• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение на тему Значение оригинального репертуара в исполнительстве на русских народных инструментах

Методическое сообщение на тему Значение оригинального репертуара в исполнительстве на русских народных инструментах

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое сообщение на тему

« Значение оригинального репертуара в исполнительстве на русских народных инструментах»

Салтыкова Татьяна Анатольевна, преподаватель ДШИ

«Что такое - балалайка?» Большинство из тех, кому зададут этот вопрос, ответят, что балалайка - это русский народный инструмент. Но далеко не каждый сможет вспомнить, как давно и где он этот инструмент слышал, и как он звучит. Более того, обязательно найдутся люди, которые балалайку не слышали никогда. Та же ситуация и с домрой, гуслями (в меньшей степени - с баяном). В редком случае человек, произносящий слово «домра», не перепутает её с домброй…

К сожалению, безграмотность по отношению к русским народным инструментам растет с каждым поколением и в настоящий момент приобрела чудовищный, массовый характер. Почему россияне, в подавляющей массе, не знакомы с инструментами, носящие имя «русские народные»? Как получилось, что концерты нашего жанра имеют ничтожный общественный резонанс? Что мешает развитию исполнительства на русских народных инструментах?

Очевидно, что главной причиной непопулярности наших инструментов является их «народность», их узкая география - Россия, Украина, Белоруссия. К той же причине можно отнести недолгую, по сравнению с академическими инструментами, историю развития нашего жанра. Мы не можем гордиться непрерывной, планомерной эволюцией исполнительства на р.н.и. в течение нескольких столетий; выверенной и устоявшейся методикой преподавания; мы лишены «классического» репертуара. Не секрет, что в США, Италии, Индии, Японии, Китае, в мусульманских странах народные музыкальные инструменты (банджо, мандолина, кото, ситара, домбра и др.) имеют совершенно другой социальный статус: человек профессионально или на любительском уровне владеющий таким инструментом, пользуется популярностью и уважением среди сограждан. В вышеназванных странах существуют специализированные радиостанции, телевизионные каналы на которых круглосуточно транслируются выступления артистов - представителей национальной культуры; записи ансамблей и оркестров народных инструментов; передачи, посвященные проблематике жанра; интервью с артистами; мастер классы в режиме реального времени (on-line); всевозможные викторины и т.д.

В нашей стране - все с точностью, да наоборот. Отношение к русским народным инструментам, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Неискушенные слушатели, в большинстве своем, относятся к народным инструментам как к чему-то прикладному, примитивному, а музыканты-академисты, как правило, видят эти инструменты лишь в качестве носителя характерного тембра с узкими возможностями его применения. В массовом сознании - человек, играющий на народных инструментах, занимается чем-то несерьезным, даже, в некоторой степени, комичным…

Как повысить (создать) престиж нашей профессии? Каким образом - характерный, самобытный, родной тембр балалайки, домры, баяна и гуслей донести до обычного слушателя, заставить этот тембр вспомнить, переосмыслить и полюбить? Как доказать, что уникальность русских народных инструментов - не в коем случае не недостаток, а, напротив,- их достоинство, можно сказать - «изюминка».

Главная проблема нашего жанра, которая формирует и общественное мнение, и мнение специалистов; определяет перспективы развития исполнительства на русских народных инструментах - проблема оригинального репертуара. Для любого музыканта репертуар является важнейшей категорией его профессиональной деятельности. Музыкальный инструмент для исполнителя - это не предмет, который он, музицируя, держит в руках; не то, из чего он извлекает звуки - это лишь средство… Цель же любого музыканта в том, чтобы с помощью своего инструмента донести до слушателя то, что именно он исполняет. Проблема репертуара является доминантной в творчестве любого музыканта. И от того, насколько оригинальной, качественной, понятной и профессиональной будет эта музыка, настолько наш жанр будет развиваться быстрее и основательнее русские народные инструменты закрепятся в одном ряду с общепризнанными академическими инструментами.

Конечно, нельзя не упомянуть и о том, что, безусловно, помимо репертуара, характеризует музыканта, как личность, и что позволяет ему внести достойную лепту в развитие своей профессии. Имеется в виду исполнительский, профессиональный уровень, его способность интересно и грамотно исполнить музыкальное произведение.

К счастью, среди музыкантов-исполнителей на русских народных инструментах все-таки существуют люди, которые явственно ощущают репертуарный голод и неустанно трудятся над расширением и продвижением оригинальной современной музыки. Первый среди них - Народный артист России, профессор Ф.Р. Липс, - его неимоверной творческой активности может позавидовать любой молодой музыкант. Множество премьер, десятки сольных дисков, создание и ежегодное проведение международного фестиваля «Баян и баянисты» в Москве; реальная поддержка молодых, талантливых композиторов… Кстати, именно баянисты и аккордеонисты являются, на сегодняшний день, самыми активными из «семьи народников», - почти на каждом концерте с их участием можно услышать новые сочинения.

Среди баянистов и аккордеонистов, равно как и среди домристов и гусляров, есть уважаемые музыканты, внесшие весомый вклад в продвижение новой музыки для своих инструментов. Обработки русских народных песен и пьесы для балалайки, домры с фортепиано А. Шалова,

Н. Будашкина, Н. Олейникова, М. Цайгера, А. Цыганкова, В. Панина, А. Данилова, В. Городовской, Т. Вольской, А. Курченко, Ю. Шишакова, и других (за 20 век).

Возможности солирующей домры по-настоящему раскрылись в середине 40-х годов, когда для нее были созданы оригинальные сочинения. И первым из них по праву можно назвать «Концерт для домры с оркестром» Николая Будашкина (1945 г.). С этого произведения начинается новый период в истории домрового исполнительства, поскольку концерт послужил началом создания оригинальной литературы.

В 1951 году Ю.Шишаков написал одночастный «Концерт №1 для трехструнной домры с русским народным оркестром», ставший новым этапом в раскрытии ее художественных возможностей. В начале 60-х годов домровая литература пополнилась концертом Б. Кравченко, а также чуть ранее написанным концертом Ю. Зарицкого. В конце 50-х и начале 60-х появляется ряд превосходных исполнителей-домристов (В. Никулин, Ф.Коровай, М.Васильев).

Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990-е годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители-домристы, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов В.Яковлев, В.Никулин, В.Красноярцев, Н.Т. Лысенко, В.С. Чунин, а несколько позднее - Т.Вольская, В.Круглов, А.Цыганков, С.Лукин, Б.Михеев, В. Ивко, М. Уляшкин, И. Емельянчикова возвели солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов.

На домре могут прекрасно прозвучать клавирные сонаты А.Скарлатти, произведения И.С.Баха, П.И.Чайковского, скрипичные романтические произведения П.Сарасате, К.Сен-Санса, Г.Венявского и многих других авторов. Играют транскрипции Д.Гершвина, А.Пьяцоллы, джазовые композиции. Но, конечно, только оригинальный репертуар может способствовать развитию домры, двигать ее вперед. Необходимо привлекать композиторов к созданию нового репертуара, найти такого автора, который бы слышал домру и писал для нее.

Сейчас на домре играют сочинения А.Цыганкова, Ю.Семашко, В.Пожидаева, Е.Подгайца, Н. Хондо, В. Городовской, Е. Дербенко, С. Сиротина, Б. Гибалина, Л. Никольской, и др. Это новые оригинальные произведения для домры. Композиторы обратили внимание на инструмент, отметили, что домра может интересно звучать в ансамбле. Сочетания могут быть самыми различными. Домра хорошо звучит в ансамбле с флейтой, клавесином, гитарой, фортепиано, а также со своими однородными разновидностями.

За последние годы уровень исполнительства на русских народных инструментах значительно продвинулся вперед. Домру можно услышать во многих крупных концертных залах в России и за рубежом. Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических оркестров.

На многочисленных конкурсах юных исполнителей на русских народных инструментах можно услышать настолько талантливых детей, что все волнения по поводу перспектив в нашем деле невольно исчезают…

В музыкальных колледжах страны студенты играют произведения, которые лет 10 назад включались в программу государственных экзаменов в ВУЗах и даже в аспирантуре. Появились десятки талантливых молодых музыкантов, лауреатов Всероссийских и международных конкурсов, чей высокий исполнительский уровень свидетельствует об эволюции жанра. Все это позволяет широко пропагандировать современное исполнительство на домре не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Русский народный инструмент это, в первую очередь, музыкальный инструмент, на котором прекрасно звучит любая музыка, профессионально написанная для нее в абсолютно любом жанре. У русских народных инструментов большое будущее, их возможности еще до конца не осознанны и не раскрыты; но за тот недолгий период, который они известны в профессиональном статусе, наши балалайки, домры и баяны получили такое развитие, на которое бы иному инструменту не хватило бы и триста лет.

Список литературы:

1. Аверин В.А. История исполнительства на русских народных инструментах. Красноярск, 2002

2. Виноградов а О.А. Музыкальная энциклопедия. 1973

3. Бендерский Л.Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983

© 2010-2022