Статья по музыке Мех аккордеона - как источник звукообразования

Смена меха, ведение меха – важнейший показатель исполнительской культуры. Мех играет такую роль на аккордеоне, как смычок для скрипки, дыхание для певца. Только благодаря меху выполняется на аккордеоне фразировка, достигается любой уровень динамических оттенков. От того, в какой степени исполнитель владеет мехом, зависит качество извлекаемого звука. Поэтому с самого начала обучения нужно учиться искусству владения мехом. Очень важно, чтобы музыкальная мысль во время смены меха не прерывалась. Не...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ШИ им. Ч. Порумбеску

Методическая разработка





«Мех аккордеона -

как источник

звукообразования».











Подготовила преподаватель по классу аккордеона

Бидяк Марина Владимировна





Мун. Бэлць, Молдова

2014 г.

Содержание работы:


  1. Введение

  2. Функции левой руки

  3. Взаимосвязь движения меха и силы звука

  4. Штрихи меха

  5. Заключение

  6. Библиография


Введение

Музыка - искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуком. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. Ее структура также закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения.

Звук - основное средство выразительности. У высококвалифицированных музыкантов даже простые, технически несложные произведения, звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука. Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью преподавателя является работа над звуком. Часто допускают ошибку, недооценивая роль звука на аккордеоне. Работа над звуком есть самая трудная работа, т. к. тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика.

С движением меха связаны важнейшие особенности звукообразования на аккордеоне - певучесть, широта «дыхания», динамическая гибкость. Эти потенциальные возможности инструмента и определяют основное направление работы преподавателя и учащегося в области звукоизвлечения - достижение певучего, выразительного звучания. Решению этой важной проблемы должна быть посвящена глубокая работа на всех стадиях обучения.

Основные задачи здесь сводятся к последовательному и прочному овладению целым рядом практических навыков. Главные из них:

  • Плавное, безостановочное ведение меха, мягкая и точная смена его направления;

  • Воспроизведение метрической пульсации;

  • Выразительное произнесение динамических контрастов, сохранение достаточной напряженности в пиано, певучести - в форте;

  • Убедительное исполнение крещендо и диминуэндо - последовательное увеличение и столь же постепенное уменьшение звучности, причем восходящая и нисходящая волны должны осуществляться как при помощи изменения динамики внутри каждой длительности, так и другим способом - террасообразно (ступенчато), при внутренней динамической ровности каждой отдельной ступени динамической лестницы;

  • Филирование звука, исполнение цезур и динамических эффекто

Разноплановое произнесение главных и второстепенных элементов музыкального текста.


  1. Функции левой руки

Во время игры левая рука выполняет три функции:

  • Сжимает и разжимает мех;

  • Нажимает клавиши;

  • Передвигается вдоль клавиатуры.

Рассмотрим подробно первую функцию левой руки - сжим и разжим меха.

Мех аккордеона должен хорошо держать воздух. Проверяют это путем сжатия меха, не касаясь пальцами клавишей. Хорошее владение мехом дает аккордеонисту возможность добиваться разнообразия красок звучания, динамических тонкостей. Однако абсолютно точно рассчитать мех в музыкальном материале невозможно. Поэтому, чтобы предупредить возможность разрыва музыкальной фразы, не следует растягивать и сжимать мех до предела. Для правильного исполнения музыкального материала необходимо как во время сжима, так и при разжиме иметь мех в запасе.

Навык ощущения запаса меха надо вырабатывать в ученике уже с первых занятий. Разведем мех на небольшое расстояние, примерно от 5 до 15 см.

Этой частью меха учащихся не должен пользоваться при игре. Назовем ее запасом с начала меха. В качестве упражнения можно предложить несколько раз разводить и сводить мех до границы запаса, не пользуясь им. Чтобы проконтролировать, сохраняет ли ученик необходимый запас, педагог ставит на границе запаса руку и следит, чтобы мех не сжимался дальше этой границы. Убедившись, что учащийся понял задачу, можно перейти к отработке ощущения запаса с другой стороны меха. Для этого необходимо развести мех до предела, а затем сжать его на такую же часть, какую оставляем в первом случае. Это будет запасом с конца меха. Затем надо перейти к отработке ощущения запасов с обеих сторон меха.

Итак, мы имеем два запаса одинаковые по величине - от 5 до 15 см. Размер их определяется фактурой произведения и его динамической насыщенностью: при исполнении на форте запас меха будет большим, при исполнении на пиано - меньшим. Аккордовая фактура требует большего запаса меха, нежели одноголосная, следовательно, величина запаса прямо пропорциональна силе звучания и плотности фактуры. Она зависит также и от прочности меха - от того, как он держит воздух.

Отрезок меха, составляющий его основную часть (от запаса в начале и до запаса в конце), является его рабочей частью. Это тот условный максимум, каким может пользоваться аккордеонист во время игры. Но бывают случаи, когда исполнить всю музыкальную фразу или предложение на один мех невозможно и движение его приходится менять в середине фразы или предложения. Понятно, что менять мех надо очень плавно. Это достигается путем фиксации кисти левой руки в момент смены меха.

Чтобы растянуть мех, левая рука нажимает на ремень, касаясь его внешней стороной предплечья в непосредственной близости от лучезапястного сустава: внутренняя сторона предплечья и часть ладони, находящаяся у основания большого пальца, лишь слегка касаются крышки аккордеона. При сжиме меха получается наоборот: левая рука нажимает на крышку внутренней стороной предплечья и частью ладони, а внешняя сторона предплечья и кисти лишь слегка касается ремня.

В момент смены направления движения меха, вследствие перенесения левой руки с ремня на крышку или с крышки на ремень, происходит перерыв в звучании. Он тем продолжительнее, чем свободнее ремень для левой руки. Чтобы изменить движение меха без заметного перерыва, слегка выгибают кисть и отводят большой палец от ладони настолько, чтобы рука упиралась одновременно и в ремень, и в крышку инструмента. Такое положение большого пальца и кисти вызывает некоторое напряжение и уменьшает свободу движения пальцев левой руки, поэтому пользоваться им можно только непосредственно перед сменой меха и в момент смены. Практически это выполняется так: незадолго до смены направления меха выгибают кисть и отводят большой палец, а сразу же после смены поворачивают кисть и большой палец в обычное положение.

Весь процесс смены движения меха педагог должен отрабатывать с учащимся постепенно и тщательно, задерживаясь на отдельных положениях руки. Материалом для упражнений могут служить отдельные ноты, или аккорды, на правой и левой клавиатурах. Во время смены направления меха и подготовки к ней первый, второй, третий и четвертый пальцы левой руки не должны топорщиться или напрягаться, они должны быть одновременно и упругими и эластичными.

Для выработки навыков мягкой смены движения меха можно также

играть гаммы в очень медленном темпе, меняя мех на каждую ноту и добиваясь как можно большего приближения к легато.

Владение мехом для аккордеонистов важно так же, как владение смычком для скрипача. Следовательно, необходимо тщательно упражнять руку, чтобы она могла одинаково свободно справляться с техническими трудностями на клавиатуре в любой части меха.

Мех можно условно разделить на четыре одинаковые части. Первая - начало разжима после запаса. Этой частью меха играть значительно легче, нежели второй, третьей, и особенно, четвертой. Дело в том, что при игре в последних трех четвертях меха рука все более удаляется от корпуса, следовательно, ей не так удобно нажимать клавиши и передвигаться на клавиатуре. Для большей свободы владения мехом необходимо воспитать у учащегося ощущение не только каждой половины меха, но и каждой его четверти. Этого добиваются путем упражнений в игре гамм отдельными и двойными нотами на целый мех, а затем на каждую его половину и каждую четверть. В дальнейшем это упражнение усложняется путем увеличения количества нот на целый мех и его части, а также путем изменения динамики и применения штрихов.

2. Взаимосвязь движения меха и силы звука

Чтобы мелодия прозвучала убедительно, недостаточно одного точного воспроизведения звуков в смысле их высоты и длительности. Огромное значение для выразительного исполнения мелодии имеют изменения силы (громкости) звучания, т.е. динамические оттенки. Движение мелодии всегда сопровождается изменениями в силе звучания. Эти изменения зависят от содержания музыки.

Сила звука зависит, главным образом, от движения меха. Отсюда можно сделать вывод, что обучающийся игре на аккордеоне должен хорошо владеть движениями меха, связанными с достижением звука определенной силы.

Нужно научиться плавно раздвигать и сдвигать мех, соблюдая ровность звучания. В связи с этим, следует особое внимание обратить на смену направления движения меха. Иногда аккордеонист перед сменой направления движения меха невольно поддергивает или толкает мех и тем самым нарушает ровное звучание. Если этот недостаток перейдет в привычку, то при исполнении художественных произведений аккордеонист будет невольно искажать звучание и нарушать правильное развитие звука в мелодии. Нужно овладеть движениями меха, связанными с исполнением таких динамических оттенков как f, p, mf, mp, ff и pp.

Каждый аккордеонист, в своей практике, сталкивается с трудностью выполнения форте в тех произведениях, которые сложны для него в техническом отношении. В основном эта трудность возникает от того, что сильное растяжение или сжатие меха мешает спокойно играть правой руке. Правая рука начинает помогать движению меха, чего начинающемуся аккордеонисту допускать не следует. Преодолеть данную трудность можно соответствующей тренировкой при правильном, устойчивом положении аккордеона во время игры. Движения меха не должны мешать, правой руке, исполнять свою партию.

При работе над звуком «форте» аккордеонист не должен забывать о качестве звука. Чрезмерно сильное растяжение или сжатие меха, с целью достижения очень громкого звучания, может вызвать искажение звука. При очень сильном движении меха клавиша может сразу не ответить (не дать звук). Громкий звук не должен быть резким и грубым. При исполнении художественных произведений грубый звук может получиться при неестественности перехода к сильному звучанию.

Уметь играть тихо не так легко, как это может показаться на первый взгляд. Нужно научиться извлекать тихий звук так, чтобы при помощи нажатия клавиши и слабого движения меха аккордеон «ответил» (дал звук). Если же звук появится с запозданием, то нарушатся связность мелодии и ритмический рисунок.

Аккордеонист, исполняющий произведение или его часть тихо, как не должен забывать и о том, что такие динамические оттенки, как крещендо и диминуэндо, должны иметь место в мелодии, иначе мелодия станет неживой, однообразной и неинтересной. Конечно, изменения в силе звука при общем тихом звучании должны иметь определенные границы. При извлечении звука на пиано и пианиссимо необходимо очень внимательно вслушиваться в свое исполнение. Правильно соразмерить движение меха, связанные с достижением звука определенной силы, сможет только тот аккордеонист, который воспитает умение внимательно слушать себя и разовьет в себе тонкое музыкальное чутье.

Надо научиться плавно раздвигать и сдвигать мех с постепенным ускорением или замедлением при выполнении крещендо или диминуэндо. Практически это сделать не так сложно, когда крещендо или диминуэндо исполняется на одном движении меха. Важно только правильно распределить изменения звука от первой точки - начала крещендо или диминуэндо до второй точки - конца изменения силы звука. Если постепенное усиление или затихание захватывает относительно большой отрезок музыкальной ткани, когда невозможно завершить процесс изменения силы звука на движении меха в одну сторону, то после смены направления в движении меха важно сохранить постепенность в изменении звучания в нужном направлении. Особенно осторожно и умело надо распределять силу звука во время крещендо на движении меха в сжим.Развивая силу звучания на движении меха в сжим, нужно точно рассчитать запас воздуха, чтобы перед сменой движения меха не допустить вынужденного ослабления звука. После смены движения меха следует продолжить равномерное нарастание звучания.

Нужно приобрести навык внезапного изменения скорости движения меха, от чего зависит правильное исполнение сфорцандо и субито пиано. Резко изменить силу звука лучше всего после смены направления движения меха, причем следует помнить, что внезапное форте удобнее выполнить при смене движения меха на разжим.

Внезапное усиление звука в момент смены движения меха в сжим часто вынуждает правую руку немного напрягаться. Если в этот момент партия правой руки представляет техническую сложность, то начинающему аккордеонисту довольно трудно сохранить легкость и непринужденность в игре. Над этим следует специально работать.

Резкая смена силы звука в музыке часто применяется при сопоставлении различных музыкальных построений - двух контрастных мотивов, фраз и др. Начинающие аккордеонисты иногда недооценивают элемент внезапности в музыке, и от этого произведения в их исполнении теряет остроту и яркость.

Над всеми движениями меха, связанными с извлечением звука определенной силы, можно работать при игре гамм, арпеджио, аккордов, а также этюдов и художественных произведений. В работе над упражнением полезно самому построить план динамического развития и добиваться его точного выполнения, тренируясь регулярно и много.

В заключение надо отметить следующее:

  1. Ни одна из частных кульминаций не должна прозвучать ярче главной. Умение передавать непрерывность развития мелодии, правильно найти место и подобрать звук для кульминаций зависит от верного понимания музыкального образа.

  2. При соблюдении динамических оттенков внутри фраз нельзя терять чувство целого, забывать о форме произведения.

  3. Точное, но формальное не согретое чувством, соблюдение динамики в исполнении не может заинтересовать и захватить слушателя.

  4. Чем больше исполнитель будет вслушиваться в свою игру, тем понятнее и роднее станет для него изучаемое произведение, тем лучше и правильнее он сможет в дальнейшем передать в своем исполнении характер музыки.

3. Штрихи меха

Аккордеон, имея большие динамические возможности, все же остается несовершенным инструментом.

Если на фортепиано можно выделить в аккорде какой - либо голос из общего многоголосного ансамбля, то на аккордеоне сделать это невозможно, т. к. сила его звука не зависит от силы нажима на клавишу.

Для выделения голосов в аккорде или многоголосном произведении наиболее эффективным средством является использование штриховых возможностей аккордеона. Штрихи можно разделить на два вида:

  • Штрихи меха;

  • Штрихи пальцев.

Штрихи меха исполняют левой рукой за счет изменения характера движения меха. К ним относятся: мягкий штрих - деташе, твердый - маркато, резкий штрих - сфорцандо, 3 вида портаменто, а также стаккато и тремоло мехом.

Штрих деташе отличается тем, что независимо от силы звучания, он совершенно лишен резкости. Даже при самом сильном звучании аккордеона, при предельно перенасыщенной аккордовой фактуре деташе создает впечатление мягкости, певучести, потому что этот штрих максимально приближает звучание аккордеона к пению.

Для извлечения звука штрихом деташе надо начать его на минимальной силе, а затем очень быстро довести до определенной заданной силы.

Чтобы извлечь, например, звук форте, начинают его с нежнейшего пианиссимо, затем как можно быстрее и плавнее увеличивают интенсивность движения меха и доводят звучание до форте. При этом важно, чтобы процесс нагнетания звука до нужной силы занимал минимальную часть всей его протяженности, т.к. иначе выйдет не форте. А пианиссимо с последующим крещендо. Если же быстро перейти от пианиссимо к форте, то крещендо, которое фактически исполняется, для слуха останется незаметным, а у слушателя создастся впечатление, что звук извлечен форте. Но это форте будет предельно мягким, что и является нашей задачей. Звук, исполняемый штрихом деташе, заканчивается внезапно, без диминуэндо.

Изучение штриха деташе нужно начинать с исполнения отдельных звуков на правой клавиатуре пианиссимо. Затем следует постепенно увеличивать силу звучания, неизменно начиная звуки с пианиссимо и добиваясь быстрого включения в заданную силу. После этого можно переходить к двойным нотам и аккордам. Очень полезно упражняться в штрихе деташе, играя ряд звуков или аккордов на одном направлении меха. Для этого нужно беззвучно нажать одну или несколько клавишей на правой клавиатуре, а затем приводить в движение мех. При остановках меха пальцы правой руки не следует снимать с клавишей. Такой прием предоставляет исполнителю возможность максимально контролировать работу левой руки, в частности во время остановки меха.

После упражнений с использованием деташе, когда достигнуты заметные результаты, нужно переходить к исполнению художественного материала. Промежутки между отдельными звуками, исполняемыми деташе, должны быть минимальными.

Штрих маркато характеризуется тем, что исполняемый им звук на всем своем протяжении одинаков, он получает нужную силу без предварительного вхождения в нее и прекращается мгновенно, без изменения силы звучания.

Маркато требует такого же последовательного и постепенного изучения, как и деташе. При отработке этого штриха также полезно, не снимая пальцев с клавишей, максимально регулировать появление и прекращение звука за счет работы левой руки мехом.

Если деташе создает впечатление певучести, то маркато сообщает звучанию максимальную четкость, выразительность. Очень интересно, например, одну и ту же мелодию исполнить последовательно деташе, а затем маркато. Разница будет очень ощутимой, даже если сила звучания совершенно одинакова: если в первом случае мелодия прозвучит мягко и напевно, то во втором она приобретает мужественный характер.

Работая над штрихом маркато, надо следить, чтобы звук не слабел перед сменой направления движения меха, как это нередко случается, особенно перед сжимом.

Штрих сфорцандо прямо противоположен деташе. Звук, извлеченный сфорцандо, вначале сильнее, чем во всей остальной своей части. Эта особенность дает возможность бесконечно варьировать соотношение силы звука в его начальной и последующих частях.

Заключение

Звук является основным средством музыкального выражения. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия исполнителя должны быть направлены на достижение звуковой выразительности.

Успешное овладение техникой ведения меха, значительно обогащает арсенал выразительных средств баяна и аккордеона. Благодаря меху можно в полной мере использовать звуковые возможности этих инструментов.

Рациональная посадка, устойчивая постановка инструмента и правильное положение левой руки, являются необходимыми условиями успешного управления мехом.

Развитием техники ведения меха необходимо начинать заниматься с первых уроков и продолжать на всех этапах обучения, активно задействовав слуховой контроль ученика и его двигательные навыки.

Виды, приемы ведения меха, способы смены движения меха определяются характером каждого конкретного музыкального произведения и его жанром.

Места смены направления движения меха определяются членением музыкальной речи на мотивы, фразы, предложения, части, а так же взятием естественного «дыхания» или логикой развития музыкальной мысли.

Распределение меха, то есть интенсивность его ведения, определяется динамическим развитием, нюансировкой и штрихами произведения. Продуманность, тщательность в распределении меха - это гаранты не только стабильной игры, чувства психологической уверенности и комфорта в процессе исполнения, а также признак профессионализма и культуры исполнителя.

Различные по характеру пьесы требуют владения определенными способами ведения меха. Владение способами ведения меха - это умение исполнителя баяниста и аккордеониста пользоваться динамической шкалой - от pianissimo до fortissimo; тонкого дозирования diminuendo и crescendo; это владение штрихами - от самых певучих до самых акцентированных и четких.

Таким образом, овладение техникой ведения меха способствует формированию исполнительских навыков учащегося, выразительному исполнению, яркому раскрытию содержания музыкального произведения, а так же успешной творческой деятельности будущего музыканта, как любителя, так и профессионала.


Список использованной литературы

 Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1980.

 Бесфамильнов В.В., Семешко А.А. Воспитание баяниста. Вопросы теории и практики. Киев, 1989.

 Браудо И.А. Артикуляция.// Вопросы музыкально - исполнительского искусства. Вып. 5. М., 1969.

 Гвоздев П.А. Принципы образования звука и его извлечение.// Баян и баянисты. Вып. 1. М., 1970.

 Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., 1961.

 Егоров Б.М. Средства артикуляции и штрихи на баяне.// Вопросы профессионального воспитания баяниста. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 48. М., 1980.

 Завьялов А.П. Баянное искусство. Воронеж, 1995.

 Крупин А.И. Мехопальцевая артикуляция при атаке звука на баяне.// Баян и баянисты. Вып. 7. М., 1987.

 Крупин А.И. О некоторых принципах освоения приемов меха баянистами.// Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л., 1985.

 Липс Ф.Р. Звук и звукоизвлечение.// Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах. Вып. 77. М., 1984.

 Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М., 1998.

 Мотов В.З. О некоторых приемах звукоизвлечения на баяне. //Вопросы профессионального воспитания баяниста. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 48. М., 1980.

 Михальченко И.С. Методика работы незрячего педагога со зрячим учащимся по классу баяна и аккордеона.// Материалы Всероссийского совещания незрячих педагогов по классу баяна и аккордеона. М., 1973.

 Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

 Паньков А.Д. О работе баяниста над ритмом.// Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах. Вып. 77. М., 1984.

 Теплов В.Н. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

 Чернов А.И. Формирование смены меха при работе над полифоническими произведениями.// Баян и баянисты. Вып. 7. М., 1987.

 Чиняков А.М. Решение баянистом художественно - технических задач. М., 1997.

 Яшкевич Н.А. Звукоизвлечение на баяне и аккордеоне.// Материалы Всероссийского совещания незрячих педагогов по классу баяна и аккордеона. М., 1973.

11


© 2010-2022