Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) Гитара

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Усть-Абаканский центр дополнительного образования»



ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № __ от _____2015г.


УТВЕРЖДАЮ:

_______________

Директор О.А. Федорова

Приказ № _____ от _______2015г.



Дополнительная общеобразовательная программа

(общеразвивающая)

«Гитара»

Художественной направленности

Срок реализации 2 года

возраст учащихся 10-18 лет




Составитель: Зукол Р.А.,

педагог дополнительного образования





2015 г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Гитара» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования.

Программа составлена с учетом:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008)

  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

  • Устав МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО»,;

  • Образовательная программа МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО», на 2014-2016 г.;

1.2.Актуальность программы обусловлена Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на 6 -и струнной гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» шестиструнной гитары, - банджо, бас-гитара, различные старинные струнные инструменты.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.

1.3.Отличительные особенности программы

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе Программы Министерства Культуры Российской Федерации Российского Научно-Исследовательского Института Культурного и Природного наследия имени Д.С.Лихачева Института Развития Образования В Сфере Культуры И Искусства, разработчик преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных В.В.Домогацкий по учебному предмету - Музыкальный инструмент (гитара) 2013 г. Программа расширена для техники игры на электрогитаре, и дополнена групповыми занятиями.

1.4. Педагогическая целесообразность

Возможность общего разностороннего развития личности учащегося, воспитание в нем таких качеств, как пунктуальность и усидчивость в процессе освоения курса.

Обучение игре на гитаре, умению аккомпанировать своему пению позволяет привлечь к занятиям музыкой детей разного возраста, так как гитара является «культовым» инструментом в молодёжной среде и подросток, умеющий играть на гитаре, поющий

под гитару всегда пользуется уважением сверстников.

1.5.Цель программы

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

1.6.Задачи

Задачами программы «Музыкальный инструмент (гитара)» являются:

  • ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, домашним музицированием.

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 10 - 18 лет.

1.8.Формы занятий:

Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.

Занятия проводятся по группам и в группах малой наполняемости (2 чел.).

2. Объем программы:

2.1. Объем программы -114 часов одного года обучения - групповые 76 часа и в группах малой наполняемостью - 38 часов.

2.2.Срок реализации программы - 2 года

2.3.Режим занятий: групповые -1 раз в неделю по 2 занятия, мелкогрупповые - 1 раз в неделю 1 занятие

3. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты

По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся:

  • знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;

  • умеет правильно держать инструмент;

  • соблюдает постановку исполнительского аппарата;

  • владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);

  • ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения баррэ (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);

  • знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;

  • умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);

  • играет небольшие пьесы в 1-й позиции.

По окончании второго обучения учащийся:

  • играет пьесы, различные по стилю, жанру;

  • применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;

  • знаком с позиционной игрой;

  • владеет приемом баррэ;

  • знает основные музыкальные термины;

  • знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;

  • аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.

3.2. Способы и формы проверки результатов

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме концертного выступления. Промежуточная аттестация проводится в форме открытого занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ый год обучения групп малой наполняемости

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов тирандо и апояндо, Up-Down (игра медиатором на электрогитаре). Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера.

8

2

6

Входной контроль

2.

Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.

6

2

4

Прослушивание

3.

Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Игра Ля-минорного квадрата. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Бардовская песня.

12

2

10

Прослушивание

4.

Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Игра ми, ре минорного квадрата. Power-аккорды. Бардовская песня

12

2

10

Прослушивание

Итого

38

8

30

1-ый год обучения групповые занятия

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля


1.

Вводное занятие техника безопасности

2

2

2.

Занятия по теории музыки Метр, ритм, длительности нот, размер, знакомство с нотами

2

2

Входной контроль

3.

Игра в ансамбле. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

40

6

34

Прослушивание

4.

История стилей

28

4

24

Прослушивание,Викторина

5.

Промежуточная аттестация

4

4

Открытое занятие

Итого

76

14

72

2-ый год обучения групп малой наполняемости

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды. Ознакомление с приемами баррэ, Palm Mute. Произведения современных композиторов и обработки народных песен. Си минорный квадрат. Бардовская песня.

8

2

6

Входной контроль

2.

Развитие техники баррэ. Упражнения и этюды. Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских народных песен. Бардовская песня.

6

2

4

Прослушивание

3.

Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные. Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники).

Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле.

12

2

10

Прослушивание

4.

Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов. Владение навыками аккомпанемента. Изучение различных приемов аккомпанемента.

12

2

10

Прослушивание

Итого

38

8

30

2-ый год обучения групповые занятия

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие техника безопасности

2

2

2.

История стилей (фламенко, jazz, блюз, цыганский jazz, рок, fusion)

2

2

Входной контроль

3.

Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле.

68

4

64

Прослушивание

5.

Промежуточная аттестация

4

4

Открытое занятие

Итого

76

8

68

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Тема 1.3. Основные понятия курса.

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.

Рекомендуемые упражнения и этюды

  1. Упражнения на всех струнах

  2. Упражнения на басах.

  3. Упражнение на прием арпеджио.

  4. М. Каркасси. Упражнения и прелюды

Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности

Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.

Примерные исполнительские программы

1 вариант

М. Каркасси «Вальс G-dur»

Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»

С. Марышев «Молитва»

2 вариант

М. Каркасси «Прелюд D-dur»

Рус. нар. песня «Частушка» в обр В. Калинина

Н. Паганини «Испанский вальс»

3 вариант

М. Каркасси «Вальс D-dur

Сибирская плясовая «Подгорная» в обр. В. Калинина

В. Калинин «Маленький испанец»

4 вариант

Польский нар. танец «Мазурка»

Рус нар. песня «На горе-то калина» в обр. В. Калинина

Ф. Джулиани «Аллегро»

Второй год обучения

В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.

Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.

Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Рекомендуемые простые последовательности в мажоре

С-F-G7 -C D-G-A7-D G-C-D7-G E-A-H7-E A-D-E7 -A

F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-H7 -E D-A-E7-A

Рекомендуемые простые последовательности в миноре

Am -Dm-E7-Am Em-Am-H7-Em Dm-Gm-A7-Dm Bm-Em-#F7-Hm

Dm-Am-E7-Am Am-Em-H7 -Em Gm-Dm-A7-Dm Em-Hm-#F7-Hm

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Ф. Таррега «Этюд»

«Полька» обр. О. Зубченко

В. Калинин «Резвый ослик»

2 вариант

М. Каркасси «Каприччио»

А. Иванов-Крамской «Прелюдия»

Е. Поплянова «Песенка старого дилижанса»

3 вариант

А.Василенко «Summer Wander»

Л. Бонфа «Ласковый Дождь»

А. Виницкий «Маленький ковбой»

4 вариант

А. Василенко «Yesterday's blues»

Б. Карлтон «Джа-Да»

О. Зубченко «Прелюд мимолетность»

Формы контроля.

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

  1. Организационно-педагогические условия и формы аттестации

    1. Методическое обеспечение программы:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практический (освоение приемов игры на инструменте);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Условия реализации программы

Для занятий на акустической гитаре у ученика должны быть свой инструмент, папка для нот, подставка под ногу, тюнер для настройки, метроном. Для занятий на электрогитаре обучающийся должен дополнительно иметь медиатор, ремень для гитары (вместо подставки под ногу), педаль с эффектами на более позднем этапе обучения. В кабинете гитары требуется пюпитр, акустическая система для воспроизведения фонограмм (-1) и прослушивания аудио материала.

Используемая литература:

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2010

  2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2013

  3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 2013

  4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2010

  5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2011

  6. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2015

  7. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2011

  8. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2010

  9. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2015

  10. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. С.Попов - - M.: «Guitar College» 2015

  11. Blues Machine. А. Василенко - M.: «Guitar College» 2015

  12. Thrash & Speed Metal / Сост.: «Guitar College» - M.: «Guitar College» 2014

  13. John Petrucci Rock Discipline - «WB music» 2012

© 2010-2022