• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка урока по музыке Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (5 класс)

Разработка урока по музыке Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «гимназия» г.бахчисарай республика крым.

Разработка урока по музыке 1 класс.

«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»


Подготовила: Мазинова Карина Неждетовна, учитель музыки МБОУ «Гимназия г.Бахчисарай Республика Крым.

14.02.2016

2016г.

Разработка урока по музыке Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (5 класс).

Тема урока по музыке: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» 5 класс.

Цель: Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.

Задачи:

  • Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления;

  • Путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве;

  • Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.

  • Содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.

  • Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.

Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни.

Коммуникативные УУД: участие в исполнении в ансамбле с учителем музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Музыкальный материал:

  1. Колокольные звоны

  2. С.В.Рахманинов Сюита №1 для 2-х фортепиано, 4 часть «Светлый праздник»

  3. М.П.Мусоргский опера «БорисГодунов» пролог.

  4. Е. Крылатов-Ю. Энтин «Песня о колоколах» из х/ф «Приключения Электроника».

Оборудование: компьютер, фортепиано, портреты композиторов и картины художников.

Ход урока

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

2.Мотивация учебной деятельности.

(звучит запись звучания курантов)

Учитель:
• Знакомы ли вам эти звуки?
• С чем они ассоциируются у вас?

Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению - колокольному звону. А можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? Почему?

Ответы учеников: Да, можно. На них играют звонари.

3. Объявление темы и задач урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем же мы с вами будем сегодня говорить? ( Дети: О колокольности в музыке).

Учитель: Правильно. Только о «Колокольности в музыке и изобразительном искусстве».

Колокола!

Ваш звучный звон - Язык земли, меня вскормившей.

Живёт в вас радость, клич и стон,

Как отголосок жизни бывшей. Колокола - Руси венец,

Червоным золотом горящий,

Ваш звон - связующая нить

Меж будущим и настоящим. Г.Голуб

Наша задача сегодня исследовать, где и когда звучали колокола, какое место колокола занимают в русской культуре. Для этого нужно собрать необходимые доказательства.

4.Актуализация знаний.

Учитель: «Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби».

«Царь-колокол. Он находится в Москве на территории Кремля как памятник».

«Некоторые ученые считают, что название «колокол» произошло от греческого «калкун» - в переводе на русский «било». Однако существуют и другие версии. Слово «колокол» - от нашего старинного славянского слова «коло», обозначающего круг.

Било - это брус или доска, по которым ударяли специальными деревянными палками. Изготавливали била из клена, бука, ясеня, которые придавали звучанию особенную мелодичность.

Клепало изготавливалось в виде доски или коромысла, что своей дугообразной формой должно было символизировать небесный свод, а звук его уподоблялся грому небесному.

Колокола появились только в конце X века. На Русь колокола пришли издалека, церковные колокола даже звались на итальянский манер кампанами, но сразу стали явлением самобытным, символом державы и мощи духа русского человека. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г.»

5. Слушание музыки. Колокольные звоны.

Учитель:Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны - это голос нашей Родины. В твоем городе есть церковь, а ты слышала звон её колоколов? Одинаково ли они звучат?

Давайте послушаем, какой голос бывает у колоколов. Что ты почувствуешь в звучании этих колоколов?

Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме.

Трезвон - праздничный радостный звон во все колокола. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же во время крестного хода.

Набат - оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол.

Перебор - медленный звон поочередно в колокола по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим.

Перезвон - перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького.

Аудиозапись: Благовест Перебор Перезвон Трезвон НабатРазработка урока по музыке Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (5 класс).

Дети в тетрадях должны правильно провести стрелочки к каждому прослушанному колокольному звону.

Обращение русских композиторов к колокольному звону.

Учитель: К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П. Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И. Стравинский.

В честь светлого праздника Пасхи ещё в начале ХХ века русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал сюиту из 4 частей, одна из которых называется «Светлый праздник». Навеяна она ему воспоминаниями детства и связана с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгороского Софийского собора.

Давайте послушаем эту музыку.

- Какие инструменты звучали в этом эпизоде? (Ответы детей: фортепиано)

Учитель: В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ - передача звучания одного инструмента другим. Запишите это новое слово у себя в музыкальном словаре.

6.Закрепление нового материала. Сопоставление музыки и произведений изобразительного искусства

Учитель:А теперь я предлагаю выполнить творческое задание с целью закрепления новых знаний:

Рассмотрим репродукции картин русского художника Исаака Левитана «Тихая обитель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».

- Как ты думаешь, можно ли эти картины сопоставить с сюитой С.Рахманинова?

-Какая тема объединяет эти картины? (Церкви с колоколами)

-Какие чувства у тебя они вызвали? (Спокойствие, умиротворение)

Учащиеся , определяют характер мелодии, регистр, лад, динамику, тембры инструментов, сравнивают с картинами Левитана.

М.П.Мусоргский в своей опере «Борис Годунов тоже использует прием колокольного звона. Опера начинается с пролога, где на большой площади собрался народ, чтобы увидеть коронацию Бориса Годунова-жестокого и безжалостного царя. Послушайте, как звучит колокольный звон в этом произведении и сравните его с сюитой С.Рахманинова.

Слушаем отрывок из оперы «Борис Годунов». Сравниваем.

Подходят ли картины Левитана к опере? (Ответы детей: Нет, потому, что в картинах Левитана краски спокойные, теплые, а в опере колокола звучат напряженно, грозно).

Колокола изображали не только художники, композиторы. О колоколах даже написаны песни. С одной из них мы сегодня и познакомимся.

7.Исполнение песни

Исполняют вместе с учителем «Песню о колоколах»

8.Подведение итогов.

Учитель: Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?

(Дети: Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби .Сообщали о болезни, о пожаре, о начале войны, смене царя).

Что вы нового узнали о колоколах?

С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?

Музыка каких отечественных композиторов звучала сегодня на уроке?

Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?

Ответы учащихся:

Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби

Сигнализировали о пожаре, о начале войны, смене царя

Россия - страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.

Зодчими строились храмы с колокольнями

Художники рисовали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего ими на людей

Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы

Композиторы С.Рахманинов, М.Мусоргский, П.Чайковский писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.

9.Рефлексия

Давайте и мы с вами попробуем изобразить колокольный звон.

Учитель раздает колокольчики детям. (Звоним : трезвон, перезвон, набат)

10.Итоговое слово учителя

Говорят: икона - молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол - молитва в звуке. Ребята, когда будете проходить возле церкви, обязательно остановитесь и послушайте колокольный звон. Пусть он принесет благодать вашей душе.

© 2010-2022