- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока по музыке Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (5 класс)
Разработка урока по музыке Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (5 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мазинова К.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «гимназия» г.бахчисарай республика крым. |
Разработка урока по музыке 1 класс. |
«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» |
|
Подготовила: Мазинова Карина Неждетовна, учитель музыки МБОУ «Гимназия г.Бахчисарай Республика Крым. |
14.02.2016 |
2016г.
Тема урока по музыке: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» 5 класс.
Цель: Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.
Задачи:
-
Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления;
-
Путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве;
-
Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.
-
Содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.
-
Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.
Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни.
Коммуникативные УУД: участие в исполнении в ансамбле с учителем музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Музыкальный материал:
-
Колокольные звоны
-
С.В.Рахманинов Сюита №1 для 2-х фортепиано, 4 часть «Светлый праздник»
-
М.П.Мусоргский опера «БорисГодунов» пролог.
-
Е. Крылатов-Ю. Энтин «Песня о колоколах» из х/ф «Приключения Электроника».
Оборудование: компьютер, фортепиано, портреты композиторов и картины художников.
Ход урока
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
2.Мотивация учебной деятельности.
(звучит запись звучания курантов)
Учитель:
• Знакомы ли вам эти звуки?
• С чем они ассоциируются у вас?
Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению - колокольному звону. А можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? Почему?
Ответы учеников: Да, можно. На них играют звонари.
3. Объявление темы и задач урока.
Учитель: Как вы думаете, о чем же мы с вами будем сегодня говорить? ( Дети: О колокольности в музыке).
Учитель: Правильно. Только о «Колокольности в музыке и изобразительном искусстве».
Колокола!
Ваш звучный звон - Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей. Колокола - Руси венец,
Червоным золотом горящий,
Ваш звон - связующая нить
Меж будущим и настоящим. Г.Голуб
Наша задача сегодня исследовать, где и когда звучали колокола, какое место колокола занимают в русской культуре. Для этого нужно собрать необходимые доказательства.
4.Актуализация знаний.
Учитель: «Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби».
«Царь-колокол. Он находится в Москве на территории Кремля как памятник».
«Некоторые ученые считают, что название «колокол» произошло от греческого «калкун» - в переводе на русский «било». Однако существуют и другие версии. Слово «колокол» - от нашего старинного славянского слова «коло», обозначающего круг.
Било - это брус или доска, по которым ударяли специальными деревянными палками. Изготавливали била из клена, бука, ясеня, которые придавали звучанию особенную мелодичность.
Клепало изготавливалось в виде доски или коромысла, что своей дугообразной формой должно было символизировать небесный свод, а звук его уподоблялся грому небесному.
Колокола появились только в конце X века. На Русь колокола пришли издалека, церковные колокола даже звались на итальянский манер кампанами, но сразу стали явлением самобытным, символом державы и мощи духа русского человека. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г.»
5. Слушание музыки. Колокольные звоны.
Учитель:Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны - это голос нашей Родины. В твоем городе есть церковь, а ты слышала звон её колоколов? Одинаково ли они звучат?
Давайте послушаем, какой голос бывает у колоколов. Что ты почувствуешь в звучании этих колоколов?
Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме.
Трезвон - праздничный радостный звон во все колокола. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же во время крестного хода.
Набат - оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол.
Перебор - медленный звон поочередно в колокола по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим.
Перезвон - перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького.
Аудиозапись: Благовест Перебор Перезвон Трезвон Набат
Дети в тетрадях должны правильно провести стрелочки к каждому прослушанному колокольному звону.
Обращение русских композиторов к колокольному звону.
Учитель: К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П. Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И. Стравинский.
В честь светлого праздника Пасхи ещё в начале ХХ века русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал сюиту из 4 частей, одна из которых называется «Светлый праздник». Навеяна она ему воспоминаниями детства и связана с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгороского Софийского собора.
Давайте послушаем эту музыку.
- Какие инструменты звучали в этом эпизоде? (Ответы детей: фортепиано)
Учитель: В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ - передача звучания одного инструмента другим. Запишите это новое слово у себя в музыкальном словаре.
6.Закрепление нового материала. Сопоставление музыки и произведений изобразительного искусства
Учитель:А теперь я предлагаю выполнить творческое задание с целью закрепления новых знаний:
Рассмотрим репродукции картин русского художника Исаака Левитана «Тихая обитель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».
- Как ты думаешь, можно ли эти картины сопоставить с сюитой С.Рахманинова?
-Какая тема объединяет эти картины? (Церкви с колоколами)
-Какие чувства у тебя они вызвали? (Спокойствие, умиротворение)
Учащиеся , определяют характер мелодии, регистр, лад, динамику, тембры инструментов, сравнивают с картинами Левитана.
М.П.Мусоргский в своей опере «Борис Годунов тоже использует прием колокольного звона. Опера начинается с пролога, где на большой площади собрался народ, чтобы увидеть коронацию Бориса Годунова-жестокого и безжалостного царя. Послушайте, как звучит колокольный звон в этом произведении и сравните его с сюитой С.Рахманинова.
Слушаем отрывок из оперы «Борис Годунов». Сравниваем.
Подходят ли картины Левитана к опере? (Ответы детей: Нет, потому, что в картинах Левитана краски спокойные, теплые, а в опере колокола звучат напряженно, грозно).
Колокола изображали не только художники, композиторы. О колоколах даже написаны песни. С одной из них мы сегодня и познакомимся.
7.Исполнение песни
Исполняют вместе с учителем «Песню о колоколах»
8.Подведение итогов.
Учитель: Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?
(Дети: Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби .Сообщали о болезни, о пожаре, о начале войны, смене царя).
Что вы нового узнали о колоколах?
С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?
Музыка каких отечественных композиторов звучала сегодня на уроке?
Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?
Ответы учащихся:
Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби
Сигнализировали о пожаре, о начале войны, смене царя
Россия - страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.
Зодчими строились храмы с колокольнями
Художники рисовали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего ими на людей
Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы
Композиторы С.Рахманинов, М.Мусоргский, П.Чайковский писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.
9.Рефлексия
Давайте и мы с вами попробуем изобразить колокольный звон.
Учитель раздает колокольчики детям. (Звоним : трезвон, перезвон, набат)
10.Итоговое слово учителя
Говорят: икона - молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол - молитва в звуке. Ребята, когда будете проходить возле церкви, обязательно остановитесь и послушайте колокольный звон. Пусть он принесет благодать вашей душе.