- Преподавателю
- Музыка
- Мастер-класс Развитие вокально-речевой выразительности у детей начальной школы
Мастер-класс Развитие вокально-речевой выразительности у детей начальной школы
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алтухова А.В. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Алтухова Анна Викторовна
Учитель музыки
МОУ СОШ № 1 р.п. Средняя Ахтуба
Волгоградская обл.
Развитие вокально-речевой выразительности
у детей начальной школы
(мастер-класс)
«Голос - не звук, а души выражение»
Д.Е. Огороднов
«Лишённая своего эмоционального содержания,
музыка перестаёт быть искусством»
Б.М. Теплов
Актуальность проблемы: В последнее время наблюдается тенденция к общему снижению культуры подрастающего поколения, и языковой культуры, в частности.
ТВ с низким содержанием программ и фильмов, компьютеризация и общение в соц.сетях, где живой, непосредственный диалог заменяется виртуальным «кликом» и «смайликами», потеря интереса к книге и чтению, стремление свести приобщение к «великому, могучему» родному языку к примитивному знакомству с кратким изложением сюжета, а также, к сожалению, отсутствие эмоционально-комфортной разговорной практики в семье и социуме, - всё это становится причиной неинтересной, бедной, тусклой, маловыразительной речи школьников.
Отставание в речевом развитии обуславливает и низкую культуру вокальной речи. Ведь понятие вокальной культуры, помимо приятного тембра и чистой интонации, включает и ясную артикуляцию, и чёткую дикцию, и следование орфоэпическим нормам языка, и правильную фразировку мелодии и текста.
Скудость эмоциональной палитры лексикона приводит к трудностям в восприятии, переживании музыки, в понимании и осмысленной трактовке музыкального произведения, что, в свою очередь, приводит к малоэмоциональному, невыразительному пению.
Таким образом, развитие вокально-речевой выразительности является одной из задач музыкально-эстетического воспитания школьников.
Методология: Для реализации этой задачи на уроках музыки и занятиях вокального кружка я использую элементы методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огородного, а именно:
-
мелодекламационные упражнения,
-
метод художественного тактирования,
-
декламацию стихов с жестикуляцией, а также
-
элементы вокальной театрализации изучаемых песен.
Содержание мастер-класса:
Мастер-класс рассчитан для разновозрастной аудитории, может быть адаптирован как для педагогов, так и для детей 7 и выше лет. Все участники садятся на расставленные полукругом стулья. Перед ними - «сценическая зона», где в качестве ведущего (дирижёра) может «побывать» любой желающий выполнить то или иное упражнение. Для проведения МК необходимо фортепиано (синтезатор), по возможности - оборудование для презентации.ppt. Продолжительность - 40-45 мин.
1. Мелодекламационное упражнение
При разучивании и исполнении песен многие дети не «пропевают» мелодию, а «проговаривают», «бубнят» текст: звуки голоса почти не изменяются по высоте. Причём, ребёнок иногда даже не понимает сути проблемы, не слышит несоответствия (фальши) своего голоса и эталонного звучания мелодии. Для развития звуковысотного разнообразия и расширения диапазона детского голоса большим подспорьем будут мелодекламационные упражнения:
Пример: Агния Барто. Бычок (хоровая декламация стихотворения с изменением регистров голоса по жестам дирижёра)
2. Художественное тактирование
Сейчас предлагаю сделать небольшую физразминку «Крылышки»:
руки на плечи;
на счёт «раз» - отводим локти («крылышки») назад;
на счёт «два» - возвращаем в исходное положение;
по команде «приготовились, начали!» начинаем упражнение.
(выполнение упражнения под команды ведущего)
На самом деле наше упражнение было не просто разминкой, но экспериментом. Мы сделали 4 подхода, 4 ячейки «раз-два», или «по-музыкальному» - 4 такта. Команды «закончить» не было, но, тем не менее, никто не начал выполнять следующий пятый такт. Почему? - Потому что я, давая команды, постаралась выразить интонацией голоса начало, развитие и окончание нашего упражнения. Я произносила слова «раз-два» учитывая логику музыкального развития, законы музыкальной драматургии!
(Показывать и комментировать каждую долю четырёхтакта)
1 такт - экспозиция, представление основных «персонажей, образов, сил»
2 такт - разработка, напряжённое взаимодействие, обострение конфликта
3 такт - кульминация, противоборство двух начал достигает пика агрессии
4 такт - прекращение борьбы, силы примиряются.
Всё! Драматургический цикл совершён, в линии развития поставлена «точка», инерции продолжить дальше - нет. Поэтому вы и остановились. И это сложное «содержание» маленькой «формы» воплотилось только с помощью голоса, интонации. Вот как важна и значима выразительность речи!
Если проделать тот же самый интонационный сценарий, но с движениями «раз/хлопок ладонями - два/касание «колечками» пальцев» и словами-образами (подходящими антонимами), то получится упражнение художественного тактирования.
Пример: «БОМ - ДИНЬ», «ГРОМ - ТИШЬ», «ТУЧА - СОЛНЦЕ» и т.п.
Это упражнение подспудно развивает в детях и метроритмическое чувство, при желании на его основе можно объяснить некоторые музыкально-теоретические понятия: такт, метр, доля, длительности.
3. Декламация стихов с жестикуляцией
Декламирование стихов может иметь коллективный (хоровой) и индивидуальный (сольный) вариант исполнения. В этом упражнении требуется интерпретировать текст, декламируя его в разных темпах, тембрах, с разной динамикой, с паузами, ускорением и замедлением. Также ставится задача передать разные оттенки психологических переживаний (просьбу, требование, раздражение, усталость и т.п.).
Важной составляющей этого вида работы над выразительностью является жестикуляция. Наука давно доказала, что движения кистей рук тесно связаны с работой мышечной системы голосового аппарата. Артикуляция в союзе с жестикуляцией представляют так называемый «моторный стержень эмоций». Оба этих «механизма», взаимодействуя, помогают друг другу, облегчают и одухотворяют выполнение вокальной работы, поднимают её на новый качественный уровень.
Пример: Отрывок из «Бородино» М.Ю. Лермонтова
Декламация стихов с жестикуляцией оказывает существенное положительное влияние на выразительность и речи, и пения. Это упражнение способствует более ёмкому и полноценному восприятию художественного слова, особенно, поэзии (поэтому данный метод применим и на уроках литературы). Оно развивает артистизм и импровизационность, пластику, мимику, вырабатывает также навыки дирижирования.
4. Элементы вокальной театрализации разучиваемой песни
А сейчас перейдём к непосредственной вокальной работе. Предлагаю к разучиванию
Русскую народную песню «Как под горкой, под горой»
(Этапы разучивания: показ песни, звуковысотный анализ мелодии, сольфеджирование, пение со словами, в темпе)
Казалось бы, ноты и текст разучены, мы готовы к исполнению перед слушателями. Но песня звучит как-то академично, серьёзно, а ведь она - народная и шуточная. Чтобы исправить этот недочёт необходимо с текстом провести «Операцию «Ы»! Озвучим последние согласные в слогах, о-гласим их звуком «Ы», чтобы текст выглядел так: «Как(ы) под(ы) гор(ы)-кой, под(ы) горой…»
(Этапы: медленно проговорить, медленно спеть, быстро спеть)
И добавим последний штрих: типичный народный глиссандирующий возглас на слове «мояя»
(после пары репетиционных исполнений спеть «набело» со всеми «секретами»)
Молодцы! Похлопайте себе!
5. Рефлексия
Вспомнить методы развития вокально-речевой выразительности.
Ответы на вопросы.
- Спасибо за интересное занятие!
Литература:
-
Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984
-
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007.
-
Огороднов Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. - Киев: «Музична Украина», 1980.
-
Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания (программа). М.: 1987.
-
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Ленинград. Издательство АПН РСФСР, 1947.
-
Шурыгина М.Л. Статья «Развитие речевой выразительности в пении у младших школьников» (эл. ресурс)