Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

Рабочаяпрограмма по музыке составлена на основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального образования(ПриказМинобрнаукиРФ от 6 октября 2009 г. № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,в редакцииприказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060, от 29.12 2014 г.№1643). Примерной основной образовательнойпрограммы образовательного учреждения. На...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

г. Апатиты Мурманской области


Принята на заседании

Методического Совета школы

Протокол № 11

от «18» июня 2015


Утверждена

Приказ № 248

от «23» июня 2015

Директор Г.И.Кудюмова


Рабочая программа

по музыке (ФГОС НОО)

(учебный предмет)

уровень начального общего образования

(1 - 4 классы)

______2015 - 2016______

(срок реализации)





Разработчик программы:

Петрова Л.Н., учитель музыки


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060, от 29.12 2014 г. №1643). Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4­е изд., перераб. - М: Просвещение, 2013, Примерной основной образовательной программы начального общего образования 2015г., одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1), Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №15, Примерной программы начального общего образования по музыке с помощью авторской программы «Музыка» В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 64с. - (Начальная школа XXI века). Программа разработана для параллелей 1, 2, 3, 4 классов.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды музыкально-творческой деятельности учащихся.

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.

  1. Общая характеристика предмета

Содержание музыкального образования в начальной школе - это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б. Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки

  1. .Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

  2. .Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.

  1. .Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

  2. .Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  3. .Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

  4. .Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год, рабочая программа по музыке в начальной школе составлена на 135 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе - 33 часа, во 2 - 4 классах - по 34 часа в каждом.

  1. Описание ценностных ориентиров

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

  • Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. 2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

  • Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора; обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации инфомации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задчами.

  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следствен- ных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6-10 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.

С учётом этого программа опирается на следующие принципы:

  1. преподавание музыки как живого образного искусства;

  2. возвышение ребёнка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

  3. деятельностное освоение искусства;

  4. проникновение в природу искусства и его закономерностей;

  5. моделирование художественно-творческого процесса.

Вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединённые восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развёртывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Детское творчество - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребёнка сводится к поиску

«мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом.

Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.

Одной из задач является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребёнка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально* личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

  1. Содержание программы

Идея первого года обучения - дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока ещё интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности. С самого начала музыкальное искусство не принижается «до возможностей ребёнка», а наоборот - ребёнок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путём погружения в музыкальные образы как определённым образом организованную «звуковую материю» путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.

Третья содержательная линия - методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально- художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщённые виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.

Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. Д.

В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально даётся в несколько большем объёме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т. Е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтениям и уровню музыкального развития детей конкретного класса.

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живёт музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею - музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Подвести к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живёт только в развитии и определённых формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне - рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

Основная идея содержания третьего года обучения - отражение истории и души народа в музыке России. Занятия начинаются с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.

Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.

Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.

Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их пр еемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что

«музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её только аранжируем» (М.И. Глинка). Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

Основная идея содержания четвёртого года обучения - развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она

«учила» зарубежную музыку.

Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами.

  1. класс - итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы - от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.

Проблематизация содержания музыкального образования

Основное содержание образовательного курса ФГОС 2 поколения представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». В авторской программе В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр эти содержательные линии раскрываются в содержании курса:

  1. Тематическое планирование

1 класс (33 ч)

Истоки возникновения музыки (9 ч)

Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкално-художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16 ч)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна - в музыке отражён весь мир.

Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. Д.

Язык музыки ( 6 ч )

Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).

Резерв 2 часа. Музыкальный фольклор народов России и мира. Народные музыкальные традиции родного края.

  1. класс (34 ч)

Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)

От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.

Музыка - искусство интонируемого смысла (10 ч)

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация - «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (6 ч)

Одно из основных понятий музыки - «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».

«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия (Д.Б. Кабалевский).

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы - двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

Резерв (НРК) 4 часа. Знакомство с композиторами Севера. Саамской музыкальной культурой.

  1. класс (34 ч)

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни.

Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности

(10 ч)

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (3ч)

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тесты (Д.С.Бортнянский, П.Г. Чесноков,А. А. Архангельский, С. В. Рахманинов и др.) - значимый пласт русской музыкальной культуры.

Особенности интонирования русского церковного песнопения.

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (7 ч)

Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков.

Резерв (НРК) 4 часа. Музыкальные традиции родного края. Хороводные песни Кольского севера.

  1. класс (34 ч)

Многоцветие музыкальной картины мира (7ч)

Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания: язык, жанры, формы. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики (4ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное

«путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное - через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ (6ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур - Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

Искусство слышать музыку (9 ч)

Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

Резерв (НРК) 4 часа. Знакомство с музыкальными традициями родного края. Знакомство с композиторами Заполярья.

Планируемые результаты

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны знать/уметь:

  • проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления;

  • воспринимать музыкальные произведения;

  • проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

  • знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

  • решать учебные и практические задачи:

  • выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

  • ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);

  • различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать/уметь:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке;

  • проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

  • приобретать навыки слушательской культуры;

  • решать учебные и практические задачи:

  • определять жанровые признаки;

  • характеризовать интонации по эмоционально-образному строю - лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

  • называть запомнившиеся формы музыки;

  • определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен - Пятая симфония, Григ - «Пер Гюнт», Чайковский - Четвёртая симфония) и напеть;

  • продирижировать главные мотивы, мелодии;

  • делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

  • проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать/уметь:

  • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;

  • понимать синкретику народного творчества;

  • решать учебные и практические задачи:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;

  • сравнивать народную и профессиональную музыку;

  • свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;

  • узнавать произведения;

  • называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);

  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

  • различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;

  • самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать/уметь:

  • проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

  • проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители - 2-3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждёт от неё);

  • ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

  • понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;

  • выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).



Разделы предмета

По программе основного общего образования

Количество часов, отведенных на изучение


Всего по факту


1 класс


2 класс


3 класс


4 класс

Музыка человека

в

жизни

30

8

8

8

6

30

Основные закономерности музыкального искусства

60

16

16

15

13

60

Музыкальная картина мира

30

7

6

7

10

30

Резерв свободного времени (НРК)

15

2

4

4

4

15

Всего:

135

33

34

34

34

135

Учебно-тематическое планирование, 1 класс

Название темы урока

Кол-во часов

Истоки возникновения музыки

9

1

Как можно услышать музыку? Общее представление о музыке.

1

2

Звучание музыки в окружающей среде.

1

3

Музыка внутри человека. Жанры музыки: песня, танец, марш.

2

4

«Песенное дыхание», «Маршевый порядок», «Человек танцующий». Родина музыки.

1

5

Где взять танец? «Человек танцующий». Чувства человека в музыке.

1

6

«Песенное дыхание». Где взять песню?

1

7

Образ музыканта. Композитор, исполнитель слушатель.

1

8

Образ музыканта. Сущность деятельности музыканта

1

Содержание и формы бытования музыки

16

1

Музыкальные краски осени. Раскрытие содержания музыкального искусства .

1

2

Звучащий образ Родины (НРК)

1

3

Былина, былинность как художественное явление

1

4

«…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

1

5

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.

1

6

Поход в музыкальный зоопарк

2

7

Что может музыка?

1

8

Зима в музыке

1

9

Музыка и движение

1

10

Где живут ноты? Нотное письмо как способ записи музыки.

1

11

Музыка передает характер сказочных героев

1

12

Музы не молчали. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле.

1

13

Природа просыпается (весна в музыке)

1

14

Музыка и стихи о маме

1

Язык му зыки

6

1

В детском музыкальном театре. Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.

2

2

Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония). Музыкальные средства.

1

3

На концерте. Исследование выразительности жеста. (НРК)

1

4

Легко ли стать музыкантом? Введение в язык музыки знаковой системы.

1

5

Что значит услышать музыку?

1

Резерв

2

1

Играем в сказку.

1

2

Идем в поход. (НРК)

1

Всего:

33ч.

Учебно-тематическое планирование, 2 класс

Название темы урока

Кол-во часов

Всеобщее в жизни и в музыке

8

1

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки.

1

2

Сферы музыки (песня танец марш) как состояние природы, человека, искусства.

1

3

Взаимодействие явлений жизни и музыки

2

4

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии мира человека. Ф Шопен.

2

5

Выразительные и изобразительные возможности музыки. Э. Григ.

2

6

Обобщение темы «Всеобщее в жизни и музыке»

1

Музыка - искусство интонируемого смысла

10

1

О чем говорит музыка? Интонация как феномен человеческой речи и музыки.

2

2

Что выражает музыка?

2

3

Изобразительность в музыке. Возможности музыки

3

4

Что такое музыкальная речь? Интонационное Возможности музыки

2

«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа

6

1

Куда ведут нас три «кита»? «Тема» - одно из основных понятий музыки.

1

2

Куда приводит нас песня?

1

3

Куда ведет нас песня? «Развитие» как отражение сложности жизни.

1

4

Куда ведет нас танец?

1

5

Куда приводит марш?

1

6

Куда приводят киты?

1

Развитие как становление художественной формы

6

1

Форма произведений. Двухчастная форма.

2

2

Музыкальная речь (лад, тембр, регистр) - инструмент в создании образа музыкального сочинения..

4

Резерв (НРК)

4

1

Музыкальная прогулка.

2

2

Природа просыпается

1

3

Изобразительность в музыке.

1

Всего:

  1. ч.



Учебно-тематическое планирование, 3 класс

Название темы урока

Кол-во часов

Характерные черты русской музыки

8

1

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора.

1

2

Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.

1

3

Мировая слава русской классической музыки.

1

4

Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки (музыкальный портрет)

1

5

Интонационно-образный язык музыки П.И. Чайковского (музыкальный портрет)□

1

6

Интонационно-образный язык музыки М.П. Мусоргского (музыкальный портрет)

1

7

Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее.

1

8

Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. Общее - интонационные корни

1

9

Обобщение темы «Характерные черты русской музыки»

1

Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности

8

1

Маршевость в музыке.

1

2

Песенно-танцевальная музыка

1

3

Интонация. Интонационное многообразие музыки.

2

4

Зерно-интонация. Интонация как особый тон произнесения музыки. Особенность художественного высказывания.

2

5

Виды музыкального развития. Интонация - «звукокомплекс».

1

6

Интонация как интерпретация музыки

2

6

Динамическое развитие.

1

Истоки русского классического романса

3

1

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.

2

2

От крестьянской песни к городскому салонному романсу.

1

Композиторская музыка для церкви

2

1

Особенности интонирования русского церковного пения

2

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре

7

1

Развитие музыки. Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее.

1

2

Принципы развития музыки. Различное. Общее - интонационные корни.

2

3

Ладовое развитие музыки. Вариация - форма музыки

1

4

Выразительное и изобразительное развитие музыки

1

5

Темповое развитие музыки. Форма рондо

2

Резерв (НРК)

1

Особенности песенности (НРК).

1

2

Концертные залы мира. Мурманск музыкальный (НРК).

1

3

Взаимодействие разных видов развития музыки в комплексе (НРК).

1

4

«Важнейшие средства построения музыки: повторение, контраст».

1


Всего:

34

Учебно-тематическое планирование, 4 класс

Название темы урока

Кол-во часов

Многоцветие музыкальной картины мира

7

1

Жанры народной музыки. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.

2

2

Русская народная песня. Взаимосвязь музыкального языка и речи.

1

3

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании.

1

4

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Норвегии, Польши, Италии, США.

1

5

Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи.

1

6

Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

1

7

Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты

1

Музыка мира сквозь «призму» русской классики

4

1

Музыка Русской православной церкви.

1

2

Колокольные звоны России.

1

3

Русский народный костюм

1

4

В гостях у Деда Мороза. Мороз - персонаж славянского фольклора.

1

Музыкальное общение без границ

6

1

Народные обрядовые праздники. Масленица

1

2

Оркестр, ансамбль, солист. Особенности звучания различных видов оркестров.

1

3

Народные инструменты

1

4

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет границ. Музыка Закавказья.

1

5

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет границ. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину.

1

6

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет границ.

«Музыкальный салон» как форма художественного общения народов

1

Искусство слышать музыку

9

1

Народная музыка разных стран.

1

2

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур - Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. Музыка Л. В. Бетховена

1

3

В. А. Моцарт.

1

4

Ф. Шопен - польский композитор. Жизненный путь и творчество

1

5

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

1

6

Композитор - исполнитель - слушатель. Восприятие произведений- этап развития музыкальной культуры человека.

1

7

Музыка всегда со мной

1

8

«Искусство слышать музыку»

1

9

Обобщение темы «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ»

1

Резерв (НРК)

4

1

Концертные залы мира. Мурманск музыкальный.

2

2

«Вечная память героям. День Победы»

1

3

Музыкальные традиции родного края.

1


Всего:

34



  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд

Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.

Усачёва В. О., Школяр Л. В., Музыка. 1 класс. М.: "Вентана-Граф", 2011 г. Усачёва В. О., Школяр Л. В., Музыка. 2 класс. М.: "Вентана-Граф", 2011 г.

Усачёва В. О., Школяр Л. В., Музыка. 3 класс. М.: "Вентана-Граф", 2013 г. Усачёва В. О., Школяр Л. В., Музыка. 4 класс. М.: "Вентана-Граф", 2012 г. Рабочие тетради

Хрестоматия с нотным материалом. Сборники песен и хоров.

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). Методические журналы по искусству.

Справочные пособия, энциклопедии.

Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, средства музыкальной выразительности.

Схемы: расположения инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партитур в хоре.

Портреты композиторов и исполнителей. Атласы музыкальных инструментов.

Дидактический раздаточный материал. Карточки с признаками характера звучания. Цифровые образовательные ресурсы Цифровые компоненты УМК.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности. Экранно-звуковые пособия.

Фонохрестоматия и аудиохрестоматия.

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, с записью фрагментов из балетов, опер.

Учебно-практичесткое оборудование

Музыкальные инструменты (пианино, аккордеон).

Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.) Дирижерская палочка.

Комплект звукозаписывающей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики). Персональный компьютер.

Медиапроектор


© 2010-2022