Доклад Развитие вокальных способностей

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»






МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: развитие вокальных способностей учащихся хорового класса






Преподаватель ОФИ

И.А. Шестова




Облучье






Введение

Основной целью обучения народному пению является приобщение учащихся к традиционной народной культуре, развитие вокальных и технических способностей учащихся , укрепление голосового аппарата, развитие артистических задатков, эмоционально-образной и интонационной сферы итд

Знания и навыки, полученные учащимися в процессе занятий направлены на воспитание вокальной культуры и эстетического вкуса, позволяющих сохранить самобытную манеру народного звукообразования, специфических особенностей вокальной техники, выработанных народно-певческой исполнительской традицией, без которых невозможно грамотно- профессиональное и плодотворное участие в хоровом коллективе.

Поскольку обучение постановке голоса происходит индивидуально, это создает возможность: выявить вокально-технические данные и степень подготовленности каждого обучающегося; последовательно обучать народной манере пения, начиная от наиболее общих её закономерностей до специфических особенностей.

В процессе занятий в хоровом классе проявляет такое ценное качество как умение «пристраивать» свой голос, а именно манеру, тембр, выразительность, динамические нюансы, интонирование, вокально - технические приемы к общему исполнительскому характеру.

Вокальная работа направлена на простоту, естественность и характерность пения, инструментальную ровность звучания голоса; развитие вокально-хоровых навыков учащихся , использование вокально-технических навыков, методов и приемов в упражнениях различной сложности и народных песнях.

I. Основные моменты развития вокальных способностей учащихся

Основные моменты развития вокальных способностей учащихся заключаются в освоении певческой установки сидя, стоя,
выработке навыков вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной,
на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших
попевок на 3-х звуках увеличивая попевки до 5,6 звуков , в освоении мягкой и твердой атаке звука, навыков цепного дыхания
Благодаря системе упражнений у учащихся начальных классов наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. С первого по третий год обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На четвертом , пятом году - развития действий, стабилизация. Шестой, седьмой год - совершенствование полученных навыков, приобретение своего собственного имиджа и стиля.

Из своего опыта я знаю, что процесс формирования и развитие вокальных (певческих ) навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли в школу искусств , что влияет на характер становления навыков и качество результатов обучения.

На первом году обучения происходит формирования певческих навыков. На втором году обучения я отмечаю, что формирование основных певческих навыков претерпевает изменение от некоторого улучшения по всем параметрам, к концу учебного года певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, в способе звукообразования.

Можно отметить, что степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса, способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования.


II.Комплекс упражнений для развития вокальных способностей учащихся.

На своих уроках я использую комплекс упражнений :

  • для постановки дыхания

Я прошу детей для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. При правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине.

Именно такое раздвижение ребер - показатель полноценного нижнее-реберного диафрагмального дыхания.

1 «Дуем на свечку» (беззвучно, на шипящие), «Собачка» -имитирование дыхания собаки «Пушинка - легкий выдох, будто сдуваем пушинку.

2. «муха» или «пчела» - резкий выдох.

3. «маленький хомячок» - надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.
4. «тпрунюшки» - с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей.

Эти упражнения для освобождения нижней челюсти.

Задача : Эти упражнения основные. Они способствуют умению управлять своим дыханием, распределять дыхание , почувствовать диафрагму , опору

  • для приведение в работу и развития резонаторов

1 .массаж точек лица, пальцев рук, груди

2. ощущение работы резонатора через " резонирование голоса в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица,

Чтобы это "понять мышцами", ощутить "маску", "вокальный зевок" и

получить представление о происходящих в пении процессах, проделываем простые упражнения.

Рот открыть, подержать в этом состоянии, послушать ощущение

естественности, свободы самого рта, языка, горла.. Сомкнуть губы, но не

плотно, и, оставляя горло таким же свободным, помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в переносице.

Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит поджато горло, нужно освободить его. Направить мычание к зубам, ощущается щекотание, и есть "маска", позиция. Выдвигайте звук вперед, через эту область. Изобразить гудок парохода

В песнях южной и центральной областей России в основном используется грудной резонатор

Упражнение :м-м-м-м(ощущуение вибрации в груди), при движении по полутонам вверх следить за сохранением этого ощущения , используется понятие «не отрывать звук от груди» (школа народного пения С.Мешко)

Пение с использованием головной резонатора очень сложный процесс.

Упр. глиссандо вверх , упр. «Вьюга» - изображение завывания вьюги с переходом высокую тесситуру на звук «У»

  • для развития подвижности арткуляционного аппарата

) В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный

контроль, внимание.

b) Очень важна работа с зеркалом.

c) В работе над "активной свободой" надо быть к себе очень

требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа "кривого рта",

"бровей домиком" или "вытаращенные глаза".

d) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные

повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости

мышц, но надо избегать новых зажатий.

e) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей,

так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

Упр: иголочка, щеточка, мячик, ящик, рыбки итд

С помощью этих упражнений снимается напряженность и зажатость

В работе над скороговорками «На мели» «Бык» , « На поповском на лугу» , «От топота копыт», «Два голубя» итд добиваюсь четкости , звонкости произносимых звуков , развитие артикуляционной памяти.

В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный

контроль, внимание.

1. Очень важна работа с зеркалом.

2. В работе над "активной свободой" надо быть к себе очень

требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа "кривого рта","бровей домиком" или "вытаращенные глаза".

3. При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.

4. Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей,

так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

  • работа над гласными.

Основной момент в работе над гласными - воспроизведении их в чистом виде то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

Упражнение : «Ой, ты радуница», «Лилия белая выросла», «Зелены луга» пропевание гласными и словом

С помощью этих упражнений добиваюсь единой манеры звукообразования , ровности гласных в одной певческой позиции и плавности звуковедения.

Заключение

Процесс формирования певческого голоса труден, т.к.
младшие школьники еще не умеют анализировать поставленную
задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая
деятельность принимает особый характер управляемый,
целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития
памяти является запоминание и частое повторение небольших
заданий и постепенное их усложнение. Формирование певческих
навыков строится на развитии образного мышления, способности
общения. Этот процесс протекает интереснее, если ученики
осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от
плохого. С этой целью после исполнения упражнений ,концертного выступления мы делаем анализ ошибок, почему они были допущены и как их
избежать в будущем.











Список литературы:


1. И. Левидов "Певческий голос". Л.1941
2. М.Л. Львов "Русские певцы". М.1965
3. Н.М. Малышева "О пении". Из во "Сов. Композитор", М.1988
4. А.Г. Менабени "Методика обучения сольному пению". М.1987
5. Методика обучения сольному пению. Из во "Просвещение", М.1987
6. В.П. Морозов "Биофизические основы вокальной речи". Л.1977
7. В.П. Морозов "Вокальный слух и голос". Из во "Музыка", М.1965
8. В.П. Морозов "Тайны вокальной речи". М.1967
9. И.К.Назаренко "Искусство пения". (Хрестоматия). Из во "Музыка", М.1968.
10. М.И. Переверзева "Творческая и педагогическая деятельность Е.Ф. Петренко". Из во "Музыка", М.1970
11. И. Прянишников "Советы обучающимся пению". Из во "Музгиз", М.1958








Содержание:

Введение. 2стр

I. Основные моменты развития вокальных способностей учащихся 2 стр

II.Комплекс упражнений для развития 3 стр

вокальных способностей учащихся.

Заключение 5 стр

Список литературы 7 стр















© 2010-2022