутки я люблю!…

А что бы мне такое сделать!… Придумала!

Я - Баба Яга - костяная нога

На что подую, то и заколдую!

Выходит Хозяйка с подносом. Баба Яга дует на угощение.
Хозяйка убирает полотенце с подноса

Хозяйка: - Ребята, вот беда! Пряники - то в угольки превратились! Баба яга, чем же я теперь ребят угощать буду?

Входит Снежная Баба.

Снежная Баба (присматриваясь, замечает метлу) - Так вот она моя метла! Ну-

ка, отдавай сейчас же!

Баба Яга: - А вот попробуй, догони! (Снежная Баба догоняет Бабу Ягу)

Отпусти меня, а то я совсем замёрзла!

Снежная Баба: - А ты метлу верни, тогда отпущу!

Баба Яга: - Ладно, ладно, забирай свою метлу.

Снежная Баба: - Я пошла двор мести, снег убирать (Уходит)

Баба Яга: - И мне пора уходить. Задержалась я тут у вас.

Хозяйка: - Постой, постой! А угощение расколдовать?

Баба Яга: - А вы меня, голубушку, развеселите сначала.

Хозяйка: - Как же тебя развеселить, ума не приложу?

Ой, ребята! Тише, тише,

Чьи-то голоса я слышу!

Да это же Таня с Ваней с ярмарки возвращаются, они - то нам и помогут.

Под весёлую музыку входят Таня и Ваня (куклы)

Ваня: - Я - Ванюшка!

Таня: - Я - Танюшка!

Вместе (Таня, Ваня): - Расскажем мы вам на ушко:

Ваня: - Как на ярмарке мы были

Таня: - Что на ярмарке купили!

Ведущая: - А что купили?

Вместе: - Что купили, не расскажем,

А лучше вам покажем! (Достают покупки)

Ваня: Взял я чудо -лапоточки -

Не себе - любимой дочке,

Вот бараночек вязанка -

Для гостей моих приманка

Таня: Полушалочек цветной -

Это - мамочке родной!

Доброй бабушке давно

Обещала веретено.

Ваня: Дяде Феде - рукавицы,

Леснику - большой топор,

По платочку двум сестрицам,

Чтоб у них не вышел спор!

Ведущая: - А про себя - то вы забыли?

Вместе: - Про себя мы не забыли! Ложки мы себе купили!

Ведущая: - Вот так товар!

Таня: Ложки деревянные,

Щёчки румяные,

Спинки расписные

Ручки - то резные!

Ведущая: - А зачем вам ложки?

Вместе: Кашу будем кушать,

Никого не слушать!

Ведущая: - Так на ложках и играть можно!

Вместе: Только играть мы на них не умеем!

Ведущая: - А у нас ложкари найдутся!

Ваня: Ну-ка, Таня, не зевай,

Быстро ложки раздавай.

Давай-ка, сестрица,

На ложках играть учиться!

Таня: - И ты, Ваня, не зевай, с ложкарями повторяй!

«Весёлые ложкари» русская народная мелодия «Ах вы, сени»

(После игры на ложках, дети складывают их в корзинку и садятся)

Вместе: - Нам теперь пора домой, понесём товар с собой!

Ваня: - А ложки вам в подарок оставляем, играйте на здоровье!

(Под музыку Таня и Ваня уходят)

Баба Яга: - А я тоже на ярмарке была. На вашей метле летала! Валенки

себе прикупила! Хотите примерить?

(надевает один валенок оному ребёнку, второй - другому)

Аттракцион «Бег в валенке»

Баба Яга: (Обращаясь к Хозяйке) - А что это у вас гости такие задумчивые?

Хозяйка: - Наверное, думают да гадают о том, что их ждёт в новом году.

Баба Яга: - А вот я им сейчас погадаю.

Гадание Бабы Яги

Баба Яга: - Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется, не забудется.

Гости по очереди достают из торбочки предметы гадания:

Лента - длинная дорога

Щепка - к крепкому здоровью

Зеркальце - к красоте

Пуговица - счастье в семье

Конфета - к сладкой жизни

Бублик - к богатству

Перо - продвижение по службе.

Баба Яга отдаёт торбочку Хозяйке, обращает внимание на её руки.

Баба Яга: - Где ж ты так руки выпачкала, Хозяюшка?

Хозяйка: - Ой, и правда, все руки угольками испачкала! И воды в доме нет, руки- то помыть не чем!

Ведущая: - Не беспокойся, Хозяюшка. Ребятки тебе принесут водички. А кружки у тебя найдутся?

Баба Яга: - Кружкой и я могу, а вот ложками попробуйте.

Аттракцион «Перенеси воду в деревянной ложке»

Хозяйка: - Ну что, Баба Яга, развеселили мы тебя? Или ещё чего пожелаешь?

Баба Яга: - А спляшите-ка вы мне «Барыню»!

Ведущая: - Если ты ещё не знаешь, спляшем всё, что пожелаешь!

И гостей всех позовём!

Ребёнок: Эй, боярыни красивые,

Эй, девицы не спесивые!

Вы на стульях не сидите,

С нами танцевать идите!

Русский народный танец «Барыня»

(танцуют дети и гости)

Баба Яга: - Ну ладно, уважили Бабушку! Расколдую я ваше угощение.

На угольки сейчас подую,

Угощенье расколдую! (Колдует)

Хозяйка: Вот и угощенье получите

На новое счастье, на Рождество!

Чтоб счастливы были,
Чтоб нас не забыли!

С Рождеством вас!

А рецепт рождественских пряников у меня в волшебном ларце хранится. С вами с удовольствием поделюсь.

(Баба Яга угощает детей, а Хозяйка гостей)

Раздаёт рецепты рождественских пряников.

Ведущая: Мы ходили с вами по святой Руси,

Поздравляли, величали,

Добра, счастья всем желали!

Дети: Спасибо этому дому, пойдём к другому!

(Дети кланяются и уходят)

Информационная памятка.

Святые вечера.

Святки - волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Наряжаясь, ходили по дворам, пели песни - колядки, желая хозяевам урожайного года, добра в доме…. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

Историческая справка

Святочный период начинается с Сочельника (7 января) и продолжается до Крещения (19 января). Включает в себя Рождество, Святые вечера, Старый Новый год, Васильев день, Страшные вечера.

Рецепт рождественских пряников.

Тесто для пряников

Замешивается заранее, за сутки

Рецепт теста:

1 стакан сахара пережечь до черноты

Добавить один стакан тёплой воды;

2 стакана песку и 0,5 стакана мёда;

пачку корицы; 0,5 чайной ложки соды;

пачку маргарина. Вбить 1 яйцо и 2 желтка.

Добавить 8 стаканов просеянной муки.

Глазурь: 2 белка и 2 стакана сахарной пудры

взбить в миксере.


«СОРОКИ»

Сценарий интегрированного занятия
фольклорного кружка «Карусель»

Информационная справка.


Сороки

Основная встреча весны на Руси праздновалась в день равноденствия -

22 марта, называли его Сороки. С этого дня считали, что новый год входит полностью в свои права. На Сороки ожидался прилёт птиц. Ребята в этот день закликали весну словами:

«Жаворонки, прилетите,

Красно лето принесите!»

В это время пекли из теста вестников весны, пряча во внутрь льняное или конопляное семя. Ребята это печенье крошили и разбрасывали на четыре стороны птицам на корм. В то же время, прекрасно понимая, что до тепла ещё далеко, поговаривали: «Сорок мучеников, сорок утренников, сорок заморозков». Считалось, что если морозные утренники начиная с этого дня, продолжаются постоянно, то лето будет тёплым.

Сценарий интегрированного занятия.

Цель: Познакомить с традициями весенних народных праздников

Авдотьи Плющихи и Сороков.

Задачи:

1.Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

2.Учить детей работать с тестом. Приучать работать аккуратно, дружно.

3.Закреплять знакомый литературный и музыкальный материал.

4.Воспитывать любовь к труду, уважению к окружающим.

Оборудование:

Свистульки, бумажные птица, соломенные куклы.

Чаша с водой, фартуки по количеству детей, тесто, противень.

Связка бубликов, птица на полочке с цветными лентами.

Дудочка, обруч..

Ход занятия.

Под весёлую русскую народную мелодию дети входят в зал двумя группами: первая, играя на свистульках; вторая - с атрибутами встречи весны (бумажные птицы, соломенные куклы). Образуют два полукруга.

К ним выходит Авдотья Плющиха

Авдотья(обращаясь к детям): - Доброго здоровья!

Музыкальный руководитель (Муз. рук.)и дети: - Здравствуй, Авдотья

Плющиха! Куда путь держишь?

Авдотья: - Я весне первая помощница: где пройду, снег тает, ручьи

бегут. Вот решила я посмотреть, как снег в лесу оседает, как дети весну встречают.

Муз.рук. и дети:(хором) - И мы с тобой!

Авдотья: - Возьму вас, коли, загадку отгадаете.

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Дети: Весна - Красна!

Авдотья: - Вставай, народ, в весенний русский хоровод!

Весенний хоровод (по выбору)

Авдотья: - И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись

птицы.

1 ребёнок. Жаворонушки - перелётушки,

Прилетите к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам!

2 ребёнок: Ой, вы, жаворонки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье!

3 ребёнок: Грач на горе - весна на дворе.

4 ребёнок: Чувиль-виль-виль, жавороночки,

Принесите весну на своём хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

5 ребёнок: Скворушка, прилетай, себе домик выбирай!

Авдотья: Жаворонки, прилетите,

Холодную зиму унесите,

Тёплую весну принесите!

Нам зима - то наскучила,

Морозами замучила.

Раздаётся свист. Появляется Кикимора

Авдотья: - А ты кто такая?

Кикимора: - Я? Кикимора - шишимора! Да не пугайтесь, я сегодня

добрая, смирная.

Авдотья: - Да ну?

Кикимора: - Так ведь праздник сегодня какой - Сороки! День с ночью

равняются, сорок птах небесных из дали возвращаются. Идите ко мне поближе.(Дети подходят, Кикимора брызгает на них водой из чаши)

Польем-ка мы снежицей, водой талой стены дома нашего, окропим цветы ранние, чтобы всё вокруг весной задышало.

Дети вместе с Кикиморой брызгают водой всё вокруг.

Кикимора: К нам тетёра прилетала

С нами игры затевала

Мы тетёру выбирали

За воротцами вставали.

Русская народная игра «Тетёра»

Кикимора: - Заигралась я с вами, совсем про тесто забыла. А вы

помните, что на Сороки разных птичек из теста пекут, теплом

солнышка ясного заряжают!

Дети: Помним!

Кикимора: - Ну, тогда побегу я. Мир вашему дому!

Авдотья: Давайте и мы испечём своих жаворонков. У меня и тесто

подоспело. Надевайте фартуки, мойте руки, за работу принимайтесь.

Звучит пение птиц. Дети работают с тестом. Авдотья ведёт рассказ.

Авдотья: - Что за птичка жаворонок! Пение его можно услышать за городом -в

поле, на лугу. Оно переливается, журчит так необычно, что сердце трепещет от радости. Солнечная песня у жаворонка! Не просто песня, а гимн весне! Эта птичка-невеличка искони на Руси почиталась. На Сороки каждая хозяюшка придумывала свой «фасон» птицы, которую выпекала. Кто больших, кто малых пичуг вылепил…. Вот и у нас птички появились.

Дети передают птиц на противень

Авдотья: - Осталось посадить птах в печь. А мы помоем ручки.

Водичка, вода,

Вымой наши ручки тогда.

Чтобы были чистыми,

Чистыми, душистыми.

В центр зала выходят 2 ребёнка.

Один - со связкой бубликов, другой - с птицей на палочке с цветными

лентами.

1 ребёнок: Мы на Сороки птичек лепили,

Цветные ленты купили,

Птичек снарядили,

На столб посадили.

2 ребёнок: Нашей Авдотье - по обычаю - сорок бубликов подарили.

Подходят к Авдотье с поклоном

2 ребёнок: Ой, лики, лики, лики,

Тебе, Авдотья, бублики.

1 ребёнок: Ах, Авдотья, принимай,

Нас почаще вспоминай.

Авдотья: - Спасибо, детушки, спасибо, касатушки!

Выбегают 3-й, 4-ый ребёнок.

3-й ребёнок: А у нас есть шарики - колобки из овсяной муки.

4-ый ребёнок: Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овёс. А теперь

убирайся подобру, поздорову!

Бросают колобки. Уходят.

Авдотья: - Собирайся, народ, на весенний праздник с хороводами да

песнями, загадками да шутками, с весёлыми прибаутками.

Хоровод «Ходит матушка - весна»

(В конце дети встают в круг)

Авдотья: - Шум весенний затеваем,

В игры весело играем!

Муз.Рук.: Тут пошли чудеса: зашумели леса. На весеннем дубу даже

ворон заиграл во трубу.

Авдотья выбирает ребёнка - «Ворона», даёт ему дудочку.

«Ворон» становится в круг.

Проводится русская народная игра «Ворон»

(Ход игры)

Все дети: Ворон, ворон, воронок.

Красный шитый сапожок

Ты нам дудочку отдай

Вместе с нами поиграй.

Ворон: - Эх, кому ж её отдать? Это трудно угадать.

Дети: А тому, чьи ноги быстрее побегут по дороге.

«Ворон» ставит дудочку между двумя детьми, они бегут за кругом. Кто быстрее возьмёт дудочку, тот становится «вороном».Игра повторяется.

Авдотья: Весна наступила, солнышко пригрело. Птички защебетали,

мухи зажужжали, комары проснулись, запищали. Вот про меж

них какая история произошла.

Инсценировка Русской народной песни

«Комара муха любила»

Проводится игра «Драчливый воробей»

(В одном обруче стоят двое детей на одной ноге. Кто кого вытолкнет из обруча первым)

Муз. рук.: - Ребята, Авдотья Плющиха,а ведь пора и Солнышко позвать, да и

жаворонки наши испеклись, наверное.

Авдотья: - Солнце, Солнце, выходи! Птиц с собою приноси!

Выходит Солнце (ребёнок). На подносе - испечённые жаворонки.

Солнце: - Здравствуйте, люди добрые!

Авдотья: - Ой, да во зелёном во бору,

Да во высоком терему,

Да жило ясно Солнышко - колоколышко.

Да к солнцу птицы прилетели

Свои песенки запели.

Солнце на небо взошло

Лучами землю обожгло.

Солнце: - Попало ваше тесто

В горячее место

Попало, не пропало!

Жаворонками стало.

Раздаются голоса птиц

Авдотья: - Слышите, ребятишки, жаворонки поют, весну зовут.

Жаворонушки, пташки малые,

Пташки малые, голосистые.

Летят по воле, несут весну в подоле.

Солнце: - Настало время, птицам возвратится.

Весна идёт, весь мир преображая!

Авдотья: - А счастье - удивительная птица!

Пускай у вас живёт не улетая!

Под музыку дети идут в группу пить чай.








© 2010-2022