Открытый урок кружка хора мальчиков «Уникум» по теме: «Он не ручеек, он океан»

Тип занятия: освоение и закрепление новых знаний. Форма: творческое занятие. Цель: формирование духовной личности средствами музыкального искусства.   Музыкальный материал. 1. «Органная прелюдия соль-минор» И. С. Бах. 2. «Органная фуга соль-минор» И. С. Бах. 3. Немецкая народная песня «Музыканты».   Задачи: образовательная: 1) закрепить понятие того, что музыка воздействует на жизнь и с большой си­лой влияет на человека; 2) познакомить учащихся хора мальчиков с музыкой «Органной прелюдии соль-ми...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Он не ручеек, он океан».

Тип занятия: освоение и закрепление новых знаний.

Форма: творческое занятие.

Цель: формирование духовной личности средствами музыкального искусства.


Музыкальный материал.

1. «Органная прелюдия соль-минор» И. С. Бах.

2. «Органная фуга соль-минор» И. С. Бах.

3. Немецкая народная песня «Музыканты».

Задачи:

образовательная:

1) закрепить понятие того, что музыка воздействует на жизнь и с большой си­лой влияет на человека;

2) познакомить учащихся хора мальчиков с музыкой «Органной прелюдии соль-минор» и «Ор­ганной фуги соль-минор» И. С. Баха; выяснить как воздействует произведение на слушателей;

3) повторить знание понятийного материала по изученной теме (в ходе образо­вательной игры):

- преобразующая сила музыки;

- симфония;

- П. Чайковский;

- ноктюрн;

- вальс;

- Ф. Шопен;

- опера;

- Дж. Гершвин;

- прелюдия;

- фуга;

- И. С. Бах;

- полифония;

4) продолжить работу над хоровым репертуаром - чистота интонации, звукове­дение, канон, художественный образ;

5) познакомить учащихся хора мальчиков с композитором Иоганном Себастьяном Бахом;

6) дать объяснение следующим понятиям: орган, прелюдия, фуга, Иоганн Се­бастьян Бах;

развивающая:

1) продолжить развитие вокально-хоровых навыков;

2) развивать логическое и образное мышление;

воспитательная:

нацелить ребят на понимание того, что человек должен стремиться видеть в жизни правду и красоту.

Оборудование:

1) аудиозаписи по слушанию музыки;

2) словарь эстетических эмоций;

3) схема анализа музыкального произведения;

4) портрет композитора И. С. Баха;

5) понятийный словарь: орган, прелюдия, фуга, Иоганн Себастьян Бах.

«Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой»

И. В. Гете

Ход занятия.

- Ребята, мы уже знаем, что музыка способна с большой силой воздействовать на человека, вызывать у него определенные чувства и мысли, формировать его от­ношение к другим людям, к окружающему миру, изменять характер, укреплять силу воли, воспитывать благородство, гуманность, доброту.

Сегодня на занятии мы познакомимся с произведениями великого немецкого композитора XVIII века Иоганном Себастьяном Бахом. Мы попытаемся понять как воздействует музыка композитора на слушателей. Человек - главный герой в твор­честве И. С. Баха. Его музыкальные произведения отражают человеческую жизнь с богатством и красотой человеческих чувств, мыслей, поступков, и в этом мы с вами сегодня убедимся. Повторим понятия: преобразующая сила музыки, П. Чайковский, ноктюрн, вальс, Ф. Шопен, опера, Дж. Гершвин. Познакомимся с новыми поня­тиями: орган, прелюдия, фуга, Иоганн Себастьян Бах. Исполним немецкую народ­ную песню «Музыканты».

В конце занятия ответим на вопросы:

С какими музыкальными произведениями С. Баха мы познакомились?

Как воздействуют произведения С. Баха на слушателей?

И. С. Бах жил очень давно, более двух с половиной столетий назад, в очень сложное и трудное время - в эпоху распада феодального общества. Он жил в Герма­нии, раздробленной на множество мелких княжеств…

Исполняя нелегкую службу церковного музыканта он один из первых восстал против унизительного положения лакея. И. С. Бах стремился своей музыкой пробу­дить в людях глубокие чувства и чистые помыслы. Он был могуч духом, он верил в силу искусства и в силу народных корней, крепко связавших его творчество с жиз­нью, он оставался верен себе и своим идеалам.

Любимым инструментом И. С. Баха был орган. Именно ему он посвятил ог­ромное количество произведений.

- Что такое орган?

Орган - (от греч. Organ - инструмент) самый большой духовой клавишный ин­струмент. Представляет собой систему труб, в которых при помощи воздуха, что подается специальным механизмом, получаются звуки разных тембров и регистров.

Могучий, наполненный необыкновенно разнообразным звучанием в наиболь­шей степени отвечал потребностям музыканта. В органном творчестве им разрабо­таны фантазии, сонаты, прелюдии, фуги. Наперекор церковным традициям, в своих органных произведениях, композитор хотел донести до слушателя силу человече­ского духа.

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с «Органной прелюдией соль-ми­нор» и «Органной фугой соль-минор». Прелюдия и фуга относятся к произведениям полифонического склада.

- Что такое полифония?

Полифония - (от греч. поли - много, фон - голос) многоголосье в музыке. Ко­торое объединяет в одновременном звучании несколько равноправных мелодий, ка­ждая из которых имеет самостоятельное выразительное значение и развитие.

- Что такое прелюдия?

Прелюдия - (от лат. «игра») вступление. Небольшое самостоятельное музы­кальное произведение, служившее обычно вступлением последующей пьесе.

Сейчас я предлагаю вам прослушать «Органную прелюдию соль-минор» И. С. Баха.

Задание:

- Слушая музыку, определите характер и настроение произведения. (песенный; проникновенное, выразительное, чувственное, подвижное, певучее…)

Итак, слушаем.

Вопросы:

1. Назовите произведение и его автора.

2. К какому жанру оно относится?

3. Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал в создании образного содержания музыки? (характеристика средств музыкальной вы­разительности: мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр, регистр, штрих).

4. Как воздействую произведения И. С. Баха на слушателя?

(В создании композитором выразительного образа человека мыслителя).

Вывод:

- Итак, мы можем сделать вывод: музыка И. С. Баха восхищает и воздействует на нас ярко выраженной силой, желанием сделать человека благородным, свобод­ным, гордым.

И еще одно произведение прозвучит для вас «Органная фуга соль-минор» И. С. Баха.

- Что мы называем фугой?

Фуга - «бег», «движение». Фуга - это определенная форма полифонической музыки, в основе которой лежит одна тема, которая звучит последовательно в раз­ных голосах, это как бы музыкальный разговор трех-четырех голосов.

«Органная фуга соль-минор» - четырехголосная. Напевная тема звучит сначала в одном голосе, потом к разговору присоединяется второй, третий и, наконец, чет­вертый голос. Они сплетаются в удивительное кружево и одновременно заканчива­ются мажорным аккордом. Слушая музыку обратите внимание на выразительность темы фуги.

Задание:

- Слушая музыку, определите характер и настроение произведения.

(характер песенный, настроение взволнованное, проникновенное, чувственное, с достоинством, жизнеутверждающее).

Итак, слушаем.

Вопросы:

- Назовите произведение и его автора.

- К какому жанру оно относится?

- Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал в создании образного содержания музыки? (характеристика средств музыкальной вы­разительности: мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр, регистр, штрих).

- Как воздействует произведение на слушателя?

(это произведение открывает глубину человеческих чувств и мыслей).

Вывод:

- Итак, мы можем с уверенностью сказать, что человек остается главным ге­роем творчества И. С. Баха. Это ему он посвящает свою музыку, наделенную вели­чественностью, огромной жизненной силой, открывающую человеку глубину чувств, мыслей, побуждающую в борьбе за достижение высоких жизненных идеа­лов.

Сила воздействия музыки И. С. Баха на слушателей в богатстве и красоте чело­веческих чувств и мыслей, поступков в правде жизненного содержания музыки.

- Чтобы наш урок успешно продолжался, я предлагаю сыграть вам в образова­тельную игру, повторив понятия изученной темы.

Образовательная игра.

1. Польский композитор XIX века, автор «Ноктюрна си-минор», «Вальса ми-минор»? (Ф. Шопен).

2. Немецкий композитор XVIII века, автор «Органной прелюдии соль-минор» и «Органной фуги соль-минор»? (И. С. Бах).

3. Танец австрийского происхождения в трехдольном метре, парный, круговой, исполняется в медленном или быстром темпе? (вальс).

4. «Бег», «движение» - определенная форма полифонической музыки, в основе которой лежит одна тема, которая звучит последовательно в разных голосах? (фуга).

5. «Ночная» - лирическая пьеса с широкой напевной мелодией? (ноктюрн).

6. Вступление. Небольшое самостоятельное музыкальное произведение, слу­жащее обычным вступлением к последующей пьесе? (прелюдия).

7. Русский композитор XIX века, автор Шестой симфонии? (П. Чайковский).

8. Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра? (симфо­ния).

9. Американский композитор XIX века, автор оперы «Порги и Бесс»? (Дж. Гершвин).

10. Воздействие музыки на человека? (преобразующая сила музыки).

11. Музыкально-драматическое произведение, в котором сюжет, мысли и чув­ства героев передаются с помощью пения? (Опера).

12. Многоголосье в музыке, которое объединяет в одночасном звучании не­сколько равноправных мелодий, каждая из которых имеет самостоятельное вырази­тельное значение и развитие? (полифония).

Продолжая тему отражения человеческой жизни в музыкальных произведе­ниях, обратимся к немецкой народной песне «Музыканты», в которой рассказыва­ется о нелегкой судьбе музыканта. Не смотря ни на что: плохую погоду, холод, снег, ветер, музыканты нелегким трудом зарабатывают себе на жизнь, потому что в жизни есть цель. Песня звучит в мажоре, что подчеркивает несгибаемость человече­ского духа и силы воли.

Учащиеся хора мальчиков исполняют немецкую народную песню «Музыканты» - чистота ин­тонации, звуковедение, канон, художественный образ.

Обобщение занятия.

1. С какими музыкальными произведениями И. С. Баха мы познакомились?

2. Как воздействует произведение И. С. Баха на слушателей?

- Вы сегодня все очень хорошо работали, я вами довольна, молодцы!

Звучит «Органная фуга соль-минор» И. С. Баха, учащиеся хора мальчиков прощаются с руководителем и организованно выходят из класса.


© 2010-2022