Мастер-класс Развитие вокально-речевой выразительности у детей начальной школы

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алтухова Анна Викторовна

Учитель музыки

МОУ СОШ № 1 р.п. Средняя Ахтуба

Волгоградская обл.


Развитие вокально-речевой выразительности

у детей начальной школы

(мастер-класс)

«Голос - не звук, а души выражение»

Д.Е. Огороднов


«Лишённая своего эмоционального содержания,

музыка перестаёт быть искусством»

Б.М. Теплов

Актуальность проблемы: В последнее время наблюдается тенденция к общему снижению культуры подрастающего поколения, и языковой культуры, в частности.

ТВ с низким содержанием программ и фильмов, компьютеризация и общение в соц.сетях, где живой, непосредственный диалог заменяется виртуальным «кликом» и «смайликами», потеря интереса к книге и чтению, стремление свести приобщение к «великому, могучему» родному языку к примитивному знакомству с кратким изложением сюжета, а также, к сожалению, отсутствие эмоционально-комфортной разговорной практики в семье и социуме, - всё это становится причиной неинтересной, бедной, тусклой, маловыразительной речи школьников.

Отставание в речевом развитии обуславливает и низкую культуру вокальной речи. Ведь понятие вокальной культуры, помимо приятного тембра и чистой интонации, включает и ясную артикуляцию, и чёткую дикцию, и следование орфоэпическим нормам языка, и правильную фразировку мелодии и текста.

Скудость эмоциональной палитры лексикона приводит к трудностям в восприятии, переживании музыки, в понимании и осмысленной трактовке музыкального произведения, что, в свою очередь, приводит к малоэмоциональному, невыразительному пению.

Таким образом, развитие вокально-речевой выразительности является одной из задач музыкально-эстетического воспитания школьников.

Методология: Для реализации этой задачи на уроках музыки и занятиях вокального кружка я использую элементы методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огородного, а именно:

  • мелодекламационные упражнения,

  • метод художественного тактирования,

  • декламацию стихов с жестикуляцией, а также

  • элементы вокальной театрализации изучаемых песен.

Содержание мастер-класса:

Мастер-класс рассчитан для разновозрастной аудитории, может быть адаптирован как для педагогов, так и для детей 7 и выше лет. Все участники садятся на расставленные полукругом стулья. Перед ними - «сценическая зона», где в качестве ведущего (дирижёра) может «побывать» любой желающий выполнить то или иное упражнение. Для проведения МК необходимо фортепиано (синтезатор), по возможности - оборудование для презентации.ppt. Продолжительность - 40-45 мин.

1. Мелодекламационное упражнение

При разучивании и исполнении песен многие дети не «пропевают» мелодию, а «проговаривают», «бубнят» текст: звуки голоса почти не изменяются по высоте. Причём, ребёнок иногда даже не понимает сути проблемы, не слышит несоответствия (фальши) своего голоса и эталонного звучания мелодии. Для развития звуковысотного разнообразия и расширения диапазона детского голоса большим подспорьем будут мелодекламационные упражнения:

Пример: Агния Барто. Бычок (хоровая декламация стихотворения с изменением регистров голоса по жестам дирижёра)

2. Художественное тактирование

Сейчас предлагаю сделать небольшую физразминку «Крылышки»:

руки на плечи;

на счёт «раз» - отводим локти («крылышки») назад;

на счёт «два» - возвращаем в исходное положение;

по команде «приготовились, начали!» начинаем упражнение.

(выполнение упражнения под команды ведущего)

На самом деле наше упражнение было не просто разминкой, но экспериментом. Мы сделали 4 подхода, 4 ячейки «раз-два», или «по-музыкальному» - 4 такта. Команды «закончить» не было, но, тем не менее, никто не начал выполнять следующий пятый такт. Почему? - Потому что я, давая команды, постаралась выразить интонацией голоса начало, развитие и окончание нашего упражнения. Я произносила слова «раз-два» учитывая логику музыкального развития, законы музыкальной драматургии!

(Показывать и комментировать каждую долю четырёхтакта)

1 такт - экспозиция, представление основных «персонажей, образов, сил»

2 такт - разработка, напряжённое взаимодействие, обострение конфликта

3 такт - кульминация, противоборство двух начал достигает пика агрессии

4 такт - прекращение борьбы, силы примиряются.

Всё! Драматургический цикл совершён, в линии развития поставлена «точка», инерции продолжить дальше - нет. Поэтому вы и остановились. И это сложное «содержание» маленькой «формы» воплотилось только с помощью голоса, интонации. Вот как важна и значима выразительность речи!

Если проделать тот же самый интонационный сценарий, но с движениями «раз/хлопок ладонями - два/касание «колечками» пальцев» и словами-образами (подходящими антонимами), то получится упражнение художественного тактирования.

Пример: «БОМ - ДИНЬ», «ГРОМ - ТИШЬ», «ТУЧА - СОЛНЦЕ» и т.п.

Это упражнение подспудно развивает в детях и метроритмическое чувство, при желании на его основе можно объяснить некоторые музыкально-теоретические понятия: такт, метр, доля, длительности.

3. Декламация стихов с жестикуляцией

Декламирование стихов может иметь коллективный (хоровой) и индивидуальный (сольный) вариант исполнения. В этом упражнении требуется интерпретировать текст, декламируя его в разных темпах, тембрах, с разной динамикой, с паузами, ускорением и замедлением. Также ставится задача передать разные оттенки психологических переживаний (просьбу, требование, раздражение, усталость и т.п.).

Важной составляющей этого вида работы над выразительностью является жестикуляция. Наука давно доказала, что движения кистей рук тесно связаны с работой мышечной системы голосового аппарата. Артикуляция в союзе с жестикуляцией представляют так называемый «моторный стержень эмоций». Оба этих «механизма», взаимодействуя, помогают друг другу, облегчают и одухотворяют выполнение вокальной работы, поднимают её на новый качественный уровень.

Пример: Отрывок из «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Декламация стихов с жестикуляцией оказывает существенное положительное влияние на выразительность и речи, и пения. Это упражнение способствует более ёмкому и полноценному восприятию художественного слова, особенно, поэзии (поэтому данный метод применим и на уроках литературы). Оно развивает артистизм и импровизационность, пластику, мимику, вырабатывает также навыки дирижирования.

4. Элементы вокальной театрализации разучиваемой песни

А сейчас перейдём к непосредственной вокальной работе. Предлагаю к разучиванию

Русскую народную песню «Как под горкой, под горой»

(Этапы разучивания: показ песни, звуковысотный анализ мелодии, сольфеджирование, пение со словами, в темпе)

Казалось бы, ноты и текст разучены, мы готовы к исполнению перед слушателями. Но песня звучит как-то академично, серьёзно, а ведь она - народная и шуточная. Чтобы исправить этот недочёт необходимо с текстом провести  «Операцию «Ы»! Озвучим последние согласные в слогах, о-гласим их звуком «Ы», чтобы текст выглядел так: «Как(ы) под(ы) гор(ы)-кой, под(ы) горой…»

(Этапы: медленно проговорить, медленно спеть, быстро спеть)

И добавим последний штрих: типичный народный глиссандирующий возглас на слове «мояя»

(после пары репетиционных исполнений спеть «набело» со всеми «секретами»)

Молодцы! Похлопайте себе!

5. Рефлексия

Вспомнить методы развития вокально-речевой выразительности.

Ответы на вопросы.

- Спасибо за интересное занятие!

Литература:

  1. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984

  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007.

  3. Огороднов Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. - Киев: «Музична Украина», 1980.

  4. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания (программа). М.: 1987.

  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Ленинград. Издательство АПН РСФСР, 1947.

  6. Шурыгина М.Л. Статья «Развитие речевой выразительности в пении у младших школьников» (эл. ресурс)

© 2010-2022